Бенчмаркинг как фактор повышения конкурентоспособности российских городов



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015


Гапоненко А.Л.,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель
науки РФ, заведующий кафедрой общего и стратегического
менеджмента Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Савельева М.В.,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры
общего и стратегического менеджмента Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации


Усиление международной конкуренции между городами заставляет их уделять особое внимание передовому опыту формирования конкурентоспособности. В настоящее время набирают силу такие тенденции формирования городской конкурентоспособности, как управление талантами, формирование среды, благоприятной для жителей, использование инноваций в управлении городами, организация сетевого взаимодействия компаний между собой. Использование бенчмаркинга, изучение опыта реализации данных направлений и учёт его в практике городского управления позволяют найти действенные решения в формировании устойчивых конкурентных преимуществ городов.


Активные процессы глобализации, усиление конкуренции между городами и непрерывные изменения в мире способствуют тому, что города становятся ключевыми компонентами мировой экономики. В города в основном стремятся финансовые и товарные потоки. Города обладают большим производственным потенциалом. В них формируются и действуют развитые системы товарооборота, производится основная часть валового внутреннего продукта, создаётся и оседает основное богатство национальных экономик [3].


Города вступают друг с другом в соревнование за ресурсы (инвестиционные, материальные, людские). Насколько тот или иной город способен привлечь ресурсы, настолько он будет конкурентоспособным.


Конкуренция за инвестиционные ресурсы определяется условиями, которые создают города для инвесторов. В последнее время ввиду санкций и возросшей неопределённости конкурентоспособность российских городов сильно уменьшилась.


Крупные российские города сегодня не обеспечивают достаточных условий для качественной жизни населения, развития бизнеса и необходимой для этого инфраструктуры. Таким образом, они не могут противостоять международным конкурентам в борьбе за квалифицированных специалистов. Более благоприятные условия развитых стран направляют интеллектуальный и профессионально-квалификационный поток из российских городов за рубеж. Это подтверждается различными исследованиями.


Их результаты свидетельствуют о том, что к российским городам сложилось неоднозначное отношение среди граждан других стран [1; 9].


Международный опыт формирования городской конкурентоспособности ценен для российских городов. Но в российских городах не практикуется бенчмаркинг, позволяющий своевременно выявить передовой опыт и использовать его в развитии конкурентных преимуществ города. Рассмотрим те тенденции городского развития и те примеры, которые заслуживают использования в практике управления отечественными городами и их развитием.


Одна из первых тенденций в мировой практике заключается в создании благоприятных условий для представителей «креативного класса». Самым ярким примером задействования данного фактора сегодня является деятельность по привлечению талантливых специалистов в Сингапуре. При правительстве этого города функционирует совет по стандартам, повышению производительности и инновациям. Перед советом была поставлена цель создать на локальном уровне слой учёных, инновационных предпринимателей, менеджеров, которые могли бы выстраивать и развивать новую экономику Сингапура [5]. В «Городе-льве» выделяются значительные средства на целенаправленное взращивание собственных научных и инженерных кадров, на привлечение талантливых специалистов со всего мира. Руководитель совета Филипп Йо руководствуется положением: «Если вы хотите построить великую страну, создайте собственную армию талантов» [5]. Такая политика является не атрибутом роскоши для одной из богатейших стран мира, а средством для достижения мирового лидерства в создании инновационной продукции. С 2001 г. реализуется специальная программа по подготовке молодых учёных, в каждого из которых вкладывается примерно один миллион долларов. Половина этой суммы направляется на оплату образования в других странах. Возвращаясь, специалисты работают в лабораториях, ключевых компаниях страны или создают собственные фирмы. Кроме того, в Сингапур едут работать молодые талантливые учёные других стран. Иммигрантов целенаправленно вербует совет по стандартам, повышению производительности и инновациям. При этом Сингапур не может похвастаться большими свободными средствами, которые можно свободно вкладывать в кадровую политику. Как говорит Филипп Йо, приходится экономить и копить средства для данных целей. Пока Сингапур – один из немногих городов, в котором озадачились интеллектуальной капитализацией. Но такое решение позволяет ему поддерживать звание интеллектуальной столицы мира и обеспечивать высокий уровень доходов страны.


Второй тенденцией, связанной с развитием конкурентоспособности городов, является гуманизация среды (создание комфортных условий для жизни людей, развития детей). Об этом всё чаще стали говорить специалисты и учёные [6]. Интересен пример Лондона. Сравнительно недавно в стратегические приоритеты этого города помимо мирового финансового лидерства было включено создание городской среды, комфортной для детей и молодёжи. Основные меры по реализации данной цели заключаются в следующем:
- создание условий для поддержания здоровья жителей города, в том числе молодёжи (обустройство городских кварталов, обеспечение доступности медицинских услуг, борьба с курением, потреблением алкоголя и наркотиков);
- формирование условий для полной самореализации молодежи (улучшение доступа к игровым, оздоровительным и культурным мероприятиям, повышение доброжелательности к детям в местах размещения достопримечательностей, в городских учреждениях, обеспечение доступности образования);
- обеспечение безопасной социальной и физической среды;
- обеспечение возможности для молодёжи осуществлять вклад в жизнь общества в формах, соответствующих их возрасту и жизненному опыту: в планирование работы игровых, оздоровительных и культурных учреждений, в разработку мероприятий по безопасности на транспорте и на дорогах города, в разработку стратегий по сокращению локального уровня преступности;
- обеспечение экономического благополучия детей (помощь и поддержка родителям, необходимая для воспитания и защиты своих детей) [2].


Следует отметить проницательность администрации города, своевременную и быструю реализацию намеченных планов. Такие условия позволяют привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов, которые приезжают и обосновываются в городе вместе с семьёй. Вместе с тем, создавая среду, комфортную для детей и молодёжи, город способствует формированию эмоциональной приверженности у молодого поколения, представители которого с большой вероятностью захотят остаться в Лондоне и воспитывать здесь своих детей.


Вызывает уважение то, насколько быстро данное видение начало реализовываться. Сейчас любой человек, оказавшись в Лондоне, может в полной мере ощутить все достоинства среды, комфортной и интересной для детей. В России, к сожалению, невозможно найти город с подобными условиями. Нет и намёка в стратегических приоритетах на подобное развитие.


Другим примером создания комфортной среды для людей является формирование новой структуры транспортного сообщения, позволяющего людям быстро и комфортно добираться до любой точки города. В бразильском городе Куритиба решение данной задачи было найдено в развитии скоростного общественного транспорта. Вместо расширения дорог и разрушения в связи с этим ранее построенных зданий здесь было организовано «автобусное метро». Главные городские дороги были разделены на три сектора. Средний сектор был выделен для двустороннего движения автобусов-экспрессов. По крайним секторам осуществляется движение остального транспорта.


Кроме того, была разработана и запущена компьютерная программа для планирования маршрутов и составления расписания. Остановки, на которых производится посадка и высадка пассажиров, сооружены в виде специальных терминалов. Среднее время стоянки автобуса на каждой станции – около одной минуты. Небольшой промежуток между автобусами (в часы пик – одна минута), удобные автобусы, широкие двери, автоматическое управление светофорами делают перевозки пассажиров комфортными и быстрыми. Объёмы пассажироперевозок увеличились втрое. При этом средняя скорость передвижения таких автобусов – 40 км/ч, количество перевозимых пассажиров сравнимо с аналогичным показателем метро (20 тыс. в час). Затраты на строительство и эксплуатацию автобусной транспортной сети гораздо меньше, чем на аналогичную
сеть метрополитена (примерно в 100 раз) [6, с. 15].


Третья тенденция – создание в конкурентоспособных городах инновационной среды, которая наряду с развитием образования и науки, созданием соответствующей инфраструктуры, привлечением квалифицированных кадров, организацией взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса, формированием инновационного рынка включает активное использование инноваций в управлении городом.


Последнее подчас является необходимым условием для решения насущных проблем городов (транспортных коллапсов, недостатка доступного и комфортного жилья, уничтожения и загрязнения окружающей среды).


Одним из инновационных решений проблемы транспортных пробок стало создание системы муниципальной аренды авто в городах Остин (США) и Ульм (Германия).


Суть проекта заключалась в том, что любой человек посредством Интернета может выяснить местонахождение ближайшей к нему муниципальной машины. Такие машины оборудованы терминалами, через которые пользователь авторизуется в системе.


Добравшись до пункта назначения, драйвер может спокойно оставить автомобиль для следующего пользователя. При этом можно подобрать большую машину для семейной поездки или маленькую для индивидуального передвижения [6, с. 25]. Такое решение позволяет снизить количество автомобилей в городе, а также уменьшить расходы людей на покупку и содержание машин.


В настоящее время во многих странах мира ищут способы снижения энергозависимости городов. В связи с этим выстраиваются целые районы, как, например, «экоквартал» в пригороде Хельсинки. При его строительстве было значительно сокращено количество строительных отходов, установлены солнечные батареи, использованы эффективные утеплители. Установка домов ориентирована по сторонам света, чтобы эффективно использовать солнечную энергию для обогрева помещений. Основную часть работы и финансирование осуществили органы власти в рамках государственных экопрограмм [6, с. 29].


Подобные районы и города сейчас строят в Германии, Объединённых Арабских Эмиратах, Южной Корее, Китае. При этом активно задействуются инновационные материалы и технологии, информационно-коммуникационные технологии.


Активно используются информационно-коммуникационные технологии для развития инфраструктуры городов, например, в рамках проектов «Умный город». Суть данных проектов заключается в создании системы информационных коммуникаций, обеспечивающих централизованное и оперативное управление объектами городской инфраструктуры; модернизацию и реконструкцию существующих инженерных сетей; сбор информации о жизнедеятельности города, её оперативную обработку и представление результатов; раскрытие новых телекоммуникационных возможностей [8].


В Амстердаме активно внедряется и используется новая система регулирования энергопотребления, информирующая пользователей о количестве потребляемой ими электроэнергии (интеллектуальные счётчики и домашние системы регулирования энергопотребления). В результате расходы на электроэнергию значительно уменьшились. Одновременно в рамках развития транспортной инфраструктуры была создана сеть центров интеллектуальной работы, предусматривающих возможность работы с современными информационными и коммуникационными технологиями (с доступом к дорожной системе и общественному транспорту). В Миннеаполисе (США) при строительстве зданий создаётся подземный резервуар для сбора дождевой воды. Проходя фильтрацию, она становится пригодной для бытовых нужд. Кроме того, внедрена новая система мониторинга состояния мостов, центральным моментом которой является использование покрытия на основе нанотехнологий, дистанционно передающего информацию о состоянии объектов.


Формирование благоприятной среды для развития бизнеса с опорой не только на льготы, но и на возможности сетевого взаимодействия компаний немало волнует умы представителей практически всех городских администраций. Показательным в данном случае является опять-таки опыт Сингапура, который, по мнению многих специалистов, является наиболее благоприятным городом для открытия и ведения бизнеса. Город отличается развитой финансовой инфраструктурой, благодаря чему в нём расположились более трёх тысяч крупнейших компаний мира. В качестве факторов успеха в развитии предпринимательства в Сингапуре выделяют:
– привлекательный инвестиционный климат, обусловленный налоговыми льготами для малого бизнеса, связанного с привлечением иностранного капитала и инвестиций, отсутствием пошлины на перевод прибыли, гарантиями капиталовложений;
– упрощённые процедуры открытия бизнеса, благоприятные условия для предпринимательской деятельности и строгое выполнение закреплённых норм;
– значительный объём предоставляемых услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических. В данной сфере занята подавляющая часть населения (до 70–80%). Большая часть жителей Сингапура осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, значительная часть владеет акциями различных компаний. Средний класс в Сингапуре составляет до 80% от общего числа жителей [4].


На государственном уровне в Сингапуре поддерживают сотрудничество предприятий и их объединения в союзы, что способствует эффективному разделению труда и увеличению продуктивности при разработке и внедрении в производство новых современных технологий и товаров. В Сингапуре функционирует около 140 тыс. организаций малого и среднего бизнеса (90% всех предприятий). Малый бизнес вносит значительный вклад в экономический рост (5–6% в год) [4].


Для поддержки малого бизнеса организовано агентство Spring, деятельность которого охватывает следующие направления:
– поддержка развития компаний малого бизнеса;
– предоставление консалтинговых, бухгалтерских, информационных услуг;
– помощь предприятиям по специфике их работы;
– контроль качества и стандартизация услуг и товаров;
– улучшение структуры предприятий малого бизнеса;
– подготовка кадров для малого бизнеса [4].


В Сингапуре реализуется множество различных программ льготного кредитования:
специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий с численностью занятых не более десяти человек предлагаются специальные льготные условия кредитования. Кредитно-банковская система Сингапура поддерживается и контролируется государством, что позволяет снижать кредитные ставки. Одновременно из государственного бюджета Сингапура выделяются средства для покрытия большей части расходов на обучение и переподготовку кадров, занятых в сфере малого бизнеса. Государственные и частные учебные заведения также задействуются в исполнении указанной цели.


Несмотря на множество государственных контролирующих органов, которые следят за соблюдением норм и стандартов в различных отраслях малого бизнеса, бюрократия сведена к минимуму. Контроль осуществляется преимущественно для мониторинга состояния малого бизнеса, предоставления помощи. При этом в Сингапуре вероятность подкупа должностного лица исключена. Принятие чиновником взятки или подарков строго наказывается, и наказание неотвратимо.


Заимствование передового опыта хорошо тем, что многие управленческие и организационные технологии разработаны и опробованы в каком-либо городе. Для достижения желаемых результатов в таком случае необходимо руководствоваться следующими принципами реализации нововведений и заимствования опыта [7, с. 324]:
1) учёт уровня отклонений положения в городе от желаемого;
2) согласование изменений с имеющимися ресурсами и технологиями;
3) учёт специфики культуры местного сообщества и уровня развития человеческого капитала;
4) обеспечение широкого участия всех заинтересованных сторон в обсуждении, разработке и реализации нововведений;
5) совместимость институциональных изменений, их рациональная последовательность;
6) создание промежуточных институтов, позволяющих снизить ресурсные, технологические, институциональные барьеры;
7) предотвращение перераспределительной деятельности;
8) формирование ожиданий, стимулирующих нововведения;
9) компенсация потерь основным группам экономических агентов;
10) сочетание с политикой стимулирования экономического роста.


Прежде всего требуется определить, насколько имеющееся положение в городе отличается от желаемого. Чем меньше разница между имеющимся и желаемым положением, тем больше оснований для быстрых нововведений и меньше нужда в промежуточных стадиях.


Нововведения должны согласовываться с имеющимися ресурсами и технологиями.


Проводить слишком много изменений одновременно непросто. Слишком высокий темп и значительный масштаб нововведений с большой вероятностью приведут к снижению благосостояния населения. Используемые технологии должны соответствовать реализуемым нововведениям.


Необходимо учитывать специфику культуры местного сообщества и уровень развития человеческого капитала. Осуществляя нововведения в социальной сфере, без учёта уровня патерналистских ожиданий не обойтись. Игнорирование интересов местного сообщества с большой долей вероятности приведёт к противодействию изменениям и, следовательно, к их неэффективности. Высокий уровень доверия в самом обществе к государственным и муниципальным органам власти предпринимателей является ключевым фактором для успешного воплощения любого нововведения. Попытки перенести опыт другого города в неподготовленную среду закончатся неудачей.


Слабое доверие к власти внутри российского общества сказывается на необходимости постоянно увеличивать контрольные звенья в структуре управления. Недоверие людей закону способствует тому, что поведение, отклоняющееся от нормы, становится общепринятым. Одним из примеров этого является разрастание теневой экономики. Важно учитывать институциональную основу, преобладающую в среде города, при выборе направлений нововведений.


Необходимо обеспечить широкое участие всех заинтересованных сторон в обсуждении, разработке и реализации нововведений. С одной стороны, задействование коллективного разума позволяет найти подчас наиболее эффективное решение, с другой стороны, такой подход к поиску путей развития города позволяет обеспечить поддержку со стороны стейкхолдеров.


Одним из ключевых условий успешности нововведений является совместимость институциональных изменений, их рациональная последовательность. Одни институты являются предпосылкой для нормального функционирования других. Необходимо отслеживать и соблюдать совместимость осуществляемых нововведений и уже функционирующих институтов, учитывать связи между институтами при разработке последовательности изменений.


Для успешного осуществления нововведений требуется предусматривать создание промежуточных институтов, позволяющих снизить ресурсные, технологические, институциональные барьеры. При этом промежуточные институты должны стать предпосылками для реализации конечной цели.


В процессе изменений необходимо предусматривать меры по предотвращению перераспределительной деятельности. Любые изменения приводят к трансформации поля возможностей для хозяйствующих субъектов. Борьба за ресурсы отвлекает людей и организации от создания новой стоимости и влечёт создание институциональных ловушек. Увеличивается доля теневого сектора, растут коррупция, преступность. Изменения необходимо спроектировать так, чтобы сдержать процессы перераспределения.


Адекватный государственный контроль, правильный выбор темпа и последовательности перемен, налогообложение, обеспечивающее изъятие переходной ренты, компенсация потерь ослабляют стимулы формирования лобби, препятствующего нововведениям.


Реализуемость стратегии развития обусловлена созданием спроса на дальнейшие изменения, формируя соответствующие ожидания.


Кроме того, эффективность нововведений во многом обеспечивается своевременной и справедливой компенсацией потерь проигравшим сторонам. Проигравшие даже в меньшинстве могут создать значительные барьеры для изменений.


Также необходимо, чтобы реализуемые нововведения сопровождались ростом благополучия населения. Рост экономического благополучия коррелирует с качеством институтов. Развитие институтов связано с улучшением массовой культуры, необходимым условием которого является рост благосостояния. Низкий уровень жизни приводит к избыточной перераспределительной активности, выстраивающей барьеры для развития институтов. Некачественные институты снижают рост, фиксируя низкий уровень благосостояния. Выход – в активной государственной политике стимулирования экономического роста.


Выводы
Города становятся ключевыми центрами влияния на социально-экономическое развитие всей мировой экономики. В мировой практике формирования конкурентоспособности городов набирают силу такие тенденции, как осуществление деятельности по привлечению талантливых специалистов, формирование среды, благоприятной для жителей; использование инноваций в управлении городами, организация сетевого взаимодействия компаний с целью развития предпринимательства. Бенчмаркинг, предусматривающий изучение, использование передового опыта в данных направлениях, выработку собственных решений, позволяет городу сформировать устойчивые конкурентные преимущества и занять лидирующую позицию среди других городов мира. В заимствовании передового опыта необходимо опираться на такие принципы, как согласование изменений с имеющимися ресурсами, учёт специфики культуры местного сообщества, обеспечение широкого участия всех заинтересованных сторон в обсуждении, разработке и реализации нововведений, совместимость институциональных изменений, снижение ресурсных, технологических, институциональных барьеров, формирование ожиданий, стимулирующих нововведения.


Литература
1. Анхольт С. Международный имидж России. Почему он важен [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/valdaiclub_anniversary_comment/20130915/963257442.html
2. Детство и юношество в Лондоне: стратегическая концепция в интересах детей, проживающих в Лондоне [Электронный ресурс]. URL: detstvo2030.ru/blog/gradostroitelstvo-i-sreda-obitaniya/issledovaniya-497/kak-sdelat-london-udobnym-dlya-d/
3. Джекобс Дж. Города и богатство наций / под ред. канд. экон. наук О.Н. Лугового; пер. с англ. Д.А. Ананьева. – Новосибирск: Культурное наследие, 2009.
4. Малый бизнес в Сингапуре [Электронный ресурс]. URL: kreditbusiness.ru/singapur.html
5. Миндич Д., Никифорова А., Оганесян Т. Воровство – прекрасная стратегия // Эксперт. – 2011. – № 46 (779).
6. Национальный доклад: Развитие городов – лучшие практики и современные тенденции. – М.: ООО «Типография «КЕМ», 2011 [Электронный ресурс]. URL: urban-practice.com/docs/doklad/doklad.pdf
7. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007.
8. Проект «Умный город» [Электронный ресурс]. URL: smartcity-project.ru/proposal.html
9. Черемин С. Восприятие Москвы как международного финансового центра мировым деловым сообществом [Электронный ресурс]. URL: gosbook.ru/node/77509

17.11.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста