Трансформация финансовых отношений в условиях цифровой экономики



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2019


Борисова О.В.,
кандидат экономических наук,
доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»


В работе исследованы изменения, произошедшие в финансовых отношениях граждан, организаций и государства в результате совершенствования технологий. Автор исследовал финансовую инфраструктуру, создаваемую Центральным банком и последние нововведения в налоговой сфере. В результате выявлено, что происходящая трансформация способствует оптимизации финансовых процессов, минимизации рисков участников, улучшает качество мониторинга.


Цифровая экономика – это достаточно новое явление. Термин появился в 1994 г. в результате публикации Доном Тапскоттом книги «DigitalEconomy». Цифровая экономика предполагает цифровое представление информации, точность которой гораздо выше, чем в «аналоговой» экономике, а плотность и скорость передачи больше.


По мнению Д. Пескова, «аналоговая» экономика умирает, ее доля сократится в два раза за 20 лет [1]. Цифровая экономика продолжит активное развитие. Многочисленные определения данного термина позволили в 2018 г. Р. Бухту и Р. Хиксу выявить определенные тенденции. Так, трактовки в работах исследователей в 1995–2001 гг. (Tapscott, 1996; Lane, 1999; Mesenbourg, 2001) делали основной упор на интернет-технологии.


В более поздних исследованиях внимание было сосредоточено на развитии мобильных и беспроводных сетей (DBCDE, 2009), облачных технологий и технологий работы с BigData (G20, DEFT, 2016) [2, c. 143–152].


Кардинальное изменение экономики, технологий, значительный рост количества пользователей Интернета отразилось на финансовых отношениях, возникающих в «процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения» [3].


Сегодня происходит трансформация финансовых отношений. На финансовом рынке в результате совершенствования технологий появляются организации (называемые финтех-компаниями), не контролируемые Банком России и предлагающие клиентам новые продукты (рис. 1). Они имеют возможность получать более высокие прибыли и привлекают значительное количество клиентов за счет невысоких требований.


Это приводит к изменениям взаимодействия между гражданами, организациями и государственными структурами. В то же время происходит трансформация финансового рынка, связанная с проблемами, которые накопились с начала 2000-х годов. Этот процесс вызван жесткой регулятивной политикой Банка России. Ряд направлений деятельности оказался сильно зарегулированным, а доходность самих банков значительно снизилась [4, с. 28–30]. Сферы деятельности организаций, оказывающих отдельные банковские услуги, но не регулируемых Банком России, например организаций, выдающих микрозаймы, осуществляющих перевод денежных средств и проч., представлены на рис. 1.



Значительные изменения в финансовых отношениях произошли в результате развития Интернета. За последние 7 лет количество пользователей увеличилось на 96,2%, что отразилось на развитии самого Интернета и компаний, которые используют его в коммерческих целях. Вырос рынок электронной коммерции. За последние 4 года рост количества абонентов, использующих Интернет на смартфонах, составил 4,32 раза, на планшетах – 5,62 раза. Для сравнения: рынок электронной коммерции на конец 2017 г. составлял 3,85% от общего объема розничных продаж, а прирост рынка за последние 7 лет увеличился в 2,56 раза [5]. Следовательно, рынок имеет резерв роста, в частности, будет происходить развитие инфраструктуры, частично затрагивающей финансовые отношения. Например, продолжат совершенствоваться способы оплаты товаров и услуг через Интернет, развиваться платежные системы.


Исследования, проведенные консалтинговой компанией Делойт, показывают, что с 2010 г. по 2016 г. объемы финансирования финансовых технологий увеличились в 17 раз. За 2016 г. было вложено 17 млрд долл. США, преимущественно в Китае и Соединенных Штатах Америки. В результате появились новые финансовые стартапы – компании, торгующие не отдельными услугами, а индивидуализированными продуктами и составляющие сильную конкуренцию.


Основные факторы, влияющие на изменение финансовых отношений, представлены на рис. 2.



Изменение финансового рынка закономерно. Его развитие сдерживают следующие факторы. Во-первых, недостаточное нормативно-правовое регулирование отдельных направлений деятельности. Например, это касается рынка криптовалют. Во-вторых, нехватка высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий. В-третьих, значительное количество рисков, влияющих на бизнес. При этом уровень рисков в последние годы только увеличивается. В частности, резко возросли риски кибер-мошенничества. В-четвертых, при стремительном развитии экономики, регулярных циклических изменениях, происходящих в отраслях, резко ощущается нехватка финансирования, особенно для развития инновационной сферы. Многие компании приостанавливают финансирование. Это негативно влияет на темпы роста рынка современных финансовых технологий. Изменение размеров бизнеса приводит к возникновению новых рисков. Появляющиеся мелкие финтех-компании не всегда в состоянии оказать качественные услуги. Из-за нехватки квалифицированных специалистов и высокой стоимости маркетинговых исследований, технических просчетов предлагаемый ими финансовый продукт может не найти потенциального потребителя.


В дальнейшем изменение финансовых отношений будет происходить динамично, это связано с разработкой государственными органами новых платформ, систем и подходов как к инфраструктуре, так и к мониторингу деятельности организаций и граждан.


Рассмотрим их более детально. В частности, Банк России в настоящее время работает над созданием и развитием финансовой инфраструктуры. Основная концепция и сами направления были представлены в 2018 г. в рамках публикации «Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов». В этом документе Банк России представил концепцию цифрового финансового рынка, предполагающую разработку и продвижение платформ и сервисов, которые значительно скорректируют финансовые отношения (рис. 3).



В настоящее время разработка каждого из этих направлений находится на разных стадиях готовности.


С 30.06.2018 заработал механизм удаленной идентификации клиента и сбор данных стал возможен более чем в 400 точках банковского обслуживания, расположенных в 140 городах России. К 30.06.2019 60% точек банковского обслуживания должны осуществлять сбор биометрических данных, а к концу 2019 г. – 100% [6]. В России первичная удаленная идентификация проводится уполномоченными банками. Они регистрируют физическое лицо и направляют данные в Единую систему идентификации и аутентификации и Единую биометрическую систему. Идентификация проводится при личном присутствии клиента. После удаленной идентификации клиент получает возможность открыть счет в банке, сделать вклад, получить кредит или осуществить перевод денежных средств, не выходя из дома. Данная система активно применяется за границей. Так, Bank of America и Royal Bank of Scotland идентифицирует клиента по отпечатку пальца, Barclays – по сосудистому рисунку пальца, HSBC – по лицу, Citibank – по голосу, Wells Fargo предлагает клиентам выбрать идентификацию по голосу и лицу или сосудистому рисунку глазного яблока [7].


Запуск системы быстрых платежей намечен на 2019 г. [8]. Одна из основных задач системы – создание платежной инфраструктуры для финансового рынка, позволяющей проводить онлайн-переводы в режиме реального времени (365/24/7) по различным каналам, с прозрачными тарифами и правилами, использованием номера мобильного телефона и иных идентификаторов, а также QR-кода. Запуск системы быстрых платежей отразится на финансовых отношениях клиентов и банков. Внедрение данной платформы окажет как позитивный, так и негативный эффект. С одной стороны, платформа позволит развить рынок платежных услуг, минимизировать межбанковские барьеры по переводу средств, представить клиентам удобный сервис, снизить стоимость перевода. В итоге это приведет к повышению привлекательности безналичных расчетов и снижению доли теневого сектора экономики.


В исследованиях, проведенных Банком России, отмечены преимущества для государства, организаций, банков и потребителей, взаимодействие которых ожидается в рамках системы быстрых платежей [9]. С другой стороны, снижение платы за перевод может в ближайшем будущем сократить доходы банков от переводов. Доходы, получаемые от переводов денежных средств клиентов, стоят на втором месте (20%) среди комиссионных доходов банков [10]. Запуск системы снизит комиссии за перевод, а следовательно, доход от этой операции банковского сектора. В связи с тем, что большинство переводов будут проходить в безналичной форме, это позволит немного исправить ситуацию, но не для всех банков. По мнению автора, от введения системы быстрых платежей пострадают специализированные банки, поскольку для многих из них направление, связанное с переводами денежных средств, является одним из самых прибыльных вследствие демократичности установленной цены за услугу. Следовательно, запуск системы приведет к снижению доходности у специализированных банков и частичному переделу рынка банковских услуг. Использование системы быстрых платежей позволит организациям:
- разработать новые клиентские сервисы, в частности сервисы, позволяющие провести аналитику по данным в рамках платежа;
- произвести мониторинг операций по отслеживанию мошеннических сделок;
- интегрировать с ERP и другими системами;
- автоматически формировать и выставлять счета и требования на оплату товаров, работ и услуг;
- осуществить запрос платежа с разными видами оплаты и др. [9].


Платформа регистрации финансовых сделок предполагает разработку «личного кабинета» для клиента, в котором будет размещена информация о финансовых сделках [11]. Она должна обеспечить регистрацию и ведение единого реестра сделок на финансовом рынке. В этом случае мошеннические действия будут сведены к минимуму. Платформа обеспечит равный доступ участникам сделок к информации о них в режиме «единого окна». Запуск платформы позволит осуществить поддержку работы платформ-маркетплейсов для финансовых услуг и продуктов.


Система передачи финансовых сообщений (СПФС) функционирует в России с 2016 г. [9]. Она позволяет осуществлять передачу финансовых сообщений в формате пользователей и SWIFT-формате, а также контролировать организации. Данная система не меняет финансовые отношения, однако она позволяет вывести контроль на принципиально новый уровень. Использование данного сервиса гарантирует банкам бесперебойность и безопасность передачи финансовых сообщений. В случае угрозы Министерство финансов РФ может получить доступ к информации, находящейся в этой системе.


Сквозной идентификатор клиента появится в России в 2019 г. Он будет объединять паспорт, пенсионное и страховое удостоверения. Создание идентификатора позволит увеличить скорость обслуживания клиента, доступность финансовых услуг за счет механизма сквозной идентификации, повысить уровень защиты персональных данных в цифровом пространстве, осуществить контроль доступа к таким данным со стороны клиента. Принципиальных изменений в финансовые отношения введение идентификатора не принесет. За счет появления дополнительного уникального кода появится возможность мониторить финансовые операции клиентов.


Перспективную платежную систему Банка России должны запустить в обновлённом виде в 2019 г. [9]. Эта система создается не с нуля. В ее основе заложена единая универсальная централизованная многосервисная система расчетов, созданная на федеральном уровне. Она позволит осуществлять срочные и несрочные расчеты согласно регламентам Банка России. Через обмен электронными сообщениями между участниками будет осуществляться система расчетов. Платежи в системе будут носить безотзывной характер. С момента списания денежных средств с банковского счета плательщика срочный платеж вернуть будет невозможно. Для несрочных платежей таким моментом служит начало процедуры расчета по накопленным платежам участников.


Все расчеты в системе будут осуществляться в течение одного дня. Проведение платежей по системе будет платным. При формировании тарифов будут учтены затраты на оказание услуг и переход на электронные технологии. Перспективная платежная система на первом этапе предполагает применение резервных платежных технологий, в рамках которых будет использован электронный и бумажный документооборот. В случае возникновения проблем с системой расчетов это позволит осуществлять ручную обработку информации.


Следует отметить, что в рамках перспективной платежной системы планируется запуск системы быстрых платежей (СБП), ориентированных на розничные транзакции.


Ее создание позволит проводить моментальные платежи физическим лицам в любой точке мира. Осуществить перевод можно будет с помощью телефона, адреса электронной почты, ID в социальных сетях и т.д.


Национальная система платежных карт является одним из самых развитых проектов. Ее реализация началась в 2015 г. В настоящее время она находится на третьем этапе развития, предполагающем разработку мероприятий по формированию новых платежных продуктов и сервисов. В рамках этой системы продвигается платежная система «МИР». Ее основная задача – предоставить надежную услугу с использованием нацио нальной системы, которая не зависит от иностранных организаций, укрепить доверие населения к безналичным расчетам и представить карту на международном рынке.


Таким образом, мы видим, что каждая из перечисленных платформ и систем, разрабатываемых Банком России, оказывает непосредственное или опосредованное влияние на финансовые отношения, способствуя минимизации рисков и улучшая ситуациюс мониторингом финансовых ресурсов. В то же время возрастает скорость оказания услуг и снижается количество посредников.


Начиная с 2015 г. в России разрабатывается стандарт обмена информацией XBRL.


Во всем мире он используется контролирующими органами, в частности банковскими, биржевыми регуляторами, регистраторами, налоговыми органами и национальными статистическими агентствами [12]. В США и Великобритании эту отчетность предоставляют крупные организации, подлежащие надзору. Согласно данным Банка России, пилотный проект был запущен с середины марта 2018 г. [9]. Переход на XBRL позволил значительно увеличить аналитические возможности надзорных органов, поскольку от предоставления отчетности в определённой форме перешли на предоставление сбора данных. В результате достоверность и качество данных повысились, было исключено их дублирование, увеличилась скорость регулятора по обработке массивов данных и их анализу. Для организаций, которые перешли на этот формат представления отчетности, сократились сроки подготовки данных. Сами данные стали более прозрачны, к тому же они представляются всем заинтересованным лицам в одном формате. Обмен деловой информацией ускорился, а процедура стала более дешевой. При переходе на XBRL устраняется дублирование отчетных данных, уходят математические ошибки, происходит интеграция российского бизнеса в международное информационное пространство [13]. Однако возник ряд проблем: высокие регуляторные риски при ошибках в наборе данных, стимулирующие использование услуг аутсорсинговых компаний, которые берут на себя обязанности по приобретению и техническому сопровождению программного обеспечения, риски получения штрафных санкций, финансовая ответственность за допущенные ошибки; значительные издержки; затраты ресурсов на разработку методологии получения показателей из информации организации и др. Следовательно, меняются отношения государственных органов с самими финансовыми организациями, представляющими отчетность. На данном этапе в этих отношениях появляется посредник, снижающий регуляторные риски и позволяющий в короткие сроки представить отчетность регулятору.


Федеральная налоговая служба России (ФНС) также стоит на пути изменения своих отношений в сфере финансов с организациями и индивидуальными предпринимателями. С целью повышения собираемости налогов и выведения из тени объема продаж, который не фиксируется конечными продавцами товаров, работ и услуг, в 2016 г. были внесены изменения в законодательство по контрольно-кассовой технике. Сегодня, согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (в ред. от 25.12.2018), онлайн-кассы необходимы практически всем организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим прием наличных денежных средств при расчетах с клиентами. При переходе на онлайн-кассы Федеральная налоговая служба предусмотрела различные сроки для организаций. Они зависят от вида деятельности, системы налогообложения, применяемой бизнесом, и наличия наемных работников. Ввод онлайн-касс позволил к концу 2017 г. увеличить официальную выручку в 1,5 раза. Было зарегистрировано 1,6 млн кассу 500 тыс. налогоплательщиков. Для сравнения: до реформы их насчитывалось на 40% меньше. С момента ввода в эксплуатацию пробито 28 млрд чеков на общую сумму 18,7 трлн руб., НДС по которым составил 1,6 трлн руб. [14].


Следует отметить, что в настоящее время развитие технических средств позволило налоговой службе реализовать еще ряд проектов, в частности, сдачу налоговой отчетности через Интернет посредством телекоммуникационных каналов связи, работать с которыми могут специализированные операторы. Кроме того, активно продвигается налоговый мониторинг, заменяющий традиционные выездные и камеральные проверки на онлайн-взаимодействие между организацией и налоговой инспекцией.


Он предполагает наличие удаленного доступа к системе налогоплательщика с целью контроля его бухгалтерской и налоговой отчетности для согласования позиции по налогообложению планируемых и фактически совершенных операций. Подобные новшества напрямую не оказывают влияния на финансовые отношения, однако позволяют улучшить мониторинг за ними. Эти изменения делают процесс взаимодействия организации и ФНС более удобным, оптимизируют временные и финансовые затраты как государственным органам, так и бизнесу. За счет введения более сложных систем сокрытие доходов становится невыгодным для большинства организаций, поэтому следует утверждать, что внедрение цифровых технологий за счет качественного мониторинга позволило существенно увеличить поступления в бюджет РФ и вывести из тени доходы значительного числа организаций.


Таким образом, изменение финансовых отношений происходило вследствие развития техники, технологий, появления значительного числа небанковских организаций, оказывающих финансовые услуги, увеличения количества пользователей Интернета, значительных инвестиций в финансовые технологии и резкого падения доходности банковского сектора. Эти процессы привели Банк России к созданию и развитию финансовой инфраструктуры, что позволило оптимизировать часть финансовых процессов, улучшить качество мониторинга, уменьшить финансовые риски участников.


Цифровизация отразилась на работе ФНС. Было введено обязательное использование онлайн-касс, организована подача налоговой отчетности через Интернет, налоговый мониторинг. В совокупности все описанные изменения способствуют не только оптимизации финансовых отношений, но и позволяют вывести систему мониторинга за различными областями деятельности на новый этап развития.


Литература
1. Песков Д. Доля аналоговой экономики сократится в два раза за 20 лет // Татар-Информ [Электронный ресурс]. URL: tatar-inform.ru (дата обращения: 25.01.2019).
2. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. – 2018. – Т. 13. – № 2. – С. 143–172.
3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
4. Дадашева О.Ю. Зарегулированность инвестиционной банковской деятельности и торможение инновационного развития отечественной экономики // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2014. – № 9. – С. 27–32.
5. Бахарев И. Какой станет электронная коммерция в 2018–2019 годах // E-pepper.ru [Электронный ресурс]. URL: shopolog.ru (дата обращения: 25.01.2019).
6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru (дата обращения: 25.01.2019).
7. Овчинникова Ю. Как «программатик-потребление» меняет индустрии FMCG и продуктового ритейла? // Forbes [Электронный ресурс]. URL: forbes.ru (дата обращения: 25.01.2019).
8. Кодачигов В. МТС получила 37 млрд рублей убытка // Ведомости [Электронный ресурс]. URL: vedomosti.ru (дата обращения: 25.01.2019).
9. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru (дата обращения: 25.01.2019).
10. Дубровская А. Почем банки для народа // Banki.ru [Электронный ресурс]. URL: banki.ru (дата обращения: 25.01.2019).
11. Скоробогатова: платформа для регистрации финсделок позволит узнать об остатках средств на картах и счетах [Электронный ресурс]. URL: banki.ru (дата обращения: 25.01.2019).
12. Что такое XBRL? // Официальный сайт Центра по внедрению и развитию формата ИксБиАрЭл [Электронный ресурс]. URL: xbrl.ru (дата обращения: 25.01.2019).
13. Нестерова Д.А. Стандарт XBRL: перспективы перехода для российских компаний / Jornal of Economy and Business. – 2018. – Vol. 4. – P. 186.
14. ФНС в 2017 году увеличила налоговые поступления в консолидированный бюджет на 20% // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: tass.ru (дата обращения: 25.01.2019).


16.04.2024

Также по этой теме: