Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2013
Шестакова Е.В.,
к. э. н., генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
Аннотация
Проверки финансового состояния компании являются довольно-таки распространенным явлением, особенно когда речь идет об убыточных компаниях.
В данной статье мы поговорим о том, каким образом проходят внешние проверки и как провести внутреннюю проверку во избежание рисков.
Риски проверок финансовой деятельности
Риски, которые приведут к проверкам финансовой деятельности компании, поименованы в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
Всего выделяют одиннадцать признаков, которые говорят о том, что, с финансовой точки зрения, компании есть что скрывать. Конечно, данные признаки могут и не говорить о том, что компания нарушает законодательство, однако при наличии таких признаков компании следует быть готовой
к проведению налоговой проверки.
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 календарных лет и более.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
В этой связи рекомендуется:
- ежеквартально проверять наличие подобных признаков;
- обосновывать случаи отклонения уровня рентабельности и заработной платы на случай проведения налоговой проверки;
- отслеживать статистические данные;
- избегать неоднократного снятия с учета в налоговых органах;
- представлять в разумный срок пояснения в налоговые органы;
- избегать посреднических схем, в том числе с целью оптимизации налога на добавленную стоимость.
Однако недавно в методику были внесены изменения. Данная методика была дополнена письмом Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
Так, в данном письме определены случаи привлечения сотрудников МВД для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках:
1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;
2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198–199 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:
– если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т. д.);
– при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;
3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.
Во избежание рисков совместных проверок МВД и налоговой службы следует:
- своевременно уведомлять о смене учредителей, генерального директора;
- соблюдать сроки уведомления налоговых органов, кредиторов в случае проведения реорганизации и ликвидации;
- проверять контрагентов во избежание заключения договоров с фирмами-однодневками.
Вместе с тем в некоторых случаях у компании сохраняются риски, например, компании достаточно сложно проверить учредителей или факт регистрации контрагента по утерянным паспортам.
Для того чтобы подготовиться к финансовой проверке, важно иметь в надлежащем виде оформленные документы.
Виды документов, подлежащих финансовой проверке
При проверке проверяется четкий перечень документов. Так, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования проверяют комплект документов, подлежащих истребованию у плательщика страховых взносов для проведения выездной проверки, который состоит из следующих документов (распоряжение Правления ПФР от 03.02.2011 № 34 р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов»):
- учредительные документы: устав и (или) учредительный договор, положение;
- приказы об учетной политике;
- разрешительные документы: лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр.;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период;
- карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.01.2010 № 02-03-08-56П);
- организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам:
- приказы (в том числе об учетной политике, действующей в проверяемые периоды);
- коллективные договоры;
- трудовые договоры;
- договоры гражданско-правового характера;
- соглашения, заключенные с физическими лицами;
- контракты и другие документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц;
- банковские и кассовые документы (выписки банка, платежные поручения (требования), прочие документы);
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности (в том числе учетные, расчетные и платежные документы) в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
При проверке документации по учету кадров проверке подлежат следующие документы:
- Т-1 – Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу;
- Т-2 – Личная карточка работника;
- Т-3 – Штатное расписание;
- Т-5 – Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу;
- Т-5 а – Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу;
- Т-6 – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику;
- Т-6 а – Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам;
- Т-8 – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работником (увольнении);
- Т-8 а – Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора (контракта) с работниками (увольнении);
- Т-11 – Приказ (распоряжение) о поощрении работника.
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда:
- Т-12 – Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда;
- Т-13 – Табель учета рабочего времени;
- Т-49 – Расчетно-платежная ведомость;
- Т-51 – Расчетная ведомость;
- Т-53 – Платежная ведомость;
- Т-54 – Лицевой счет;
- прочие документы.
Налоговый орган проверяет документы, установленные в письме Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», в частности:
- учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
- имеющиеся в наличии лицензии;
- приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
- налоговые декларации (расчеты);
- регистры налогового учета;
- счета-фактуры;
- книги покупок;
- книги продаж;
- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
- книги учета доходов и расходов;
- книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- иные документы, относящиеся к налоговому учету;
- бухгалтерскую отчетность организации;
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
- договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
- банковские и кассовые документы;
- накладные;
- путевые листы;
- перевозочные документы;
- акты приема-передачи;
- акты выполненных работ;
- другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);
- иные документы и сведения, в том числе указанные в рекомендациях ФНС России по вопросам проведения предпроверочного анализа налогоплательщика.
Таким образом, до проведения проверки компания может:
- самостоятельно проверить наличие вышеуказанных документов;
- в случае отсутствия документов восстановить данные документы;
- проверить наличие обязательных реквизитов в документах;
- проверить подписи в документах;
- проверить достоверность сведений в документах и соотношение документов с данными бухгалтерского и налогового учета.
Как правило, применение сплошного метода проверки является затруднительным по объективным причинам (при проверке налогоплательщиков, относящихся к субъектам крупного и среднего бизнеса), и применяется выборочный метод проверки. При применении выборочного метода проверки рекомендуется использовать правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», в котором, в частности, приведены методы отбора элементов (например, отбираются однотипные первичные документы, отдельные записи в выписках из банковского счета, счета-фактуры по продажам, обороты по лицевым счетам дебиторов, крупнейшие суммы обязательств в рамках договоров, крупнейшие суммы обязательств перед контрагентами без деления на виды обязательств; крупные суммы обязательств в опционах +(–) 5%, и др.), подлежащих проверке с целью сбора доказательств.
Однако в целях подготовки к проверке компании следует самостоятельно провести проверку полного объема вышеуказанных документов.
Признание компании сомнительным налогоплательщиком
В налоговом законодательстве отсутствует понятие «сомнительного налогоплательщика». Вместе с тем в письме Федеральной налоговой службы от 17 июля 2013 г. № АС-4–2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» налоговый орган разъясняет, кто попадает в разряд «сомнительных налогоплательщиков».
Такими «сомнительными» налогоплательщиками будут признаны компании в случае:
- неполного отражения в учете хозяйственных операций;
- отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
- применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
- отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
- выплаты «теневой» заработной платы;
- несвоевременного перечисления НДФЛ;
- выявления работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
Налогоплательщики – налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ):
1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%;
3) налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.
Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.
Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.
Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании представленных деклараций по НДС по следующим критериям:
- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов выше среднего по субъекту Российской Федерации уровня за предшествующий период;
- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов 89% и более;
- налогоплательщики, у которых отношение суммы вычетов по суммам НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также вычетов по суммам НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и суммы НДС, исчисленной при реализации товаров (т. е. соотношение начисленной при реализации суммы налога и суммы вычетов без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам – «нетто»-вычеты), 89% и более.
Налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.
Соответственно, чтобы управлять финансовыми проверками и не попасть под критерии «сомнительных налогоплательщиков», следует:
- переносить суммы вычетов на более поздний период или заявлять вычеты не в полном объеме;
- выплачивать заработную плату выше прожиточного минимума в регионе;
- отслеживать уплату НДФЛ. В случае сокращения численности и штата рекомендуется направлять соответствующие пояснения в налоговый орган.
Кроме того, в категорию «сомнительных компаний» попадут компании, на которые жалуются сотрудники.
При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр. анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта проводится не только по налогу на доходы физических лиц, но и по соответствующим налогам (комплексно) с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.
Для дачи пояснений в налоговые органы могут быть приглашены:
- налогоплательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации;
- налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций;
- налогоплательщики, имеющие признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц).
В этой связи необходимо:
- избегать корпоративных конфликтов;
- проводить с сотрудниками разъяснительную работу в отношении направления жалоб.
Управление нормируемыми расходами
При осуществлении затрат следует помнить, что целый ряд затрат подлежит планированию, поскольку согласно законодательству такие расходы являются нормируемыми (табл. 1).
Поскольку такие затраты подлежат проверке, значит, управляя нормированием вышеуказанных затрат, возможно избежать претензий налоговых органов.
Рекомендации компаниям для управления финансовыми проверками
Основной рекомендацией является проведение внутреннего аудита. Кроме того, следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- проверяйте проверку контрагентов, посредников;
- обосновывайте экономически несоответствие экономических показателей тем показателям, которые установлены законодательно, например низкую заработную плату можно обосновать работой на 0,5 ставки, почасовой оплатой;
- налоговая выгода должна быть обоснована экономически;
- не создавайте искусственный документооборот;
- перепроверьте данные по времени и месту совершения хозяйственной операции;
- суд и налоговый орган проверяют наличие производственных активов, например, при строительстве должна быть в наличии техника, однако если у компании она отсутствует, то возможно взять ее в аренду;
- проверьте наличие сотрудников у контрагента;
- исключите случаи нестандартных и неденежных расчетов между контрагентами;
- заключайте несколько сделок, поскольку единичная сделка может рассматриваться как обогащение;
- исключите вексельные схемы и взаимозачеты наличными деньгами;
- проверяйте дату создания контрагента;
- проверьте наличие контрагента в ЕГРЮЛ.
Кроме того, во избежание негативных последствий налоговых проверок следует проводить постоянный аудит и мониторинг нормируемых расходов, а также анализ документов, в том числе первичных.
В заключение следует отметить, что ни одна компания не застрахована от проведения внешней проверки налоговыми органами или Пенсионным фондом. Однако возможно самостоятельно перестраховаться и проводить постоянный мониторинг финансового состояния компании, финансовых и первичных документов. Это позволит избежать ошибок и снизит риски привлечения компании к ответственности.