Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2014
Кучкаров Т.С.,
к. э. н., доцент, заведующий кафедрой учебного центра
Министерства финансов Республики Узбекистан
В статье анализируются вопросы сбора доходов бюджета в странах СНГ. Рассмотрены вопросы внедрения единого казначейского счета, вопросы интеграции казначейской информационной системы с другими информационными системами участников бюджетного процесса. Даны рекомендации для внедрения единого казначейского счета, предложены концептуальные схемы его внедрения, а также предложена схема организации интегрированной информационной системы участников бюджетного процесса.
Переход в 1994–2005 гг. на казначейскую систему в странах СНГ существенно повысил эффективности исполнения государственного бюджета в этих странах. Казначейская система позволила осуществить эффективный предварительный и текущий финансовый контроль исполнения бюджета со стороны государства. Но сбор доходов и аккумулирование их в расчетных счетах налоговых органов, их расщепление в местные и республиканские бюджеты в коммерческих банках, последующая вялотекущая их аккумуляция и перечисление в казначейские счета доходов бюджета замедляют процесс поступления доходов в бюджет. При этом допускается множество ошибок и пересчетов, из-за которых поступление доходов в бюджет осуществляется несвоевременно. Кроме того, использование бюджетных средств на местах, расход их учета осуществляются в бюджетных организациях, которые недоступны для оперативного финансового контроля со стороны подразделений Министерства финансов. Поэтому бюджетные ревизоры периодически осуществляют финансовый контроль с выходом на места в бюджетные организации. Выявление фактов финансовых нарушений по итогам проверки позволяет исправить эти нарушения, но оно не является оперативным и эффективным и требует очень больших затрат людских и финансовых ресурсов.
А как можно эти процессы совершенствовать при нынешнем этапе развития информационных технологий?
Казначейская информационная система стран СНГ создана на основе отраслевого подхода, где они почти не связаны с другими отраслевыми информационными системами участников бюджетного процесса (например, налоговой, таможенной, бюджетных организаций и т.д.). Поэтому в различных отраслевых системах иногда полученные результаты обработки бюджетной информации сильно отличаются друг от друга (например, казначейской и налоговой систем); впоследствии замедляется процесс исполнения бюджета. Такие недостатки становятся еще заметнее при повышении требований к эффективности исполнения бюджета.
В эпоху создания глобальных интегрированных государственных информационных систем на базе интернет-технологий, создания и развития «электронного правительства» (e-gov) требуется пересмотреть политику создания отраслевых информационных систем в пользу разработки и создания государственных интегрированных межотраслевых информационных систем на базе современных web-технологий, что позволит участникам бюджетного процесса, а также потребителям финансовой информации повысить оперативность получения информации, избежать повторения обработки, хранения и передачи информации, повысить точность и надежность информации, поднять уровень эффективности исполнения бюджета в странах СНГ.
Поэтому при нынешнем темпе развития информационных технологий в странах СНГ целесообразно разработать единое централизованное интегрированное программное обеспечение для казначейской системы с единым казначейским счетом, с прямым поступлением на него всех доходов бюджета. Кроме того, в целях обеспечения контроля исполнения бюджета бюджетными организациями со стороны казначейских органов для бюджетных организаций, налоговых и таможенных органов целесообразно создать единое централизованное программное обеспечение с единой централизованной базой данных на основе web-технологий. Программные комплексы казначейства и этих организаций должны быть тесно интегрированы между собой (рис. 1).
Интегрированная казначейская информационная система исполнения государственного бюджета с применением единого казначейского счета (ЕКС) и единые централизованные программные комплексы бюджетных организаций, налоговых и таможенных органов позволят существенно поднять эффективность исполнения государственного бюджета и осуществить оперативный финансовый контроль. При этом между этими информационными системами должен осуществляться постоянный обмен данными в on-line режиме, позволяющий оперативно отслеживать информацию по исполнению бюджета.
Рис. 1. Концептуальная схема взаимодействия интегрированной информационной системы казначейства с информационными системами участников бюджетного исполнения
Интегрированная информационная система между участниками бюджетного процесса позволит:
- осуществлять напрямую зачисление налогов и доходов бюджета на единый казначейский счет страны, минуя различные промежуточные банковские или территориальные счета;
- оперативно аккумулировать и распределять между бюджетами бюджетной системы налоговые и другие обязательные платежи;
- осуществлять оперативный мониторинг текущего планирования и стратегического прогнозирования доходной части бюджетов бюджетной системы.
Поэтапная разработка и внедрение предлагаемой технологии в Узбекистане на базе использования единого централизованного программного обеспечения для бюджетных организаций, связанных с единой централизованной казначейской информационной системой при использовании ЕКС, существенно повысили эффективность исполнения государственного бюджета в республике [1].
Единое централизованное программное обеспечение для бюджетных организаций – УзАСБО (Узбекская автоматизированная система бухгалтерского учета для бюджетных организаций) была разработана в информационно-вычислительном центре Министерства финансов Республики Узбекистан в 2002–2005 гг. В 2013 г. УзАСБО полностью внедрена во все бюджетные организации республики. УзАСБО позволяет осуществить учет всех бухгалтерских записей бюджетной организации, получать и отправлять оперативно в казначейство все требуемые отчеты, платежные поручения, договора и другие документы в электронном виде.
Внедрение казначейского исполнения доходной части государственного бюджета с ЕКС, а также интегрирование казначейского программного комплекса с единым программным комплексом для бюджетных организаций при исполнении государственного бюджета (в дальнейшем, поэтапно, налоговой, таможенной и других систем), создает уникальную возможность усовершенствовать
используемый в настоящее время финансовыми и казначейскими органами механизм составления и исполнения местных бюджетов и осуществления эффективного бюджетного контроля со стороны государства.
Сбор доходов прямо в ЕКС представляет собой качественно новую технологию исполнения государственного бюджета, которая позволяет решить проблемы кассового управления бюджета, а именно реализовать оптимальный путь платежей в бюджет, в ЕКС, не допускать остатков средств на транзитных счетах в банках. Для этого необходимо будет решать некоторые вопросы организационного, технического и законодательно-нормативного характера.
Прямой сбор доходов в ЕКС возможен при условии создания обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения государственного бюджета, создания соответствующей подсистемы интегрированной информационной системы казначейства.
Внедрение предложенной технологии позволяет получить следующие положительные результаты:
- существенно ускорить процесс исполнения государственного бюджета;
- повысить эффективность государственного финансового контроля со стороны государства;
- повысить прозрачность исполнения государственного бюджета;
- снизить расход ресурсов бюджетных организаций, связанных с вхождением в казначейство;
- провести интеграцию казначейской информационной системы с другими информационными системами.
Внедрение казначейского исполнения доходной части государственного бюджета с использованием ЕКС и интегрированной информационной системы казначейства с другими информационными системами создает возможности для устранения конфликта интересов между местными, финансовыми, налоговыми органами и другими участниками бюджетного процесса. Кроме того, оно позволяет исключить коммерческие банки из процесса распределения доходов между бюджетами, упростить процесс взаимных расчетов между бюджетами и в целом всей системы межбюджетных взаимоотношений, увеличить платежи в бюджет, повысить собираемость налогов, сократить недоимки, уменьшить количество допускаемых ошибок и нарушений при исполнении доходной части бюджета, а также улучшить качество учета и отчетности об исполнении государственного бюджета.
Следующий важный положительный момент – это возможность отказа от используемого до настоящего времени со времен Советского Союза громоздкого и довольно сложного механизма взаимных расчетов между вышестоящим бюджетом и нижестоящими бюджетами.
Отпадет необходимость ведения книги учета взаимных расчетов между бюджетами бюджетной системы.
Появится реальная возможность сокращения разрыва между временем увеличения плана расходов и временем выделения бюджетных денежных средств для осуществления этих расходов.
Сбор доходов прямо в ЕКС представляет собой качественно новую технологию исполнения государственного бюджета, которая позволяет решить проблемы кассового управления бюджетом, а именно реализовать оптимальный путь платежей в бюджет, в ЕКС, не допускать остатков средств на транзитных счетах в банках. Для этого необходимо будет решать некоторые вопросы организационного, технического и законодательно-нормативного характера.
Преимущества перехода на новую технологию сбора доходов в условиях ЕКС:
- исключается возможность открытия счетов казначейства по учету расходов бюджета в коммерческих банках и, следовательно, возможность использования этими банками средств бюджета в своих целях не по назначению;
- с учетом большой концентрации финансовых ресурсов и потоков в регионах достигается увеличение скорости прохождения платежей на финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств;
- сконцентрируются в ЕКС все операции по расходованию средств с лицевых счетов распорядителей бюджетных средств;
- организуется оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходуемых распорядителями бюджетных средств со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства.
Реализация задачи прямого сбора доходов в ЕКС возможна при условии создания обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения государственного бюджета, создания соответствующей подсистемы интегрированной информационной системы казначейства.
Для организации внедрения системы прямого сбора доходов в ЕКС необходимо:
- разработать механизм зачисления доходов бюджета на ЕКС;
- открыть соответствующие субсчета по типам налогов в составе ЕКС;
- закрыть транзитные счета для сбора налогов в государственный бюджет, открытые в коммерческих банках в регионах для налоговой инспекции;
- перевести все остатки транзитных счетов в соответствующие субсчета в составе ЕКС казначейства;
- разработать и внедрить механизм интегрированного электронного обмена информацией между налоговой, таможенной инспекции и другими ведомствами;
- разработать соответствующие нормативные документы, регламентирующие механизм интегрированного электронного обмена информацией;
- разработать регламент и механизмы расщепления доходов в составе ЕКС;
- обеспечить регламент функционирования ЕКС при прямом поступлении доходов и электронных расчетах с Центральным (национальным) банком;
- разработать этапы реализации и графики поэтапного внедрения зачисления доходов бюджета на ЕКС;
- разработать механизм зачисления доходов бюджета на ЕКС.
В рамках создания интегрированной информационной системы участников бюджетного процесса предлагаем внести поправку в концепцию программного комплекса казначейства, которое должно учитывать объединение всех информационных систем участников бюджетного пространства в единую интегрированную информационную систему казначейства с образованием единой базы данных. Целесообразно интеграцию казначейской, банковской, налоговой, таможенной, финансовой организациями и других органов вести в рамках общего проекта создания «электронного правительства» в странах СНГ. Такое видение совершенствования концепции программного комплекса казначейства позволяет заранее предусмотреть механизмы безопасного обмена информацией между участниками бюджетного процесса через шлюзы или единые информационные базы данных в интеграции с «электронным правительством».
Необходимость скорейшего создания единой информационной базы казначейства с обеспечением синхронного доступа ко всей управленческой структуре выдвигает на первый план выбор соответствующей информационной системы, с одной стороны, интегрированной с «электронным правительством», а с другой стороны, позволяющей эффективно и без особых финансовых затрат подключить в интегрированную информационную систему другие органы государственного управления, предприятия и организации.
В целях обеспечения эффективного использования интегрированной информационной системы и единой информационной базой казначейства необходимо соблюдать следующие принципы:
- применение современных информационных технологий;
- полнота и достоверность информации;
- оперативный и регламентированный доступ;
- обеспечение информационной безопасности;
- мультимедийное представление информации;
- возможность взаимного использования информационных ресурсов в различных сферах деятельности;
- развитие и эффективное использование существующей информационной инфраструктуры государства;
- соблюдение законодательных и правовых норм;
- проведение согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационного пространства с другими сферами государственного управления.
Интегрированная информационная система участников бюджетного процесса и единая информационная база казначейства должны содержать:
- государственный реестр налогоплательщиков, который будет включать идентификационные, статистические, учетные и другие их характеристики;
- данные о налоговых, таможенных и прочих поступлениях в бюджеты бюджетной системы страны от юридических и физических лиц в разрезе видов поступлений;
- нормативы распределения регулирующих налогов в бюджеты бюджетной системы страны по видам налогов;
- сведения о налоговом учете налогоплательщиков, о начисленных и уплаченных ими налоговых платежах, штрафных санкциях, о задолженности по налоговым платежам и т.п.;
- сведения о начисленных и уплаченных таможенных платежах, о заявленной стоимости товаров и иного имущества, провозимых через таможенную границу страны;
- статистическую информацию, статистические коды и т.п.;
- данные о земельной собственности;
- общегосударственные справочники и другую актуальную информацию.
Интегрированная информационная система казначейства позволяет создать на постоянной основе актуальную базу данных участников бюджетного процесса с регламентированным и многоуровневым доступом к накапливаемым ресурсам с целью дальнейшего принятия эффективных решений для исполнения бюджета.
Литература
1. Кучкаров Т. Необходимость создания единой информационной базы участников бюджетного процесса / Материалы республиканской научно-практической конференции «Совершенствование управления государственными финансами». – Ташкент, 7 июня 2013 г. – С. 47–50.