Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2016
Бикеева М.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики,
эконометрики и информационных технологий в управлении
Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарёва
Иванова И.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики,
эконометрики и информационных технологий в управлении
Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарёва
Исследование продолжает количественное оценивание социальной ответственности бизнеса. Даны сравнительный анализ масштабов и специфики реализуемых социальных программ предприятиями Мордовии, а также их ранжирование по степени социальной ответственности.
Целью исследования была интегральная оценка социальной ответственности предприятий Республики Мордовия.
Разработка критериев и индикаторов уровня социальной ответственности бизнеса рассматривается в международных и отечественных дискуссиях [3; 13; 14]. Накоплен практический опыт разработки индикаторов уровня социальной ответственности бизнеса, есть расчёты индексов социальной ответственности [2; 4; 5; 9]. Среди отечественных исследований выделяется методика оценки степени социальной ответственности, разработанная Ассоциацией менеджеров России. В основе их метода лежит оценка внутренних и внешних социальных инвестиций бизнеса [10].
Одним из широко известных методов оценки сложных показателей является графический метод многоугольника (радара), основанный на унифицированном подходе к каждому предприятию. Построение многоугольника (радара) основано на следующих принципах [6]:
– оценочные показатели имеют одинаковые веса, поэтому круг делится радиальными оценочными шкалами на равные секторы, число которых равно числу оценочных параметров;
– значение показателя увеличивается по мере удаления от центра круга;
– шкалы на радиальных прямых градируются так, чтобы все значения показателей находились внутри оценочного круга;
– показатели оцениваются ранжированием по n-балльной шкале (по числу предприятий).
На основе метода многоугольника (радара) оценку социальной ответственности предприятий можно интерпретировать как геометрическую фигуру, которая служит количественной мерой и одновременно интегральным показателем. Устойчивость такой фигуры характеризует реальную ситуацию, складывающуюся в области уровня социальной ответственности на конкретном предприятии. Подобные методики не содержат простых и однозначных критериев, а лишь предлагают косвенные обобщённые показатели. Следовательно, правильность результата, полученного при оценке, значительно зависит от выбора оценочной базы.
Оценим степень социальной ответственности бизнеса Республики Мордовия.
Мордовия – индустриально-аграрный регион. На территории нет стратегически значимых полезных ископаемых и природных ресурсов, зарегистрировано более 14,8 тыс. организаций различных видов деятельности [15].
Одной из ведущих отраслей экономики Республики Мордовия является промышленность. В структуре валового регионального продукта доля этой отрасли составляет 21,8%. На предприятиях промышленности занято 77,1 тыс. человек, что составляет 17,6% от числа занятых в экономике республики. Промышленность региона специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности.
Крупнейшими предприятиями республики являются: холдинг «Оптикэнерго», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Сарансккабель», ОАО «Мордовцемент», ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Станкостроитель», ОАО «Саранский телевизионный завод», ЗАО «Рузаевский стекольный завод», ОАО «Орбита», ОАО «Биохимик».
На долю сельского хозяйства приходится 13,3% в структуре валового регионального продукта. Его ведущими подотраслями являются животноводство мясо-молочного направления и птицеводство. Предприятия растениеводства специализируются на производстве зерна, сахарной свёклы, зелёного горошка. Четыре крупнейших предприятия агропромышленного комплекса (ОАО «Агрофирма «Октябрьская», ОАО «Птицефабрика «Атемарская», ОАО «Птицефабрика «Чамзинская» и ГУП Республики Мордовия «Тепличное») входят в число 300 лучших предприятий России [12, с.15].
Выборка включает 15 региональных предприятий. Она скорректирована по принадлежности компаний к основным сферам – промышленности, сельскому хозяйству и строительству. Это объясняется особенностью Мордовии. Промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия обеспечивают наибольшую долю занятости в республике. Также необходимо отслеживать развитие социального обеспечения в отраслях, связанных именно с производством продукции [11, с. 203].
Информационной основой исследования послужили данные годовых отчётов о хозяйственной деятельности предприятий промышленности, строительства и агропромышленного комплекса (АПК) Республики Мордовия за 2015 г., а также результаты экспертных оценок. Для определения степени социальной ответственности регионального бизнеса использованы 12 локальных критериев, исчисляемых ежегодно и сопоставимых между собой. Они сгруппированы в 6 оценочных блоков [1; 8].
По значениям в порядке убывания (или возрастания – в зависимости от конкретного показателя исходя из логических соображений) представленных показателей проведено ранжирование предприятий, затем для получения рангов локальных критериев найдены средние геометрические из частных рангов (табл. 1 и 2).
Соединив ранговые значения локальных критериев линиями, получили многоугольники, каждый из которых соответствует одному из предприятий – участников исследования. В результате исчисления частных и локальных рангов значений соответствующих показателей было получено 15 многоугольников степени социальной ответственности, из которых 4 представляют предприятия АПК и 11 – предприятия промышленности и строительства анализируемого региона. Каждый «радар» в предельном значении представляет собой радиус круга, соответствующий максимально благоприятному значению показателя (рис. 1).
По диаграмме предприятием-лидером по степени социальной ответственности является ГУП РМ «Тепличное». Предприятия-аутсайдеры – ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» и ОАО «Саранский хлебокомбинат».
Отличительной чертой региональных предприятий АПК является неоднородность в распределении показателей по радиальным прямым: одно и то же предприятие может занимать лидирующие позиции по одному из показателей, но иметь наименьшие значения по другому. Резкими колебаниями в значениях рангов характеризуется ГУП РМ «Тепличное», которое проявляет наибольшую активность во взаимодействии с потребителями, собственным персоналом, но выделяется также одним из наименьших значений блока, связанного с маркетингом взаимоотношений. Среди предприятий аутсайдеров наблюдается аналогичная ситуация.
Полученные результаты сравнительного анализа математически подтверждаются следующими расчётами. Были вычислены обобщающие показатели, равные относительной площади многоугольника, построенного внутри оценочного круга по выбранным показателям. Площадь многоугольника определяется делением его на треугольники и нахождением суммы их площадей по формуле [7]
где – координаты вершин многоугольника (радара) в координатных осях с началом в центре круга для i-го предприятия;
k – число индивидуальных оцениваемых критериев (в данном случае k = 6).
Индекс уровня социальной ответственности вычисляется по формуле
где – площадь многоугольника i-го предприятия;
S – общая площадь признакового пространства (многоугольник «эталонного» предприятия, для которого ранги равны максимально возможному значению).
В результате проведённых расчётов получены значения индивидуальных индексов степени социальной ответственности предприятий АПК в Республике Мордовия (табл. 3).
Аналогично рассчитаны степени социальной ответственности предприятий промышленности и строительства в Республике Мордовия (рис. 2). По рисунку прослеживается, что по кругу рассмотренных показателей лидерами по степени социальной ответственности являются ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Мордовцемент», ОАО «Лато». Аутсайдеры – ГУП РМ «Лисма», ОАО «Станкостроитель», ОАО «Резинотехника». Дальнейшее их ранжирование по степени социальной ответственности подтверждается значениями соответствующего индекса (табл. 4).
Предложенный подход, подкреплённый математическими расчётами, приобретает большую достоверность и точность при сравнительном анализе предприятий. Для изменения результирующей картины достаточно включить в анализ другие показатели или изменить их количество. Эффективно применение данной методики в мониторинге. На наш взгляд, данная методика удобна для изучения тенденций в практике социально ответственного поведения бизнеса и определения достигнутых результатов, а также установления проблемныобластей, которым предприятия должны уделить дополнительное внимание.
Литература
1. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 3 (19). – С. 139–150.
2. Бикеева М.В. Анализ социальных инвестиций на современном предприятии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 2 (26). – С. 180–184.
3. Бикеева М.В. Проблемы методологии оценки социальной ответственности отечественного бизнеса: материалы Междунар. конф. «Образование через всю жизнь для устойчивого развития». – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – С. 365.
4. Благов Ю.Е., Литовченко С.Е., Иванова Е.А. Доклад о социальных инвестициях в России – 2008. – М.: Ассоциация менеджеров, 2008.
5. Благов Ю.Е. Доклад о социальных инвестициях в России – 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества. – СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ) «Книга», 2014.
6. Иванова И.А. Интегральная оценка и прогнозирование инновационного потенциала регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 36 (387). – С. 20–29.
7. Иванова И.А. Моделирование региональной инновационной деятельности в России // Регионология. – 2014. – № 4 (89). – С. 32–39.
8. Иванова И.А., Бикеева М.В. Оценка эффективности реструктуризации бизнеса и его социальной ответственности: современный методологический подход // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 89–96.
9. Литовченко С.Е. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. Роль бизнеса в общественном развитии. – М.: Ассоциация менеджеров России, 2004.
10. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России [Электронный ресурс]. URL: amr.ru/
11. Реализация социальной политики: региональный аспект. – Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015. – С. 203.
12. Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 20132018 годы. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013.
13. Савина Т.Н. Социальная ответственность как ключевая стратегия бизнеса: подходы к оценке // Контентус. – 2015. – № 11. – С. 1–8.
14. Савина Т.Н. Концептуальные основы методологии исследования социально ответственного инвестирования // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 9 (408). – С. 52–62.
15. gks.ru