Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2017
Капицкая О.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Московского технологического университета МИРЭА
В настоящей статье предложена разработка стратегии антикризисного регионального управления, основанного на постоянном мониторинге финансового и социально-экономического состояния России. Рассмотрены причины кризиса и предложены программы антикризисного управления регионами РФ, которые предоставляют возможности для выхода из кризисной ситуации.
Для того чтобы максимально реализовать потенциал развития любого региона, создать для граждан равные возможности, преодолеть инфраструктурные и институциональные ограничения, а также содействовать развитию человеческого потенциала, необходима разработка четкой антикризисной стратегии.
Антикризисная стратегия – комплекс организационных, правовых, социально-экономических, технологических и других мероприятий, взаимоувязанных между собой по целям, исполнителям, видам затрачиваемых ресурсов, срокам, источникам финансирования [4].
Перечисленные мероприятия ориентированы на обнаружение причин кризиса, недопущение в дальнейшем кризисных ситуаций, выход территории из состояния кризиса, а также на создание необходимых условий, направленных на переход к устойчивому развитию (табл. 1).
В связи с нарастающим экономическим кризисом многие регионы столкнулись с необходимостью реформирования уже существующей антикризисной стратегии, принимая во внимание кризисные явления.
Кроме того, перед разработкой комплекса антикризисных мероприятий необходимо остановить свой выбор на конкретной стратегии антикризисного управления, что определяется многими факторами [6].
Стратегию антикризисного управления следует выбирать, отталкиваясь от факторов, которые повлияли на возникновение кризиса. Если таковыми являются: состояние внутреннего рынка, аварии, катаклизмы, стихийные бедствия, кризис риска, просчет, неустойчивость, то в данном случае самым подходящим вариантом рыночной стратегии будет замедление кризисных процессов.
Если же причинами кризиса послужили состояние внутреннего рынка, качество выпускаемой продукции, последствия деятельности предприятия, тогда исходя из стадии кризиса екомендуется выбирать между двумя стратегиями: стратегией предупреждения кризиса и стратегией устранения его последствий.
Помимо этого, региональные власти стараются не ухудшить существующее положение, в основном обращая внимание на устранение слабых сторон. Этот подход является традиционным, а антикризисное управление в данном случае можно рассмотреть как вынужденную необходимость.
Антикризисную стратегию можно считать положительной тенденцией в развитии региона, если в качестве альтернативы стратегии, рассмотренной выше, применять сосредоточение на развитии сильных сторон. При этом необходимость в данной стратегии будет возникать с четкой периодичностью. Этот подход, в отличие от предыдущего, считается нетрадиционным или предлагаемым (табл. 2).
Таким образом, при осуществлении антикризисной программы деятельность региональных властей в соответствии с нетрадиционным (предлагаемым) подходом ориентирована на решение таких задач, как:
– разработка антикризисной программы, направленной на достижение поставленных целей;
– доведение новой стратегии до полного понимания с помощью детального рассмотрения целей, которых необходимо достичь при реализации стратегии;
– приведение ресурсов в соответствие с основными целями реализуемой антикризисной стратегии.
При этом кризис рассматривается как некий момент, позволяющий сконцентрироваться на эффективных направлениях развития региона.
Региональная антикризисная стратегия должна представлять собой комплекс стратегий предприятий, выстроенных по конкретному алгоритму. Но на деле в условиях кризиса предприятия предпочитают традиционное поведение, в результате чего основной задачей при разработке и реализации антикризисной стратегии региона можно считать обеспечение использования предлагаемого подхода, т.е. сосредоточение на сильных сторонах [5].
Решение данной задачи предполагает следующие действия:
– предоставление государственной поддержки. Необходимо учитывать возможность реализации стратегии прорыва. Например, при утверждении решения относительно субсидирования следует обращать внимание на возможность использования субсидируемого направления деятельности как ключевого в рыночных условиях;
– предоставление консультационных услуг, где будет четко и убедительно продемонстрировано, что ориентация на сильные стороны наиболее эффективна по сравнению с концентрацией на устранении недостатков;
– региональная антикризисная стратегия должна основываться на видении конкурентной позиции региона. При этом должны учитываться его сильные стороны.
Применение такого подхода при разработке региональной антикризисной стратегии дает возможность обеспечить системное управление в условиях кризиса и снизить его отрицательные последствия.
На современном этапе развития экономики государственное антикризисное регулирование особенно актуально. Оно является фундаментом для осуществления региональных антикризисных программ, на основании которых местными органами власти принимаются меры для вывода региона из состояния кризиса.
Часто ситуации кризиса преодолеваются регионом самостоятельно, без углубленного анализа и учета комплекса факторов, влияющих на дальнейшее развитие.
На практике вопрос регионального развития в основном возникает в отношении территорий, в наибольшей степени столкнувшихся с конкретными сложностями. В социальной и экономической сферах таких территорий преобладают кризисные тенденции. Необходимо применять стратегию антикризисного управления именно к этим регионам для предотвращения и устранения последствий возникающих кризисных ситуаций.
Система антикризисного управления регионом включает в себя национальный (государственный) уровень. Он подразумевает создание отстающими регионами системы управления для роста благосостояния общества в целом (а не для каждого отдельного региона), а также уравнивание межтерриториальных пропорций экономики.
Антикризисное управление на уровне региона предполагает регулирование процессов социально-экономического развития в конкретном регионе с целью роста благосостояния проживающего в нем населения.
Государственная региональная политика играет важную роль для поддержания баланса социально-экономического развития регионов страны, качества жизни и межрегионального разделения в социально-экономическом состоянии регионов [3].
Сбалансированное территориальное развитие предполагает наличие конкретного ряда условий, которые позволяют каждому региону обладать достаточным количеством ресурсов для полноценного развития, обеспечения конкурентоспособности и достойных условий жизни граждан.
Добиться таких целей можно при реализации государственной региональной политики, ориентированной на максимальное проявление потенциала каждого региона и преодоление инфраструктурных ограничений.
Следует обратить внимание на тот факт, что поддержания сбалансированного социально-экономического развития регионов можно достичь лишь при синхронизации таких направлений региональной политики, как:
– создание в регионах новых центров экономического роста, основанных на конкурентных преимуществах;
– сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан в регионах с помощью применения механизмов бюджетной и социальной политики;
– учет приоритетов ограничения ресурсов и развития территории при направлении в регионы инвестиций государства.
Что касается государственной политики развития регионов в долгосрочной перспективе, то ее формирование должно быть основано на следующих задачах:
– создание на всех трех уровнях (федеральном, региональном и местном) условий для развития социальной сферы и отраслей экономики;
– предоставление финансовой поддержки регионам для реализации преобразований, предусмотренных политикой государства;
– оказание финансовой помощи субъектам РФ для предоставления гражданам возможности медицинского обслуживания и получения качественного образования;
– усовершенствовние механизмов стимулирования комплексного социально-экономического развития регионов для эффективного осуществления полномочий местных органов власти;
– создание условий для роста конкурентоспособности экономики региона, а также внимание к вопросам социального развития, например относительно транспортной доступности территорий.
Антикризисная стратегия доводится до определенного исполнителя за счет краткосрочного и среднесрочного планирования, что помогает провести единую политику государства касательно вопросов антикризисного управления, а также скоординировать деятельность органов управления, занимающихся разработкой и реализацией программ социально-экономического развития региона.
У региональных программ имеются следующие цели:
– сокращение безработицы и увеличение количества рабочих мест;
– погашение задолженности кредиторам, включая государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней;
– снижение задолженности по заработной плате и увеличение среднедушевых доходов;
– поддержание экономического роста регионов;
– выход из состояния кризиса как отдельных участков, так и территории в целом;
– повышение конкурентоспособности продукции, стабилизация объема производства и его реализации;
– реструктуризация задолженности всех видов.
Антикризисные программы управления регионом значительно отличаются в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Антикризисная стратегия, выбранная местными органами власти, имеет огромное значение в системе антикризисного управления регионами [1].
Главной целью антикризисной программы в краткосрочном периоде является восстановление финансовой устойчивости бюджета и платежеспособности. В данном случае по результатам переговоров с кредиторами создается график реструктуризации долгов с учетом суммы и срока погашения задолженности.
Существует также программа санации местного бюджета. Она необходима, когда платежеспособность не восстановлена, а внутренние возможности для выхода из кризисной ситуации реализованы. Основной задачей данной программы является ревизия муниципального бюджета, проводимая по судебному решению. Главным источником финансирования мероприятий по оздоровлению может являться целевой бюджетный фонд, т.е. региональный фонд оздоровления муниципальных финансов.
Возможна ситуация, когда может быть актуальна программа оздоровления местных финансов, которая рассчитана на довольно длительный период и разрабатывается по более важным направлениям, таким как бюджетная политика и управление расходами бюджета.
В данном случае при реализации этой программы финансирование будет осуществляться из регионального фонда реформирования муниципальных финансов.
Важной частью системы антикризисного управления регионом является разработка программы санации предприятий, где источник финансирования – местный бюджет. Эта программа представляется в табличной форме с указанием объема финансовой помощи и ее видов для каждого предприятия [2].
Если предприятие считается социально значимым, а на долю муниципального образования приходится не менее четверти в уставном капитале, то финансовая помощь предоставляется в виде субсидии на безвозмездной основе.
Формами помощи, ориентированными на финансовое оздоровление предприятий, могут являться:
– налоговый кредит, а также рассрочка и отсрочка налоговых платежей;
– реструктуризация задолженности предприятий по налогам и сборам – на срок до 4 лет, по пеням и штрафам – на срок до 10 лет;
– выкуп в муниципальную собственность части имущества предприятия-должника;
– консервация основных средств;
– списание безнадежных долгов по налогам, зачисляемым в местный бюджет;
– инвестиционный кредит, который предоставляется на срок до пяти лет из средств местного бюджета для создания новых и совершенствования используемых технологий;
– инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль в части, поступающей в местный бюджет, так же как и инвестиционный кредит для технического перевооружения производства и совершенствования технологий;
– размещение заказа на предприятиях-должниках в счет задолженности данной организации в местный бюджет.
Тем не менее программа не может обеспечить быстрый переход из депрессивных территорий в бездотационные из-за кратковременного характера реализации ее мероприятий на уровне муниципального образования, а также в связи с небольшим размером бюджета.
Но при этом внедрение мероприятий программы в полном объеме дает следующие возможности:
– помогает снизить долговую нагрузку на местный бюджет;
– улучшить транспортное сообщение между населенными пунктами, обеспечить развитие телефонных коммуникаций, а также улучшить жилищные условия в данном регионе;
– улучшить организацию культурного досуга, качества медицинского обслуживания, образования, а также обеспечить рост занятости трудоспособного населения;
– увеличить рост объемов производства и, следовательно, повысить налоговые поступления в бюджет.
Таким образом, разработка стратегии антикризисного регионального управления, основанного на постоянном мониторинге финансового и социально-экономического состояния, должна быть приоритетным направлением развития субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Арутюнов Ю.А. Антикризисное управление: учебник для студентов / Ю.А. Арутюнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 416 c.
2. Беляев А.А. Антикризисное управление.: учебник для студентов вузов / А.А. Беляев, Э.М. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 319 c.
3. Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин; под ред. В.Я. Захарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 319 c.
4. Зуб А.Т. Антикризисное управление организацией: учебное пособие / А.Т. Зуб, Е.М. Панина. – М.: ИД «ФОРУМ»: НИЦ «Инфра-М», 2013. – 256 c.
5. Туманова Е.Н. Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 204–208.
6. Формирование стратегии антикризисного управления на уровне региона [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 14.12.2016).