Особенности альтернативных форм управления риском



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2013


Чугунов Д.А.,
аспирант кафедры «Страховое дело»
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»,
генеральный директор
ООО «ЗОММЕР Рус Трейд»


Современная конкурентная среда требует постоянного поиска новых подходов к вопросам управления рисками. Использование альтернативных форм управления риском позволит добиться положительного экономического эффекта как на уровне страховых компаний, так и на уровне страховой отрасли в целом. Инструмент секьюритизации как один из ключевых механизмов управления риском является наиболее эффективным и действенным методом минимизации последствий катастрофических рисков.


В статье предлагается классификация альтернативных форм управления риском, определяются понятия компонентов страховой секьюритизации, а также раскрываются основные активы, которые подлежат страховой секьюритизации.


Предпосылки возникновения страховой секьюритизации
Альтернативные формы передачи рисков приобретают в последние годы все большую популярность среди мировых страховых компаний. С конца 80-х, начала 90-х годов XX в. благодаря механизмам секьюритизации страховые компании стали принимать на страхование и управлять большим количеством рисков. Инвесторы, в свою очередь, получили новые, ликвидные и привлекательные инструменты для вложения денежных средств. Секьюритизация страховых активов – это молодой финансовый инструмент, который является производным от процедуры секьюритизации активов или обеспеченных активами ценных бумаг. Операции секьюритизации страховых активов существуют на рынке немногим более двадцати лет и поначалу основывались на инструментарии банковской секьюритизации [1]. Идея возникновения секьюритизации страховых активов (страховых рисков) посредством эмиссии долговых ценных бумаг возникла в результате трансформации уже существовавшей к тому времени классической секьюритизации активов.


Большее расширение рынка секьюритизации страховых активов произошло в начале 2000-х гг., с началом секьюритизации рисков долгосрочного страхования жизни (так называемые Life Bonds), которые являлись наиболее привлекательными ввиду значительного периода длительности правоотношений, а также предсказуемости денежных потоков. Начиная с 2000-х гг. рынок секьюритизации вошел в активную фазу роста как по катастрофическим рискам, так и по рискам страхования жизни и иным рискам, о чем свидетельствует тот факт, что в период с 2005 по 2006 г. общие объемы секьюритизации страховых рисков возросли более чем в два раза. [2]


Секьюритизация страховых активов стала естественным следствием ряда предпосылок, сложившихся и складывающихся на мировых финансовых и страховых рынках. Первой предпосылкой возникновения и развития такого сложного инструмента, как секьюритизация, является реакция профессиональных участников страхового рынка на изменившуюся систему регулирования страховой деятельности. Второй предпосылкой можно назвать произошедшие изменения в характере спроса и предложения на международных страховых и финансовых рынках.


Причинами появления нового инструмента финансирования стало взаимодействие целого комплекса причин, таких как:
- изменение географии и характера национальных и международных сберегательных операций и перемещение финансовых потоков (международный долговой кризис, нефтяные шоки);
- отмена предписаний, ограничивающих конкуренцию;
- возрастающая потребность в современных индивидуальных решениях в области финансового инжиниринга;
- ужесточение требований к достаточности собственного капитала;
- повышение волатильности процентных ставок и обменных курсов валют;
- технологический прогресс;
- поиск инновационных решений по рефинансированию текущего долгового (рискового) бремени.


Приведенные выше экономические изменения стали причиной увеличения количества эмиссий страховой секьюритизации и, тем самым, повышения роли инновационных форм финансирования.


Классификация альтернативных форм управления риском
До настоящего времени все еще присутствует неопределенность в структуре понятий «альтернативное перестрахование», «альтернативные формы передачи риска», «финансовое перестрахование», «секьюритизация». Некоторые авторы считают, что альтернативное перестрахование может включать: кэптивное перестрахование, финансовое перестрахование как разновидность перестрахования, предоставленного на ряд лет по нескольким видам страхования (multi-line multi-year polices), и, наконец, секьюритизацию перестраховочных обязательств, предполагающую привлечение дополнительного капитала для предоставления катастрофического перестрахования путем выпуска специальных облигаций [3].


В отчетах некоторых зарубежных консалтинговых компаний [4] часто наблюдается смешение понятий «финансового перестрахования» и «секьюритизации» с последующим объединением их под одним определением «альтернативное перестрахование». Также существует мнение, что альтернативные формы передачи риска – это форма перестрахования, покрывающего риски, традиционно считавшиеся не подлежащими страхованию. Договор страхования, заключаемый в данном случае, имеет иное название и структуру, а сторона, принимающая риск, не является профессиональным участником страхового рынка (страховщиком или перестраховщиком) [5].


Объединение различных точек зрения российских и зарубежных ученых дает возможность сформировать понятие альтернативных форм передачи риска, а также выделить в них секьюритизацию страховых активов. Альтернативные формы передачи рисков, или, как их иногда называют, альтернативное перестрахование, подразделяется на три большие группы (рис. 1) [6]. Разделение понятий секьюритизации и продуктов финансового перестрахования происходит также и по субъектному составу. В договорах финансового перестрахования, так же как и в договорах традиционного перестрахования, остаются низменными – страховщик и перестраховщик. Субъектный состав участников сделок секьюритизации несколько шире и состоит из страховщика (перестраховщика), финансового посредника (обычно в форме спецюрлица), покупателей страховых ценных бумаг (инвесторов).



Фактическая сложность заключается также в том, что при классическом перестраховании страховой риск находится в рамках страхового рынка. При секьюритизации страховой риск передается на финансовый рынок, что вызывает большие сложности в процессе организации и регулирования данных сделок (рис. 2). Сделки секьюритизации способствуют формированию новой формы производных долговых ценных бумаг, которые могут привлекать инвестиции от всех субъектов финансового рынка. Право обладателя ценной бумаги на получение платежа, а вместе с тем и процентные платежи по ценной бумаге во многом зависят от состояния конкретного страхового портфеля или страхового риска, на которые были выпущены данные ценные бумаги.



В процессе страховой секьюритизации происходит разделение некоторых частей страхового риска с целью их последующего объединения в иной конфигурации. К структурным элементам можно отнести отдельные денежные потоки, которые впоследствии приобретают качество финансового элемента (ценной бумаги) и продаются инвесторам на открытом рынке. При этом при секьюритизации страховых активов широко используются производные финансовые инструменты, так называемые деривативы.


Удобство данного инструмента заключается в том, что с его использованием появляется возможность перераспределения страховых рисков среди широкого круга инвесторов путем трансформации риска в долговую ценную бумагу производного характера. Таким образом, деривативные сделки в страховании можно охарактеризовать не только как инструмент рефинансирования, но и как элемент риск-менеджмента страховой компании. Часть рисков, связанных с текущими хозяйственными сделками или инвестиционными операциями, переносится на других участников рынка. Отличие деривативов от иных инструментов ухода от риска (хеджирования) состоит в том, что они позволяют расщеплять риски, которые ранее были неразделимы. Так, из теории деривативов инвестор, приобретающий иностранные акции и стремящийся при этом избежать валютного риска, может использовать производный финансовый инструмент, что позволит ему осуществить вложение, стоимость которого подвержена связанному с выбранной акцией рыночному, но не валютному риску [7]. Дериватив может быть сконструирован для каждого финансового риска. Рыночная стоимость деривативного инструмента является производной от базисной стоимости актива или, применительно к страхованию, – страховой суммой. Благодаря этому свойству деривативы позволяют выводить неторгуемые активы на открытый рынок для последующей спекуляции. Особая привлекательность производных финансовых инструментов возникает тогда, когда участие в процедуре купли-продажи так называемого базисного актива либо ограничено, либо невозможно вообще. В случае страховых деривативов право на перестрахование рисков принадлежит только страховым и перестраховочным компаниям. Также при работе с деривативными инструментами инвесторы при значительно меньших затратах, включая транзакционные издержки, могут получить более высокий доход. Оборотная сторона в данном случае заключается в сопоставимой вероятности крупных потерь и в весьма высокой вероятности не столь значительных убытков (так называемый эффект кредитного плеча).


Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующее определение страхового дериватива: дериватив – это торгуемая на финансовом рынке ценная бумага, образующаяся в результате сделок страховой секьюритизации.


Макроэкономическое значение страховых деривативов состоит в том, что:
1) происходит перераспределение рисков между участниками не только страхового, но и финансового рынков;
2) появляется возможность воздействовать на процесс ценообразования на рынке активов, выступающих в качестве базиса для деривативов.


Серьезным преимуществом для страховых компаний является то, что они могут получить достоверную рыночную информацию относительно стоимости и будущей цены актива, который лежит в основе страхового дериватива, т. е. страхового риска. Положительным эффектом является наличие «двойного андеррайтинга» на катастрофические риски. Сначала риск оценивается самой компанией, после секьюритизации – уже рынком. При этом изменение рыночной цены страхового дериватива может явиться поводом для пересмотра условий договоров страхования.


Активы, подлежащие страховой секьюритизации
В процессе секьюритизации происходит перераспределение как страхового, так и финансового рисков, присущих страховой деятельности, на долгосрочной основе (более одного года). Основные аргументы в пользу такого подхода основаны на том, что перестрахование всегда связано с деятельностью прямого страховщика и с исполнением им обязательств по договорам прямого страхования. Возможность исполнения обязательств по договорам прямого страхования может зависеть как от размера убытка по наступившему страховому случаю, или развития убытков по ранее наступившим страховым случаям, как, например, в случае с убытками по страхованию ответственности, связанными с причинением вреда жизни и здоровью работающих в результате вредного воздействия асбеста, так и от изменения стоимости активов, покрывающих сформированные на цели страховых выплат страховые резервы, и других финансовых показателей деятельности страховщика и его финансовой устойчивости. Можно утверждать, что если традиционное перестрахование предоставляет страховой организации возможность управлять «пассивами», то альтернативное перестрахование, в дополнение к этой функции, позволяет страховой компании управлять также и своими «активами» [3].


Классификация активов, подлежащих секьюритизации, показывает, что секьюритизация позволяет формировать страховые деривативы практически на любые виды активов, генерирующих положительный денежный поток (табл. 1).



Наибольший интерес для целей страховой секьюритизации представляют следующие активы баланса:
- депо премии у перестрахователя, т. е. недоперечисленные перестрахователем премии в соответствии с условиями заключенных перестраховочных договоров;
- доля перестраховщиков в страховых резервах, т. е. часть страхового резерва перестраховщика, которая соответствует размеру переданного ему риска;
- дебиторская задолженность по операциям страхования и сострахования, т. е. фактическая задолженность страхователей по начисленным премиям;
- дебиторская задолженность по операциям перестрахования, которая отражает задолженность перестрахователя по перестраховочной премии.


Секьюритизация данных активов позволяет страховщику значительно увеличить свои емкости за счет увеличения ликвидных средств в валюте баланса и высвобождения возможностей для принятия новых рисков на страхование.


Все вышеперечисленные активы могут считаться «базисным активом» для целей секьюритизации и выступать в качестве основы для страховых деривативов как при традиционной, так и в синтетической секьюритизации. Базисный актив – это подлежащие секьюритизации, генерирующие положительные денежные потоки активы страховой компании, основываясь на которых может быть выпущен страховой дериватив.


Важным положительным фактором страховой секьюритизации является то, что в рамках данной сделки происходит перемещение «рискового бремени» со страховой компании на финасовый рынок. Вследствие выпуска страховых ценных бумаг страховая компания финансирует часть риска, эквивалентного активам, которые подлежали секьюритизации. Повышение ликвидности баланса приводит к высвобождению дополнительных средств, повышающих как капитализацию страховой компании, так и ее возможности по предоставлению дополнительной страховой защиты. Страховые компании, ввиду наличия предписаний и инструкций регулирующих органов по достаточности собственного капитала и нормативам платежеспособности, имеют возможность сократить долю своих рисковых активов с помощью выпуска обеспеченных активами ценных бумаг (ABS-секьюритизация)(1). Таким образом, продажа прав требований в рамках страховой секьюритизации позволяет эмитенту высвободить капитал, подлежащий контролю со сторону надзорных органов. Так как, продавая права требования, страховая компания высвобождается от дополнительного обременения своего баланса, то высвободившиеся лимиты по достаточности собственного капитала можно использовать для расширения своей коммерческой деятельности или для принятия дополнительных рисков на страхование [8]. Механизмы секьюритизации открывают для страховщиков возможности дополнительного снижения страхового тарифа по определенным видам страхования, что позволит им сделать свои услуги еще более привлекательными для страхователей и расширить тем самым свою клиентскую базу.


В договорах секьюритизации страховых активов также могут быть юридически закреплены условия, при наступлении которых происходит частичный или полный отказ страховщика от уплаты страхового возмещения и при которых обязанность по возмещению ущерба переходит к инвесторам. Фактически процедура возмещения осуществляется путем погашения обязательств перед страхователем из средств, полученных от продажи страховых ценных бумаг, и объявления дефолта по последним. Доходность по ценным бумагам, которая формируется через потоки денежных средств от страховых премий, непосредственно зависит от качества рисков, лежащих в основе договоров страхования. Повышенная рисковость определенного вида страхования приводит к повышению страхового тарифа и, как следствие, к повышению доходности по ценным бумагам. Вышеупомянутые особенности показывают, несмотря на изначальное родство, отличия секьюритизации посредством страховых ценных бумаг (ILS) от обеспеченных активами ценных бумаг (Asset Backed Securities) или от секьюритизации банковских кредитов (долгов), при которой инвестор принимает на себя риск неплатежа заемщика.


Страховая секьюритизация позволяет инвесторам напрямую покупать страховые риски [9]. До создания инструмента страховой секьюритизации публичные страховые компании имели возможность выпуска только акций на собственный капитал. Покупая акции страховых компаний, инвесторы косвенно покупают страховой риск и являются при этом его главным носителем. Важно отметить, что, инвестируя в активы страховой компании, участники рынка принимают на себя риски всего портфеля страховщика, включая прочие специфические риски, такие как риск плохого управления активами компании. Только с появлением инструментов секьюритизации у инвесторов появилась возможность точно дифференцировать чистые страховые и прочие риски компании.


Рейтинг ценных бумаг, обеспеченных страховыми активами, может быть выше рейтинга самого оригинатора (страховой организации). Ввиду снижения рисковости по бумагам выпуск может иметь более высокую цену и меньший процент. Таким образом, при размещении страховая компания получает больше денег за продажу риска, тратя при этом меньше средств на его обслуживание.


С другой стороны, следует отметить, что стоимость проведения сделок секьюритизации достаточно высока. Это обусловливает возможность проведения секьюритизации только в отношении либо одного достаточно большого риска, либо в рамках большого пула рисков. Тогда затраты на проведение секьюритизации становятся оправданными.


Исходя из вышесказанного, следует отметить, что секьюритизации в основном подлежат большие катастрофические риски, фактор наступления выплаты по которым обычно оценивается специальным триггером( 2)страховой защиты [10].


Актуальность использования инструментов секьюритизации в страховой сфере очевидна. Развитие техники и технологий обусловит значительный рост количества сделок страховой секьюритизации в ближайшем будущем.



(1) Аналогичную процедуру в тех же самых целях могут выполнять и страховые компании, что приобретает особую актуальность ввиду принятия Европейским союзом в 2009 г. Директив о платежеспособности страховых организаций – Solvency II, а также вступления России во Всемирную торговую организацию.
(2)Триггер страховой защиты (Coverage Trigger) – в страховых операциях и в страховании ответственности: происшествие или страховое событие либо заявление претензии, которые являются моментом запуска в действие механизма страховой защиты. Например, триггер страховой защиты ответственности, предусмотренный формой «по происшествию» либо формой на условиях «заявления претензий», заключается в том, что в первом случае покрываемый страхованием ущерб должен произойти в течение срока действия страхового полиса, а во втором случае в период действия страхового полиса должна быть заявлена претензия о возмещении причиненного ущерба. В операциях секьюритизации страховых активов триггером страховой защиты обычно выступают показатели индексов.



Литература
1. Dr. Martin Greiser Die Verbriefung von Versicherungsrisiken. Peter Lang GmbH Internationaler Verlag der Wissenschaften Frankfurt am Main 2010.
2. Munchener Ruckversicherungs-Gesellschaft, Pressemitteilung von 7. Januar 2010, munchener.com/de/press/press-releases/2010/2010-01-07-press.release.aspx.
3. Турбина К.Е. Современные тенденции развития мирового рынка страхования: дис. … докт. экон. наук. – М. : РГБ, 2000.
4. Отчет компании Price Waterhouse Coopers «Innivative financing: Life insurance securitisation», 2006. См. также: William M. Brummond Problem Solving With Financial Reinsurance, 2001.
5. Pauline Barrieu, Henri Louberge. Reinsurance and securitisation in insurance risk management, 2011.
6. Cummins D., Weiss M. Convergence of Insurance and Financial Markets: Hybrid and Securitized Risk Transfer Solutions // Journal of Risk and Insurance, 493.545, 2009; Cummins D. Cat bonds and other risk-linked securities: state of the market and recent developments // Risk Management and Insurance Review, vol. 11, 2008; International Association of Insurance Supervisors (IAIS) «Reinsurance and Financial Stability». 2012
7. Гюнтер Райнер. Деривативы и право / пер. с нем. – М. : Волтерс Клувер, 2005.

 


07.10.2019

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста