Этапы и причины кризисного развития и банкротства



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2018


Толпегина О.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского
учета, анализа и аудита факультета финансов и банковского дела
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва


В статье исследуются причины кризисного развития, ведущие к несостоятельности и банкротству в аспекте поэтапного развития организации и периодов формирования негативных тенденций. Системный подход к пониманию и аналитическому обоснованию кризисного состояния, нарастанию разрушительных факторов позволил определить конкретные цели и приоритетность требуемых решений в принятии антикризисных мер для каждого этапа развития компании.


Признаки и причины спада экономической активности с учетом формируемых диспропорций и степени усиливавшейся зависимости от негативных влияний, приводящих к неплатежеспособности, утрате финансовой стабильности и в конечном счете к банкротству, рассматриваются в последовательности нарастания кризисных явлений.


Делается вывод, что сложный, растянутый во времени процесс деструктивного развития имеет детерминированную зависимость с привязкой к временно|й структуре причинно-следственных связей между событиями, происходящими в производственной, финансовой, инвестиционной сферах деятельности, и требует оперативного реагирования на внутренние и внешние факторы нестабильности.


Введение
Эффективное управление неразрывно связано с объективной оценкой особенностей  взаимодействующих внутренних факторов и факторов внешней среды, негативно влияющих на деятельность предприятия. Управленческие воздействия в условиях нестабильности во многом оказываются неоднозначными в связи с неопределенностью, непредсказуемостью многих кризисных процессов. «Степень неопределенности, а следовательно, и риска при принятии управленческих решений на всех уровнях иерархии организационной структуры экономики – государственном, отраслевом, региональном, корпоративном, фирменном – весьма велика, что подтверждается официальной статистикой: значительное число промышленных предприятий находится в банкротном или предбанкротном состоянии» [1, с. 12].


Экономические кризисы, риски негативных изменений параметров деятельности предприятия, снижение уровня сопротивляемости внешним негативным воздействиям могут иметь самые неблагоприятные последствия, оказывать влияние на потенциал предприятия, приводя к сокращению инвестиций и надежных источников финансирования, потере финансовой стабильности. Риск снижения возможностей осуществлять основные функции: производить необходимый объем определенного вида продукции, сохранять достигнутые конкурентные позиции, поддерживать устойчивые хозяйственные связи и др. – становится наиболее реальным в условиях неопределенности.


Задачи внутренней самооценки, прогнозирования своего экономического положения, обеспечение устойчивого производства, оперативного реагирования на факторы риска определяют актуальность исследования причин кризисного развития и этапов нарастания возможного банкротства. Имея наиболее полную информацию о возможных рисках, приводящих к кризисному развитию, его негативным проявлениям в жизнедеятельности системы, менеджмент закладывает основу для разработки мероприятий по предотвращению или смягчению отрицательных последствий и усилению положительных влияний.


Этапы и причины кризисного развития
Траектория движения от стабильного, устойчивого функционирования предприятия к несостоятельному должнику первоначально протекает без видимых отрицательных проявлений, и только позже кризисные черты становятся очевидными. Пояснение экономического содержания понятий «факторы», «симптомы» и «причины кризиса» помогут выстроить четкую последовательность протекания негативных процессов и зарождения признаков будущего банкротства. Причинами кризиса как переломного момента в условиях крайнего обострения противоречий развития, приводящих к опасности банкротства и ликвидации, являются внешние и внутренние, объективные и субъективные негативные явления, события, тенденции их нарастания, «….вследствие которых появляются симптомы и далее формируются факторы кризиса» [2, с. 8].


Таким образом, первичными в процессе формирования и зарождения отрицательных тенденций являются дестабилизирующие факторы. Симптомы – это первоначальные, зачастую малозаметные внешние проявления явлений, указывающие на наличие «узких мест», на первые признаки «болезни» компании.


Непосредственно кризисное состояние, т.е. «болезнь предприятия», является следствием воздействия совокупных негативных причин развития. Фактор кризиса – это событие, или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса [Там же].


Последовательность проявления кризисного развития представим в виде цепочки следующих событий (рис. 1).



Причины деструктивного развития могут быть как внешние, не зависимые от деятельности компании, так и внутренние, вызванные недостатками в деятельности предприятия, но формирующиеся факторы кризисного развития в большинстве своем связаны с ошибками, неправильным реагированием на всевозможные угрозы, ускоряющие переход организации от одной стадии негативного развития к другой, приводящей к наступлению банкротства. Процесс перехода от нормального состояния к кризисному и возможному банкротству необходимо рассматривать в динамике нарастания влияния негативных факторов развития.


При неблагоприятном экономическом развитии организацию от несостоятельности и банкротства отделяют определенные временные этапы, начиная от периода совершения, накопления ошибок, приводящих к появлению негативных симптомов, до явного доминирования факторов кризисного развития, которые характеризуют степень неустойчивого состояния и тяжесть возможных последствий, заканчивая банкротством (см. рис. 2).


Предкризисное состояние может быть охарактеризовано как период совершения ошибок – это такое финансовое положение, при котором все показатели деятельности имеют удовлетворительные значения с устойчивой положительной динамикой роста, но отдельные просчеты и совершаемые ошибки способны в дальнейшем привести к негативным последствиям. Просчеты и ошибки становятся следствием слабой реакции на возникающие угрозы, недостаточного, неэффективного использования прикладных методов, инструментов и приемов исследования, прогнозирования, применяемых в процессе обоснования, принятия и исполнения управленческих решений по вопросам финансовой, инвестиционной, операционной деятельности.



Всевозможные изменения, недооценка которых в среднесрочной и долгосрочной перспективе (1–5 лет), как правило, приводит к совершаемым ошибкам на этапе предкризисного развития, в дальнейшем способны запустить процесс формирования деструктивных тенденций развития. Группы внешних и внутренних дестабилизирующих факторов целесообразно представить в аспекте их политических, макроэкономических, внутренних финансовых, операционных и управленческих влияний, что продиктовано комплексным, системным подходом с целью адекватного оценивания степени возможного риска, априорного и эффективного управления ими во избежание в будущем нежелательного развития (см. табл. 1 и 2).


Факторы-угрозы влияния внешней политической и макроэкономической среды – тенденции мировой экономики, стратегические изменения в развитии других стран, кризисное состояние национальной экономики страны, общий спад производственной сферы, нестабильность регулирующего законодательства, финансовой, налоговой системы, инфляция, усиление монополизации, жесткая конкуренция, снижение емкости внутреннего рынка, ограниченный доступ к ресурсам и др. – формируются без участия деятельности самого предприятия. Они
обусловлены мировыми экономическими процессами, изменениями в политической и экономической обстановке страны, в отраслевой и региональной экономической ситуации и, как правило, являются более устойчивыми во времени.


Своевременное реагирование на внешние факторы-угрозы требует решительного ответа на возникающие вызовы: необходимость корректировать среднесрочную и долгосрочную экономическую политику, вносить изменения в стратегию развития, находить альтернативные возможности роста, источники финансирования, выхода на новые рынки сбыта, более активно задействовать внутренний потенциал и др. Например, ответной реакцией на усиление криминогенной ситуации, вызванной, допустим, фиктивным объявлением банкротом ведущего партнера, покупателя, должно быть своевременное ее выявление и принятие мер арбитражного решения споров, что поможет избежать будущих потерь.


Или, к примеру, налоговые риски по видам и последствиям могут быть сопряжены с усилением налогового контроля, увеличением налогового бремени, а также привести к уголовным последствиям налогового характера. Степень негативного результата перечисленных факторов, безусловно, различна. В соответствии с конкретной ситуацией требуется принимать решения по снижению налоговых рисков.


Грамотное управление инфляционным процессом, в частности, может быть обеспечено за счет оптимизации структуры монетарных и немонетарных активов и пассивов.


Внешние факторы-угрозы, несмотря на их многообразие и возможность непосредственного участия в разрушительных изменениях деятельности предприятия, составляют не более четверти от негативных причин в целом, остальные 75% – это внутренние ошибки, риски, формирующиеся в различных сферах деятельности самого предприятия (табл. 1).



Внутренние факторы – это недостатки финансовой, операционной и управленческой деятельности. К внутренним факторам-причинам, приводящим к кризисному состоянию, можно отнести такие, как недостаточный предпринимательский опыт, рискованная стратегия развития, слабая организация управления производством, непродуманная инвестиционная политика, отсутствие четкой мотивации развития и др. (табл. 2).



Наиболее типичными ошибками финансовой деятельности являются:
– недостаточный объем собственного оборотного капитала;
– изменения в структуре капитала в пользу менее мобильных активов;
– привлечение заемных средств на невыгодных условиях, в том числе неэффективные долгосрочные соглашения и использование новых источников финансирования под повышенные проценты или под неэффективные, неокупаемые проекты и др.;
– недостаточный контроль за состоянием дебиторской задолженности и др.


К ошибкам операционной деятельности относятся:
– отсутствие (недостаточность) инновационной деятельности в сфере маркетинга (поиск новых потребителей, рынков сбыта, расширение каналов сбыта и др.), в производственной программе (не обновляется ассортимент, не улучшается качество выпускаемой продукции, не уделяется внимание повышению квалификации кадров и др.);
– недостаточное внимание уделяется возможностям роста экономики, укреплению производственного потенциала, неполная загруженность производственных мощностей;
– чрезмерная зависимость от какого-либо одного конкретного продукта, проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;
– потери, которые в будущем могут сыграть отрицательную роль, например утрата ключевых контрагентов, опытных сотрудников аппарата управления;
– недооценка поиска и реализации резервов повышения эффективности, снижения себестоимости, инновационного развития. К примеру, недостаточное внимание уделяется обновлению техники и технологии, внедрению новых методов управления и контроля и др.;
– несоответствующий уровень организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики и др.


Ошибки управленческой деятельности:
– организационная пассивность менеджмента, отсутствие востребованных, актуальных идей;
– несогласованность действий различных звеньев управления, недостаточный профессиональный уровень, внутренние противоречия;
– слабый (недостаточный) уровень учета, финансового контроля, прогнозирования, гибкости в принятии и исполнении управленческих решений.


Ошибки не всегда приводят к кризису, но являются предвестниками появления симптомов, способных подать сигнал о возможном начале «болезни» организации. Совокупность симптомов, негативных причин, их степень отрицательного влияния и длительность воздействия ведут к формированию факторов «болезни» – кризису предприятия.


Схематично предкризисное состояние предприятия представлено на рис. 3.



Этап «скрытая форма кризиса (начало кризиса) организации» можно охарактеризовать как конфликт между стратегическими целями и выбранным направлением их достижения. Начало кризиса является следствием допущенных серьезных ошибок при формировании товарного портфеля, неправильной оценки отрасли, уровня конкуренции, просчетов в позиционировании компании [3, с. 44]. Это скрытая форма наметившихся признаков, которые указывают на первые зарождающиеся факторы кризисного развития, ухудшая финансовое состояние компании.


Идентифицировать этот этап можно по наличию диспропорций в финансовой, операционной и управленческой деятельности, а также по отрицательной тенденции многих показателей-индикаторов (рис. 4).



Наступление этого периода можно определить по наличию проблем, связанных с несоответствием организационной структуры управления, с высоким риском, со слабостью информационных систем, с несовершенством методов деятельности [4, с. 13], а также по степени глубины внутренних причин-диспропорций:
– между объемом производства и величиной реализованной продукции;
– между качеством продукции, ее инновационными характеристиками и ценой на рынке;
– между ценой и затратами на производство;
– между объемом реализации и ростом дебиторской задолженности;
– между объемом валовой продукции и величиной функционирующего капитала, запасами;
– между величиной дебиторской и кредиторской задолженности;
– между высоким уровнем коммерческого риска и финансовыми результатами;
– между запланированными темпами роста экономики и источниками финансирования;
– между объемами инвестиций и получаемым доходом по ним;
– между уровнем технического оснащения и качеством выпускаемой продукции;
– между дорогостоящим оборудованием и уровнем производимой инновационной продукции;
– между собственным, заемным капиталом и структурой их размещения в основные и оборотные средства;
– между доходами и краткосрочными займами


Отделить начало кризиса от предкризисного состояния помогут изменения некоторых показателей, негативная их тенденция, характеризующая невыполнение или частичное выполнение текущих задач. Важным индикатором этого периода является снижение или потеря экономической прибыли при превышающем росте явных и неявных издержек по сравнению с валовым доходом, невзирая на наличие бухгалтерской прибыли, ухудшение финансового положения, сокращение источников средств и резервных фондов предприятия, увеличение дебиторской и кредиторской задолженности.


Сигналами скрытой формы надвигающегося кризиса организации также могут быть: сокращение рынков сбыта; не полностью сформированный портфель заказов; повторяющиеся потери в основной деятельности, а именно спад производства, вынужденные простои, неритмичная работа; сокращение объемов продаж; нестабильность и сбои поставок сырья, рост запасов, готовой продукции, затрат, неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, неудовлетворенность потребителей, меняющаяся клиентская база и др.


Отсутствие четко обозначенных стратегических целей, оперативной системы реагирования на внешние и внутренние угрозы, ориентация деятельности на процесс, а не на результат приводят к нарастанию кризиса. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [5, с. 27].


Этап «развитие кризиса предприятия» оценивается как практическая неплатежеспособность и может иметь разную глубину и степень негативных последствий.


Практическая, или временная, неплатежеспособность – это невозможность субъекта хозяйствования в конкретный момент времени в полном объеме расплатиться по своим долгам при сохранении возможности производить текущие платежи и погашать просроченные обязательства за счет получаемых результатов хозяйственной деятельности. Краткосрочная неплатежеспособность в результате недостаточной ликвидности активов, несбалансированности поступления выручки по периодам, а также дисбаланса между величиной поступлений денежных средств и суммой текущих обязательств может характеризоваться как следующий этап кризисного развития, наступление и степень разрушительного влияния которого достаточно точно можно определить по ухудшению и резкому колебанию большинства показателей финансово-экономической деятельности организации: по коэффициентам финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельности, деловой активности, по коэффициентам, характеризующим задержку платежей перед кредиторами, по несбалансированности денежных потоков, по ухудшению положения организации на рынке ценных бумаг и др. Эта фаза кризиса находит подтверждение в падении результативности, обусловленной ошибками в инвестиционной деятельности, что не позволяет получить соответствующую отдачу на вложенный капитал [6, с. 53].


Появление хронической просроченной кредиторской и дебиторской задолженности приводит к дефициту средств финансирования, что влечет за собой трудности в получении кредитных ресурсов. Уровень доходности инвестиций на этом этапе ниже доходности альтернативных вариантов использования средств, в результате накопленная сумма амортизационных отчислений оказывается вовлеченной в финансирование оборотного капитала. Значения коэффициентов ликвидности показывают выраженную тенденцию к снижению; происходит увеличение до опасных пределов доли заемного капитала, в том числе за счет кредиторской задолженности при отсутствии собственного оборотного капитала. Систематическое увеличение продолжительности оборота капитала характеризует снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, как следствие, формируется высокий уровень себестоимости, образуются сверхнормативные остатки незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции. Часто возникающие вынужденные простои, неритмичная работа, увеличение бракованной продукции приводят к снижению конкурентоспособности, к имиджевым потерям, к падению рыночной стоимости акций предприятия. На этом этапе нормализованная прибыль, очищенная от влияния единовременных доходов, имеет выраженную динамику снижения, что приводит к получению отрицательного результата ввиду опережающего роста производственной себестоимости, несмотря на сохранение бухгалтерской прибыли вообще. Это свидетельствует о нарастании кризисного процесса, приводящего к несостоятельности.


Периоды «скрытая форма кризиса организации» и «развитие кризиса» вызваны ошибочными управленческими решениями в области стратегической, маркетинговой политики, логистики, управления человеческими ресурсами и т.д. При этом фазы кризиса могут протекать одновременно с организационными кризисами, свойственными каждой стадии жизненного цикла организации [7, с. 13].


Этап «предбанкротное состояние», предшествующий банкротству, характеризуется абсолютной неплатежеспособностью, когда должник при обычном ведении дел не может выполнить свои обязательства за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности в течение 3 месяцев с даты наступления платежа.


Протекание кризисного развития связано с затяжной финансовой неустойчивостью и хроническим дефицитом источников финансирования при резком ухудшении финансовых показателей; с систематическим увеличением (или снижением) дебиторской задолженности при ее старении (безнадежная, просроченная задолженность); с увеличением или снижением кредиторской задолженности (резкое снижение кредиторской задолженности при наличии денег на счетах также указывает на снижение основной деятельности); со значительным падением объемов продаж, производства продукции; с наличием просроченных непогашенных обязательств по заработной плате, по обязательным платежам перед поставщиками-подрядчиками; с появлением и ростом убытков; с конфликтами, увольнением ведущих специалистов. Итогом нарастающего кризиса является неспособность выполнить платежные обязательства и официальное признание арбитражным судом несостоятельности должника.


На последней стадии, предшествующей арбитражному решению вопросов неспособности оплачивать долги, несостоятельность становится юридически предопределенной.


Несостоятельность организации, подтвержденная арбитражным судом, – это, по сути, этап возможного восстановления платежеспособности при участии арбитражного управляющего в рамках одной из назначенных реабилитационных процедур. В случае неспособности должника расплатиться по своим обязательствам и восстановить потенциал финансово-хозяйственной деятельности назначается конкурсное производство, в результате которого происходит ликвидация должника-банкрота.


Таким образом, организация проходит от эпизодической (временной) неспособности выполнять своевременно и в полном объеме свои обязательства до длительной, от продолжительной до хронической неспособности, от хронической неспособности до кризисного и безнадежного состояния, т.е. полного банкротства.


Заключение
Рассмотренные вопросы поэтапного нарастания деструктивных явлений показали, что действие угроз нельзя рассматривать как одномоментный, случайный акт, характеризующий кризисное состояние. Процесс этот сложный, растянутый во времени и в некоторых аспектах имеет детерминированную зависимость с жесткой временноHй структурой причинно-следственных связей между событиями, происходящими в производственной, финансовой, инвестиционной сферах деятельности. Оценка факторов риска требует системного и комплексного изучения, она должна проводиться в динамике их изменения и степени нарастания разрушительного воздействия. Это даст возможность сформировать четкую последовательность изучения и принятия управленческих решений, выработать единый подход к пониманию и принятию необходимых антикризисных мер в ситуации неопределенности и влияния угроз повышенного риска, расставить приоритетность решаемых задач в своевременном и оперативном реагировании, а также позволит преодолеть субъективизм при оценке кризисного состояния компании, обосновать более эффективные методы управления факторами риска банкротства, определить перспективы дальнейшего развития в нестабильных условиях.


Литература
1. Хрусталёв О.Е. Методические основы оценки экономической устойчивости промышленного предприятия // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – № 5. – С. 1–5.
2. Демирова С.Г. Формирование системы управления организационными изменениями на предприятиях // Дело компании. – 2013. – № 4.
3. Запорожцева Л.А. Соотношение теории циклов и закономерностей экономически безопасного развития предприятия в современных условиях хозяйствования // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – Т. 9. – № 9. – С. 42–50.
4. Морозова А.М., Каплий М.В. Основные принципы формирования антикризисной стратегии предприятия // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2015. – № 9. – С. 12–15.
5. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2006. – 546 с.
6. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. Гл. 17. – М.: АРМАДА, 1998. – 511 с.
7. Пурлик В.М. Финансовые кризисы в компании в контексте жизненного цикла организации // Вестн. моск. ун-та. Сер. 21. Управление (Государство и общество). – 2012. – № 1.


05.09.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста