Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2014
Губанов Р.С.,
к. э. н., доцент кафедры финансов и кредита
филиала частного образовательного учреждения
высшего образования «Московский университет
имени С.Ю. Витте» в городе Рязани
В статье рассматриваются особенности лизингового финансирования в условиях развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Приводится зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства. Обобщаются теоретические подходы к организации лизингового финансирования. Дается трактовка полномочий при организации бизнес-процессов в условиях ГЧП. Демонстрируются примеры расчета эффективности использования лизингового финансирования через механизм государственно-частного партнерства.
В современных условиях развития финансовых отношений в России возникает множество альтернативных вариантов привлечения и аккумулирования капитала, среди которых типичным направлением выступает лизинговое финансирование.
В свете реализации новых подходов к организации бизнеса, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, роль лизинга особенно значима, так как позволяет хозяйствующим субъектам в полной мере использовать свои финансовые возможности для достижения целевых ориентиров предпринимательской деятельности.
С момента провозглашения необходимости развития государственно-частного партнерства на федеральном уровне прошло почти 10 лет (впервые об этом В.В. Путин упомянул 16.11.2004 на XIV съезде союза промышленников и предпринимателей), тем не менее Россия находится на начальной стадии зрелости, так как национальная модель сотрудничества государства и частного бизнеса не создана.
Вполне очевидно, что данная обстоятельная проблема в полной мере относится не только к органам государственной власти, но и к условиям функционирования современных предпринимательских структур.
Следуя цели исследования, нельзя не отметить сложившийся опыт в области реализации государственно-частного партнерства за рубежом [3; 4].
Так, по предварительным исследованиям, установлено, что зарубежный опыт реализации ГЧП дает возможность сформулировать вывод о наличии трех основных стадий зрелости стран по возможностям реализации государственно-частного партнерства.
1-я стадия – разработка нормативно-правовой базы (Россия, страны СНГ, Восточной Европы, Латинской Америки).
2-я стадия – уточнение моделей ГЧП (гибридная, смешанная, корпоративная) – развитые страны мира: Франция, США, Италия, Испания, Греция, Германия, Канада, Япония.
3-я стадия – совершенствование используемых форм государственно-частного партнерства: комплексные программы, усложнение схем ГЧП, сетевая форма ГЧП, передача ответственности бизнеса государству (Австралия, Великобритания).
Зарубежная и новейшая российская практика наглядно демонстрируют, что действующие в условиях конкурентной борьбы частные предприятия предоставляют услуги населению, как правило, лучше (качество) и дешевле (цены, тарифы, издержки), нежели предприятия, создаваемые и управляемые органами публичной власти. В развитых странах мира ни государство, ни муниципальные образования практически не участвуют в тех отраслях экономики, где существует и развито частное предпринимательство.
В таких сферах, как городские и междугородние пассажирские перевозки, отопление, строительство и ремонт жилья, строительство дорог и дорожные работы, благоустройство территорий, вывоз мусора и некоторых других, относящихся к сфере задач местного уровня власти, в настоящий момент появились либо появятся при снятии соответствующих барьеров частное предпринимательство и конкуренция [5].
В российских регионах пока примеры такой практики немногочисленны (рис. 1).
Вместе с тем отрадно, что в настоящее время нашим регионам предоставлено право, закрепленное в Бюджетном кодексе РФ: формировать региональные инвестиционные фонды, что не в малой степени положительно способствует решению вопросов реализации государственно-частного партнерства.
В данных условиях происходит расширение географических сегментов, в которых ГЧП может применяться по формуле: «инвестор – производство, государство – инфраструктура». Стимулы для инвесторов расширяются по сравнению с практикой двухлетней давности, и сейчас они включают преференции, состав, которых представлен на рис. 2.
Реалии таковы, что Россия находится сейчас на первой стадии зрелости стран по возможностям реализации государственно-частного партнерства, в ходе которой целесообразно, на наш взгляд, конкретизировать потенциально возможные формы применения государственно-частного партнерства.
Мы считаем, что применение лизинга в качестве инструментария финансирования инвестиций в ГЧП в России значительно повышает привлекательность проектов, в частности, в силу того, что в России 70% новых договоров лизинга по стоимости относятся к крупномасштабным.
Разумеется, решению об использовании лизинга для финансирования ГЧП должен предшествовать комплексный анализ бизнес-проектов, предусматривающий определение их экономической эффективности.
Прежде всего рассмотрим понятийный аппарат проблемы лизингового финансирования. Лизинг – это коммерческая сделка, направленная на передачу во временное пользование на условиях платности объектов имущества и с предоставлением права их выкупа. Поэтому данная сделка выступает одной из самых широко используемых форм лизинга. По мнению В. Газмана [1], финансовый лизинг можно классифицировать следующим образом: левередж-лизинг; аренда-продажа; возвратный лизинг.
По нашему мнению, лизинг должен быть реализован по схеме, алгоритм которой достаточно прост (рис. 3).
В сделке принимают участие три лица: поставщик оборудования (производственные структуры), лизингодатель (специализированная лизинговая организация) и лизингополучатель (предприятие, имеющее потребность в оборудовании и приобретающее его на условиях финансовой аренды).
Для лизингового финансирования [2] характерно то, что срок аренды приближается, как правило, к сроку службы оборудования. По оконча нии срока аренды в соответствии с условиями договора лизинга лизингополучатель может приобрести оборудование в собственность, возобновить договор на более льготных условиях или вернуть оборудование лизингодателю. С учетом разработанной схемы (рис. 4) нами предложены некоторые мероприятия, позволяющие повысить экономическую эффективность от внедрения финансового лизинга в форме ГЧП.
Объект лизингового финансирования в рамках ГЧП, в качестве которого выступают предприятия и другие имущественные комплексы: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, может использоваться для предпринимательской деятельности, переходит в собственность лизингополучателя также в случае выплаты им полной
суммы, предусмотренной договором.
Итак, в условиях реализации государственно-частного партнерства оптимизируются бизнес-процессы, что требует перераспределения полномочий между структурными подразделениями в компаниях и органах власти. Это порождает необходимость формирования специфической матрицы баланса полномочий, которая позволит определить, какие бизнес-процессы, кем и на каком уровне будут контролироваться. Обратимся к данной матрице, представленной в табл. 1.
При реализации грамотной стратегии ГЧП можно достичь мультипликативного эффекта от крупнейших инвестиций в финансовый лизинг коммерческой инфраструктуры и социальных объектов.
Однако практически из сформированных предложений по лизингу по статистике фильтрацию проходит только 33% проектов. Причиной такого отбора являются дефицит инвестиционных ресурсов и требовательность инвесторов. В свою очередь, данное обстоятельство порождает для российских компаний проблемы поиска инвестиций.
На современном этапе ключевыми способами решения проблемы внедрения инвестиций являются:
1. Реализация государственно-частного партнерства, например по классической схеме: государство создает необходимую инфраструктуру, а инвестор (бизнес) организовывает производство.
2. Поиск крупных инвесторов, готовых взять на себя все финансовые обязательства.
Данные способы решения обозначенных проблем немыслимы без учета сведений о динамике лизинговых операций на макро-, мезо- и микроуровне развития финансового рынка.
Так, статистика о темпах прироста лизинговых операций на российском финансовом рынке неутешительна. По данным журнала «Профиль» [5], в 2013 г. значительное снижение ставок по лизингу осуществил «ВЭБ-лизинг» – до 4 процентных пунктов по сравнению с началом года для розничных продуктов в сегменте автотранспорта и спецтехники. Некоторые другие компании снизили стоимость лизинга в пределах 0,5 процентного пункта (например «Сбербанк Лизинг» и «Зест»), насколько известно, ни один крупный лизингодатель не пошел на повышение ставок. Операционный лизинг удобен клиенту тем, что кроме техники последний получает комплекс услуг: страхование; хранение; ремонт; обслуживание. Однако в настоящее время законодательная база в области внедрения модели ГЧП через операционный лизинг разработана на недостаточном уровне.
Между тем следует отметить, что в «Райффазен-Лизинг» линейка продуктов дополняется услугой «Лизинг недвижимости». Известны факты [6] о том, что объединенная лизинговая компания в 2013 г. запустила инновационный проект, заключив дилерское соглашение с японским производителем музыкальных инструментов и получив возможность передавать данное оборудование в лизинг.
В связи с тем что в РФ существует большое количество музыкальных школ, имеющих бюджетное финансирование и музыкальные инструменты для профессиональной подготовки обучающихся обладают значительной дороговизной, следовательно, проект лизинга между типичной лизинговой компанией как представителем частного бизнеса и государством (либо муниципальным образованием от лица власти) становится новым инвестиционно-привлекательным направлением ГЧП.
Рассмотрим пример расчета эффективности лизингового финансирования аналогичного оборудования в условиях государственно-частного партнерства на период 2014–2020 гг. (табл. 2).
Ставка дисконта, по которой произведен расчет дисконтированных денежных потоков, составляет 25%. Оценка эффективности государственно-частного партнерства показала, что чистый дисконтированный доход от лизингового финансирования приобретения музыкальных инструментов достиг 125,48 млн руб., что характеризует высокую экономическую реализуемость проекта.
Оттоки и притоки по проекту лизингового финансирования приобретения музыкальных инструментов для государственных музыкальных школ представлены на рис. 5.
Зная стоимость капитала, привлекаемого из различных источников, можно определить средневзвешенную стоимость капитала (WACC) и увидеть, как использовать эту стоимость, сравнив ее с различными ставками доходности (IRR), для принятия решений по проекту ГЧП.
Общеизвестно, что любой проект, в том числе проект ГЧП, считается эффективным, если WACC < IRR, а NPV – положителен и имеет максимальное значение из сравниваемых альтернативных проектов.
Далее рассмотрим показатели реализации альтернативных вариантов лизингового финансирования различных предприятий и уровень использования капитала, направленного в проект ГЧП (табл. 3).
Вполне очевидно, что из представленных данных (табл. 3) критериям эффективности удовлетворяет проект лизингового финансирования только в ООО «Финансинвест», так как его результаты: NPV > 0, и составляет 150 млн руб., WACC < IRR на 8%, что удовлетворяет потребности данного предприятия в компенсации затрат на привлечение финансового лизинга для реализации проекта ГЧП.
Несмотря на то что в ЗАО «Промникель» чистый дисконтированный доход, составивший 170 млн руб., превышает аналогичный показатель ООО «Финансинвест» на 20 млн руб., все-таки выбор в пользу первого не может быть оправдан.
Это связано с тем, что в ЗАО «Промникель» WACC > IRR на 1%, что не позволяет признать эффективность финансового обеспечения реализуемого им проекта.
Таким образом, трудно представить возможность эффективного функционирования предприятия без грамотного применения финансового лизинга. В случае недооценки эффективности лизингового финансирования лизингополучатель не сможет приобрести дорогостоящее оборудование, необходимое для выпуска уникального вида продукции, или оказания государственных услуг, а следовательно, не достигнет достаточного объема производства и не обеспечит выполнение ответственности за реализацию общественных услуг, что неблагоприятно отразится на финансовом результате государственно-частного партнерства.
Применение модели лизинга как формы государственно-частного партнерства в системе управления инвестиционными проектами неизбежно. Поэтому очень важно создать предпосылки развития лизинга в нашем государстве путем экономического реформирования системы взаимодействия власти и бизнеса, а также посредством совершенствования действующего законодательства.
Литература
1. Газман В. Воздействие альтернативных моделей лизинга на финансирование инвестиций // Вопросы экономики. – 2013. – № 7. – С. 82.
2. Ендовицкий Д.А. Финансовый менеджмент: учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.Ф. Щербакова, А.Н. Исаенко и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора Д.А. Ендовицкого. – М. : Рид Групп, 2011. – 800 с.
3. Матасова М. Модели взаимодействия крупных бизнес-корпораций и государства в региональном формате // Власть. – 2013. – № 2. – С. 119.
4. Россия 2013. Ежегодный доклад Франко-российского аналитического центра Обсерво / под рук. Арно Дюбьена. – 2013. – 534 с.
5. Свежее решение: лизинговым компаниям приходится активно осваивать новые рынки // Профиль. – 2013. – № 4. – 56 с.
6. Совершенствование управления муниципальной собственностью и муниципальным хозяйством. Аналитические материалы и практические рекомендации // под ред. Э. Маркварта. – Ростов-н/Д, 2013. – 344 с.