Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2019
Аверченко О.Д.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков
Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Предмет. Инвестирование в стартапы с помощью ІCO на основе блокчейн-технологий стало драйвером глобального развития инноваций. Его динамическое распространение свидетельствует о наличии инновационного потенциала, а также о способности удовлетворить запросы информационного сообщества и вызовы цифровой экономики.
Цель. Целью данной статьи является исследование возможностей, преимуществ и рисков ICO как способа привлечения капитала.
Методология. В настоящей статье с помощью системно-структурного анализа, логического обобщения и научной абстракции рассмотрены преимущества и недостатки ICO.
Результаты. Исследованы тенденции развития рынка ICO. Выделены преимущества первичного размещения монет. Выявлены существующие риски ICO.
Выводы. Сделан вывод о том, что с целью снижения рисков ІCO для всех участников его проведения необходимы исследования с точки зрения юридических, технологических, экономических аспектов относительно дальнейшего использования ІCO и необходима разработка стандартов ІCO с целью регулирования данных процессов.
Проблема привлечения капитала всегда остро стояла перед бизнесом. Привлечение финансирования традиционными способами, такими как получение кредита или же выпуск акций, осложнено зачастую рядом жестких требований, а также может быть довольно сложным и продолжительным процессом. Альтернативой является венчурное финансирование, которое предусматривает отбор высокорисковых, но потенциально высокодоходных проектов для формирования диверсифицированного портфеля.
Недостатком данной схемы является то, что круг инвесторов, как правило, небольшой. В 2017 г. начал быстро набирать популярность новый механизм привлечения капитала – ICO (Initial Coin Offering, первичное размещение монет), также известное как «начальное предложение монет», «продажа токенов» (token sale), «событие, которое генерирует токены» (Token Generating Event) и «первичное размещение токенов» (Initial Token Offering). Согласно определению Банка России, ICO – это форма привлечения инвестиций через выпуск и продажу инвесторам цифровых токенов за криптовалюты [1].
Необходимо отметить, что ІCO, которое предлагает токены-акции, является своеобразным аналогом акционерного краудфандинга – частного размещения или первичного публичного размещения акций (IPO, Initial Public Offering). При этом не следует отождествлять ІPO и ІCO, поскольку ІPO – компании, которые уже сложились на рынке, а ІCO используют стартапы, находящиеся на seed-стадии и нуждающиеся в финансировании, которое они могут получить или с помощью венчурного финансирования, или с помощью уже существующих краудфандинговых платформ.
Процедура ICO осуществляется последовательно, в несколько этапов. На основе детального изучения информации от разных компаний, которые применяли первичное размещение монет, автором систематизирована общая схема привлечения финансовых ресурсов посредством ICO для стартапа, имеющего определенную идею для своего будущего продукта или услуги (рис. 1).
Первое в истории ICO было проведено проектом Mastercoin (переименован в Omni), который в 2013 г. привлек финансирование в объеме 5 млн долл. В 2018 г. абсолютный рекорд по объему привлеченных средств принадлежал проекту EOS, который сумел привлечь 4197 млн долл. (рис. 2).
В настоящее время глобальный рынок ICO находится в стадии бурного развития, при этом можно утверждать о зависимости объемов инвестиций от волатильности курса криптовалют. Так, в 2013 г. в ходе ICO объем собранных средств составил 616 тыс. долл. (проведено 2 ICO), в 2014 г. – 29 млн долл. (проведено 6 ICO), а в 2015 г. вследствие падения курса биткоина до 200 долл. – только 8 млн долл. (проведено 7 ICO), в 2016 г. – 99 млн долл. за счет введения площадки DAO (проведено 52 ICO), в 2017 г. – уже 6 млрд долл., т.е. за год наблюдался рост объема собранных средств более чем в 10 раз (проведено 456 ICO ), в 2018 г. – 21 млрд долл. (проведено 951 ICO) (табл. 1) [2].
Примечательно, что Россия, по данным компании Ernst & Young (EY), вошла в топ-10 стран мира по объему собранных средств посредством ІСО и заняла в этом рейтинге 2-е место (рис. 3). На конец 2017 г. компании, которые проводили ICO и были идентифицированы как российские, привлекли инвестиции в размере 310 млн долл.
Приведенная динамика свидетельствует о неоднозначном отношении к ІCO со стороны правительств и регуляторов многих стран мира. Так, Народный банк Китая в 2017 г. запретил проведение ІCO и деятельность криптовалютных бирж, объявив их финансовую деятельность незаконной и настаивая на возврате ICO-стартапами средств инвесторам [4]. Вместе с тем Япония, которая первая признала биткоин как платежное средство, решает проблемы экономического развития отдельных территорий за счет ІCO, приобщая к нему частные компании. Финансовый регулятор – агентство финансовых услуг (FSA, Financial Services Agency) планирует пересмотреть соответствующие законы и нормативные акты в целях регулирования проведения ICO [5]. Центральный банк Сингапура, разъясняя собственную позицию в отношении ICO, уточняет сущность цифрового токена как криптографически защищенного представления прав держателя данного токена на получение выгоды в будущем, а виртуальной валюты – как конкретного типа цифрового токена, выполняющего функции средства обмена, единицы учета или средства сохранения стоимости [6].
28 декабря 2017 г. Министерство финансов РФ и Банк России представили совместный законопроект о регулировании ICO, в котором предлагается трактовать ICO как вид краудинвестинга (инструмента для привлечения капитала в стартапы и предприятия малого бизнеса от широкого круга микроинвесторов). Кроме того, Министерство финансов РФ предложило ограничить объем привлекаемых на одно ICO средств не более 1 млрд руб. и объем вложений в ICO от неквалифицированных инвесторов не более 50 тыс. руб. [7].
Практика показывает, что механизм ІCO зависит от идентификации токенов относительно статуса безопасности, а также от решения конкретной задачи, а именно: 1) монетизации дополнительного сервиса для пользователей сети – средство доступа к протоколу, сети или сервису (токен-утилиты); 2) привлечения финансирования для построения сети и других разработок – финансовый актив (токен-акции); 3) инвестиций с высокой ликвидностью, фиксированным процентным доходом и свободной продажей на бирже (кредитный токен).
По мнению автора, преимущества и недостатки ICO целесообразно рассматривать с позиции как эмитентов токенов, так и инвесторов, а также доноров.
Для организаций, которые проводят ICO, данный метод финансирования предоставляет возможность в чрезвычайно короткий промежуток времени (в среднем за 1 календарный месяц) привлечь ресурсы для развития проектов. Кроме того, инициирование ICO не вызывает больших усилий вследствие того, что создать токены можно с помощью многих платформ, например Ethereum, Stellar, Omni, NXT, Waves, а стоимость транзакций, связанных с маркетингом и уплатой взносов, значительно ниже, чем у традиционных механизмов финансирования. Выделенные автором преимущества ICO представлены на рис. 4.
Несмотря на ряд преимуществ ICO, в настоящее время существуют значительные риски, связанные с данным методом финансирования, и прежде всего они касаются именно инвесторов/доноров и стабильности финансовых рынков (рис. 5).
Несмотря на многочисленные примеры успешно реализованных ІCO, опрос, проведенный сайтом Bіtcoіn.com, показал, что из 902 компаний, которые планировали проведение ІCO, 142 компании потерпели неудачу еще к моменту закрытия финансирования, а 276 компаний – сразу после получения средств. Кроме того, ряд компаний достигли своих целей лишь частично или зафиксировали частичный провал.
Популярность ІCO как процедуры быстрого и относительно дешевого привлечения капитала в течение 2018 г. спровоцировала резкое ухудшение качества проектов: значительная часть ІCO оказалась скамом (отказом компании-эмитента выполнять свои обязательства) или была связана с откровенным мошенничеством. Так, в начале 2018 г. сайт проекта Prodeum был удален собственником уже через 8 дней после начала ІCO.
Проект был направлен на разработку новой системы маркирования овощей и фруктов и к моменту внезапного закрытия успел привлечь около 6 млн долл. Аналогично удалила свой сайт и все профили в социальных сетях инвестиционная платформа LoopX сразу после того, как собрала 4,5 млн долл. Таким образом, инвесторы начали осторожнее относиться к ІCO.
С целью снижения рисков ІCO для всех участников его проведения необходимы исследования с точки зрения юридических, технологических, экономических аспектов относительно дальнейшего использования ІCO. Эмитент должен полностью раскрыть информацию о себе и деятельности своего предприятия. Необходима также разработка требований и стандартов к организации и осуществлению ІCO. Следует обеспечивать законодательную (судебную) защиту обладателей цифровых прав от злоупотреблений и создать систему регулирования ICO, т.е. законодательно урегулировать данную сферу, что позволит устанавливать требования к инвестиционной платформе, ее оператору и всем участникам данного процесса.
Литература
1. Обзор по криптовалютам, ICO (Initial Coin Offering) и подходам к их регулированию. Банк России, декабрь 2017 [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/Content/Document/File/36009/rev_ICO.pdf
2. Cryptocurrency ICO Stats [Электронный ресурс]. URL: coinschedule.com/stats.html
3. EY research: initial coin offerings (ICOs). December 2017 [Электронный ресурс]. URL: ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-research-initial-coin-offerings-icos/$File/ey-researchinitialcoin-offerings-icos.pdf
4. Китайский Центральный банк запретил открытие новых ICO [Электронный ресурс].URL: bitnovosti.com/2017/09/ 04/chinas-central-bank-has-banned-icos
5. Japan’s Finance Watchdog Eyeing ICO Regulation [Электронный ресурс]. URL: coindesk.com/japans-finance-watchdog-eyeing-ico-regulation-says-report
6. Сингапур приравнял токены ICO к ценным бумагам [Электронный ресурс]. URL: investfuture.ru/news/id/singapur-priravnyal-tokeny-ico-k-cennym-bumagam
7. Минфин и Центральный банк Российской Федерации представили проект регулирования ICO [Электронный ресурс]. URL: rbc.ru/money/28/12/2017/5a44cc629a7947fe6a3dc208
8. Conley J. Blockchain and the Economics of Crypto-tokens and Initial Coin Offerings // Vanderbilt University Department of Economics Working Papers, 2017, № 17-00008 [Электронный ресурс]. URL: accessecon.com/Pubs/VUECON/VUECON-17-00008.pdf
9. Massey R. Initial coin offering: A new paradigm / R. Massey, D. Dalal, A. Dakshinamoorthy // Deloitte, 2017 [Электронный ресурс]. URL: deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/financial-services/us-cons-new-paradigm.pdf
10. The ICO Gold Rush: It's a Scam, It's a Bubble, It's a Super Challenge for Regulators / D. Zetzsche, R. Buckley, D. Arner, L. Fцhr // University of Luxembourg Law Working Paper, 2017, № 11/2017 [Электронный ресурс] URL: papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm? abstract_id=3072298
11. Chohan U. Initial Coin Offerings (ICOs): Risks, Regulation, and Accountability // Discussion Paper Series: Notes on the 21st Century. – 2017 [Электронный ресурс]. URL: papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3080098