Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2013
Брайн Трейси (Brian Tracy) – известный практик-эксперт, имеет богатый опыт управления продажами, является автором многочисленных книг и учебных аудио- ивидеопрограмм на темы управления продажами, личностного роста, бизнеса и менеджмента.
Интервью с Брайном Трейси
– Сейчас Вы пишете книгу по маркетингу. Давайте начнем наш разговор с уточнения того, что Вы вкладываете в понятие «маркетинг».
– Моя книга состоит из двадцать одной главы. Она посвящена тому, как определить своего потребителя – того, кому вы собираетесь продавать свой продукт; и как затем выбрать, что именно вы можете ему предложить – то, что для него наиболее привлекательно и ценно и что ему не могут предложить другие компании. Предназначение маркетинга в том, чтобы сделать такое предложение, которое привлекает людей к вашему бизнесу. К примеру, если вы обращаетесь к потребителям с вопросом: «Хотите сэкономить на уплате налогов?», то вы ориентируетесь на тех людей, чьи налоговые выплаты достаточно большие и кто заинтересован в их оптимизации и сокращении. И вы говорите им своим сообщением: «Я могу предложить вам законный способ, как уменьшить выплаты». На что получаете ответ: «Да, нам это интересно. Мы хотим узнать поподробнее!» Таким образом, маркетинг – это деятельность по привлечению потенциальных потребителей, направленная на то, чтобы они обратились в вашу компанию или связались с вами, рассмотрели ваше предложение товара или услуги.
– А как соотносятся маркетинг и продажи?
– Чтобы дать наиболее наглядную иллюстрацию, давайте предположим, что вы сообщаете группе людей, что являетесь владельцем ресторана. Вы спрашиваете присутствующих, голоден ли кто-нибудь. Сколько-то людей отвечают утвердительно. Это маркетинг: вы выявили тех людей, которые хотят получить тот продукт, который вы предлагаете. Продажа касается того, как убедить людей прийти именно в ваш ресторан, а не в какой-то другой. Таким образом, маркетинг заключается в привлечении потенциальных потребителей, а продажа – в убеждении их приобрести именно ваш продукт, а не чей-то еще.
– В Ваших книгах и выступлениях Вы призываете продавцов служить своим клиентам и любить их. И даже спрашиватьсамого себя: «Если бы я любил своего клиента как самого дорогого мне человека, что бы я сделал по-другому? Если бы я хотел удовлетворить потребности своего клиента больше, чем потребности кого-либо еще, как бы я мог это ему показать?» Что Вы подразумеваете, говоря «надо любить клиента»?
– Я имею в виду то, что компания и продавцы должны проявлять огромную заботу о том, как сделать жизнь своих клиентов лучше. Даже если вы никогда не встречались со своим клиентом и, к примеру, совершаете продажу через Интернет, тем не менее вашей мотивацией должно быть горячее желание с помощью вашего товара или услуги сделать его жизнь лучше в целом или в рабочей сфере в частности. Ваше стремление помочь потребителю, чтобы он был более успешен в жизни или на работе, – это важный эмоциональный компонент продажи.
– Вы много ездите. Какие тенденции Вы наблюдаете в мире в области маркетинга?
– Интересно то, что потребители из разных частей мира похожи друг на друга: они ищут более быстрый, более дешевый и более простой способ того, как получить необходимые им товар или услугу. И все хотят одного и того же: получить желаемое быстрым и удобным для них способом, при этом чтобы продажа и доставка осуществлялись в вежливой и дружелюбной манере. И они пойдут к любому продавцу, который может помочь в удовлетворении потребности, если тот
способен сделать это быстро, недорого и с хорошим обслуживанием.
– Какой навык или знание какого инструмента является наиболее важным для тех, кто совершает продажи?
– Прежде всего наиболее важным является умение понять потребителя, так как именно потребитель находится в центре процесса продажи. Поэтому следует составить психологический портрет потребителя и выяснить, что тот собой представляет. Сколько ему лет? Какое у него образование? Какой доход? Какую должность он занимает? Из скольких человек состоит его семья? Какие у него есть желания и потребности? Попробуйте поразмыслить, какие у него могут быть проблемы? Какие цели он ставит перед собой? Чего он боится? Что делает его более счастливым? Чего ему не хватает? Как ваш продут поможет изменить его жизнь в лучшую сторону? Как он принимает решение о покупке? После ответов на эти вопросы подготовьте такое описание своего продукта, чтобы оно представляло ваш продукт как идеальное решение для удовлетворения потребностей и желаний целевого клиента. Объясните ему, почему ваш продукт лучше, чем аналогичный у конкурентов, и что является конкурентным преимуществом вашего продукта. Вот наглядная демонстрация моих слов: «Вы хотите есть?» – «Да». – «Я владелец ресторана. Давайте я Вам расскажу, чем мой ресторан отличается от всех остальных. И почему если Вы сделаете выбор в его пользу, то примите наилучшее для Вас решение». Это маркетинг.И если то, что вы говорите, является правдой, вы можете соединиться с внутренними желаниями потребителей, и они выберут вас, а не конкурентов.
– Последний вопрос. Что Вы можете пожелать читателям журнала «Маркетинг в России и за рубежом», а также всем, кто занят в маркетинге и продажах? Может быть, дадите какое-то напутствие.
– В продажах и маркетинге постоянно происходят изменения, так как изменяется потребитель, изменяется конкуренция, появляются новые товары и услуги. Поэтому очень важно меняться и вам. То, что давало хороший эффект на прошлой неделе, теперь становится устаревшим и больше не работает. Поэтому процесс развития новых идей, новых продуктов, новых услуг, новых способов рекламы и продвижения должен быть непрерывен. И эта тенденция не только не идет на убыль, а все усиливается. Если вы разработали успешную маркетинговую или рекламную программу, ваши конкуренты воспользуются ею через неделю и начнут применять те же самые идеи, которые есть у вас. Значит, вы должны быть готовы к тому, чтобы уже на следующей неделе работать по-новому. И так дальше. Поэтому следует подходить к делу творчески, быть гибким и стремительным. Чего я и желаю!
За предоставленную возможность проведения интервью благодарим команду Академии Брайна Трейси, организаторов семинара «Как достичь успеха в продажах» Брайна Трейси и Нила Рекхэма 25–26 октября 2013 г. в Москве. http://tracyacademy.com/
Интервью провела Т.В. Соломович.