Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2009
Баумгартен Л.В.,
к. т. н., доцент
Главным критерием оценки любого бизнес-проекта является достижение поставленных целей организации. Но на достижение этих целей может быть затрачено больше или меньше финансовых средств. Поэтому необходимо произвести оценку эффективности бизнес-проекта с учетом отраслевой специфики. Туристическая отрасль обладает существенными особенностями, которые необходимо учитывать при оценке проектов.
Особенности подходов по определению эффективности проектов в туризме связаны:
- с особенностью показателей качества туристского продукта и цены его потребления;
- со сравнительно малой длительностью этапов проектирования (формирования) туристского продукта;
- с особенностью этапов разработки и реализации туристского продукта.
Особенности показателей качества туристского продукта и цены его потребления
При проектировании туристского продукта закладываемые в него показатели качества обычно сравнивают с эталоном (идеальной потребительской моделью, ИПМ), с конкурирующим аналогичным продуктом или одновременно с эталоном и конкурирующим продуктом.
Относительная ценность туристского продукта (К) может быть определена как:
где относительное значение i-го показателя качества туристского продукта по отношению к i-му показателю качества конкурирующего продукта
N – число учитываемых показателей качества туристского продукта.
Но потребителя обычно интересует качество туристского продукта за определенную стоимость, то есть его эффективность (Э). Тогда выражение для эффективности туристского продукта примет вид [4]:
где – относительная стоимость (цена потребления) i-го туристского продукта
по отношению к стоимости (цене потребления) продукта конкурента
При практических расчетах часто используют коэффициенты весомости показателей качества туристского продукта, которые учитывают важность показателей.
Пример 1
Определить эффективность нового туристского продукта по отношению к базовому продукту и к конкурирующему продукту при заданных показателях их качества и цены.
В качестве показателей качества туристского продукта установлены следующие характеристики [5]: надежность, скорость реакции и сопереживание (табл. 1). Считаем, что показатели качества базового продукта, нового продукта и продукта конкурента соответствуют нормативным документам. Известны также «веса» (значимость) показателей качества. Теперь можно определить расчетные значения показателей качества путем умножения их значений на их «вес», а также относительные значения этих показателей и цены по отношению к базовым показателям качества и цены. Затем можно найти сумму относительных значений показателей качества и цены для нового и конкурирующего продукта, а также значения эффективности нового продукта по отношению к базовому продукту конкурирующего продукта к базовому продукту
и нового продукта к конкурирующему продукту
Так как
больше единицы, то новый продукт будет эффективным (табл. 1).
Длительность этапов проектирования (формирования)туристского продукта
Время проектирования (формирования) туристского продукта обычно исчисляется несколькими месяцами. Поэтому применительно к туристскому продукту нельзя использовать подход, основанный на приведении вкладываемых инвестиций в его разработку к будущему.
Особенность этапов разработки и реализации туристского продукта
На рис. 1 приведена цепочка этапов разработки и реализации туристического продукта турфирмы «Анна-тур».
Пусть известны следующие данные по конкретному туру за весь его жизненный цикл по турфирме «Анна-тур»:
Иф – инвестиции, вложенные в формирование туристского продукта;
Тф – трудоемкость робот по формированию туристского продукта;
Ип – инвестиции, вложенные в продвижение туристского продукта на рынок;
Тп – трудоемкость работ по продвижению туристского продукта на рынок;
Др – накопленная величина дисконтированных доходов от реализации туристского продукта (величина ДР определяется на основе прогнозных данных по получаемой прибыли по годам от реализации тура [1]);
Тр – трудоемкость работ по реализации тура.
Можно считать, что величины отражают эффективность деятельности турфирмы «Анна-тур» по формированию, продвижению на рынок и реализации туристского продукта.
Тогда общая эффективность всех этапов, включая формирование, продвижение на рынок и реализацию туристского продукта турфирмой «Анна-тур» (Э «Аннатур»), считая, что каждый этап вносит одинаковый вклад в конечную эффективность (то есть вклад каждого из трех этапов составляет 0,33), определится как:
Подобным же образом может быть определена эффективность аналогичного туристского продукта конкурирующей турфирмы Тогда относительная эффективность туристского продукта турфирмы «Анна-тур»
по отношению к конкуренту определится как:
Пример 2
Определить относительную эффективность туристского продукта турфирмы «Анны-тур» по отношению к туристскому продукту конкурента, если известны данные по эффективности этапов формирования, продвижения и реализации тура турфирмой «Анны-тур»
и турфирмой конкурента
Применяя формулу (3), определим сначала а затем с помощью формулы (4) определим относительную эффективность туристского продукта турфирмы «Анны-тур»
по отношению к туристскому продукту конкурента:
Так как больше 1, то можно считать, что продукт турфирмы «Анны-тур» эффективен по отношению к туристскому продукту конкурента.
Литература
1. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии: Учебник. – М.: Инфра-М, 2004.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. – М., 1994.
3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
4. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 1998.
5. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия / Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: ИД «Вильямс», 2005.