Проблемы и перспективы развития финансового рынка России



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2017


Степашкина А.Я.,
магистрант Департамента корпоративных финансов и корпоративного
управления Финансового университета при Правительстве РФ


Предметом настоящей статьи является исследование факторов, влияющих на финансовую систему России. В статье рассматриваются перспективы развития и текущие проблемы на финансовом рынке, описаны главные цели регулятора, направленные на развитие финансового сектора России со сроком реализации до 2018 г. В работе сравниваются некоторые финансовые показатели России и других стран. Описаны и проанализированы направления развития российского финансового рынка, а также действия, направленные на устранение негативного влияния факторов или на снижение его влияния.


Развитие финансового рынка Российской Федерации является одним из приоритетных направлений деятельности. Эффективная работа финансового рынка влияет на экономический рост страны и уровень жизни граждан.


Банк России определил три главные цели развития российского финансового рынка на 2016–2018 гг., учитывающие текущие экономические и геополитические условия, а также разработал мероприятия по достижению целей развития финансового рынка России. Мероприятия разбиты на следующие группы (табл. 1).



На российском финансовом рынке слабо развиты пенсионное направление и сегмент страхования жизни. Развитие данных направлений станет драйвером в развитии рынка облигаций как важного направления финансового рынка, от которого зависят итоги функционирования системы рефинансирования Банка России, устойчивость денежного рынка, инвестиционный результат сектора негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни, развитие срочного рынка. Улучшение положения рынка облигаций создаст возможность крупному бизнесу перейти на облигационный рынок, а также позволит кредитным организациям частично высвободить капитал. Как результат, банковский сектор сможет кредитовать в большем объеме заемщиков, которые не имеют выхода на облигационный рынок, например - субъекты малого и среднего предпринимательства.


За последние 10 лет финансовый рынок России развивался в условиях роста интернационализации рынков ценных бумаг, глобализации, ужесточения конкуренции международных финансовых центров и увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок [1].


Определенные результаты были достигнуты финансовым рынком России, но в масштабах мирового рынка Россия занимает низкие позиции. Индекс глобальной конкурентоспособности, который ежегодно рассчитывается и включается в Отчет о глобальной конкурентоспособности, Всемирный экономический форум за 2015–2016 гг. присвоил России 45-ю рейтинговую позицию из 140 возможных (рис. 1).



С каждым годом Россия уверенно улучшает свою позицию в рамках индекса глобальной конкурентоспособности, так, за 2012–2013 гг. Россия расположилась на 64-й рейтинговой позиции из 148 стран, за 2013–2014 гг. России присвоили 67-ю позицию из 144 стран, за 2014–2015 гг. – 53-ю позицию из 144 стран и по результатам 2015–2016 гг. – 45-ю позицию из 140 стран (рис. 2).



Небольшая доля активов некредитных финансовых организаций при преобладании банковского сектора, не обеспечивающего полного объема внутреннего кредитования, создает слабую сторону российского финансового рынка.


Образование текущей структуры финансовой системы России связано с рядом факторов, в том числе со слабой активностью населения на финансовом рынке. Причиной выбора населения в пользу кредитных организаций является то, что помимо банковского обслуживания кредитные организации могут предоставлять услуги на фондовом рынке, а также немаловажным фактором является недоверие населения к некредитным финансовым организациям в связи с высоким уровнем злоупотреблений и отсутствие рычагов воздействия на недобросовестных участников. Ключевую роль играют банковские вклады. Популярность у населения банковских вкладов основана на высоком уровне надежности, на присутствии системы страхования и банально на простоте и доступности использования данного продукта [2].


В соответствии с индексами, которые были разработаны Международным валютным фондом (МВФ) с целью анализа финансового сектора (например, индекс финансового развития), Россия в основном по уровню финансового развития превосходит большую часть развивающихся стран и располагается на уровне таких государств, как Бразилия, Индия, Южно-Африканская Республика и Китай (рис. 3). Но необходимо заметить, что достижения по одним показателям (например, по эффективности и доступности финансовых рынков) сопровождаются отрицательным результатом других, особенно глубины рынков и уровня развития финансовых институтов.



Пенсионные активы по-прежнему занимают малую часть на рынке капитала.


Подразумевается, что в ближайшее время они не станут базой внутреннего инвестиционного спроса, формирующего условия для привлечения иностранных инвесторов и стабилизирующего финансовый сектор в периоды колебаний. Однако введенные за последние годы изменения в части регулирования предоставят возможность институциональным инвесторам существенно диверсифицировать свои инвестиции и извлечь доходность, превосходящую в своем темпе рост потребительских цен. Отмена правила компенсации убытков по ежегодным итогам будет побуждать диверсификацию инвестиций негосударственных пенсионных фондов, включенных в систему гарантирования, в сторону более доходных инструментов фондового рынка. Большинство стран мира определяют как главный инструмент привлечения сбережений домохозяйств страховые продукты по программам страхования жизни, которые могут быть источником долгосрочных инвестиций.


Большинство стран в активах пенсионных фондов имеют значительную часть инструментов фондового рынка, тогда как отечественные пенсионные инвестиции в составе своих активов в большей степени имеют инструменты с фиксированной доходностью, а на долю акций приходится объем вложений, значительно отстающий от среднемировых показателей (рис. 4).


Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) и прямые биржевые торги пользуются слабым спросом у розничных инвесторов на фоне активности некоторых стран с меньшим уровнем располагаемого дохода. Общая стоимость чистых активов открытых и интервальных ПИФов составляет не более 0,2% ВВП, что значительно меньше данного показателя в большинстве развитых и развивающихся стран (рис. 5).



Раскрытие информации и реклама на финансовом рынке требуют особого внимания. Необходимо обеспечить инвесторов информацией об их содержании и сопряженных с ними рисках в свободном доступе, а также сформировать для финансовых организаций требования по раскрытию информации в доступной для понимания форме. Информация должна быть достоверной, полной, понятной, доступной и своевременной.


На сегодняшний день основная проблема, которая замедляет развитие финансового рынка России, – низкая финансовая грамотность населения. Граждане не осведомлены о своих правах, об обязанностях. Большинство при подписании договора о получении финансовой услуги не читая подписывают, не осознавая при этом о возможных последствиях. Не всегда предложение финансового продукта или услуги удовлетворяет реальные потребности гражданина и в конечном счете приводит к отрицательному эффекту от использования данного продукта, а затем и к недоверию гражданина к услугам в целом на финансовом рынке. Недоверие данного гражданина достаточно быстро распространяется в массы потенциальных потребителей финансового рынка. Также информация может попасть в средства массовой информации, ведь негативная информация активнее, чем позитивная информация, что в итоге значительно уменьшает общий уровень доверия населения к финансовой системе страны.


Повышение уровня финансовой грамотности населения поможет смягчить колебания инвестиционной и покупательной способности населения, что поспособствует обеспечению устойчивого экономического роста и стабильно низкому уровню роста цен, а также станет основой для создания ресурсной базы в финансовом секторе.


Данная задача должна быть решена массовым способом. Министерство образования и науки РФ играет важную роль, с 2016 г. министерство включило в образовательную программу предмета «Обществознание» модуль «Финансовая грамотность». В будущем планируется разработка учебно-методических пособий и стандартов в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ, а также повышение квалификации в данной области учителей средних школ. В целях устранения пробелов по финансовой грамотности населения Банк России разработал интернет-ресурс, где понятным языком охарактеризованы основные финансовые продукты. Кроме того, Банк России планирует ежегодно рассчитывать композитный индекс финансовой грамотности, который состоит из:
а) оценки информированности населения о финансовых продуктах, услугах и законных способах защиты прав потребителя на финансовом рынке;
б) оценки квалификации населения;
в) оценки диверсификации финансовых инструментов и услуг, используемых населением.


В связи с широкой популярностью социальных сетей Банк России планирует использовать данный ресурс в качестве разъяснительной работы с населением (отвечать на вопросы, предоставлять разъяснения и т.д.).


В настоящее время Центральный банк России и профессиональное сообщество обсуждают последствия от возможного введения нового подхода к категоризации инвесторов, в СМИ новый закон назвали «Защитить от самих себя».


Закон предусматривает, что профессиональные участники рынка могут позволить себе любые операции, не обремененные дополнительными требованиями по продажам. Квалифицированный инвестор должен соответствовать категоризации по инвестиционному профилю, по критериям, которые будут разработаны саморегулируемой организацией (СРО). Клиент сам может решать, куда ему вложить деньги после разъяснения и уведомления.


Спорные вопросы появились у рынка в связи с описанием прав самого активного на рынке вида инвесторов – неквалифицированного. Эта группа будет делиться на три класса. Инвесторам первого класса (сумма на брокерском счете до 1,4 млн руб.) доступны инструменты срочного и фондового рынков, но ограничен размер плеча. Второй класс подразумевает сумму от 400 тыс. до 1,4 млн руб. и биржевые инструменты фондового и валютного рынков. И по третьему классу – при сумме ниже 400 тыс. руб. – разрешение инвестировать только в самые низкорискованные инструменты (такие, как ОФЗ, или депозиты). При этом регулятор считает, что по всем трем группам сумму до 50 тыс. руб. можно разрешить к инвестированию в любые инструменты.


Основной антагонизм вызвали правила для неквалифицированных инвесторов. Московская биржа уже отчиталась о возможном падении оборотов на срочном, валютном и фондовом рынках до 70%. Кроме того, в числе пострадавших могут оказаться представители брокерского бизнеса и ПИФы, которые также находятся за пределами правил для неквалифицированных инвесторов [3].


Напрямую от рейтинга кредитного качества со стороны национальных агентств и признания данных оценок регулятором и инвесторами зависит рынок облигаций. В связи с геополитической ситуацией финансовый рынок России не может принимать решения, полагаясь только на оценки крупных международных рейтинговых агентств. Существует потребность в создании в соответствии с изменениями в законодательстве России эффективных механизмов регулирования, контроля и надзора за деятельностью рейтинговых агентств, которые смогут обеспечить качество рейтинговой информации и устранят недобросовестную конкуренцию. При этом деятельность рейтинговых агентств должна быть основана на практиках лучших международных агентств с целью обеспечения признания российских рейтинговых агентств иностранными регуляторами.


Финансовый сектор и экономика в целом подвержены всевозможным шокам и колебаниям. Безусловно, необходимо принимать меры как по снижению воздействия негативных последствий, так и по тотальному устранению отрицательно влияющих факторов.


Можно выделить шесть направлений по обеспечению устойчивости финансового рынка:
1) мониторинг финансовой стабильности с помощью разработки и применения индикаторов финансовой стабильности;
2) контроль и регулирование деятельности финансовых организаций;
3) макропруденциальное регулирование и надзор;
4) мониторинг рисков, направленный на выявление возможных системных угроз; стресс-тестирование отдельных финансовых секторов и анализ эффекта заражения;
5) обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем;
6) при финансовой нестабильности выполнение антикризисных мер.


Чтобы обеспечить качественный рост финансового рынка России, необходимо совместить внутри кредитных и банковских групп банковские и небанковские финансовые инструменты, а также необходима совместная работа кредитных организаций с другими организациями финансового сектора, что позволит обеспечить:
- создание новых продуктов на пересечении банковских и других финансовых инструментов и услуг, в том числе секьюритизация кредитных портфелей банков, увеличение набора инструментов долгового рынка, что позволит увеличить доходность финансовых институтов;
- повышение конкурентоспособности, включая эффективное применение сетей кредитных организаций с их налаженными каналами продаж и культурой клиентского сервиса, а также за счет увеличения продуктового ряда с целью удовлетворения потребностей клиентов в небанковских финансовых услугах (например, страховых);
- привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
- улучшение систем управления рисками.


К сожалению, российское законодательство не характеризуется разнообразием и действенностью инструментария по защите прав собственности, а также прав и интересов инвесторов при ликвидации финансовой организации. В данном случае регулятору необходимо совершенствовать контрольные функции в отношении финансовых организаций до и после аннулирования лицензии [4].


Что же мешает развитию российского финансового рынка и что нужно сделать для преодоления его отставания?


Во-первых, можно отметить, что создание мегарегулятора, объединение регулятивных функций в лице Центрального банка России не сказались позитивно на динамике активов некредитных организаций и финансовых активов небанковского сектора.


Во-вторых, одной из причин отставания фондового рынка от других сегментов российского финансового рынка является крайне неразвитая структура внутренних инвесторов в российские акции. Очень небольшая доля приходится на розничных инвесторов. На Московской бирже число открытых счетов для частных инвесторов составляет около 1 млн человек, число активных инвесторов (совершающих операции хотя бы один раз в год) – 65 тыс. человек. Причем в последние годы их число почти не растет.


Для более активного развития инвестирования со стороны частных инвесторов необходимо создать механизм страхования частных инвесторов от мошенничества (компенсационные фонды), увеличить сумму средств на индивидуальном инвестиционном счете до суммы, сопоставимой со страховкой по депозитам банков. Для развития облигационного рынка необходимо отменить налог на доходы для частных инвесторов в российские корпоративные облигации.


В-третьих, привлекательность инвестирования в российские акции сильно зависит от уровня корпоративного управления российских корпораций. С этой точки зрения предложения Центрального банка России по совершенствованию корпоративного управления должны дать свои результаты.


В-четвертых, препятствует устойчивому росту российского финансового рынка и небольшой объем активов средств, находящихся под управлением российских институциональных инвесторов (пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и страховых компаний).


В-пятых, российский фондовый рынок нуждается в перезагрузке механизма первичного размещения акций. Необходима «история успеха» – проведение успешного IPO российских компаний, показавших значительный прирост стоимости акций после размещения (что позволит изменить негативное отношение к так называемым «народным IPO» Сбербанка, ВТБ и Роснефти). Этому должны способствовать реформа корпоративного управления (в том числе в государственных компаниях), создание механизма оценки эффективности деятельности менеджера в зависимости от роста капитализации компании.


Литература
1. Российский фондовый рынок. События и факты. Обзор за первое полугодие 2016 года. Национальная ассоциация участников фондового рынка, 2016.
2. ПАО «Управляющая компания «Арсагера»: аналитический обзор «Фондовый рынок России», 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: arsagera.ru
3. Нестерова Анна. Защитить от самих себя. – М.: Группа «Эксперт», 2016.
4. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов. Центральный Банк России (одобрено советом директоров Банка России 26.05.2016).

07.06.2022

Также по этой теме: