Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2019
Аверченко О.Д.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков
Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Рынок криптовалют набирает всё большую популярность во всем мире. Актуальность в связи с этим приобретает грамотное реагирование данной отрасли (с учетом изучения как зарубежного, так и российского опыта создания и осуществления регулирования рынка криптовалют) на динамическое развитие глобальной цифровой экономики.
Целью данной статьи является исследование зарубежного и российского опыта регулирования рынка криптовалют.
В настоящей статье с помощью методов системно-структурного анализа, логического обобщения, научной абстракции рассмотрены инструменты регулирования рынка криптовалют за рубежом и в России.
Выделены ключевые риски, связанные с операциями с криптовалютой. Исследованы подходы разных стран к правовому статусу и налогообложению рынка криптовалют.
Изучен российский подход к регулированию рынка криптовалют.
Сформулирован вывод о необходимости налогообложения рынка криптовалют по международным стандартам. Представлены рекомендации к рассматриваемым законам
о регулировании российской криптоэкономики.
Изменения, происходящие в мировой экономике, превращают ее в экономику качественно нового типа, базирующуюся на информации, инновациях, цифровизации, знаниях, интеллектуальной собственности, искусственном интеллекте, которая получила название цифровой экономики. Применение цифровых сервисов, искусственного интеллекта и интернет-технологий позволяет повысить производительность и эффективность функционирования традиционной экономики и реализовать ее потенциальные возможности.
Вместе с появлением экономики нового типа меняется и мир финансов, особенно в сфере расчетов и платежей, что требует от его участников адаптивности к данным изменениям. Появление рынка криптовалют называют прогрессивным явлением в развитии мировой финансовой системы, а распространение практики расчетов с ее помощью и возникновение специализированных криптовалютных бирж указывают на необходимость регулирования данного рынка. Кроме потенциальных выгод, а именно снижения стоимости транзакций, уменьшения платежных периодов, существует и угроза возникновения ряда рисков, связанных с майнингом(1) криптовалют и операциями с ними.
Ключевым риском операций с криптовалютами, по мнению автора, является анонимность владельца криптовалюты. Так, согласно данным The Guardian, еще в 2013 г.
Джеймс Хауэлс стал героем заголовков в СМИ, потеряв свой жесткий диск, на котором хранились данные о 7500 биткоинах. Программист так и не смог доказать, что именно он является собственником утраченной криптовалюты [1]. Потеря собственного секретного ключа от электронного кошелька не подлежит восстановлению, поскольку действует принцип анонимности владельца криптовалюты.
Среди основных рисков операций с криптовалютами Европейский центральный банк выделяет также валютный риск, связанный с высокой волатильностью, и риск инвестиционного мошенничества, ввиду отсутствия прозрачности [2]. В дальнейшем риск контрагента может трансформироваться в кибер-риски, риск отмывания денежных средств, риск уклонения от уплаты налогов. Высокая волатильность криптовалют и отсутствие прозрачности операций с ними могут вызвать существенные финансовые потери инвесторов. Так, согласно оценке Ernst & Young, было украдено свыше 10% инвестиций в первичное размещение токенов (ICO-Initial Coin Offering) [3].
В настоящее время криптовалюта также является удобным средством платежа для правонарушителей, которые используют криптовалюту для расчетов за товары из перечня товаров, запрещенных к свободной реализации или имеющих ограничения по реализации.
(1 )Майнинг (от англ. mining – добыча полезных ископаемых) – деятельность по созданию новых блоков в блокчейне для обеспечения функционирования криптовалютных платформ.
Мошенническое использование рынка криптовалют можно подразделить на две группы: внутренние риски, которые касаются мошеннических действий владельцев криптовалютных платформ, и внешние, которые касаются действий пользователей финансовых услуг в криптовалютах. Большее беспокойство вызывают именно внешние риски, связанные с анонимностью, скоростью платежей и способностью осуществлять трансграничные денежные переводы. Основой усиления внешних угроз является связь между криптовалютами и криминальным миром. Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании определяет три ключевые роли криптовалют в обеспечении преступности [4]:
1) криптовалюты непосредственно способствуют киберпреступникам получать платежи посредством атаки злонамеренного программного обеспечения, а преступникам – выкуп за похищение людей с требованием выплаты в криптовалюте;
2) криптовалюты содействуют росту преступности, поскольку они представляют собой основной способ оплаты за приобретение незаконных товаров или услуг, которые продаются в Интернете нелегально (на черном рынке);
3) рынок криптовалют существенно облегчает передвижение финансовых потоков среди преступных групп, в том числе содействуя отмыванию доходов, полученных преступным путем.
С учетом требований мирового сообщества функционирование системы регулирования рынка криптовалют должно базироваться на следующих принципах:
- прозрачность, которая предусматривает полноту и доступность информации для всех заинтересованных лиц;
- защита прав потребителей;
- мониторинг, заключающийся в осуществлении постоянного контроля за операциями с криптовалютами.
Для предупреждения и нейтрализации рисков используют рыночные и государственные и рыночные инструменты, последние – только формируются на рынке финансовых услуг. К ним можно отнести страхование потерь, связанных с неудачными транзакциями с криптовалютами на бирже. Такие страховые продукты уже начали предлагать японские страховые компании Mitsui Suitomo Insurance, Tokio Marineта Nichido Fire Insurance, которые сотрудничают с биржами bitFlyerта Coincheck. Что касается роли государства в регулировании рынка криптовалют, национальные регуляторы используют как административные, так и экономические ресурсы в целях их котроля (табл. 1).
Инструменты регулирования рынка криптовалют в разных странах различные.
Одни страны запрещают обращение криптовалют, другие определились с их правовым статусом. При этом они могут использовать как исключительно административные инструменты регулирования деятельности в сфере криптовалют, так и совместно с экономическими методами. Среди экономических методов преобладает налогообложение криптовалют, которое преимущественно используется в развитых странах.
Запрет на операции с криптовалютой в настоящее время существует в Алжире, Боливии, Вьетнаме, Эквадоре, Индонезии, Кыргызстане, Марокко, Непале. Вместе с тем некоторые страны, в которых действовал запрет на операции с криптовалютой, отменили его и начали разработку законодательства относительно ее регулирования.
Это касается таких стран, как Малайзия, Нигерия и Таиланд. Другая группа стран, не имея официального запрета на операции с криптовалютой, вмешивается в деятельность криптовалютных бирж, устанавливая жесткие ограничения относительно их операций с национальной валютой. Так, китайский суд в январе 2017 г. вынес приговор двум лицам за мошеннические действия в рамках криптовалютной деятельности общим объемом 2,44 млрд долл., которые вовлекли в онлайн-пирамиду свыше 200 тыс. лиц [5]. В сентябре 2017 г. в Китае официально был установлен запрет на ІСО и деятельность криптовалютных бирж.
Согласно данным исследования, проведенного в июле 2017 г. финансовой группой Blackmoon Сrypto, в 40 из 60 исследованных стран государственное регулирование в отношении криптовалют является благоприятным [6]. Благоприятное регулирование рынка криптовалют отмечено в США, Японии и большинстве европейских стран.
В США правовой статус криптовалют обусловлен особенностями правовой системы, согласно которой действует как общее федеральное право, так и отдельное право штатов. В США криптовалюты рассматриваются одновременно как аналог денежных средств [7], как объект денежных переводов (Money Transmission) [8], как собственность (Property) [9] и как биржевые товары [10].
На федеральном уровне криптовалютные компании (например, биржи и другие компании, которые предоставляют услуги перевода, продажи или обмена криптовалют) должны быть зарегистрированы в качестве операторов по переводу денежных средств (Money Transmіtters) в рамках борьбы с финансовыми преступлениями (Fіnancіal Crіmes Enforcement Network), а на уровне штатов деятельность таких компаний подлежит лицензированию.
В США лицензирование было введено в июне 2015 г. нью-йоркским департаментом финансовых услуг путем применения битлицензий (BіtLіcense) организациями, которые работают с криптовалютой [11]. Лицензия предоставляется после проверки соблюдения требований относительно защиты прав потребителей, предотвращения отмывания денежных средств и требований к кибербезопасности при работе с криптовалютой.
У компаний, которые осуществляют разработку программного обеспечения, и майнеров отсутствует необходимость проходить процедуры лицензирования, включая работы по продуктам, которые планируется использовать в лицензированных организациях.
Таким образом, новые бизнес-проекты (стартапы) в данной сфере могут выходить на рынок, не имея на то большого капитала, но если данные компании начинают непосредственно участвовать в операциях с криптовалютой, требования к ним уже меняются.
Необходимо отметить, что условия предоставления битлицензий подобны требованиям лицензирования традиционных операторов денежных переводов. В 2016 г. правила получения битлицензий стали более жесткими. Компании, которые предоставляют услуги денежных переводов, и компании, оказывающие биржевые услуги, должны осуществлять гарантийные отчисления в объеме совокупных проведенных операций за прошедший год [11]. Вместе с тем данные компании должны регулярно осуществлять аудиторскую проверку своей деятельности и представлять данные аудиторского заключения клиентам, контрагентам и другим заинтересованным лицам.
По всей вероятности, модель регулирования рынка криптовалют, предложенная в Нью-Йорке, несмотря на довольно жесткое регулирование, со временем будет внедряться в остальных штатах США, поскольку там высокая концентрация криптовалютных компаний, а Нью-Йорк является одним из финансовых центров мира. Аналогичные требования существуют также в Калифорнии, где в конце 2014 г. департамент по надзору в сфере бизнеса подтвердил применение норм закона, который регламентирует порядок проведения денежных переводов для криптовалют. При этом 17 сентября 2015 г. комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) США официально постановила, что биткоин и другие криптовалюты являются биржевым товаром. Любая торговля производными инструментами на основе криптовалют в США является незаконной без регистрации в CFTC [10]. В декабре 2018 г. конгрессмены предложили CFTC варианты развития новой технологии путем усиления контроля рынка цифровых денег, чтобы защитить инвесторов и бизнес, так как важность грамотного регулирования рынка цифровых денег очевидна. Было представлено два законопроекта, направленные на регулирование рынка криптовалют в США: законопроект «О защите потребителей в сфере виртуальных валют», который предполагает изучение рыночных манипулирований и создание способов их предотвращения, и законопроект «О конкурентоспособности рынка виртуальных валют и нормативного регулирования», он представляет исследование опыта контроля блокчейн-индустрии в других странах.
В Японии на уровне закона биткоин и другие криптовалюты официально признаны средством платежа, выполняющим функцию валюты. В настоящее время, в соответствии с действующим законом Японии, криптовалюты носят тот же правовой статус, что и электронные деньги. Орган финансового регулирования и надзора Японии – Агентство финансовых услуг (FSA), как государственный регулятор, рассматривает возможность изменения правовой основы для регулирования криптобирж в стране, в результате чего криптовалюты будут юридически признаны финансовым продуктом [12].
Япония является одной из стран-лидеров по количеству легальных криптовалютных бирж. В то же время любая криптовалютная биржа или компания должна быть зарегистрирована в FSA и получить от него соответствующую лицензию. Лицензирование обеспечивает определенные специальные требования к операционной деятельности, соблюдению нормативов относительно капитала, хранению средств на счетах клиентов и проверке идентификационных данных клиентов, к высоким стандартам кибербезопасности, а также ежегодной отчетности перед государственным регулятором.
Так, в конце октября 2017 г. FSA Японии опубликовало предостережение об угрозах, связанных с проведением ІСО. В зависимости от способа структурирования выпуск цифровых токенов может подпадать под действие закона о платежных услугах и (или) закона о финансовых инструментах и биржах. Государственный орган подчеркивает, что компании, предоставляющие услуги на регулированном финансовом рынке без специальной регистрации, несут уголовную ответственность [13]. В Японии операции по обмену криптовалют на реальные деньги не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), но при использовании криптовалют как платежного средства НДС должен начисляться.
В странах ЕС также рассматриваются вопросы относительно регулирования криптовалют (или VCS – virtual currency scheme(s) – схемы виртуальных валют, как называет их
Европейский центральный банк – ЕЦБ). Так, в 2012 г. ЕЦБ впервые подготовил доклад о схемах виртуальных валют, в котором был проанализирован легальный статус биткоина в европейском законодательстве. В обнародованных материалах речь шла о невозможности регулирования криптовалюты в рамках деятельности европейской банковской системы, а биткоин определили как конвертируемую децентрализованную виртуальную валюту [14]. Однако уже в октябре 2016 г. ЕЦБ пришел к выводу, что виртуальные валюты (vіrtual currencіes) не являются ни деньгами, ни валютой, а скорее являются средством обмена, но не платежа [15].
В марте 2017 г. члены Европейского парламента опубликовали новый законопроект, который отразил их планы по регулированию виртуальных валют. В законопроекте речь идет о том, что с точки зрения Европарламента виртуальные валюты не должны быть анонимными. Согласно законопроекту, разработанному Комитетом Европарламента по гражданским свободам, правосудию и внутренним делам (LIBE), органы финансовой разведки должны иметь возможность идентифицировать владельца криптовалютного адреса. Вместе с тем потребители финансовых услуг по виртуальной валюте будут иметь возможность самостоятельно сообщать о своих операциях уполномоченным органам [16]. Можно заключить, что в ЕС готовится основа для создания баз данных, в которых адреса криптовалютных кошельков будут привязаны к конкретным лицам.
Таким образом, в настоящее время в странах ЕС отсутствует единая позиция относительно правового режима рынка криптовалют, что требует активизации усилий представителей органов государственной власти с целью ускорения принятия соответствующих законодательных актов, призванных регулировать все особенности правового режима и обращения криптовалют.
Наиболее проблемным вопросом остается нормирование налогообложения рынка криптовалют, которое уже происходит в развитых странах. Основой этого является определение правового статуса криптовалюты. Как показывают данные табл. 2, уже многие страны определились относительно правового статуса криптовалюты и налогообложения операций с ней.
Необходимо отметить, что в большинстве стран мира криптовалюта определяется как актив, в связи с чем его налогообложение осуществляется на общей основе, поэтому одним из ключевых вопросов является перспектива налогообложения криптовалюты по международным стандартам.
Законопроекты о регулировании рынка криптовалют в России («О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», «О цифровых правах») были представлены на рассмотрение 28 декабря 2017 г. в Государственную Думу. В первом чтении в данных законопроектах криптовалюту определили как иное имущество, без упоминания названия отдельных криптовалют, однако прямо указано, что цифровые финансовые активы на территории России не являются законным средством платежа. ICO определен как тип краудфандинга, предусматривающий ограничение суммы вложений для инвесторов. В данных законах должны быть определены основные понятия криптоэкономики (технология распределенных реестров, токен, смарт-контракт, криптовалюта). Также должны быть разработаны требования к организации и осуществлению добычи криптовалюты (майнинг), регистрации хозяйствующих субъектов, порядок налогообложения полученных от майнинга доходов, судебная защита обладателей цифровых прав от злоупотреблений и создание системы регулирования ICO.
То есть закон должен устанавливать требования к инвестиционной платформе, ее оператору и участникам. Услуги по организации привлечения инвестиций смогут оказывать лица, включенные Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.
По мнению автора, данные законы о регулировании криптоэкономики не должны устанавливать жесткие рамки, которые могут препятствовать привлечению инвестиций, в особенности для среднего и малого бизнеса, также необходимо осуществить синхронизацию законодательных норм с устоявшимися бизнес-процессами на международных рынках. Следует избавиться от большого количества отсылочных норм, так как данная отрасль экономики ждет прямого действия. Необходимо понимать, что, если индустрию не устроит это регулирование, она эмигрирует в другие юрисдикции.
Регулирование рынка криптовалют должно не только уменьшать риски, но и способствовать развитию новой технологии, поскольку это только положительно повлияет на экономику страны в целом и при грамотном подходе Российская Федерация может занять лидирующие позиции в перспективной отрасли.
Литература
1. Missing: hard drive containing Bitcoins worth £4m in Newport landfill site // The Guardian. – 2013. – No. 27 [Электронный ресурс]. URL: theguardian.com/technology/2013/nov/27/hard-drive-bitcoin-landfill-site
2. Virtual currency schemes – a further analysis. February 2015 [Электронный ресурс]. URL: ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemesen.pdf
3. More than 10 percent of $3.7 billion raised in ICOs has been stolen: Ernst & Young [Электронный ресурс]. URL: reuters.com/article/us-ico-ernst-young/more-than-10-percentof3-7-billion-raised-in-icos-has-been-stolen-ernst-young-idUSKBN1FB1MZ
4. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing 2017 [Электронный ресурс]. URL: gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/655198/National_risk_assessment_of_money_laundering_and_terrorist_financing_2017_pdf_web.pdf
5. China to crack down on crypto and online pyramid schemes [Электронный ресурс]. URL: thepaypers.com/cryptocurrencies-bitcoin-virtual-currencies/china-to-crackdown-oncryptoand-online-pyramid-schemes/771605-39
6. Cryptocurrency regulation. Cross-country analysis [Электронный ресурс]. URL: news.blackmooncrypto.com/cryptocurrency-regulation-cross-country-analysis-67452f1df80e
7. Judge Rules Bitcoin is Money in Coin.mx cases [Электронный ресурс]. URL: themerkle.com/judge-rules-bitcoin-is-money-in-coin-mx-cases
8. Virtual Currency Regulation // Washington State Department of Financial Institutions [Электронный ресурс]. URL: dfi.wa.gov/documents/money-transmitters/virtual-currency-regulation.pdf
9. IRS Virtual Currency Guidance // The Internal Revenue Service [Электронный ресурс]. URL: irs.gov/newsroom/irs-virtual-currency-guidance
10. CFTC Orders Bitcoin Options Trading Platform Operator and its CEO to Cease Illegally Offering Bitcoin Options and to Cease Operating a Facility for Trading or Processing of Swaps without Registering // The U.S. Commodity Futures Trading Commission [Электронный ресурс]. URL:
cftc.gov/PressRoom/PressReleases/pr7231-15
11. New York Codes, Rules and Regulation: New York State Department of financial servies [Электронный ресурс]. URL: dfs.ny.gov/legal/regulations/adoptions/dfsp200t.pdf
12. Japan can recognize cryptocurrency as a financial product [Электронный ресурс]. URL: blockchaininvest.io/japan-can-recognize-cryptocurrency-as-a-financial-product
13. Financial Services Agency. Initial Coin Offerings (ICOs). User and business operator warning about the risks of ICOs. 27 October 2017 [Электронный ресурс]. URL: fsa.go.jp/policy/virtual_currency/07.pdf
14. European Central Bank. Virtual Currency Schemes. October 2012 [Электронный ресурс]. URL: ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf
15. Opinion of the European Central Bank. CON/2016/49. European Central Bank [Электронный ресурс]. URL: ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_con_2016_49_f_sign.pdf
16. European Parliament. A8-0056/2017 [Электронный ресурс]. URL: europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-%2F%2FEP%2F%2FTEXT%2BREPORT%2BA8-20170056%2B0%2BDOC%2BXML%2BV0%2F%2FEN&language=EN#title1
17. Bergman A. What You Should Know About Taxation Of Cryptocurrencies [Электронный ресурс]. URL: forbes.com/sites/greatspeculations/2018/01/03/what-you-should-knowabouttaxation-of-cryptocurrencies/#26b6a83f1346