Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №4 год - 2014
Тлеубердинова А.Т.,
доктор экономических наук, профессор Карагандинского
государственного университета им. академика Е.А. Букетова
Аскеев А.Г.,
магистр экономических наук, эксперт Комитета индустрии туризма
Министерства индустрии и новых технологий
В статье рассматриваются возможности развития туристической отрасли Республики Казахстан в условиях интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического союза. Основной методикой исследования выступает сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон осуществляемых процессов для туристической отрасли Республики Казахстан. Авторы приходят к выводу, что формирование Евразийского экономического союза потребует большого объёма работы по решению правовых, институциональных, технических, организационных и процедурных вопросов в целом ряде взаимосвязанных областей. В этом плане ключевое значение имеет правильная последовательность шагов, особенно с учётом сжатых временных рамок.
Мировой опыт свидетельствует, что реальная экономическая интеграция возможна и может быть эффективной лишь между странами с достаточно развитым экономическим потенциалом [1]. В СНГ к таким пока можно отнести только Россию, Украину, Беларусь и Казахстан. Россия, Беларусь и Казахстан выступили с инициативой об образовании Таможенного союза (ТС) и в дальнейшем – Единого экономического пространства (ЕЭП).
Под понятием «экономическая интеграция» в рамках соглашений понимают процесс сближения и взаимного приспособления национальных хозяйств, сопровождающийся проведением согласованной экономической политики, созданием институтов, которые вместо национальных государств частично выполняют известные функции в области экономики и законодательства. В результате, по мысли проектантов, возникает общее экономическое и правовое пространство, освоение которого не является исключительно задачей национальных государств [2].
Мировой опыт экономического сближения развитых и развивающихся стран, а также анализ экономических взаимоотношений между государствами СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) указывают на неизбежность прохождения ряда объективно необходимых этапов интеграции, от начальных форм – зоны свободной торговли и Таможенного союза (ТС) к единой таможенной территории и общему рынку товаров [3; 4; 5; 6].
С учётом сегодняшних реалий разумнее было бы сосредоточиться на обустройстве Таможенного союза, на решении первоочередных задач формирования общего рынка товаров. Необходимо хотя бы добиться нормальной работы в рамках Таможенного союза единого таможенного тарифа и единых мер нетарифного регулирования внешней торговли, единого порядка валютного контроля, согласования налоговой политики при осуществлении внешнеторговых операций. Нужно создать благоприятные условия для вхождения государств – участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию. Обязательны обустройство внешних границ Таможенного союза и организация настоящего таможенного контроля на этих границах. Нужен механизм реализации достигнутых договоренностей и согласования принимаемых решений.
Посткризисное состояние национальных экономик стран – членов ТС, реальная перспектива оказаться после кризиса на задворках мировой политики и экономики подталкивают их к тесному взаимодействию.
На сегодняшний день создание Евразийского экономического союза обретает реальные очертания. Более трёх лет действует Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России; с начала 2012 г. сформировано Единое экономическое пространство (ЕЭП) трёх стран; 1 февраля того же года начал свою работу новый наднациональный орган ЕЭП – коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
ТС были упрощены внешнеторговые отношения между странами, ЕЭП облегчило передвижение не только товаров, но и капиталов, и рабочей силы внутри наших стран.
Два года назад появилось первое «союзное министерство» – коллегия ЕЭК, обладающая правом самостоятельно принимать решения, обязательные для исполнения органами власти стран-участниц [7].
Евразийское пространство то объединялось под властью скифов, гуннов, хазар, монголов, российских императоров, советских коммунистов, то распадалось [8; 9].
Влияние происходящих в регионе геополитических трансформаций на мирохозяйственную систему всегда было значительным. Огромное природно-географическое, демографическое и экономическое разнообразие делают регион уникальным. Богатый ресурсный и экономический потенциал евразийского пространства является важным фактором развития не только самого региона, но и всей мировой экономики.
Территория и ресурсный потенциал евразийского пространства(1) огромны. Страны региона занимают площадь в 22,3 млн кв. км (16,4% земной суши), в них проживает 281 млн человек (4,4% населения мира).
(1) Евразийское пространство трактуется в данной статье географически в границах Содружества Независимых Государств, то есть в границах бывшего Советского Союза без стран Балтии.
На территории региона сконцентрировано 25% разведанных в мире базовых видов полезных ископаемых, стоимость которых оценивается от 30 трлн до 40 трлн долларов. На долю региона приходится примерно 40% мировых запасов природного газа, 25% каменного угля, 20% нефти, 25% леса, 13% пахотных земель и 11% пресной воды. Площадь сельхозугодий оценивается в 524 млн га, а доля стран пространства в мировом производстве зерна достигает 63% [8].
Государства региона обладают значительным промышленным потенциалом (около 10% мирового промышленного производства) [10].
Евразийский регион также обладает уникальным транзитным потенциалом.
Трансконтинентальное географическое положение между Европой и АТР усиливает его мировую конкурентоспособность. Развитие сухопутных перевозок и реализация ряда крупных международных проектов в транспортно-коммуникационной сфере позволят усилить роль и значение региона в обеспечении мировых хозяйственных связей [11].
Особого внимания заслуживает туристический потенциал территорий стран – участниц ЕАЭС. Бескрайние реки, прозрачные озера, густые леса, просторные степи, огромное количество девственных природных мест, святынь, музеев, памятников истории и культуры – весь этот потенциал при рациональном и правильном использовании сможет не только обеспечить совокупный рост доходов стран-участниц, но и станет основой устойчивого развития экономики этих стран. Комплексная реализация ресурсного, демографического и туристического потенциалов евразийского пространства может стать основой для роста экономик, обеспечения стабильности общественного развития и повышения уровня жизни населения стран региона в условиях экономической интеграции [12].
Для всех стран – участниц ЕАЭС туризм является низкодоходной сферой экономики. Это обусловлено тем, что государства региона, обладая значительным ресурсным и промышленным потенциалом, фокусируют внимание на развитии нефтедобывающей, металлургической, машиностроительной и обрабатывающей промышленности, агропромышленном комплексе, не уделяя должного внимания развитию сферы услуг, в особенности туризма.
Туризм сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое шестое рабочее место в мире приходится на туристический бизнес [13; 14].
По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристических прибытий составит 1,6 млрд, в 3 раза превысив показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день [15; 16].
В этой связи важным моментом становятся объективная и системная оценка преимуществ и недостатков региональной интеграции, отказ от прагматичного подхода (какую выгоду какая страна получит в результате такой интеграции, а что она потеряет).
Недостатки региональной интеграции
1. Одной из основных проблем является рациональное использование природных ресурсов или экологическая безопасность стран-участниц. Она предполагает:
– планирование экологической нагрузки на особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, заказники);
– контроль над использованием водных ресурсов, в особенности трансграничных рек, Каспийского и Аральского морей, озёр с большим содержанием пресной воды.
Необходимо вести предупредительную политику в области недопущения загрязнения рек, озёр и прочих водоёмов;
– контроль над выбросом в окружающую среду твердых бытовых и строительных отходов. В свою очередь, строительные отходы предполагаются при строительстве туристических комплексов, мест размещения и развлечения туристов.
2. Большое количество вопросов по урегулированию нормативно-правовой базы в области туризма. Данный вопрос требует тщательной проработки, поскольку на протяжении многих лет Совет по туризму стран СНГ, несмотря на 32 заседания, до сих пор не унифицировал законодательство и стандарты в данной сфере.
3. Создание единых стратегических программ, которые основывались бы на взаимодействии исполнительных и законодательных органов стран – участниц ЕАЭС.
4. Решение кадрового вопроса. Проблема подготовки кадров для сферы туризма неоднократно становилась предметом обсуждения на заседаниях Совета по туризму.
В рамках Международной выставки «Интурмаркет» в Москве в 2009 г. при активном участии Совета была проведена научно-практическая конференция по подготовке кадров для индустрии туризма в странах СНГ. Тем не менее проведения конференций по столь важному вопросу явно недостаточно. Необходимо проводить большую работу по разработке единых образовательных стандартов с учётом опыта мирового сообщества для подготовки и повышения квалификации работников сферы туризма.
5. Рост ценовой дискриминации. Основной проблемой развития въездного туризма в любой развивающейся стране является ценовая дискриминация. Она проявляется в искусственном завышении цен в туристический сезон и их снижении в межсезонье, что негативно сказывается на устойчивости развития экономики региона в частности и страны в целом.
6. Увеличение амортизации автомобильных дорог с асфальтовым покрытием, железнодорожных путей, обеспечивающих проезд к местам туристического показа, а также усложнение контроля над движением транспорта ввиду увеличения потока транспортных средств из Казахстана и в Казахстан.
7. Решение вопросов межкультурного взаимодействия, основанного на принципах уважения народов, культур друг к другу, свободы языка общения, ношения одежды, религиозных и политических взглядов, в том числе международной этики.
Преимущества региональной интеграции
1. Разработка совместных мероприятий по продвижению имиджа стран ЕАЭС на мировом рынке туристических услуг. С усилением роли и авторитета Евразийского экономического союза на мировой арене будет наблюдаться и рост лояльности развитых стран и международных организаций, что незамедлительно будет сказываться на темпах роста въездного туризма стран ЕАЭС.
2. Создание ЕАЭС позволит обеспечить гармонизацию действующего законодательства в сфере туризма по вопросам упрощения визовых процедур, стандартам оказания туристических услуг, классификации мест размещения, объектов туристического показа (достопримечательностей), туристических маршрутов и троп, образования и повышения квалификации работников сферы туризма.
3. Появляется уникальная возможность возродить детско-юношеский туризм на основе детских лагерей, которые были особенно популярны во времена Советского Союза. Формирование уважения к природе, человеку, культуре, языку, традициям и обычаям, воспитание духа патриотизма, самостоятельности, ответственности за принимаемые решения успешно закладываются на базе детско-юношеских лагерей.
4. Ускорится введение мировых стандартов статистической отчетности в туризме, утвержденных ЮНВТО. Работа в данном направлении уже ведётся. 20 ноября 2013 г. в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств СНГ была принята стратегия развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма до 2020 года, в которой одним из основных пунктов является совершенствование статистического учета государств – членов Совета по туризму СНГ.
5. Современное развитие туризма невозможно без развития НИОКР и инноваций. Разработка программ бронирования, автоматизация бэк-офисных операций, электронные посадочные документы – вот лишь небольшой перечень технологических новшеств, которые могут получить развитие при создании ЕАЭС.
6. Синергетический эффект, порождаемый тесной интеграцией стран ЕАЭС, позволит повысить конкурентоспособность сферы туризма, что даст мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей экономики (АПК, лёгкая промышленность, транспорт и коммуникации).
Литература
1. Арман Г. Единая конкурентная политика: одна из основ успешного функционирования ЕЭП // Рынок и конкуренция. – 2012. – №2. – С. 14.
2. Ушбаева Б.Д., Смагулова Д.К. Основные подходы к проведению согласованной макроэкономической политики в государствах – членах Единого экономического пространства // Евразийская экономическая интеграция. – 2011. – № 4(13). – С. 41–42.
3. Альберт Ю. Особенности перехода от Таможенного союза к Единому экономическому пространству // Международная экономика. – 2014. – № 2. – С. 69.
4. Кротов М.И. СНГ: опыт двадцатилетия // Евразийская экономическая интеграция. – 2011. – № 4. – С. 5–8.
5. Мансуров Т. Становление и развитие евразийской интеграции // Международная экономика. – 2013. – №12. – С. 6–12.
6. Кошанов А. Интеграционные механизмы Таможенного союза и проблема конкурентоспособности стран-участниц // Мысль. – 2012. – № 10. – С. 31–40.
7. m.garant.ru
8. Евразия в поисках идентичности / отв. ред. С.П. Глинкина, Л.З. Зевин. – М.; СПб., 2011. – С. 3.
9. Хронология 20 лет постсоветской (дез)интеграции: 1991–2010 // Евразийская экономическая интеграция. – 2011. – № 1 (10). – С. 8–23.
10. Покровский В.А. Состояние экономики и потенциал взаимного сотрудничества участников СНГ // Общество и экономика. – 2004. – № 5–6. – С. 145.
11. Музапарова Л. Перспективы развития казахстанского бизнеса в новых экономических условиях // Аналитик. – 2012. – № 1/(65). – С. 64 – 68.
12. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего// izvestia.ru/news/504908
13. The Tourism Labour Market in the Asia-Pacific Region. Produced by the World Tourism Organization, Madrid, Spain. unwto, e-library.
14. Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness / WTO Business Council. Madrid. – 2000.
15. Tourism Highlights 2009 Edition, unwto.
16. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009 // World Economic Forum.