Современное состояние инвестиционного процесса в странах – членах Евразийского экономического союза: шаги к гармонизации законодательства



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2015


Губанов Р.С.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник федерального
государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский
финансовый институт», методист областного государственного
бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального
образования «Рязанский технологический колледж»


В статье рассматривается сущность инвестиционного процесса в странах – членах ЕАЭС. Отмечаются преимущества и недостатки инвестиционных проектов, реализуемых в этих странах. Приводятся статистические данные, характеризующие инвестиционный процесс в странах – членах ЕАЭС. Определяются пути дальнейшего развития инвестиционных отношений в ЕАЭС с учетом гармонизации действующего национального законодательства.


Состояние инвестиционного процесса в ЕАЭС на современном этапе характеризуется сложностью и многосторонностью расчетов, финансовых отношений, рискованностью проектов в национальных государствах, являющихся членами союза.


Общеизвестно, что с января 2015 г. интеграционные процессы между Белоруссией, Казахстаном, Россией и присоединившейся к ним Арменией регулируются Договором о Евразийском экономическом союзе (с 25 мая 2015 г. его членом стала Киргизия) [5].


Руководствуясь нормами ст. 67 Договора о ЕАЭС возникает объективная необходимость поэтапного упрощения и (или) упразднения избыточного внутреннего регулирования, в том числе разрешительных требований и процедур для поставщиков, получателей услуг [1].


Это означает, что между членами ЕАЭС должны быть выработаны унифицированные подходы к реализации всех стадий инвестиционного процесса.


Несомненно, интеграция в рамках ЕАЭС воспринимается как рычаг экономического роста. Это обусловливает повышенный интерес к финансовому обеспечению интеграционных отношений, центральное место в системе которого отводится инвестиционному процессу.


Инвестиционный процесс, как подчеркивает Е.С. Хазанович [8], является предметом анализа, контроля и регулирования на государственном уровне. При этом государство с помощью как прямых административных, так и косвенных экономических и правовых методов воздействия на все хозяйственные единицы должно обеспечивать:
– оптимальный уровень инвестиций в составе ВВП страны и отдельных ее регионов;
– оптимальную структуру инвестиций в отраслевом, территориальном и социальном разрезах;
– оптимальную отдачу от инвестиций в виде экономических и социальных эффектов.


Теоретически доказано, что в ходе реализации любого инвестиционного процесса вложение капитала связано с длительными инвестициями ресурсов с целью получения выгоды в будущем. Поэтому суть этих инвестиций состоит «в преобразовании средств вкладчика в активы, которые создадут новую стоимость при их использовании». Данный постулат диктует практикам правила игры при выработке единообразной инвестиционной политики; единых ставок дисконта, унифицированной для государств – участников ЕАЭС методики оценки динамических показателей эффективности инвестиций.

 

 

Анализ показал, что распределение текущего инвестиционного портфеля по государствам – членам ЕАЭС характеризуется резкой дифференциацией. Так, в марте 2015 г. доля портфеля инвестиций России составила 45,93% в общей структуре. Для сравнения: в Республике Беларусь она достигла 15,04%, в Республике Казахстан – 33,97%.


Инвестиционный анализ по отраслям свидетельствует о том, что львиную долю занимает размер капитальных вложений в транспорт и транспортную инфраструктуру – 34,13%. Это создает предпосылку реализации законодательных инициатив по обеспечению функционирования единого транспортного хозяйства в государствах – участниках ЕАЭС.


Известно мнение, что инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности [4].


С практической точки зрения выделяют следующие стадии инвестиционного процесса [9]:
1) разработка инвестиционной стратегии. Результатом этого этапа взаимодействия между инвестором и доверительным управляющим является разработка инвестиционной декларации;
2) формирование и управление портфелем инвестора. В рамках доверительного управления именно управляющий, обладая необходимым опытом и квалификацией, принимает на себя функции по формированию и управлению портфелем.


Ключевым вопросом стимулирования инвестиционных отношений в ЕАЭС является поддержка реализуемых проектов банками развития.


Деятельность Евразийского банка развития, а также любого другого банка, претендующего на определенную роль в интеграционных процессах, должна оцениваться прежде всего с учетом этих двух критериев [7].


Инвестиционный проект в условиях развивающегося российского рынка пока не приобрел ярко выраженных отличий от других, принятых за рубежом форм концентрации промышленного и банковского капиталов. Определить эффективность инвестиционных проектов обычными методами в большинстве случаев почти невозможно: проект в финансовом и хозяйственном плане не обособляется, что предполагает его оценку в комплексе с действующими активами предприятия.


На эффективность инвестиционных проектов воздействует комплекс различных предпосылок, вместе с тем целесообразно учитывать такой фактор, как степень благоприятности ведения бизнеса.


В рейтинге 10 лучших стран по степени благоприятности ведения бизнеса в 2011–2013 гг.: на 1-м месте стоит Сингапур (7-й год подряд), на 2-м – Гонконг и Китай, на 3-м – Новая Зеландия, далее следуют США, Дания, Норвегия, Великобритания, Республика Корея, Грузия, Австралия [2].


Значительный практический интерес, имеющий определенную ценность для эффективности ведения бизнеса и привлечения инвестиций в экономику России, вызывает ст. 43 «Тарифные льготы» Договора о Евразийском экономическом союзе [1]. Она гласит о том, что в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.


В ходе гармонизации инвестиционного законодательства большое значение имеет практический опыт инвестирования других государств в экономику стран – членов ЕАЭС. В частности, интерес вызывает опыт инвестирования Китая в экономику Казахстана, России и Республики Беларусь.


Реалии таковы, что основные инвестиционные проекты китайских корпораций связаны с топливным комплексом, прежде всего с добычей нефти и природного газа. Из 24,6 млрд долл. накопленных за 2014 г. инвестиций более 17,3 млрд долл. было вложено в добычу нефти и газа, а 6,2 млрд долл. – в строительство магистральных нефтепроводов. Также инвестировано в стекольное производство и автомобилестроение в России и в производство электротехники, автомобильных компонентов и гостиничный бизнес в Республике Беларусь.


Причем более 90%, или 22,57 млрд долл., инвестиций Китая в ЕАЭС приходятся на Казахстан.


Ослабление связей Китая с Россией в инвестиционных отношениях обусловлено некоторой осторожностью в принятии решений о капитальных вложениях в топливно-энергетический комплекс. Вместе с тем инвестиционные процессы требуют совершенствования в условиях долгосрочного развития всех стран – членов ЕАЭС.


Нельзя не отметить роль трех государств, которые внесли существенный вклад в инвестиционный процесс единого экономического пространства: России, Республики Беларусь и Казахстана. Данную роль следует проследить, опираясь на полученные информагентствами рейтинги (табл. 1).

 

 

Реалии таковы, что Россия уступает Казахстану по семи позициям, причем по трем (защита прав инвестора, начало бизнеса и уплата налогов) весьма существенно, а Белоруссии – по пяти критериям.


Среди предпосылок дальнейшей гармонизации и унификации инвестиционного процесса в странах – членах ЕАЭС выступает новый масштаб международных экономических отношений, в основе которого положен принцип свободной торговли.


Так, в настоящее время интерес к созданию зоны свободной торговли с государствами – членами ЕАЭС вызывает у 20 стран, среди которых: Чили, Монголия, Египет, Израиль, Вьетнам.


В сфере совместного производства интеграционный приоритет будут иметь отрасли, создающие товары с высокой добавленной стоимостью. В новых интеграционных условиях потребуется совершенствование механизма обеспечения госгарантиями частных партнеров на территории ЕАЭС.


В создавшихся внешнеэкономических условиях необходима унификация национального законодательства, регулирующего межрегиональное взаимодействие и приграничное сотрудничество, развитие межгосударственной правовой базы.


В Казахстан инвестированы средства более 5 тыс. российских предприятий, причем наибольшую эффективность при взаимодействии с данным государством ЕАЭС обеспечивает Алтайский край. Примерами сотрудничества данного региона с Казахстаном выступает деятельность трансформаторного завода, металлургических предприятий, завода химических реактивов.


Условия для создания и улучшения инвестиционного климата (территория на пересечении  транзитных пассажирских и грузовых потоков, близость к сырьевым районам) позволяют рассматриваемому региону ускорять обмен продукции и товаров, расширять инвестиционную деятельность в Казахстане. Среди данной продукции, например, можно выделить средства пожаротушения, производимые предприятием ЗАО «Источник плюс» Алтайского края, которые реализуются в крупные регионы Казахстана.


Законы, регламентирующие инвестиционный процесс в трех основных странах – членах ЕАЭС, содержат различные толкования как самого термина «инвестиции», так и принципов их реализации. В Российской Федерации действуют три основных закона, регламентирующих инвестиционный процесс, в Республике Беларусь – вновь введенный Закон «Об инвестициях» и Банковский кодекс, действие которого не предусмотрено в других странах союза.


Для инвестиционной законодательной базы Казахстана характерной чертой является скудность правового поля в отличие от России и Республики Беларусь. Однако наличие большого количества законов в области инвестиционной деятельности, как в России, не означает, что все проблемы в сфере инвестиций решены, а, напротив, обусловливает риск неоднозначного толкования понятий и принципов реализации инвестиционного процесса.


После выявления «узких мест» в действующем состоянии и развитии нормативно-правовой базы в практике реализации инвестиционного процесса в ЕАЭС возникает необходимость разработки конкретных действенных мер.


В рамках функционирования ЕАЭС одной из ключевых задач является формирование унифицированного подхода к реализации норм права в области осуществления инвестиционной деятельности для компаний его стран-участниц.


Разработка «дорожной карты» инвестиционного сотрудничества на срок до 2030 г. – это один из путей решения проблемы регулирования процесса инвестиционного взаимодействия между странами – членами ЕАЭС.


Таким образом, для этих стран помимо проблем государственно-частного партнерства необходимо решать задачи стимулирования взаимных инвестиций.


Приоритетными направлениями развития взаимных инвестиций могут стать: развитие экспортной инфраструктуры (увеличение мощностей продуктовых и промышленных терминалов); приобретение высокопроизводительных объектов машиностроения; создание крупных межгосударственных активов в рамках евразийских транснациональных корпораций.


Литература
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).
2. Еремина С.Л., Большанина Ю.С. Международный опыт регулирования малых и средних предприятий // ЭКО. – 2014. – № 8 (482). – С. 113.
3. Иголкина Л.М. Формирование экономических условий развития государственно-частного партнерства в России // Экономика и управление. – 2013. – № 12(98). – С. 39.
4. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Юристъ, 2002. – 480 с.
5. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 87.
6. Матыцина М.В. Роль государственно-частного партнерства в экономической модели развития экономики страны // Экономика и управление. – 2013. – № 12 (98). – С. 16.
7. Сафаров А.М. Банковские механизмы интеграционных процессов в Евразийском союзе // Банковское дело. – 2014. – № 12. – С. 49.
8. Хазанович Э.С. Инвестиции: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 320 с.
9. scienceforum.ru/2013/182/1995
10. eabr.org/general/upload/Heyfec_Boris_Aktualnye_problemy_investicionnogo_sotrudnichestva....pdf
11. rg.ru/gazeta/biznes/2015/01/13.html

14.12.2021

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста