Финансовый менеджмент в условиях кризиса



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2015


Шестакова Е.В.,
кандидат юридических наук,
генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»


Кризисы в нашей стране наступают с завидным постоянством, и те компании, которые пережили кризис 1998 и 2008 гг., уже знают, что в целях борьбы с кризисами можно использовать различные механизмы: сокращать расходы, приостанавливать долгосрочные проекты, оптимизировать структуру компании, какие-то компании в условиях кризиса снижают цены для повышения спроса на продукцию. О возможных стратегиях борьбы с кризисом мы расскажем в данной статье.


Сокращение расходов компании
В период развития многие компании могут себе позволить увеличение различных непроизводственных расходов, например: сотрудникам предоставляются льготы по оплате спортзала, бесплатное питание, добровольное медицинское страхование. Кроме того, необходимо постараться снизить спорные расходы, которые также не влияют на производственные показатели, например расходы на фитнес и спортивные мероприятия. Соответственно, необходимо составить план снижения подобных расходов (табл. 1).


С 2015 г. работодатели могут в рамках реализуемых мероприятий по охране труда включать в перечень таких мероприятий спортивные мероприятия. Соответствующие поправки были внесены приказом Минтруда России от 16.06.2014 № 375н «О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». Если Минтруд считает, что расходы на спортзал и спортивные мероприятия могут производиться работодателем, то Минфин России высказался категорично по данному поводу. Согласно письму Минфина России от 31.10.2014 № 03-03-06/1/55280 п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.


Таким образом, нельзя говорить о единой позиции ведомств по данному вопросу. Аналогичная ситуация складывается, когда работодатель просто компенсирует расходы работника на оплату спортзала. Расходы на выездные спортивные мероприятия, по мнению министерства, также не могут быть признаны компанией. По мнению финансового министерства, участие в спортивных и корпоративных мероприятиях не связано с производственной деятельностью работников и выполнением ими служебных поручений. Такие поездки не могут признаваться командировками. Значит, затраты на участие сотрудников фирмы в данных мероприятиях не могут являться командировочными расходами (письмо Минфина России от 14.08.2013 № 03-04-06/33039).



Таких расходов достаточно много. Например, суммы, направленные на компенсацию упущенной выгоды, не включаются во внереализационные расходы (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-03-10/25645). Финансовое ведомство разъяснило, что под расходами на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ) подразумевается только возмещение материального ущерба; возмещение упущенной выгоды к таким расходам не относится, поскольку не соответствует критериям ст. 252 НК РФ.


Но есть и противоположная точка зрения. Согласно постановлению ФАС Московского округа от 15.11.2011 по делу № А40-143207/10-129-567 суммы, направленные на компенсацию упущенной выгоды, включаются во внереализационные расходы. Суд указал, что положения ст. 265 НК РФ никак не ограничивают право налогоплательщика на включение в состав внереализационных расходов упущенной выгоды, в том числе в случае ее установления третейским судом.


Исключая спорные расходы, компании, во-первых, исключают риски споров с проверяющими органами, а во-вторых, исключает те расходы, которые не являются необходимыми для развития и деятельности компании.


Какие рекомендации можно дать?


Во-первых, пересмотрите все затраты, особенно те, которые не относятся на себестоимость.


Во-вторых, исключите спорные расходы, которые могут вызвать споры с проверяющими.


В-третьих, вычлените самые большие расходы и постарайтесь их оптимизировать путем, например, поиска других поставщиков, исключения посредников.


Приостановление долгосрочных проектов
Сегодня многие компании приостанавливают дорогостоящие проекты. Это происходит по разным причинам:
– отсутствие финансирования;
– дорогие кредиты;
– низкая окупаемость таких проектов.


К приостанавливаемым проектам, в частности, относятся строительные проекты. В нынешней экономической ситуации многие строительные организации сталкиваются с необходимостью приостанавливать строительные работы и консервировать недостроенные объекты. К консервации строительных объектов приводит не только нехватка или полное прекращение финансирования в связи с банкротством инвестора, но и другие причины, в частности несоответствие строящегося объекта современным требованиям.


Порядок консервации установлен постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства».


Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).


В решении о консервации объекта должны быть определены:
а) перечень работ по консервации объекта;
б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта;
г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее – подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).


Консервация осуществляется на основании акта консервации.


При этом, если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ (ст. 752 ГК РФ).


К негативным последствиям консервации относятся:
– необходимость дополнительных затрат на консервацию;
– невозможность реализации проекта в установленные сроки;
– штрафные санкции со стороны контрагентов, связанные в неисполнением своевременно обязательств.


К положительным моментам относятся следующие:
– возможность переждать кризисные явления;
– возможность скорректировать стоимость продаж, чтобы продажи не осуществлялись в убыток.


Какие рекомендации можно дать?


Во-первых, рассчитайте расходы на консервацию объектов, а также расконсервацию.


Во-вторых, подумайте о негативных последствиях, ведь многие законсервированные объекты так никогда и не были достроены.


Оптимизация структуры компании
Практически в каждой компании есть структурные подразделения, которые призваны способствовать развитию компании в будущем, но в случае наступления кризисных явлений в компании такие структурные подразделения подлежат сокращению. К таким службам относится служба развития, служба внутреннего контроля, маркетинговая служба. Кроме того в некоторых случаях компании планируют сокращение численности, для того чтобы оптимизировать расходы на оплату труда.


Под сокращением численности работников понимается уменьшение числа работников, занимающих одинаковые должности.


Например, при наличии в штате компании 20 инженеров при сокращении численности будет уволено 10 из них, тогда как остальные 10 останутся работать, равно как и останется такая должность в штатном расписании.


Сокращение численности – это уменьшение количественного состава работников определенных должностей (специальностей) в организации без коррекции штатного расписания.


Увольнение работника организации по сокращению численности возможно только в случае увольнения работника, который принят на работу вне штата. (Например, согласно штатному расписанию в организации 5 единиц грузчиков, а фактически принято и работает 6 грузчиков.)


При этом необходимо помнить, что фактически работник имеет право на выплату до 5 окладов при сокращении штата или численности.



Статья 178 ТК РФ обязывает работодателя выплатить работнику, с которым расторгается трудовой договор в связи с сокращением численности или штата работников, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранить за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.


Вместе с тем сокращение штата или численности имеет и негативные последствия:
– невозможность выполнения крупных проектов;
– уход из компании ведущих специалистов;
– наличие дополнительных расходов, связанных с сокращением штата или численности.


Плюсами сокращения штата или численности являются следующие:
– «очищение» компании;
– оптимизация и построение более эффективной структуры;
– возможность сокращения расходов в кризис.


Однако многие компании предпочитают альтернативные пути.


Например, некоторые компании в связи с неопределенностью курсов валют приостановили реализацию автомобилей, бытовой техники, кухонной мебели, промышленных товаров. При этом планируется, что компания начнет работу после нормализации ситуации, когда будет понятно, какие цены устанавливать на продукцию. В этой связи персонал временно не задействован в работе. В таких случаях компании используют следующие механизмы:


1. Предоставление оплачиваемого отпуска сотрудникам
В соответствии со ст. 107 ТК РФ отпуск является одним из видов времени отдыха. Отпуск – это предоставляемое работнику ежегодное время отдыха, оплачиваемое организацией, в которой трудится работник. Таким образом, отпуск – это промежуток времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вместе с тем отпуск предоставляется по заявлению работника.


2. Оформление простоя
Частью 3 ст. 72.2 ТК РФ определено, что простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.


Согласно ч. 1 ст. 157 ТК РФ время простоя (ст. 72.2 ТК РФ) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.


Саратовский областной суд в кассационном определении от 01.12.2011 по делу № 33-6389 сделал схожий вывод, отметив, что период простоя является рабочим временем и не относится к времени отдыха, поскольку в ст. 107 ТК РФ данный вид времени не указан.


Таким образом, простой регламентируется нормами ТК РФ и простой по вине работодателя должен быть оплачен; при этом простой по вине работодателя временем отдыха для работников не является, следовательно, работники обязаны в это время находиться на своих рабочих местах.


3. Отправление работников в неоплачиваемый отпуск
По семейным и другим уважительным причинам работнику, подавшему письменное заявление, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 128 ТК РФ). Работник и работодатель вправе договориться о любой продолжительности отпуска без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 128 ТК РФ).


При этом работодатель не может по собственному желанию отправить работника в отпуск без сохранения заработной платы. Для предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы необходимо заявление работника.


Применение альтернативных путей возможно в случаях, когда компания предполагает наличие краткосрочных финансовых сложностей.


Снизить непроизводственные расходы возможно также с помощью сокращения расходов на персонал:
– оптимизируйте численность персонала, в случае простоя возможно, например, отправить работников в отпуск с сохранением или без сохранения заработной платы;
– проведите контроль и учет рабочего времени;
– введите систему контроля качества;
– проведите инвентаризацию;
– проведите внутреннее расследование для выявления случаев потерь при хранении;
– ликвидируйте случаи затоваривания склада и потери запасов;
– обновите оборудование;
– устраните недостаточный уровень специализации;
– введите сменность или иные нормы труда.


Снижение цен для повышения спроса
Многие компании предусматривают достаточно большую чистую прибыль и рентабельность при ведении обычной деятельности. При этом при наступлении кризисных явлений спрос на товары и услуги падает. Для того чтобы увеличить спрос, необходимо привлечь внимание покупателей. И сделать это в кризис можно не с помощью яркой упаковки или дополнительных услуг по техническому обслуживанию. В кризис покупателей могут привлечь исключительно цены.


Поэтому предоставление скидок позволяет получить обратный эффект: когда у многих компаний спад продаж, те компании, которые своевременно предоставили скидки, могут значительно  повысить спрос и даже побить все рекорды продаж.


В учете скидки можно обосновать:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.


Пользуясь терминологией экономической теории, скажем, что действует закон спроса, где закономерна обратно пропорциональная зависимость спроса и цены – при повышении цены величина спроса снижается, и при понижении цены при прочих равных условиях величина спроса повышается.


Планирование кредитования
Мало какая компания сегодня обходится без кредитов и займов, займы используются как для приобретения товаров, предназначенных для перепродажи; приобретения недвижимости, оборудования, создания запасов на складе. При этом компания может столкнуться с валютными рисками.


Валютные риски и риски, связанные с кризисными явлениями, существовали всегда. Экспортер несет убытки при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа, так как он получит меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Аналогичным будет валютный риск для кредитора, который рискует не получить эквивалент стоимости, переданной во временное пользование заемщику. Напротив, для импортера и должника по займам валютные риски возникают, если повышается курс валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа.


Основные риски сегодня имеются у тех компаний, которые получали товарные кредиты в пересчете на доллары и евро. В результате резкого падения курса рубля компании должны:
– либо повышать цены при продаже товаров в России;
– либо торговать себе в убыток.


При этом риски, связанные с возвратом кредитов в долларах и евро, значительны, поскольку многие компании не предусматривали их в своих договорах с контрагентами, торговыми точками, а следовательно, значительное повышение цен может привести:
– к штрафным санкциям;
– к расторжению договоров.


Если проследить динамику курсов валют, то даже те компании, которые закладывали в договорах повышенный курс, например 50 руб. за доллар, не были готовы к тому, что курс 18.12.2014 повысится до 67,69 руб. за доллар (диаграммы курсов валют в декабре(1)).


Те же компании, которые брали ранее кредиты в рублях и продают товары за валюту за рубеж, оказались в прибыли. Однако одновременно была поднята ставка рефинансирования с 10,5 до 17%. Банк России с 16.12.2014 повысил ключевую ставку до 17% годовых. При этом многие банки сохранили ключевые ставки по уже выданным товарным кредитам на прежнем уровне. В отношении будущих кредитов может возникнуть проблема, связанная, во-первых, с их получением, поскольку многие банки формально заморозили выдачу кредитов, а во-вторых, приобретение товаров в кредит может быть просто невыгодным, поскольку необходимо пересматривать ценообразование. Например, в настоящее время многие поставщики автомобилей, иностранные компании, заморозили продажи на неопределенное время для коррекции курсов валют.



(1)  cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01239&date_req1=01.12.2014&date_req2=19.12.2014&rt=2&mode=2




Какие можно дать рекомендации в случае подобных кризисных ситуаций.


Во-первых, следует помнить, что если для одних кризис – это проблемы, то для других компаний кризисные явления предоставляют возможность заработать, например сегодня оказались в выигрыше продавцы автомобилей и бытовой техники.


Во-вторых, компании, перепродающие товары, приобретаемые за рубежом, решили «заморозить» продажи и возобновить их только тогда, когда курс не будет колебаться так серьезно и установится в рамках единого коридора.


В-третьих, некоторые компании, которые связаны с иностранными контрагентами, приняли решение перейти на планирование закупок и продаж в иностранной валюте.


Пересмотр поставщиков
Пересмотр системы поставщиков также очень важен в период кризиса. Причины для пересмотра системы поставок могут быть различны:
– санкции, связанные с поставкой продуктов питания в Россию;
– санкции, связанные с поставками российских товаров за рубеж.


В этой связи многие компании пересматривают системы поставок. Пересмотреть поставки возможно различным образом:
– исключение агентов из цепочки поставок;
– приобретение товаров и выбор поставщиков в восточных странах, например большую популярность получили китайские поставщики.


Выбрать поставщика можно самостоятельно, а можно воспользоваться услугами специализированных организаций, которые будут осуществлять следующие виды услуг:
– забор груза у поставщика и/или продавца в Китае;
– консолидация грузов от разных поставщиков в одну посылку на складе в Китае (данная услуга используется для экономии средств клиента);
– организация международной грузоперевозки;
– проведение таможенного оформления;
– курьерская доставка груза.


Для того чтобы выбрать новых поставщиков, необходимо оценить:
– затраты, в том числе на доставку продукции;
– штрафные санкции при смене поставщиков.


В качестве рекомендаций можно дать следующие.


При выборе поставщика необходимо оценить затраты, связанные с новым поставщиком. Оцените не только стоимость продукции, но и потребительские свойства, качество продукции – это очень важно, если вы заменяете более дорогую продукцию дешевой. Важно помнить, что не всегда можно легко пересмотреть поставщиков, ведь есть уникальные виды продукции, которую нельзя легко заменить. Также нужно оценить возможные штрафные санкции, связанные со сменой поставщика.


Вложение средств и страхование вкладов
Кризисные явления можно пережить при наличии финансовой «подушки безопасности», в то же время появляется тревога за ее сохранность. Еще живы в памяти взрослого населения события начала 1990-х, когда все сбережения обратились за считанные месяцы в дым. Да и дефолт 1998-го не забыт, увы. Недоверие к национальной валюте и к банковской системе у россиян в крови, а многие компании уже пережили очень тяжелые времена кризиса 2008 г.


Поэтому очень важно правильно вложить средства. Многие компании, которые являются субъектами внешней торговли, дифференцируют средства в различных валютах, например в евро, долларах и рублях, что позволяет нивелировать риски.


Компании, которые представлены исключительно на российском рынке, могут вложить денежные средства в недвижимость, которая также может быть использована в дальнейшем для извлечения прибыли, например для сдачи в аренду.


Это могут быть как складские помещения, так и офисы. Успешность вложения зависит от многих составляющих: от стадии строительства, от расположения помещений, от стоимости недвижимости.


Но, если у компании нет достаточных средств для приобретения недвижимости, в этом случае возможно застраховать вклады. В настоящее время обязательное страхование предусмотрено только для физических лиц, юридические же лица фактически теряют денежные средства в случае отзыва лицензии у банка. Теряют они и при колебании курсов валют.


Для клиентов банка отзыв лицензии означает приостановление любых банковских операций организации, а также прекращение перевода денежных средств на счета контрагентов. Иными словами, перевод юридическим лицом денежных средств из проблемного банка на счета в другие кредитные организации в такой ситуации не представляется возможным. Но, если застраховаться от колебания курсов валюты невозможно, застраховаться от приостановления операций можно, это будет добровольное страхование, и для этого необходимо заключить договор со страховщиком.


В этой связи основными рекомендациями будут следующие:
– дифференциация денежных средств на валютных и рублевых счетах;
– вложение денежных средств в недвижимость;
– страхование вкладов.


Налоговая оптимизация
В условиях кризиса у многих компаний не складываются взаимоотношения с налоговой инспекцией, например приходится обжаловать решения налогового органа в судебном порядке, налоговый орган неправомерно отказывает в возмещении НДС и предоставлении нулевой ставки по налогу.


В этом случае налогоплательщику можно порекомендовать обжаловать неправомерные акты налогового органа во всех инстанциях, как в вышестоящем налоговом органе, так и в суд.


При этом важно не забывать о налоговой оптимизации, которая предусмотрена законодательно. Например, возможно использовать оптимизацию налога на имущество организаций, который поднялся с 2014 г. за счет расчета налога по административным зданиям с кадастровой стоимости, а также за счет переоценки кадастровой стоимости, которая произведена с 2015 г.


Например, снизить налоговое бремя по данному налогу позволит лизинг.


Эффективность лизинга во многом обусловливается возможностями по оптимизации налогов. Оптимизация налогов при приобретении имущества в лизинг может состоять из следующих пунктов:
1. Оптимизация налога на прибыль за счет возможности ускоренной амортизации предмета лизинга и отнесения в полном объеме лизинговых платежей на себестоимость.
2. Экономия по налогу на имущество за счет ускоренной в 3 раза амортизации: так как налог на имущество прямо пропорционален сроку амортизации, то сумма налога на имущество при лизинге уменьшается в 3 раза.
3. Оптимизация налога на имущество в процессе эксплуатации имущества благодаря тому, что по завершении срока договора предприятие получает имущество в собственность по остаточной стоимости, которая фактически является нулевой.
4. Экономия (или возможность налогового планирования) по налогу на добавленную стоимость. НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, ставится на вычет.
5. Оптимизация налогов при лизинге позволяет экономить значительные средства, которые не выводятся из оборота, а продолжают работать. Это позволяет предприятию получать дополнительную прибыль и формировать денежный поток, необходимый для погашения лизинговых платежей.


Этот пример свидетельствует о возможности применения законных и предусмотренных законодательно возможностей снижения налогового бремени.


В заключение нужно отметить, что если для одних кризис связан с крахом всего, то для других – это возможность развития, снижения ненужных затрат, увеличения продаж, налогов, нахождения новых поставщиков. Важно при наступлении кризиса использовать все механизмы оздоровления компании, снижения валютных и иных рисков.


Литература
1. Пфеффер А. Строительство: оформляем акты // Российский бухгалтер. – 2014. – № 3. – С. 20–49.
2. Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (п. 1–6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ). – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. – Вып. 1. – 192 с.
3. Шестакова Е.В. Трудовые отношения и заработная плата // СПС «Консультант-Плюс». – 2013.
4. Медведева Т.М. Что делать юридическому лицу, если его банк лишили лицензии? // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2014. – № 5. – С. 70–77.

17.05.2021

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста