Государственное управление проектами в области энергосбережения как база для эффективного внедрения лучших практик



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2014


Франк Т.,
генеральный директор компании Envidatec GmbH, Гамбург,
Германия, аудитор и эксперт Европейского союза по ISO 50001


Кычкин А.В.,
кандидат технических наук, доцент кафедры микропроцессорных
средств автоматизации Пермского национального
политехнического университета, Пермь, Россия


Мусихина К.Г.,
студентка кафедры микропроцессорных средств автоматизации
Пермского национального исследовательского политехнического
университета, Пермь, Россия


В статье рассматриваются основные зарубежные законодательные проекты, направленные на обеспечение повышения эффективности процессов организации и внедрения лучших практик как ключевых элементов систем энергетического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001:2011. Предлагается модель организации процесса внедрения и сертификации системы энергетического менеджмента с использованием опыта зарубежного партнёрства с ключевыми консалтинговыми компаниями Германии.


Мы наблюдаем значительный интерес к вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на техническом, так и организационном уровне [1]. Мировая практика уже не первый год показывает системность в повышении энергоэффективности, которая, по мнению United Nations Industrial Development Organization (UNIDO), достигается не за счёт внедрения новых энергосберегающих технологий, а за счёт изменений в методах и способах управления.


Данная позиция получила поддержку, закреплённую международными, региональными и профессиональными стандартами, в частности стандартом на системы энергетического менеджмента (СЭнМ) – ISO 50001:2011 [2; 3]. В соответствии с данным стандартом ключевым аспектом успешного энергоменеджмента в организации является модернизация существующего производства и управления на основе использования лучшей мировой практики в области энергосбережения [4].


Многие крупные предприятия ТЭК, сырьевой базы и машиностроения обеспечили системность повышения энергоэффективности именно за счёт лучших практик мира. Однако их массовое тиражирование остаётся по-прежнему затруднительным.


В России недооценены такие аспекты, как необходимость экономии энергетических ресурсов, полнота и доступность информации об эффективных решениях, годных для исследований и тиражирования, знания и опыт в области менеджмента энергии в соответствии с ISO 50001:2011.


Формирование лучших практик на базе ведущих предприятий зарубежных стран во многом обусловливается развитием их законодательной базы. Государство мотивирует предприятия к рациональному потреблению энергии, что на практике выражено введением законов, предоставлением кредитов и займов, налоговых льгот. При этом в литературных источниках и СМИ, как правило, указаны лишь результаты лучших практик предприятий, а опыт государственного управления проектами в энергетике не рекламируется. В связи с этим систематизация и анализ законодательной базы стран, предприятия которых считаются полноправными лидерами в области энергоэффективности, выявление механизмов  стандартизации и тиражирования лучших практик как элементов СЭнМ представляют сегодня особый интерес.


Германский опыт государственного управления проектами в области современной энергетики
Германия входит в число мировых лидеров в области энергосбережения с одним из самых жёстких законодательств и нормативов в этой области. В Германии на сегодняшний день ряд законов регулируют энергопотребление и ресурсопотребление, повышающее энергоэффективность предприятий [5–7]. Наибольший интерес представляют законодательные проекты, принятые или модернизированные в течение последних 10 лет.


Закон по экономии энергии EnEV (Energiee in sparungsgesetz) был принят в 2002 г., с тех пор несколько раз дорабатывался, последние изменения внесены в 2007 и 2009 гг. [8]. Закон представляет собой требования и стандарты, направленные на снижение энергопотребления при строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий. Данные требования действуют в отношении жилых домов, офисных зданий и помещений.


В развитие данного закона принят закон об использовании возобновляемых источников энергии для получения тепла – EEWаrmeG (Erneuerbare Energien Wаrmegesetz), который содержит минимальные требования к жилым и нежилым помещениям [9]. Благодаря мерам, устанавливаемым законом EEWаrmeG, к 2020 г. доля альтернативных источников для получения тепла должна возрасти с 6,6 до 14%.


Для достижения этой цели все здания, частные и муниципальные, жилые и промышленные, большие и маленькие, должны в обязательном порядке хотя бы частично покрывать свое энергопотребление из альтернативных источников. В рамках программы стимулирования рынка Marktanreiz programm (MAZ) на стимулирование затратных энергосберегающих мероприятий немецкая Федеральная служба экономики и экспорта Bundesamt fur Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle (BAFA) ежегодно выделяет порядка 500 млн евро.


Закон «О защите когенерации», который был заменён в 2002 г. Действующим сейчас законом «О сохранении, модернизации и развитии когенерации» (KWK-G), включает обязанность допускать в общественную электросеть электроэнергию, которая была выработана на когенерационных установках, и оплачивать её по определённой рыночной цене. Кроме того, закон о когенерации предусматривает для небольших когенерационных установок установленные законом надбавки за подпитку общественной сети. Надбавки финансируются за счёт федеральной надбавки за электроэнергию.


На когенерационные установки, которые работают на таких возобновляемых источниках энергии, как биогаз, рапсовое или растительное масло, кроме того, распространяется закон «О приоритете возобновляемых источников энергии» (EEG), который предусматривает общее возмещение отданной в сеть электрической энергии [10]. Закон был разработан, чтобы стимулировать снижение издержек на основе улучшения энергоэффективности от долгосрочной экономии. Закон «О налогообложении энергетики» (EnStG) освобождает от налога на электроэнергию, выработанную самостоятельно.


С января 2009 г. крупные энергопотребители в Германии получают финансовые стимулы через Renewable Energy Sources Act (EEG), если они внедрили СЭнМ. Таким образом, предприятие с внедрённой и успешно сертифицированной СЭнМ может быть полностью освобождено от уплаты налогов за потреблённую энергию, полученную с применением альтернативных источников генерации [11].


На рис. 1 представлена диаграмма, отображающая хронологию принятия основных законов и стандартов в Германии. На данной диаграмме отчётливо видно, что законодательная база Германии многогранна и претерпевает постоянное развитие. Это создаёт отчётливые предпосылки формирования лучших практик энергосбережения на базе промышленных предприятий.



Модель использования европейского опыта для организации и сертификации СЭнМ и внедрения лучших практик на российских предприятиях
Законодательная база России в области энергосбережения перенимает опыт мировых лидеров и развивается. Введены ряд законов, субсидий и программ, поддерживающих предприятия на этапах разработки, внедрения и последующей сертификации СЭнМ [12–14]. В связи с этим трансферт опыта ведущих европейских стран, например Германии, при всесторонней государственной поддержке создаёт благоприятные условия для реализации лучших практик в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.


Данная стратегия может быть реализована в соответствии с моделью сотрудничества, обеспечивающего эффективное внедрение лучших практик западных предприятий на базе платформы ISO 50001:2011. Модель учитывает возможности государственной поддержки проектов по развитию энергоэффективности, условий работы отечественных предприятий, а также опыт ведущих зарубежных организаций, занимающихся вопросами консалтинга при построении СЭнМ (рис. 2).


Приведённая модель содержит три уровня. Уровень L0 представлен предприятиями и организациями частного бизнеса, L1 – государственными и подконтрольными государству организациями, L2 – международными организациями. Все уровни связаны между собой. При этом чётко прослеживается интеграционная роль национальных государственных, а также международных организаций в синхронизации процессов управления энергетическими проектами в России.



Так, например, лучшая практика реализации энергосберегающей технологии на ведущем предприятии Германии может быть исследована немецким институтом по стандартизации DIN. Главной задачей DIN является разработка нормативно-технической документации (стандарты, технические условия, правила). Результаты исследования лучшей практики могут быть включены в национальные стандарты качества.


Кроме DIN лучшая практика может войти в состав международных стандартов, формируемых группой экспертов ISO – международной организацией по стандартизации. Международные стандарты носят добровольный характер и содержат актуальные спецификации на продукцию, услуги и передовую практику, а также способствуют повышению эффективности производства и активному росту промышленного потенциала.


DIN напрямую связан с органами по сертификации (DQS, TUV), которые аккредитованы в органах, сформированных при госучреждениях. DQS аккредитовано в DAR TGA (немецком органе по аккредитации), который был создан Федеральным министерством экономики и технологий Федеративной Республики Германии в соответствии с законом об органе по аккредитации от 31 июля 2009 г. (BGBl. I S. 2625).


Законодательная основа для создания национального органа по аккредитации в Германии создана в соответствии со ст. 4, п. 1 Регламента ЕС № 765/2008, где говорится, что государства – члены ЕС должны назначить с 1 января 2010 г. только один национальный орган по аккредитации.


DQS – единственный немецкий орган, представляющий Германию в IQNet (Международная сеть сертификации). IQNet — это негосударственная некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Швейцарии, со штабквартирой в г. Берне, Швейцария. IQNet объединяет 37 ведущих органов по сертификации, представляющих 33 развитые в области сертификации систем управления страны.


Связующим звеном международного сотрудничества в области внедрения СЭнМ для российских предприятий является компания Envidatec GmbH (Гамбург, Германия), которая была организована в 2002 г. на базе центра компетенций по энергоэффективности крупного энергетического концерна E.ON [4]. В 2004 г. компанией был создан филиал в Вене (Австрия), занимающийся научно-исследовательской работой на базе Венского технического университета. В 2007 г. компания открыла офис Omtec Energiemanagement GmbH в Вене с двумя австрийскими партнёрами (BTM Holding GmbH и Ing. Emmerich Csernohorsky GmbH). С 2009 г. Envidatec GmbH специализируется в области торговли квотами на выбросы СО2 и реализацией систем энергоменеджмента в соответствии с DIN EN 16001 / ISO 50001 с международными партнёрами.


В 2009 г. компания открыла совместное предприятие в России ООО «Энвидатек Ост» (Екатеринбург), выполняющее функции представительства. «Энвидатек Ост» тесновзаимодействует с представительствами международных сертифицирующих органов DQS, Bureau Veritas, РСВС, TQCSI, UNICERT. С 2010 г. специалисты компании выступают в качестве экспертов по стандарту ISO 50001 для международного сертифицирующего органа TUV.


Envidatec GmbH является партнёром GIZ (Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit) – Германского общества по международному сотрудничеству [15].


GIZ поддерживает людей и сообщества в развивающихся странах, странах с переходной экономикой и промышленно развитых странах в деятельности, направленной на расширение собственных перспектив и улучшение условий жизни. Являясь германской федеральной организацией, GIZ оказывает поддержку правительству Германии в реализации поставленных им задач в сфере международного сотрудничества для содействия устойчивому развитию. С 1 января 2011 г. GIZ аккумулирует знания и опыт службы DED (Германская служба развития), общества GTZ (Германское общество по техническому сотрудничеству) и общества InWEnt (Международное повышение квалификации и развития).


С 2012 г. Envidatec GmbH выступает в качестве стратегического партнёра ряда крупных университетов России и СНГ в области мониторинга энергоданных, построения систем энергоменеджмента и оценки энергоэффективности. Основным партнёром Envidatec GmbH выступает ПНИПУ – Пермский национальный исследовательский политехнический университет (Пермь). ПНИПУ, действуя в рамках федерального законодательства и отечественных стандартов ГОСТ Р, тесно взаимодействует с отечественными предприятиями, реализуя лучшие практики компании Envidatec GmbH и международной сети Open JEVis (разработчиков информационных систем энергомониторинга с открытым исходным кодом на базе платформы JEVis).


Заключение
Стандарт ISO 50001 объединяет опыт ведущих стран в области управления потреблением энергии. В состав данного стандарта вошёл немецкий стандарт DIN16001, который включает многолетний опыт исследования и формализации лучших практик в области энергопотребления. Появление, тиражирование и трансляция эффективных решений стали возможны во многом благодаря развитию законодательной базы.


Государственная поддержка в Германии предусматривает налоговые льготы, субсидии, гранты, а также предписывает ограничения и рекомендации при внедрении проектов энергосбережения. Основные тенденции государственной поддержки в Германии – развитие альтернативной энергетики, поддержка когенерации.


В России также появляются различные государственные субсидии, гранты, программы обучения и стажировок, формирующие интерес промышленных предприятий к ISO 50001. Таким образом, внедрённая и успешно сертифицированная СЭнМ на отечественных предприятиях представляет собой универсальную платформу для эффективной реализации лучших мировых практик энергосбережения.


Литература
1. Паули В.К., Тульчинская Я.И. Построение отраслевой системы энергетического менеджмента – одно из направлений повышения надёжности и энергоэффективности электроэнергетики России // Вестник Московского энергетического института. – 2012. – № 5. – С. 36–41.
2. ISO 50001:2011 «Energy management systems – Requirements with guidance for use» [Electronic resource] / International Organization for Standartization. – Geneva, Switzerland, 2011. – 22 p. – Mode of access: iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=51297
3. Франк Т. Практика энергетического менеджмента // Энергосбережение. – 2006. – № 3. – С. 32–35.
4. Кычкин А.В., Хорошев Н.И., Елтышев Д.К. Концепция автоматизированной информационной системы поддержки энергетического менеджмента // Энергобезопасность и энергосбережение. – 2013. – № 5. – С. 12–17.
5. Закон об энергосбережении EnEG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: gesetze-im-internet.de/bundesrecht/eneg/gesamt.pdf
6. Федеральный закон об ограничении выбросов в окружающую среду BImSchG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: gesetze-im-internet.de/bundesrecht/bimschg/gesamt.pdf
7. Закон об энергоэффективности EnEfG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: bakcms.de/Portals/_Rainbow/infomaterial/1140-597/BAK-Stellungnahme%20EnEfG,%2008.02.09.pdf
8. Регламент энергосбережения EnEV. [Электронный ресурс]. Режим доступа: vbh-hoy.de/Files/rte/file/EnEV.pdf
9. Закон об использовании регенерированной энергии для теплогенерации EEWаrmeG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: gesetze-im-internet.de/bundesrecht/eew_rmeg/gesamt.pdf
10. Закон об использовании регенерированной энергии EEG. [Электронный ресурс]. Режим доступа: folkecenter.dk/mediafiles/folkecenter/pdf/eeg_success_brochure_engl.pdf
11. EnMS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: eere.energy.gov/manufacturing/pdfs/webcast_2009-122_energy_mngmnt_stnds.pdf
12. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
13. ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». – http://www.energosovet.ru/npb1189.html
14. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).
15. GIZ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: waterca.org/partners/giz

02.12.2021

Также по этой теме: