Этапы финансового развития в процессе оптимизации стоимости компании



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №8 год - 2011


Астраханцева И. А.,
к. э. н., доцент кафедры
 экономики и организации предприятия
Ивановского государственного
 энергетического университета
им. В. И. Ленина

В статье выделены семь этапов развития компании в виде пирамиды стоимостных целей и ключевых показателей деятельности фирмы, отличающиеся фрактальностью процесса развития в условиях оптимизации стоимости компании при реализации концепции устойчивого роста. Продвижение компании вверх по пирамиде осуществляется по степенному закону, увеличивая стоимостные характеристики фирмы.

Value Based Management (VBM) является концепцией для предварительной и последующей оценки корпоративных стратегий и проектов с точки зрения оптимизации стоимости компании. Фрактальная структура финансового стоимостного временного ряда позволяет оценить инвестиционные и деинвестиционные управленческие решения. Традиционное управление и измерение стоимости компании не делает различия между временным изменением эффективности и источниками этой эффективности, отражающими внутреннюю конкурентоспособность  компании. Существующие стоимостные метрики не делают различия в денежных потоках, полученных за счет макроэкономических флуктуаций или за счет повышения  конкурентоспособности компании. Временные изменения эффективности могут быть вызваны макроэкономическими флуктуациями, которые находятся вне контроля менеджмента компании. Критерий оптимизации стоимости должен быть реализован на каждом этапе развития фирмы, однако как ключевой показатель оценки эффективности достижения целей и реализации стратегии он актуализируется лишь на определенной стадии развития компании и ее внешней среды.

Компания является нелинейной социально-динамической системой.

С одной стороны, компания – это совокупность элементов (отделов, цехов, департаментов и т. д.), которые находятся между собой в определенных отношениях (горизонтальные и вертикальные связи и зависимости) и образуют целостность. Связи между элементами системы обеспечивают целостность и обособленность функционирования и развития отдельно взятой компании. С другой стороны, компания функционирует во внешней среде (микрои макроокружение, экономические условиях хозяйствования). Основными характеристиками внешней среды являются сложность, динамизм и неопределенность. На рис. 1 показана взаимосвязь процесса создания и управления стоимостью компании при реализации концепции устойчивого роста с точки зрения всех заинтересованных групп (клиенты, сотрудники, инвесторы и общество).

Создание стоимости компании начинается с выявления потребностей заинтересованных групп, которые можно назвать «фундаментом для оценки и создания стоимости компании». Потребности всех заинтересованных групп акционеров должны быть приняты во внимание и учтены при создании стоимости. Процесс создания стоимости компании начинается с выявления  потребностей заинтересованных сторон.

Одной из проблем известной системы сбалансированных показателей (BSC) [1] является то, что она пытается направить руководство компании разрабатывать стратегию только вокруг четырех перспектив (финансы, клиенты, процессы, потенциал). В настоящее время подвижная и  изменчивая внешняя среда требует адаптации стратегии к меняющимся потребностям. Стратегические усилия и энергия чаще всего требуются в разное время и в разных направлениях деятельности. Стоимостные карты разного уровня могут гарантировать, что стратегические цели и задачи компании будут адаптированы к требованиям заинтересованных групп акционеров.

Поясним отличие стоимостных карт от цепочки стоимости Портера [2].

В 1985 г. Портер описал модель создания цепочки стоимости, которая прямо или косвенно создает стоимость для покупателей. В этой модели стоимость максимизируется только с точки зрения потребностей клиентов. Одним из недостатков такого подхода является узкая направленность на внутренние бизнес-процессы как затраты внешних факторов, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, которые являются только одной из заинтересованных групп. Другим недостатком модели цепочки стоимости является акцент на линейную причинно-следственную связь. Для достижения желаемых результатов по управлению стоимостью компании необходима активация действий и усилий одновременно в нескольких смежных областях, а также выявление и измерение деятельности и капитала в стоимостной сети.

Автор полагает, что компания в своем развитии последовательно проходит семь ступеней. Глобальная структура этих ступеней является детерминированной. Компании не могут  перескакивать через ступени. Однако внутри каждой ступени есть определенная свобода действий (локальная случайность). Таким образом, соблюдается принцип глобального детерминизма и локальной случайности. Этапы развития компании в авторском видении показаны на рис. 2.

Каждый этап деятельности компании протекает на своей информационной частоте, в своем инвестиционном горизонте. Представим эти ступени в виде пирамиды стоимостных целей деятельности компании. При подъеме каждый раз на более высокую ступень пирамиды компании будет открываться более широкая панорама деятельности (финансовые ресурсы, активы, капитал, возможности, персонал, новые инвестиционные и информационные горизонты).

В этом же заключается и фрактальность процесса развития и моделирования финансовых стратегий компании. К свойствам фракталов относится следование степенному закону и самоподобие. Степенной закон применим к колебаниям цен, акций, облигаций, величин инвестиций. Он соответствует данным многих ценовых серий. Продвижение компании вверх
по пирамиде по степенному закону увеличивает инвестиции, возможности и стоимостные характеристики фирмы. Самоподобие заключается в том, что на каждом этапе развития компания заново осуществляет целеполагание и моделирование финансовых стратегий в рамках оптимизации стоимости по концепции устойчивого роста.

Степенным законам подчиняется большинство явлений в природе, а также в экономике. Размеры фирм в одной отрасли изменяются по экспоненте.

Чем крупнее компания, тем реже они встречаются. Доля компаний определенного размера в общем количестве компаний изменяется по формуле Парето. Степенные законы также  встречаются в страховом деле. Распределение доходов подчиняется устойчивому распределению Леви, а не нормальному распределению Гаусса. Термин «устойчивое распределение» подразумевает, что его свойства остаются неизменными независимо от наших действий над объектом. В экономике отсутствуют четкие бесспорные математические законы. Время выступает масштабным (степенным) коэффициентом.

Первый этап – выживание компании. При создании компании в краткосрочной перспективе необходимо организовать все внутренние и внешние процессы таким образом, чтобы бизнес мог функционировать и выйти на безубыточный уровень своего существования. Все усилия компании в рамках стратегии оптимизации стоимости должны быть направлены на операционно-организационный уровень деятельности компании. По уровню развития это малый бизнес, у которого начинается стадия роста. Основное внимание менеджмента должно быть направлено на получение маржинального дохода, уровень выручки и затрат. С точки зрения системы стоимостных метрик наиболее важным показателем является рывок изменения стоимости компании. На начальных этапах этот показатель желательно измерять ежемесячно, так как рывок относится к показателям быстрой динамики.

Второй этап – самофинансирование компании. Пока это малый бизнес на стадии роста – все усилия сосредоточены на внутренней среде. Основное внимание уделяется операционно-производственному уровню. Компания начинает выходить на безубыточный уровень от операционной деятельности и получать валовую прибыль. С позиции результативности основными показателями являются уровень, структура, динамика выручки и затрат компании. На этой стадии необходимо следить не только за рывком, но и за ускорением изменения стоимости компании так же, как и на предыдущем этапе (ежемесячно). Этот этап может характеризоваться снижением показателя рывка. Однако показатель ускорения стоимости компании для продолжения роста фирмы должен иметь возрастающее, а не постоянное значение.

Третий этап – самоорганизация. Этот этап выводит компанию на уровень среднесрочных перспектив и в разряд средних фирм. Продолжается рост компании, заканчивается процесс налаживания операционного уровня деятельности. Формообразование внутри компании также завершено.

Компания обращает все больше внимания на внешнюю среду, продолжая оттачивать внутренние бизнес-процессы. К результирующим показателям бизнеса можно отнести показатели динамики структуры затрат и выручки от реализации продукции, а также оборотного капитала компании. Для оценки эффективности деятельность фирмы необходимо анализировать в динамике, а также в сравнении со среднеотраслевыми значениями и значениями основных конкурентов. К основным стоимостным характеристикам можно отнести ускорение стоимости компании. На данном этапе наступает замедление этого показателя и снижение его величины до нуля. При нулевом показателе ускорения стоимости компании наступает фаза зрелости фирмы.

Четвертый этап – имидж. Компания вступила в фазу зрелости, поэтому основная концентрация высшего руководства сосредоточено на внешней среде. Компания относится пока к группе средних фирм, имеющих среднесрочные перспективы на рынке. К основным показателям, характеризующим результативность компании, можно отнести структуру капитала, а также величину инвестированного капитала (собственного и заемного). Эффективность бизнеса можно оценить с помощью коэффициентов финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности как в динамике, так и в сравнении. Для управления стоимостью компании в фазе зрелости основным показателем является скорость изменения стоимости. Эта величина не должна снижаться, быть как минимум постоянной с учетом стоимости денежных средств во времени.

Пятый этап – инновация. Технология и инновации являются ключевым и наиболее значимым фактором международного разделения труда. На первом плане здесь находятся ведущие промышленно развитые страны и их крупные корпорации, которые являются основными источниками новых технологий.

Технологичность и приспособленность к внедрению инноваций выступают ведущими направлениями конкурентной борьбы, которые активно влияют на стратегию компаний. Компания, находясь в фазе зрелости, может существенно увеличить величину инвестированного капитала посредством IPO. Деятельность компании приобретает долгосрочную перспективу. В результате существенного изменения активов бизнес может быть отнесен к крупным фирмам, подлежащим обязательному внешнему аудиту, а также более пристальному вниманию со стороны внешних инвесторов, рыночных аналитиков и государства. Результирующими коэффициентами будут являться коэффициенты оборачиваемости каждого вида актива и пассива бухгалтерского баланса.

К показателям, оценивающим эффективность деятельности руководства компании, можно отнести величину и динамику коэффициентов рентабельности, а также рыночных коэффициентов в связи со свободной продажей ценных бумаг на открытом финансовом рынке.

Ввиду того, что данный этап деятельности фирмы характеризуется инвестиционным уровнем, к показателям эффективности необходимо также отнести инвестиционные показатели (простой и дисконтированные сроки окупаемости, чистая текущая стоимость). При оптимизации стоимости компании основными являются показатели остаточной прибыли (скорость изменения стоимости), коэффициент рентабельности собственного капитала, рассчитанный по показателю остаточной прибыли, а также внутренняя ставка рентабельности компании, показывающая общую отдачу от всех инвестиционных проектов бизнеса.

Шестой этап – бизнес-интуиция. Компания сосредоточена на внешней среде, имеет долгосрочные перспективы развития на рынке, относится к крупной национальной компании или является транснациональным бизнесом. В настоящее время в рамках глобальной мировой экономики стратегии крупных национальных компаний и ТНК факторы трудозатратности и техноемкости все больше сочетаются. Во времена жесткой международной конкуренции размещение или изменение места хозяйственной деятельности ТНК в различных частях мира чаще всего носит вероятностный характер. Это может быть связано с тем, что конкуренты начинают производить и реализовывать по более низкой цене такую же продукцию с некоторыми  модификациями и усовершенствованиями. Поэтому принимается решение о прекращении производства в одной стране и создание новой, более эффективной венчурной компании в другой.

Данный этап развития компании характеризуется финансово-инвестиционным уровнем деятельности; к показателям результативности можно отнести показатели оценки инвестиционных проектов (срок окупаемости и чистую текущую стоимость). Стоимостные характеристики бизнеса также будут являться показателями, оценивающими эффективность менеджмента.

К ним можно отнести показатели скорости изменения стоимости, величину стоимости компании (ее капитализацию), рентабельность по остаточной прибыли, внутреннюю ставку рентабельности, а также фрактальную размерность временного ряда. Последний показатель можно определить только после того, как накоплено достаточно данных с финансового рынка, оценивающих стоимость акций корпорации.

Седьмой этап – бизнес-энергия. К этой категории можно отнести транснациональные корпорации (ТНК). ТНК в XXI веке являются сложными социально-экономическими системами, которые объединяют финансовые, производственные, научно-технологические, торговые, сервисные, управляющие структуры. Они являются лидерами мировой экономики, и их активность характеризуется глобальным масштабом. Такие ТНК являются ядром глобальной мировой экономики нового тысячелетия. В них постоянно интегрируются многочисленные компании мелкого и среднего бизнеса, которые составляют периферию хозяйственного  транскорпоративного ядра.

К показателям, оценивающим результативность деятельности ТНК, можно отнести величину стоимости компании, скорость изменения стоимости, рентабельность собственного капитала по остаточной прибыли.

К показателям, оценивающим эффективность деятельности ТНК, а также управляющим стоимостными характеристиками отнесем внутреннюю ставку рентабельности, фрактальную размерность временного ряда и его пространства вероятностей.

Таким образом, с каждым этапом можно соотнести финансовые показатели, которых компании должна достичь, чтобы подняться на следующий уровень. Финансовые показатели, которые необходимо более тщательно анализировать, классифицированы автором по ступеням развития компании и представлены в табл. 1.

В настоящее время принято выделять только три уровня деятельности компании: операционный, инвестиционный и финансовый. Автором предлагается выделение семи уровней деятельности компании, что соответствует семи этапам развития бизнеса. На этапе создания компании основное внимание уделяется организационным вопросам, а также начальной постановке внутренних бизнес-процессов (операционно-организационный уровень деятельности фирмы). Операционно-производственный уровень акцентирует внимание менеджмента на отладке основных производственных операций и процессов.

На этапе самоорганизации компании основная деятельность фирмы подлежит тщательному контролю и анализу (операционный уровень). При увеличении размеров компании до величины среднего бизнеса, кроме операционных вопросов в краткосрочной перспективе, руководство компании начинает уделять внимание инвестиционному развитию (операционно-инвестиционный уровень деятельности компании). В долгосрочной перспективе при выходе компании на отрытый рынок инвестиционный уровень становится основным в деятельности руководства. Развиваясь до уровня национальной компании и ТНК, фирмы становятся финансовым центром национальной и мировой экономики (финансово-инвестиционный и финансовый уровни).

Для эффективного управления и оценки стоимости компании важно избегать противоречий между стадиями развития, целями, уровнями деятельности компании и оцениваемыми финансовыми показателями. Необходимо гармоничное сочетание показателей при оптимизации стоимости компании.

Литература
1. Kaplan R. S., Norton D. P. The Strategy Focused Organization. – Boston, MA : Harvard Business School Press, 2001.
2. Porter M. Competitive Advantage : Creating and Sustaining Superior Performance. – New York : Free Press, 1985.

15.11.2016

Яндекс.Метрика