Урбанизация китайской деревни и пути миграции аграрного населения



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №1 год - 2007




На пороге XXI в. Китай вступил в новый этап своего существования, характеризующегося переходом экономического роста от экстенсивного типа к интенсивному, переходом общества от начального этапа среднего достатка к его всестороннему строительству. Эпоха безоглядной экономической экспансии уступает место расчетливому развитию, соизмеряемому с доминирующими международными процессами. В стране происходят тектонические изменения во всех областях общественной, экономической и социальной жизни, затрагивающие фундаментальные основы общественного устройства. Нарастает процесс национальной консолидации, который, правда, происходит одновременно с растущей социальной дифференциацией. 

Одна из серьезнейших проблем, угрожающих здоровому развитию экономики страны, состоит в обострении противоречия между численностью населения, объемом природных ресурсов и деградацией окружающей среды. Несмотря на ограничение рождаемости, ежегодный чистый прирост населения за время реформ 1978—2005 гг. достигал 8—10 млн человек. К 2020 г. численность населения страны составит, по прогнозам, 1,45—1,49 млрд человек. Согласно оценкам на долю одного жителя Китая приходится примерно в 2,5 раза меньше обрабатываемых площадей, в 4 раза — запасов пресной воды и в 2 раза — запасов полезных ископаемых, чем в среднем на одного жителя планеты. Дефицит пахотных площадей и запасов пресной воды неумолимо обостряется.

В связи с тем что огромное аграрное население и скрытая безработица тормозят рост производительности труда, после 1997 г. темп роста доходов крестьян явно стал замедляться, одновременно увеличивался разрыв в доходах между крестьянами и горожанами, а также между регионами. Увеличить производительность труда в сельском хозяйстве до уровня, сопоставимого с неаграрными секторами экономики, можно лишь путем решительного сокращения доли сельского населения, перелива избыточной рабочей силы в более производительные отрасли, осуществления беспрецедентной в истории человечества по масштабам и срокам урбанизации и последующего укрупнения земледельческих хозяйств. Только таким путем можно создать необходимые предпосылки для рационализации и повышения эффективности землепользования в деревне.

Китаю приходится искать пути и формы высвобождения из сельского хозяйства многомиллионных масс трудоспособного населения. Этот путь — урбанизация деревни — считается необходимым способом миграции аграрного перенаселения, увеличения доходов крестьян и сокращения разрыва между городом и деревней. Путем урбанизации деревни не только осуществляется стратегическая задача миграции аграрного перенаселения, но и стимулируется развитие аграрной экономики, расширение каналов занятости, трудоустройства, увеличение доходов крестьян, стимулируется процесс  координации развития города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, более зажиточного Востока страны и отсталых западных регионов, а также уменьшения разрыва в доходах между городскими жителями и крестьянами. Чтобы уровень урбанизации КНР достиг среднего мирового уровня, т.е. 50% (в 2000 г.), в стране необходимо ежегодно перемещать из деревни около 1,5 млн человек. Если страна стремится к тому, чтобы уровень урбанизации и уровень индустриализации соответствовали друг другу, необходимо ежегодно перемещать около 2,5 млн человек.

В практике существуют две модели урбанизации: развития больших городов, когда аграрное население концентрируется в больших городах (таким путем осуществляется урбанизация в странах США, Англии, Японии и некоторых странах восточной Европы); развития малых и средних городов, миграция аграрного населения в средние и малые города, как во Франции, Югославии, бывшей ГДР.

Приоритетный выбор путей урбанизации в Китае состоит в следующем: развитие малых городов и поселков — главное, а политика сочетания рационального укрупнения и расширения средних и больших городов является второстепенной задачей настоящего момента. 

Стратегическая политика по строительству малых городов и поселков определяется рядом причин. Во-первых, в общей численности населения поселков чрезмерно велика доля сельскохозяйственного населения. Во-вторых, в деревне существует серьезное противоречие между аграрным населением и ограниченностью пашни, существование большого аграрного перенаселения ведет к экономической неэффективности. В-третьих, существование двухсекторной экономики, при которой уровень экономики в деревне далеко отстает от городов, сдерживает дальнейшее здоровое развитие национальной экономики.

Основным показателем урбанизации сельского населения становится уровень концентрации сельских предприятий в малых городах и поселках. В масштабе страны 8% сельских предприятий расположены в малых городах и поселках и в малых промышленных зонах, 12% — в малых рыночных центрах, 80% — в деревнях. 

В 1980 г. в Китае был принят курс, предусматривавший «ограничение масштаба крупных городов, рациональное развитие средних городов, активное развитие малых городов». В 1989 г. это направление урбанизации получило законодательное закрепление. Тем самым установка на сдерживание роста больших городов стала более жесткой. Индустриализация деревни предполагала создание в сельской местности малых промышленных районов, малых городов и поселков (численностью до 20 тыс. человек, в среднем — около 6 тыс.) путем повсеместного создания волостно-поселковых предприятий.

В первые годы реформ процессы урбанизации были неоднозначными. Начальным этапом считается период с 1970 по 1983 г. В данный период началась работа по подготовке к урбанизации и строительству малых городов и поселков, сельские предприятия получили политическую поддержку, местные правительства, выделяя финансовые средства,  способствовали их росту.

1983—1988 гг. — этап быстрого развития урбанизации. Под воздействием ряда политических установок ЦК КПК (1984 г.), направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось.

Процесс расширения сельской урбанизации продолжался в 90-х гг. прошлого века. После выступлений Дэн Сяопина на юге Китая в 1992 г. в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности. В 1994 г. в стране насчитывалось 29,3 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма иностранных инвестиций в них составляла 14,9 млрд юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации протекал особенно быстро, сельские предприятия начали привлекать рабочую силу из других мест. В 1994 г. в КНР насчитывалось почти 40 тыс. уже организованных или организуемых зон сельской промышленности.

На XV съезде КПК (1997 г.) был утвержден стратегический курс строительства маленьких городов в Китае, а на XVI съезде КПК (2002 г.)  разработан конкретный план развития аграрной экономики, ускорения процесса урбанизации, были поставлены задачи всестороннего строительства общества среднего достатка, ускорения процесса урбанизации с китайской спецификой, координации развития  больших и малых городов

В докладе на XVI съезде КПК генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь отметил, что надо обеспечивать полное процветание экономики села, ускорять процесс урбанизации. Комплексное планирование социально-экономического развития города и деревни, создание современного сельского хозяйства, развитие экономики села и увеличение доходов крестьян — важные задачи всестороннего строительства  общества среднего достатка. Необходимо постепенно повышать уровень урбанизации, обеспечивая при этом гармоничное развитие как крупных, средних и малых городов, так и поселков городского типа, открывая пути для урбанизации с китайской спецификой. Развитие таких поселков следует осуществлять на базе имеющихся уездных центров и поселков, являющихся административно-территориальными единицами и располагающих соответствующими условиями, на основе научного планирования и рационального размещения, соединять его при этом с развитием поселково-волостных предприятий и сервисных отраслей села. Нужно отменить все структуры и установки, препятствующие развитию урбанизации, осуществлять разумную и организованную миграцию. Упрочивать и совершенствовать систему двухъярусного хозяйствования, основанную на семейном подряде и сочетающую централизацию с децентрализацией.

Вместе с тем считается возможным увеличивать долю городского населения в общей численности примерно на 1% в год, что позволило бы довести ее к 2010 г. до 48%, а к 2020 г. — до 60% и приблизиться тем самым к показателям среднеразвитых стран.

Государство рассматривает урбанизацию как способ борьбы с бедностью и сокращения разрыва между более зажиточным Востоком страны и отсталыми западными регионами. Пытаясь ограничить приток в большие города рабочих-мигрантов из сельских районов, власти приняли решение о строительстве 10 тыс. новых небольших городов.

В результате со второй половины 90-х гг. XX в. явно ускоряется процесс урбанизации. В 1978—2001 гг. чистый прирост населения Китая составил 310 млн человек,  городское население ежегодно увеличивалось на 4,6%, а за счет мигрантов в города — более чем на 3,5% в год. За период с 1997 по 2003 г. ежегодный прирост уровня урбанизации составил 1,4%. Уровень урбанизации в Китае поднялся с 17,9% в 1978 г. до 40,5% в 2003 г., ежегодный прирост составил 0,9%. Как предполагается, до 2010 г. и к середине нынешнего столетия этот показатель достигнет соответственно 48 и 65%.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа складывается на юге Китая. Ее основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. и Чжухай — 1 млн человек, а также крупнейшая агломерация Южного Китая Гуанчжоу — с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI в. здесь сформировался мощный мегалополис с населением порядка 30 млн. жителей. По оценкам Комитета ООН по планированию и развитию (ПРООН), к 2015 г. доля городского населения в КНР превысит 50%, а к 2020 г. еще увеличится.

В первые годы реформ под лозунгом  «покидать землю, не покидать деревню», с помощью строгой прописки, которая преграждала возможность миграции в города, государство своей политикой способствовало концентрации избыточного труда на селе. В этих условиях волостно-поселковые предприятия играли существенно важную роль в миграции аграрного населения. За счет развития волостно-поселковых предприятий доля сельское хозяйства среди ВВП сократилась с 70% до реформы до 15,9% в 2000 г., а доля обрабатывающей промышленности и третичного сектора (сферы обслуживания) в целом увеличилась с 30% до 84,1%. В конце 2000 г. в стране насчитывалось 208,50 тыс. волостно-поселковых предприятий, которые предоставили 130 млн рабочих мест для крестьян, в процессе миграции изменилась структура занятости крестьян. В 2002 г. на «волостных и поселковых предприятиях» работали почти 133 млн человек, в том числе около 77 млн — в промышленности и 39,5 млн — в сфере услуг. Официально на них было произведено 31,6% ВВП.

Несмотря на возможность некоторого роста числа волостных и поселковых предприятий, их экспансия со второй половины 90-х гг. фактически прекратилась. В 90-х гг. в целом волостно-поселковые предприятия привлекли только 38 млн и 210 тыс. рабочих — на 44,7% меньше по сравнению с 80-ми гг.

В течение 25 лет (после 1980 г.) урбанизация шла довольно быстро, с каждым годом в стране растет число крестьян, ищущих применение собственным силам за пределами родных деревень. 

Со времени реформ и проведения политики открытых дверей по отношению к внешнему миру, начатых в 1978 г., Китай добился большого прогресса в урбанизации.  Сейчас в КНР 660 крупных городов — втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее число поселений городского типа выросло за это время в 9 раз и превысило 20 тыс., численность городского населения  составляет 540 млн человек, насчитывается 49 городов с миллионным населением. Можно предположить, что к 2015 г. несельскохозяйственное население возрастет на 300 млн, а уровень урбанизация Китая возрастет до 45%. Однако в 2000 г.  среднемировой уровень урбанизации уже достиг более 50%, стратегически важно Китаю продолжать курс разумного ускорения процесса урбанизации, миграции и оттока избыточной сельской рабочей силы. В условиях Китая задача увеличения доходов крестьян связана с необходимостью сокращения сельского населения. Если в ближайшие 15 лет повысить уровень урбанизации страны на 15 пунктов и 250 млн сельского населения превратить в городских жителей, то тогда можно было бы механически получить рост доходов сельского населения на 15%. В целом можно сделать вывод, что урбанизация соответствует китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни, и является эффективным способом увеличения доходов крестьян, повышения уровня их жизни и способом превращения Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное.

В политической системе Китая местные органы власти различных уровней играют основную и решающую роль в социально-экономическом развитии и строительстве городов и поселков. На практике сложился тип урбанизации с китайской спецификой, который можно показать на примере южной части пров. Цзянсу (сокращенно Сунань). Основываясь на опыте Сунани, конкретную роль местных правительств в экономическом развитии можно свести к следующему. Эти власти, во-первых, определяют основные направления развития сельских предприятий и их кадровую политику; во-вторых, координируют отношения с внешним окружением (ведомственными органами разных уровней, другими предприятиями и хозяйственными единицами); в-третьих, согласовывают использование местных финансовых ресурсов и добиваются получения кредитов; в-четвертых, выделяют земельные участки, следят за сбором налогов, проводят политику льготного налогообложения; в-пятых, координируют свою деятельность с политикой и мерами ведомств вышестоящих уровней. Однако имеются и отрицательные последствия такого типа урбанизации, когда учитываются только интересы сельских предприятий данной местности и игнорируется территориальное разделение труда.

Помимо местных властей и крестьянских масс отечественные и иностранные предприятия, учитывая благоприятные социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание небольших заводов и фабрик, стимулируя тем самым экономическое развитие, сосредоточение населения и развитие городов и поселков. В этом процессе складывается еще один тип урбанизации, в котором значительна роль внешних сил. Примером этого типа являются  дельта р. Чжуцзян и о. Хайнань.

В 2005 г. количество поселков городского типа превышало 50 тыс., в том числе 19 тыс. поселков городского типа и более 26 тыс. поселков волостного типа. Утверждена трехшаговая политика по развитию этих малых городков: в первую очередь уделяется внимание развитию 2 тыс. поселков прямого подчинения уездам, затем — развитию 17 тыс. поселков городского типа. Третий шаг — это развитие остальных поселков волостного типа (около 26 тыс.). Существенное влияние на привлечение рабочих сил, стимулирование региональной экономики и расширение масштаба городков оказывают около 4 тыс. малых городков из числа этих поселков, которые постепенно становятся важными объектами программы по строительству малых городов в XXI в.

Урбанизация с китайской спецификой, т.е. строительство малых городов и поселков, «урбанизация снизу», соответствует положению страны и является первым этапом урбанизации. Со временем, когда урбанизация выйдет на новый этап, данный курс будет меняться. Сегодня большинство китайских ученых и экспертов уже выступают за параллельное развитие поселков, малых, средних и больших городов. Каждый из этих типов городских поселений призван сыграть свою специфическую роль в переходе сотен миллионов крестьян от сельского образа жизни к городскому. Большие и средние города способны обеспечить наилучшие возможности для развития капиталоемких и техноемких отраслей и сферы услуг. Они способны привлекать значительное число временных и сезонных мигрантов из села. Малые же города и поселки дают простор для развития трудоемкого производства, гарантируя переселенцам из деревни рабочие места и более дешевое и постоянное местожительство.

Стратегия строительства малых городов и поселков соответствует идее «создания новой социалистической деревни», улучшению жизни народа. Путем строительства малых городов и поселков в стране осуществляется переход сотен миллионов крестьян в новое социальное состояние — рабочих и служащих. Предполагается, что в результате развития местной промышленности, сферы услуг часть этих городов превратится в средние, даже в крупные города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жэйфэнь Ли. Перемещение рабочей силы из деревни: положения и контрмеры. — Пекин, 2006.
2. Хуэлянь Лю. Новая концепция об излишке рабочей силы в китайской деревне. — Пекин, 2004.

Также по этой теме: