Применение технологии SOA для мобильного электронного банкинга



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №5 год - 2010


Торопова Н.В.,
соискатель по кафедре «Информационные технологии»
ФГОУ ВПО «Финансовая академия
при Правительстве Российской Федерации»


Статья посвящена вопросам оптимизации управления внешними информационными потоками автоматизированных банковских систем на основе использования сервис-ориентированной  архитектуры. Обоснована целесообразность использования SOA для реализации обмена данными с информационными системами партнеров и клиентов банка. Представлены рекомендации по применению сервис-ориентированной архитектуры для мобильного банкинга.


Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций привело к новой технологической реализации модели бизнеса – появлению новых банковских продуктов и средств доступа к ним через каналы дистанционного доступа (терминалы самообслуживания, системы телефонного банкинга, персонального доступа к банковским сервисам через Интернет, системы доступа к банковской информации с помощью мобильного телефона и т. п.).


Электронные расчеты открывают новый этап в развитии банковских транзакций. Они особенно эффективны, когда осуществляются через Интернет или средства мобильной связи.


Системы электронных расчетов облегчают потребителям управление расходами, банковскими счетами и проведение торговых операций. Рост популярности мобильных технологий и их массового и повсеместного использования предоставляет возможность для введения нового типа услуги – мобильные платежи через короткие текстовые сообщения (SMS), посылаемые со средств мобильной связи. В результате этого средства мобильной связи превращаются в индивидуальный персональный терминал для доступа к электронным услугам и расчетам. Мобильные расчеты являются результатом конвергенции информационных и телекоммуникационных технологий с банковскими операциями. Они могут рассматриваться как развитие электронных платежных инструментов, их современная альтернатива.


В ряде европейских стран вводятся системы мобильных расчетов как нового канала дистрибуции электронных банковских услуг через средства мобильной связи. В инфраструктуру электронных расчетов будут включены свободно, безо всяких финансовых или технических ограничений ведущие банки, мобильные операторы, торговые и сервисные компании. Специализированные национальные операторы системы платежей предоставят равноправный доступ всем участникам и потребителям, обеспечивая полную совместимость и высокую степень безопасности. Такого рода системы создаются на базе общего стандарта, который превратит мобильные расчеты в универсальное средство обмена между потребителями и торговцами независимо от того, какими мобильными операторами и банками они обслуживаются. Это служит предпосылкой для превращения мобильных расчетов в реальную альтернативу наличным расчетам.


При этом банковский сектор сохраняет свою ключевую роль поставщика финансовых услуг, а мобильные операторы – поставщиков телекоммуникационных услуги. Высокий уровень безопасности основывается на многоступенчатой системе идентификации, используя PIN- и CLIP-коды, а также криптографическую защиту коммуникационных каналов в GSM-сети.


В случае потери потребителем своего средства мобильной связи он теряет только свою электронную подпись. После уведомления системы электронных платежей (СЭП), банка или мобильного оператора следует произвести повторную регистрацию услуги. Таким образом, СЭП не оперирует деньгами клиентов, а обеспечивает только защитный канал и инфраструктуру для передачи данных. Следовательно, банковский сектор сохраняет свою ключевую роль поставщика финансовых услуг при мобильных расчетах.


Беспроводные мобильные сети повышают эффективность бизнеса и связанных с ним финансовых отношений, потому что информация и люди, с которыми она связана, доступны в любое время и в любой точке. Конечным пользователям (клиентам банка) доступен поток информации, предоставляемый в режиме реального времени. Они могут принимать решения в режиме  реального времени на основе актуальной информации, и при этом в банк поступают сигналы о количестве данных, загружаемых в момент времени, или о среднем времени ответа при исполнении нерегламентированных пользовательских запросов.


Учитывая ситуацию, когда число пользователей систем дистанционного обслуживания неуклонно растет и обязательным требованием к АБС становится возможность проведения операций в режиме онлайн, а системы работают во взаимодействии с широким комплексом разнородных программно-аппаратных средств, становится актуальной проблема создания новых архитектурных решений. В связи с этим нами предлагается для использования концепция сервис-ориентированной архитектуры (англ. service-oriented architecture, SOA), которая появилась несколько лет назад и представляется как некоторый новый подход к интеграции приложений на основе унифицированных отраслевых стандартов. Сами базовые приложения в этом случае рассматриваются в виде наборов более низкоуровневых функциональных компонентов, которые называются сервисами. Сервисы могут быть реализованы в виде достаточно сложных программных комплексов и, как правило, нацелены на выполнение конкретной деловой функции, а не просто любых вспомогательных действий.


Гибкость, которую обеспечивает сервис-ориентированный подход, позволяет распределять задачи между разными информационными базами, каждая из которых ориентирована на определенную, строго регламентированную информацию. Вопрос анализа данных, возникающий из-за разрозненности сервисов, может решаться самим сервисом. Оповещая о происходящих событиях, сервис-ориентированная архитектура может реализовать потоковую обработку событий, фильтруя их в нужной конфигурации и размещая в хранилищах данных [3].


Таким образом, задача информационного обмена в условиях мобильного электронного банкинга может быть решена путем создания композитных бэк-офисных приложений на базе готовых сервисов с использованием унифицированных интеграционных платформ, что позволит оперативно подключать новые сервисы и обеспечить эффективный поиск этих сервисов пользователями [1; 3].


В большинстве случаев в информационных системах банков используется большое число разнообразных программных средств, как приобретенных у сторонних производителей, так и разработанных собственными силами.


В связи с неоднородностью информационных систем возникает достаточно много проблем, связанных с обеспечением внешних информационных связей.


В данном аспекте сервис-ориентированная архитектура также предоставляет значительные  преимущества, поскольку она позволяет развивать инфраструктуру АБС однородным образом, без разрушения уже существующих решений. Ее использование позволяет минимизировать издержки за счет интеграции разнородных и унаследованных систем в рамках сложившейся банковской системы и осуществить реализацию слабо связных программных компонентов с максимальной повторной используемостью [4].


С точки зрения требований к оптимизации механизмов внешних информационных связей АБС в условиях сервис-ориентированной архитектуры особое значение имеет представление бизнес-процессов мобильного электронного банкинга как набора взаимодействующих бизнес-операций – сервисов. Тогда структура системы, основанной на сервис-ориентированной архитектуре, будет состоять из бизнес-процессов, которые управляются набором сервисов, реализованных посредством инструментов на компонентной платформе [5].


Сервисом может стать, например, мониторинг операций по счетам, выдача отчета по заданным параметрам, операция по выдаче PIN-кода, операции с ценными бумагами, управление паем инвестиционного фонда, выдача кредита, ранжирование предоставляемых данных.


Рассмотрение сервиса как услуги, предоставляемой подписчикам сервиса (потребителям) поставщиком сервиса (провайдером), сужает значение этого понятия. На наш взгляд, сервис должен рассматриваться как законченный автономный функциональный модуль, который многократно используется в различных бизнес-процессах в финансово-банковской сфере.


Применение сервис-ориентированных технологий дает возможность использовать новые технологии и подходы (такие, как обмен сообщениями) для построения приложений посредством связывания сервисов, а не посредством создания уникальных программ, что позволяет банкам своевременно реагировать на изменение рыночных условий, подстраивая под них процессы обмена сообщениями, а не разрабатывать новые приложения.


Нами выделены основные факторы, подтверждающие необходимость и возможность использования SOA для реализации информационного обмена:
- освобождение пользователя от необходимости знания принципов реализации и функционирования сервиса (достаточно владеть его интерфейсом);
- возможность использования композитных (составных) сервисов, когда один сервис может объединять несколько других;
- благодаря механизму низкого (позднего) связывания сервисов значительно облегчается процесс внесения изменений в их функциональность;
- хранение информации в едином реестре сервисов, брокере, сервисной шине (ESB) или другом хранилище избавляет пользователя от необходимости знать о местоположении конкретного сервиса;
- интероперабельность, предполагающая построение сервисов с возможностью обеспечения их взаимодействия, несмотря на то, что сервисы используют разные платформы, протоколы и технологии;
- каждый запрос к функциональности сервиса не зависим от других вызовов, поскольку сервисы не хранят информацию о вызовах их функциональности [2; 3].


Интерпретируя услуги электронного банкинга применительно к сервисориентированной архитектуре, можем предложить следующие сервисы интеграции данных:
- сервис инфраструктуры для идентификации клиента банка, контроля его доступа, и регистрации;
- сервисы доступа для создания, чтения, обновления данных из любых внутренних систем, доступных клиенту по его статусу, в том числе хранилищ структурированных, неструктурированных и слабоструктурированных данных;
- сервисы интеграции для представления совершенных функций управления данными клиента, таких как преобразование, сравнение показателей, очистка, обогащение;
- сервисы метаданных для управления и использования технических метаданных для аудита, истории и анализа динамики изменения информационной системы.


Механизм инкапсуляции, используемый сервисами, позволит получить все данные, которые требуются пользователю, и не позволит получить доступ к тем данным, доступ к которым закрыт.


Это предотвращает несанкционированный доступ к данным, который возможен при непосредственном обращении к файловой системе. Использование этого механизма исключает получение неверных, ошибочных данных в связи с тем, что специальные функции обычно используют последовательный доступ к данным.


О реальном воплощении применения сервис-ориентированной архитектуры для мобильного банкинга можно говорить только тогда, когда финансовокредитной организацией будут публиковаться не услуги, предоставляемые ей, а сервисы, на которые можно будет подписаться, то есть банк как поставщик сервиса публикует описание сервиса и обеспечивает его реализацию. Потребитель сервиса для нахождения описания сервиса может напрямую использовать универсальный идентификатор ресурса или же может найти описание в реестре сервиса, с последующей привязкой и вызовом сервиса.


Таким образом, мобильный электронный банкинг на основе сервис-ориентированной архитектуры – это новая, перспективная и более эффективная форма общения потребителя и поставщика банковских услуг. Она обусловлена развитием информационных технологий и мобильных коммуникаций. Этот новый технологический инструмент дает возможность потребителям проводить не только надежные расчеты со своего мобильного телефона «всегда и везде», но и использовать весь спектр услуг, который может предоставляться финансово-кредитным учреждением.


Литература
1. Меркулов С. Стратегическое видение – обязательное условия для создания SOA // Национальный банковский журнал. – 2008. – № 9.
2. Лебедев Д. SOA для банков – практические решения // Банковские технологии. – 2007. – № 1.
3. Лопатин В.А. Проблемы интеграции и адаптации информационной системы банка: [Электронная версия]. – Режим доступа: bpms.ru/about/index.html.
4. Черняк Л. BI на фоне SOA: [Электронная версия]. – Режим доступа: osp.ru/os/2008/05/5202158/.
5. Каменнова М.С., Громов А.И., Гуслистая А.В. Процессно-ориентированное внедрение ERP-систем // Методы менеджмента качества. – 2002. – № 3.

19.02.2018

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста