Государственная поддержка малых предприятий на основе взаимодействия с крупными предпринимательскими структурами



Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2015


Альхимович И.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Коряжме


В статье рассматриваются аспекты и предложения для улучшения системы поддержки малых предприятий на основе взаимодействия между основными участниками социально-экономических процессов. Данными участниками являются государство и крупные предприятия. Внимание уделяется поощрению и развитию благоприятных условий для роста малых предприятий как основного фактора экономического развития.


Малые предприятия выполняют особые функции (создание новых рабочих мест, инновационные разработки и внедрения, обеспечение сближения производителя и потребителя, гибкая и адекватная реакция на изменение условий хозяйствования). Отечественный малый бизнес по удельным показателям значительно уступает иностранному. В России действует примерно одно предприятие на 140 жителей, в США – в 10 раз больше. В 2013 г. количество прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей в два раза превысило аналогичный показатель 2012 г. В соответствии с данными доклада «Глобальный мониторинг предпринимательства», который охватывает 70 стран мира, количество российских предпринимателей, функционирующих на рынке более трёх с половиной лет, составляет всего 3,4%, что является одним из самых низких показателей в мире. Совокупная средняя налоговая ставка в России высока и в 2012 г. составляла 54,1%. Данный показатель составляет: 42,6% – в странах ЕС, 44,7% – в среднем по миру.


Нет чёткой стратегии развития и взаимодействия малого бизнеса с крупными предпринимательскими структурами. Недостаточны ни объём, ни количество предоставляемых видов государственной поддержки, что снижает количество малых предприятий. Это же обстоятельство способствовало появлению негативных изменений в структуре малого предпринимательства [1].


Являясь необходимой подсистемой рыночной системы, малое предпринимательство функционирует, взаимодействуя с элементами внешней среды. Данные элементы можно условно разделить на несколько значимых групп:
– совокупность рынков, важных для малых предприятий: ресурсных и сбытовых;
– рыночные институты (государственные и финансово-кредитные) и агенты (крупные и средние предприятия);
– комплексы общественных отношений: правовые, социокультурные и политические, выраженные в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил;
– прочие социально-экономические процессы и явления: экономическая конъюнктура, преступность, экология, научно-технический прогресс, структура народного хозяйства.


Важнейшим элементом внешней среды является и система государственной поддержки малого предпринимательства. В силу природы феномена и места малого предпринимательства в экономической и социально-политической жизни России данный элемент требует, по моему мнению, особого внимания. У нас в стране внешняя среда влияет жёстче на сектор малого предпринимательства в отличие от развитых стран [2].


На сегодняшний день в РФ сложились и действуют некоторые модели системы малого предпринимательства. Наиболее эффективной является, по-моему, «столичная» модель. Система государственной поддержки в Москве более развита и эффективна. Это следует во многом из объективно складывающихся условий (Москва является одним из богатейших мегаполисов мира, сочетая научный, производственный и интеллектуальный потенциал). Но важны и политика, тактическое управление московских властей. Особое внимание в системе уделяется механизмам разработки, принятия и реализации комплексных программ. Основной целью программы является
обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как важнейшего компонента новой структуры экономики города, как мощного инструмента и источника создания новых рабочих мест и развёртывания институциональных преобразований, как одного из важнейших источников пополнения бюджета. В Москве установлены важнейшие ориентиры (количество малых предприятий и количество занятых на них людей). Данные величины существенны и составляют до 25% аналогичных показателей по стране.


Государственная система поддержки малого предпринимательства города Москвы включает следующие элементы:
1) особую правовую базу, позволяющую адекватно регулировать правоотношения в сфере малого предпринимательства;
2) продуманную структуру муниципальных органов, общественных и государственно-общественных организаций, занимающихся проблемами малого бизнеса;
3) современные методы оказания помощи малым предприятиям;
4) значительный финансовый фонд поддержки малых предприятий.

Данные элементы и вся система стимулируют рост эффективности малого предпринимательства. Представляется важным тщательное изучение «столичной» модели и использование накопленного опыта в других регионах страны. В первую очередь внимание здесь необходимо уделять значению малого предпринимательства в решении актуальных проблем территорий.


Повышение эффективности функционирования системы государственной поддержки, очевидно, представляется возможным после создания и качественного дополнения последней. Система должна сочетать два начала – обеспечивающее и управленческое.


Обеспечение предполагает обслуживание малых предприятий, помощь им материальными, денежными, информационными ресурсами, госзаказами, услугами. Управленческое начало связано с планированием, оперативным распоряжением, контролем.


Данное начало должно быть ведущим, поскольку оно придаёт развитию малого бизнеса
устойчивый управляемый характер.


В структуре системы нужно выделять три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень должен быть представлен тремя блоками: концептуально-программный блок включает цели, принципы и методы, концепции и программы поддержки малых предприятий; следующий блок представляется организационно-ресурсным, объединяющим специализированные органы государственного управления и органы общественной поддержки малого предпринимательства, а также объекты инфраструктуры, наделённые соответствующими ресурсами и кадрами. Третий блок функциональный охватывает основные направления деятельности системы государственной поддержки малых предприятий. Здесь разделение идёт по трём пунктам:
1) управление факторами (элементами) внешней среды малого предпринимательства;
2) прямая поддержка конкретных малых предприятий;
3) самоорганизация и совершенствование самой системы поддержки.


Система государственной поддержки малых предприятий – это система управления развитием малых предприятий и их всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование.


Важнейшая функция государственной поддержки малых предприятий, как следует из определения, – это создание благоприятной среды функционирования малых предприятий и взаимодействие с ними для обеспечения их эффективной самоорганизации и самосовершенствования в важных для страны приоритетных направлениях развития.


От эффективности выполнения функций системы государственной поддержки малых предприятий напрямую зависят существование и развитие и, следовательно, функционирование и модернизация всей социально-экономической системы [3].


Сегодняшняя ситуация в сфере малого российского предпринимательства оставляет желать лучшего. Не разработана стратегия поддержки малого бизнеса, особенно в инновационных сферах деятельности. Во многих регионах не выявлены приоритеты развития малых предприятий. Слабо отработаны механизмы обратной связи и эффективного, последовательного мониторинга [4].


В этой связи важно создать предпосылки и определить направления повышения эффективности функционирования системы государственной поддержки малых предприятий. Представляется важным создать условия для взаимодействия малых и крупных предприятий. Как уже отмечалось, государственная поддержка малых предприятий во многом сводится к провозглашению лозунгов и незначительному снижению налогового бремени. Этого, конечно же, недостаточно. Государство, особенно в регионах, часто не может помочь малым предприятиям, поскольку слабый экономический рост не отвечает объективным требованиям развития. Существует бремя социальной нагрузки в условиях кризиса, которое также требует дополнительных финансовых расходов. Вливания в экономику Кавказа (особенно в Чечню) и строительство объектов в Сочи, подготовка чемпионата мира по футболу 2018 г. ежедневно отнимают колоссальные материальные и людские ресурсы. В данной ситуации «малышам» не стоит надеяться на необходимую финансовую помощь и поддержку. Поэтому возрастает значимость других факторов развития, важнейшими из которых являются крупные предприятия (организации, концентрирующие значительные ресурсы). Крупные предприятия обладают не только необходимыми для малых предприятий оборудованием и площадями, но и специалистами, технологиями, научной базой. Поскольку крупным предприятиям необходимо эффективно приспосабливаться к постоянно меняющимся потребностям потребителей, возрастает необходимость сотрудничества с научно-образовательными организациями в обеспечении инновационными разработками в области маркетинга и производства. Взаимовыгодное сотрудничество позволяет добиться успеха в виде более адекватной реакции на изменения внешней среды со стороны крупной предпринимательской структуры и доступа к необходимым факторам производства для малых предприятий [5].


Малые предприятия, используя незначительные ресурсы и площади, могут обеспечить адаптивные свойства крупным предприятиям. Налицо обоюдовыгодные преимущества взаимодействия и совместной кооперации малых и крупных предприятий. При эффективном взаимодействии выигрывают все субъекты хозяйствования и рыночной среды. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.


Основная задача: организовать и наладить данное эффективное взаимовыгодное взаимодействие! Прежде всего этому должно способствовать становление и повышение эффективности функционирования системы государственной поддержки малых предприятий. На практике это будет осуществляться, по моему мнению, следующим образом. Государство как организация, цель которой – создание благоприятной внешней среды для малых предприятий, проводит плановую и организационную работу, готовит и принимает необходимые нормативные документы, накапливает информацию о возможных связках партнёров. Государственные организации поддержки призваны оказывать информационную, консультативную, юридическую помощь предприятиям и доводить дело до оформления субконтрактных отношений. Государственное управление элементами внешней среды, в качестве одного из которых выступают кооперационные связи, создаёт базу для оказания прямой поддержки в виде заключения контракта и способствует организационному развитию системы государственной поддержки, повышению эффективности её функционирования в направлении создания нового органа и соответствующих служб. Следовательно, организация государством взаимодействия малых и средних предприятий обеспечивает повышение эффективности всей системы государственной поддержки предпринимательства [6].


При выборе направлений повышения эффективности функционирования системы государственной поддержки малых предприятий необходимо учитывать, что главной целью этой поддержки является достижение высокой жизнеспособности малых предприятий, при которой они лучше смогут выполнять социально-экономические функции.


В развертывании комплекса практических мер государственной поддержки, направленных на перелом негативных тенденций в развитии малого бизнеса и на осуществление всех хозяйственных функций, необходимо выделить главные направления.


Это, во-первых, наведение порядка во внешней среде малого предпринимательства; во-вторых, осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего по линии ресурсной (в первую очередь – финансовой) поддержки малых предприятий, обеспечивающее их эффективное взаимодействие с крупными структурами; в-третьих, организационное самосовершенствование системы государственной поддержки.


Совершенствование условий внешней среды малого предпринимательства предполагает реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1) реформирование налогообложения;
2) совершенствование правовой базы;
3) защиту субъектов малого бизнеса от преступных посягательств;
4) устранение административных барьеров;
5) улучшение условий сбыта;
6) содействие развитию кооперационных связей с крупным бизнесом.


Важнейшими задачами законодательной поддержки малого бизнеса остаются:
– обеспечение правовой стабильности, недопущение ухудшения условий функционирования малого бизнеса и создание благоприятных предпосылок для взаимодействия малых и крупных предприятий;
– повышение действенности существующего законодательства;
– устранение пробелов в правовой базе.


Эти меры способствовали бы и усилению защиты малых предприятий от посягательств криминального мира, в том числе недобросовестных чиновников.


Поддержка малого бизнеса в области взаимодействия с административными органами предполагает в первую очередь значительное упрощение и удешевление процедур регистрации и лицензирования, а также изменение системы контроля. Необходимо:
– определить чёткий перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, допущенных к осуществлению контрольных функций;
– установить регламентированные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;
– исключить практику дублирования проверок различными подразделениями одной структуры.


Главное направление поддержки малых предприятий в области сбыта – обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд и крупных предприятий. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 20% от общего объёма) даёт им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность.


При осуществлении избирательной финансовой поддержки малых предприятий, во-первых, предпочтение необходимо отдавать предпринимателям производственной сферы и представителям депрессивных регионов, бизнесменам из числа демобилизованных офицеров, безработных и вынужденных переселенцев, а также работников, занимающихся в сферах образования и здравоохранения. Во-вторых, поддержка этих малых предприятий предполагает прежде всего стимулирование их инвестиционной активности. При этом необходимо обеспечить сочетание интересов государства, субъектов малых и крупных предприятий.


Малые предприятия во многом зависят от финансовой и материальной помощи.


При оказании данной помощи используются три основных источника: государство, частные лица и предпринимательские структуры.


Задачу поддержки малых предприятий региона в материально-финансовом плане можно было бы решить, объединив средства всех трёх источников на общей территории.


Такую возможность дают АО, организованные на основе интегрированных структур крупного и малого бизнеса. Таким образом возникнут предпосылки для использования в экономике средств из частных источников (люди будут вкладывать свои сбережения во вновь создаваемые и работающие малые предприятия, в венчуры). Государство призвано при этом создавать организационно-правовые условия для успешного функционирования рыночной и всей социально-экономической системы.


Для малых предприятий целесообразно преимущественное использование в работе на внутреннем рынке конкурентной стратегии низких издержек, достигнутых в результате повышения производительности труда, обновлении оборудования и технологий. Важно использовать следующие факторы обеспечения конкурентоспособности: повышение качества изделий, улучшение внешнего вида товаров, обновление ассортимента, ориентация выпуска производства на точные запросы покупателей. Добиться этого возможно с использованием лизинга как формы обеспечения малых предприятий необходимым оборудованием [7].


При достаточном финансировании возможности, предоставляемые лизинговой деятельностью, будут успешно использоваться малыми предприятиями при их тесном взаимодействии с крупными партнёрами (рис. 1). В этом отношении одним из ключевых направлений организационного совершенствования федерального уровня выступает создание Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на определённые периоды, где основное внимание необходимо уделять развитию форм взаимодействия.


Исключительно остра проблема финансового обеспечения федеральной поддержки малых предприятий. И без того мизерные плановые объёмы финансирования на практике урезаются и перечисляются с большим опозданием. Необходим объём финансирования, равный 1–2% расходной части федерального бюджета. На региональном уровне в организационном аспекте на первый план выходит развитие сети субфедеральных финансовых институтов поддержки малого предпринимательства, которые включают фонды поддержки предпринимательства.


Укрепление финансовой базы регионального уровня государственной поддержки может осуществляться за счёт четырёх основных источников. Это, во-первых, целевые средства из бюджетов; во-вторых, финансовая деятельность региональных фондов поддержки малых предприятий, получающая проценты по выдаваемым кредитам, а также доходы от выпуска и размещения ценных бумаг; в-третьих, долевое участие региональных фондов поддержки малого предпринимательства в финансировании региональных программ поддержки малых предприятий; в-четвертых, иностранная помощь.



Основным источником создания и развития малых предприятий могут стать крупные предприятия. Для повышения эффективности использования ресурсов крупные структуры при содействии органов власти налаживают системное сотрудничество, приобретая тем самым важные конкурентные преимущества и возможность адекватного реагирования на изменение среды хозяйствования (рис. 2).



Говорить о местном уровне государственной поддержки малого бизнеса преждевременно, поскольку разработок в этом направлении недостаточно, и здесь особенно актуально государственное содействие во взаимодействии малых и средних предприятий, создающее благоприятные предпосылки для их развития.


Литература
1. Кац И. О макроэкономическом планировании и системе управления экономикой // Экономист. – 2013. – № 12. – С. 28–32.
2. Куценко Е., Тюменцева Д. Кластеры и инновации в субъектах РФ: результаты эмпирического исследования // Вопросы экономики. – 2011. – № 9. – С. 93–107.
3. Карпушкин Е. Предпринимательство в экономическом механизме рыночных процессов // Микроэкономика. – 2011. – № 2. – С. 132–136.
4. Шаров А. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства – необходимое условие модернизации экономики России // Инновации. – 2010. – № 5. – С. 21–25.
5. Шаповалов В. Сетевое научно-технологическое сотрудничество университетов, академической науки и бизнеса // Учёный совет. – 2011. – № 2. – С. 42–46.
6. Каранатова Л. Использование госзаказа в качестве механизма инновационного развития экономики России // Экономика и управление. – 2011. – № 5 (67). – С. 64–70.
7. Хрусталёв Е.Ю., Боташева А.С. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 4. – С. 2–9.

24.11.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста