Цифровые компетенции: нужны ли они специалисту финансового рынка



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2019


Борисова О.В.,
кандидат экономических наук,
 доцент Департамента
 корпоративных финансов и корпоративного управления
 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

В статье изучаются цифровые компетенции, которые в настоящее время необходимы сотрудникам для работы на финансовых рынках. В исследовании показано, что современные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее – ФГОС ВО) не содержат цифровых компетенций; имеющиеся исследования в области цифровых компетенций носят общий характер и не отражают специфику отрасли. В результате были предложены перечни ключевых, общих базовых и специальных базовых компетенций для специалистов финансового рынка, а также механизм, позволяющий ими овладеть в кратчайшие сроки.


Активное развитие экосистемы цифровой экономики, переход к совместному потреблению и платформенным решениям ключевым образом меняют привычный мир.



(1) Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2019 г.



Возникает потребность в специалистах, хорошо ориентирующихся в условиях новой реальности, в новых специальностях и компетенциях, овладение которыми является основной задачей каждого сотрудника.


Финансовый рынок значительно меняется, предъявляя новые требования к компаниям, которые на нем активно работают и в дальнейшем хотят успешно функционировать. Развитие платформ существенно сокращает доходность многих игроков финансового рынка и заставляет их предлагать клиентам новые услуги, более оперативно подстраиваться под потребности рынка, чтобы выжить и не потерять объемов сбыта. Согласно опросу, проведенному PwC, более 59% компаний, нацеленных на повышение эффективности своей деятельности, делают цифровую стратегию неотъемлемой частью корпоративной стратегии и начинают разбираться в цифровых технологиях [1]. Многие финансовые компании начинают формировать свой цифровой портфель, который значительно повышает востребованность их услуг на рынке.


Переход на использование современных технологий требует специальных навыков сотрудников финансовых организаций, в связи с чем основной упор сегодня следует сделать на их формирование и на разработку современных образовательных программ, позволяющих привить цифровые компетенции сотрудникам.


По мнению автора, основой процесса является разработка цифровых компетенций. Следует отметить, что компетенции регулярно трансформируются. Начиная с 1950-х годов меняется само понятие «компетенция». Оно эволюционирует от компетенций как профессионально важных качеств к предметной области, в которой необходимо иметь глубокие познания специалистов для осуществления трудовых действий.


Сегодня подготовка специалистов финансового рынка осуществляется по ФГОС ВО в рамках направлений подготовки 38.03.02 «Менеджмент» [2], 38.03.01 «Экономика» [3] (уровень бакалавриата), 38.04.02 «Менеджмент» [4], 38.04.01 «Экономика» [5] (уровень магистратуры). Основные компетенции представлены в соответствующих приказах Министерства образования и науки РФ. Анализ стандартов показывает, что цифровые компетенции в них отсутствуют. Имеются только компетенции, связанные с получением навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).


Эти компетенции предусмотрены для направлений подготовки «Менеджмент» и «Экономика» (уровень бакалавриата). Для менеджеров это «способность… поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4)» [2], для экономистов – «способность использовать… современные технические средства и информационные технологии (ПК-8)» [3].


Требования к специалистам финансового рынка регламентируются профессиональным стандартом «Специалист рынка ценных бумаг» [6]. В нем представлены девять видов деятельности специалистов рынка ценных бумаг, должности и требования к кандидатам на эти должности. Семь из девяти видов деятельности предполагают наличие высшего образования в виде бакалавриата и повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам. Два вида деятельности требуют высшего образования в виде магистратуры и диплома по дополнительным образовательным программам. Кроме того, специалисты рынка ценных бумаг обязаны иметь квалификационный аттестат специалиста финансового рынка. С 1 июля 2019 г. должна осуществляться независимая оценка квалификации [7] по инициативе соискателя или по направлению работодателя. Следовательно, чтобы стать высококвалифицированным специалистом и иметь право работать на финансовом рынке с ценными бумагами, обучающийся должен пройти следующие уровни: бакалавриат, магистратуру, повышение квалификации, дополнительные образовательные программы.


Цифровые компетенции, которые должны получить сотрудники компаний, работающих на финансовом рынке, должны быть ими получены на одном из перечисленных уровней.


Под цифровыми компетенциями понимается «способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование» [8]. Также специалисты указывают на необходимость цифрового сотрудничества, обеспечения безопасности и решения проблем.


Разберем, какие цифровые компетенции в настоящее время представлены в различных методиках. В результате исследования автору удалось выявить шесть работ, в которых были представлены классификации цифровых компетенций или сами компетенции. Результаты сравнения представлены в табл. 1.




Исследуемые работы разнообразны. Они носят поверхностный характер и являются первым шагом к более масштабным исследованиям по цифровизации. В четырех работах из шести представлены сами цифровые компетенции. В работе [10, c. 28] представлены только классификационные признаки, по которым целесообразно распределить цифровые компетенции. В модели ПАО «Сбербанк» [13] имеется только упоминание цифровых навыков, а само пояснение о том, какими они должны быть, отсутствует. Во всех исследуемых работах ([9–14]) отсутствует указание авторов на адаптацию цифровых компетенций для определенной отрасли. По мнению автора, это должно быть обязательно учтено, поскольку портфель цифровых технологий, используемых в разных отраслях, будет различаться, о чем свидетельствуют наши исследования, проведенные в 2019 г. на примере ритейла, телекоммуникационных компаний и в сфере недвижимости [15].


В настоящее время возникла потребность в разработке компетенций, которые учли бы отраслевую специфику финансового рынка. Для их разработки мы изучили основные финансовые технологии, которые применяются финансовыми организациями.


В результате было выявлено, что каждая из них находит свое применение на рынке для соответствующих целей. В дальнейшем их использование продолжится, в связи с чем специалисты финансового рынка должны иметь навыки работы с этими технологиями. Результаты исследования сведены в табл. 2.



В результате исследования цифровые компетенции специалиста финансового рынка предлагается разделить на два вида: ключевые и базовые (рис. 1). Базовые, в свою очередь, необходимо подразделить на два вида: общие и специальные. Ключевые цифровые компетенции необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности в цифровом обществе для реализации ежедневных потребностей. Общие цифровые компетенции должны позволить сформировать у специалиста финансового рынка навыки, необходимые для работы в «цифровом офисе». Специальные компетенции должны учитывать потребность специалиста в степени владения отдельными финансовыми технологиями и программными продуктами, используемыми на конкретной должности. Сегодня уже очевидно, что наличия у сотрудников навыков работы с компьютером и владения Интернетом недостаточно для того, чтобы удержать клиентов. Преимущества на рынке имеют компании, использующие портфель финансовых технологий, поэтому специалисты должны иметь представление о финансовых технологиях и навыки работы с ними, чтобы в дальнейшем иметь возможность сочетать их для определенных целей. Например, реализуя функцию «финансового консультирования», сотрудник брокерской организации уже сегодня из 11 технологий может использовать 7. В дальнейшем количество используемых финансовых технологий для решения отдельных задач на финансовом рынке будет только возрастать в связи с необходимостью дальнейшей оптимизации бизнес-процессов.



Источник: составлено автором.


При этом руководители высшего и среднего звена должны уметь не только использовать современные цифровые технологии, в том числе и финансовые, но и владеть навыками по формированию портфеля из них, что позволит получить им стратегическое преимущество на рынке.


Для повышения цифровой грамотности специалистов финансового рынка на данном этапе целесообразно следующее.
1. Внести изменения в ФГОС ВО:
– 38.03.02 «Менеджмент» [2] и 38.03.01 «Экономика» [3] (уровень бакалавриата), дополнив существующий в них перечень компетенций цифровыми ключевыми и общими базовыми, представленными на рис. 1;
– 38.04.02 «Менеджмент» [4] и 38.04.01 «Экономика» [5] (уровень магистратуры), дополнив существующий в них перечень компетенций цифровыми общими и специальными компетенциями, представленными на рис. 1.


Это позволит в кратчайшие сроки начать выпуск кадров, обладающих знаниями в области цифровой экономики и владеющих отдельными цифровыми технологиями.


2. В рамках курсов повышения квалификации, регулярно проводимых для специалистов финансового рынка, в кратчайшие сроки провести переобучение, связанное с развитием цифровых компетенций, указанных в п. 1, для специалистов, имеющих диплом о высшем образовании.


3. На базе НАУФОР организовать специализированные курсы для руководителей высшего и среднего звена с целью развития у них навыков по формированию портфеля
финансовых технологий для компаний, работающих на финансовом рынке.


4. Аккредитованным центрам независимой оценки квалификаций, выдающим свидетельства, целесообразно внести данные компетенции в стандартный перечень для проверки их сформированности у сотрудников, претендующих на определенную должность.


Таким образом, проведенное исследование показало, что:
1) финансовые организации, работая в условиях жесткой конкуренции, нуждаются в новых источниках роста своей доходности и в разработке новых индивидуализированных продуктов, которые позволят получить конкурентные преимущества;
2) возрастают требования к кандидатам, желающим работать на финансовом рынке;
3) подготовка современных специалистов для финансового рынка ведется по ФГОС ВО, которые не в полной мере отражают требования современной цифровой экономики. В частности, в стандартах среди компетенций как для бакалавриата, так и для магистратуры отсутствуют цифровые компетенции, овладение которыми позволит получить стратегические преимущества компании на рынке;
4) анализ существующих цифровых компетенций показал, что они не в полной мере подходят для подготовки специалистов финансового рынка, поскольку в них не учтен блок используемых финансовых технологий, овладение которыми является основной задачей специалистов финансового рынка;
5) исследования по вопросу применимости финансовых технологий на финансовом рынке показали, что многие из них уже сегодня активно применяются в организациях;
6) результатом исследования явились сформулированные автором цифровые компетенции, имеющие деление на несколько уровней и зависящие от позиции, которую занимает сотрудник в организации;
7) предложенные компетенции необходимо внести в ФГОС ВО и программы повышения квалификации для специалистов различных уровней, что позволит улучшить их цифровую грамотность и повысить эффективность деятельности самой компании.


Литература
1. Digital IQ: Никаких оправданий на пути к успеху в цифровом мире! [Электронный ресурс]. URL: www.pwc.ru/ru/press-releases/2019/digital-iq.html (дата обращения: 30.06.2019).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 7 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (уровень бакалавриата)» // СПС КонсультантПлюс».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата)» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 322 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры)» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (уровень магистратуры)» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Профессиональный стандарт «Специалист рынка ценных бумаг» (код 08.004). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 марта 2015 г. № 184н // СПС
«КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки» [Электронный ресурс]. URL: edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/Analytical_report_digital_skills_web_demo.pdf (дата обращения: 30.06.2019).
9. Kuzminska О., Mazorchuk M., Morze N., Pavlenko V. and Prokhorov A. Digital Competency of
the Students and Teachers in Ukraine: Measurement, Analysis, Development Prospects, Украина //
ICTERI (Revised Selected Papers). – 2018. – Pp. 148–169.
10. Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Математическая модель формирования
базовой статистической выборки для оценки уровня освоения цифровых компетенций преподавателей // Статистика и экономика. – 2018. – Т. 15. – № 6. – С. 26–35.
11. The Digital Competence Framework 2.0 [Электронный ресурс]. URL: ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework (дата обращения: 30.06.2019).
12. Бутенко В., Полунин К., Сычева Е. и др. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный
ресурс]. URL: d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
(дата обращения: 30.06.2019).
13. Кудряшова Е. Навыки будущего как основа модели компетенций Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: new.groteck.ru/images/catalog/52973/e87906e7961aae7334380c06b044342d.
pdf (дата обращения: 30.06.2019).
14. III Российский форум корпоративного обучения «HR-ПРАКТИКА 2018: обучение
и развитие персонала»[Электронный ресурс]. URL: hrsummit.ru/hreduforum2018 (дата
обращения: 14.07.2019).
15. Борисова О.В. Трансформация отдельных элементов бизнес-модели компаний под влиянием современных технологий// Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2019. – № 2.
16. Большие надежды банков, или Что такое RegTech [Электронный ресурс]. URL:
bloomchain.ru/fintech/bolshie-nadezhdy-bankov-ili-chto-takoe-regtech/ (дата обращения:
14.07.2019).
17. SupTech [Электронный ресурс]. URL: zaim.com/glossary/en-s/suptech/ (дата обращения: 14.07.2019).
18. Беркана А. Что такое Big Data: собрали всё самое важное о больших данных [Электронный ресурс]. URL: rb.ru/howto/chto-takoe-big-data/ (дата обращения: 14.07.2019).
19. BI SMART DATA [Электронный ресурс]. URL: owox.ru/products/bi/smartdata/ (дата обращения: 14.07.2019).
20. ЧТО ТАКОЕ SMART DATA? [Электронный ресурс]. URL: nominaltechno.ru/faqs/smart-data (дата обращения: 14.07.2019).
21. Серова Г.А. Мобильные информационные технологии – функционал эффективной
работы с документами [Электронный ресурс]. URL: top-personal.ru/officeworkissue.
html?292 (дата обращения: 14.07.2019).
22. Инвестиции в будущее: искусственный интеллект [Электронный ресурс]. URL:
vc.ru/finance/46776-investicii-v-budushchee-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 14.07.2019).
23. Как мы внедряли машинное обучение в трейдинг – опыт Richardson GMP [Электронный ресурс]. URL: fomag.ru/news/kak-my-vnedryali-mashinnoe-obuchenie-v-treyding-opytrichardsongmp/ (дата обращения: 14.07.2019).
24. Самиев П. Роботы в финансах: от собеседника до советчика [Электронный ресурс].
URL: stimul.online/viewpoint/roboty-v-finansakh-ot-sobesednika-do-sovetchika/ (дата обращения: 14.07.2019).
25. Сбербанк ведет сбор биометрических данных в 20% своих отделений [Электронный
ресурс]. URL: tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%
D1%82:%D0%A1%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%A4_(%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B8%D0%B4%
D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2) (дата обращения:
14.07.2019).
26. Биометрическая идентификация [Электронный ресурс]. URL: techportal.ru/glossary/biometricheskaya_identifikaciya.html (дата обращения: 14.07.2019).
27. Блокчейн в России [Электронный ресурс]. URL:tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%87
%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.98.D0.BD.D1.82.D0.B5.D0.B3.
D1.80.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.B1.D0.BB.D0.BE.D0.BA.D1.87.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D0.B0_.D1.81_.D0.B4.D1.80.D1.83.D0.B3.D0.B8.D0.BC.D0.B8_.D1.82.D0.B5.D1.85.D0.BD.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1.8F.D0.BC.D0.B8 (дата обращения: 14.07.2019).
28. Технология Blockchain. Часть 2 [Электронный ресурс]. URL: medium.com/visiondti/blockchain2-f9ad32026c57 (дата обращения: 14.07.2019).
29. Развитие технологии распределенных реестров. Доклад для общественных консультаций [Электронный ресурс]. URL: cbr.ru/Content/Document/File/36007/reestr_survey.pdf (дата обращения: 14.07.2019).
30. Технология распределенного реестра DLT за рамками блокчейна [Электронный ресурс]. URL: crypto-fox.ru/faq/distributed-ledger-technology/ (дата обращения: 14.07.2019).
31. Технология распределенного реестра: за рамками блокчейн. Отчет главного научного советника правительства Великобритании [Электронный ресурс]. URL: docplayer.
ru/61490523-Tehnologiya-raspredelennogo-reestra-za-ramkami-blokcheyn.html (дата обращения:
14.07.2019).
32. 19 корпораций, которые используют технологии блокчейн и распределенные реестры [Электронный ресурс]. URL: habr.com/ru/company/lanit/blog/352464/ (дата обращения: 14.07.2019).
33. Как открытые API банков меняют финансовый мир [Электронный ресурс]. URL:
habr.com/ru/post/420253/ (дата обращения: 14.07.2019).

30.10.2024

Также по этой теме: