Теория экономического анализа формирования добавленной стоимости



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №9 год - 2011


Ганин А. В.,
к. э. н., доцент,
докторант кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

Как общенаучный метод познания, анализ известен с древних времен. Однако современные ученые до сих пор дискутируют о природе экономического анализа и его связи с учетной информационной базой. В статье с теоретических позиций рассмотрены понятие и виды экономического анализа и на основе этих исследований предложен подход к анализу добавленной стоимости на основе бизнес-процессов.

Термин «анализ» происходит от греческого слова «расчленяю», «разделяю». Следовательно, анализ в узком смысле слова представляет собой расчленение явления или предмета на составные части (элементы) для изучения их как частей целого.

Традиционно многие ученые и практики в области бухгалтерского учета – И. Шер, А. П. Рудановский, Н. А. Блатов, А. К. Рощаховский, И. Р. Николаев и др. – высоко оценивали значимость аналитической компоненты бухгалтерии. Однако необходимо отметить различия сущностного и терминологического характера в области анализа, имеющих место в отечественной науке и за рубежом.

В России и на Западе активно используется понятие «экономический анализ», однако смысловая нагрузка этого термина и содержательное наполнение скрывающейся за ним дисциплины совершенно различны. На Западе экономический анализ трактуется в духе работ П. Самуэльсона и Й. Шумпетера и, в известном смысле, является синонимом термина «экономическая теория».

Что касается отечественной аналитической науки, то в работах С. К. Татура, С. Б. Барнгольц, М. И. Баканова, А. Д. Шеремета и др. авторов экономический анализ трактуется как направление, связанное с изложением методов и техники аналитических расчетов на уровне предприятия в условиях сложившейся экономической ситуации.

Один из вариантов классификации экономического анализа представлен схематично на рис. 1.

Существенный вклад в развитие понятия анализа внесли отечественные ученые в области экономики. Так, по мнению автора М. И. Баканова, «экономический анализ – это прикладная наука, которая опирается на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую эффективность практической деятельности человека» [2].

В. Г. Когденко в учебном пособии «Экономический анализ» приводит определение, что «экономический анализ – это комплекс процедур, с помощью которых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельности: финансовом, производственном, рыночном» [8].

Зарубежный ученый Э. Хелферт считает, что «экономический анализ – это исследование экономических последствий делового решения путем определения фактического соотношения экономических затрат и выгод вне зависимости от условностей бухгалтерского учета» [14].

Г. В. Савицкая трактует понятие экономический анализ «как научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей» [13].

По мнению Н. П. Любушина, «экономический анализ – это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования» [9].

Анализ хозяйственной деятельности является комплексным базисом распространенной англо-американской модели бухгалтерского учета, предполагающей его деление на управленческий и финансовый учет (рис. 2).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т. е. на уровне субъектов хозяйствования.

Е. Г. Багудина считает, что «анализ хозяйственной деятельности – это метод изучения процесса и оценки результатов производственной, торговой, сервисной и других видов экономической деятельности фирмы (предприятия, организации).

Анализ хозяйственной деятельности служит аналитической базой для устранения недостатков и развития позитивных направлений деятельности фирмы» [1].

В свою очередь, в экономическом словаре Г. Я. Киперман предлагает под анализом финансово-хозяйственной деятельности понимать «средство изучения хода и результатов производственно-хозяйственной деятельности коллектива» [7].

По мнению Ю. А. Белика, «анализ хозяйственной деятельности – это функция управления общественным производством, средство глубокого детального изучения производственной, снабженческой, сбытовой, финансовой, научно-исследовательской работы первичных звеньев народного хозяйства (предприятия)» [4].

Наиболее полное и точное определение финансового анализа приводит В. В. Буряковский. Он считает, что «финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности, это процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости» [5].

По мнению А. А. Бачурина, «управленческий анализ проводят с целью обобщения информации по функциям управления, технологии и эффективности управленческого процесса. При осуществлении оперативного анализа по данным повседневного учета и контроля за ходом работы немедленно фиксируются нарушения в организации производства и одновременно устанавливаются причины и виновники нарушений» [3].

Оценка целесообразности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности может быть выполнена в рамках различных видов анализа, основным из которых является комплексный анализ, при котором деятельность предприятия оценивается с различных сторон в зависимости от целевой функции в рамках обоснования решений оперативного, тактического или стратегического характера (рис. 3).

Существует множество определений комплексного экономического анализа, однако наиболее точными следует считать понятия, приведенные А. Д. Шеремет и Г. В. Савицкой.

По мнению А. Д. Шеремет, «комплексный экономический анализ – это средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знаний о бизнесе, понимания деятельности экономического субъекта, при этом его методологическую основу составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе» [15].

Г. В. Савицкая трактует понятие комплексного анализа хозяйственной деятельности «как научной базы принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования» [13].

В последнее время в комплексном анализе хозяйственной деятельности значительное место отводится анализу добавленной стоимости, под которым понимается анализ операционной деятельности и хозяйственных процессов с целью определения размера стоимости, добавляемой в результате совершения определенных операций и процессов, а также полезности продукции и услуг по отношению к их потребителям.

Все, чем занимается любой субъект хозяйствования, – это создание дополнительной стоимости к стоимости закупленных на стороне неденежных текущих активов. При этом созданная в процессе производства добавленная стоимость товаров и услуг необходима для покрытия существующих расходов.

Так, часть добавленной стоимости непосредственно направляется на расчет с участниками производства (персоналом), а именно на выплату заработной платы. Также в добавленную стоимость включаются амортизационные отчисления для будущей замены изношенных основных средств, так как они постепенно переносят свою стоимость на вновь созданную (добавленную) стоимость. При этом остатка добавленной стоимости должно хватить на получение желаемой нормы чистой прибыли.

Анализ добавленной стоимости осуществляется как в процессе хозяйственной деятельности, так и на стадии оптимизации бизнес-процессов, то есть на начальной стадии формирования бизнеса. Анализ добавленной стоимости бизнес-процесса можно представить схематично (рис. 4).

Данный метод анализа добавленной стоимости позволяет проследить, какие этапы процесса не являются необходимыми, поскольку не добавляют никакой стоимости. Слишком часто этапы включены в процесс только потому, что изначально процесс был спроектирован плохо, и существуют для того, чтобы справиться с трудностями, вызванными низким качеством первоначального проекта. Например, этапы, включающие перевозку товаров или других предметов, часто необходимы просто потому, что производство расположено не там, где следовало бы. Если продукция производится там, где существует потребность в ней, транспортировка не нужна, а значит, будет сэкономлено время за счет перевозок.

Для того чтобы провести анализ добавленной стоимости, необходимо все составляющие бизнес-процесса разбить на этапы, участвующие в образовании добавленной стоимости товаров и услуг, а также всего бизнеса в целом и не создающие стоимости (рис. 5).

Процесс анализа добавленной стоимости сводится к исследованию всех этапов производства и их включению в одну из категорий: добавляющие реальную стоимость, добавляющие организационную стоимость, не добавляющие никакой стоимости. При этом следующая задача анализа состоит в том, чтобы оптимизировать какие-либо из добавляющих стоимость этапов – возможно, путем уменьшения времени или затрат. Следует обратить внимание, что нередко затраты ресурсов на выполнение некоторого этапа могут превышать стоимость, которую он добавляет для организации. Метод оптимизации и совершенствования процессов анализа добавленной стоимости позволяет выявлять и развивать полезные этапы, а также прекратить выполнение лишних задач.

Таким образом, анализ добавленной стоимости позволяет определить, как используется добавленная стоимость по расходным статьям (на заработную плату, проценты, дивиденды, налоги, остаток для дальнейшего развития и т. д.). При этом анализ добавленной стоимости направлен на оптимизацию бизнес-процессов, устранение непроизводительных действий и повышение эффективности деятельности.

Литература
1. Багудина Е. Г. Экономический словарь. – М. : ТК Велби : Проспект, 2005. – 624 с.
2. Баканов М. И. Теория экономического анализа : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 416 с.
3. Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций : учеб. пособие для студентов. – 2-е изд. – М. : Академия, 2005. – 320 с.
4. Белик Ю. А. Краткий экономический словарь / под ред. Ю. А. Белика и др. – 2-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1989. – 399 с.
5. Буряковский В. В. Финансы предприятий : учебник. – Д. : Пороги, 2005. – 427 с.
6. Васильева М. В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом // Региональная экономика, 2007.
7. Киперман Г. Я. Популярный экономический словарь / Г. Я. Киперман, Б. С. Сурганов. – М. : Экономика, 1993.
8. Когденко В. Г. Экономический анализ : учеб. пособие для студентов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 390 с.
9. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия : учеб. пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 471.
10. Максютов А. А. Экономический анализ : учеб. пособие для студентов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
11. Молибог Т. А., Молибог Ю. И. Комплексный финансово-экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации : учеб. пособие. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 383 с.
12. Попова Л. В. Теория бухгалтерского учета : учеб. пособие / Л. В. Попова, И. А. Маслова, Б. Г. Маслов. – М. : Дело и Сервис, 2006. – 208 с.
13. Савицкая Г. В. Экономический анализ : учебник. – 12-е изд., испр. и доп. – М : Новое знание, 2006. – 679 с.
14. Хэлферт Э. Техника финансового анализа / пер. с англ. Э. Хелферт. – М. : Аудит : ЮНИТИ, 1996. – 257 с.
15. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа : учебник. – 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 366 с.

16.05.2017

Также по этой теме: