Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №7 год - 2011
Безверхова И. А.,
аспирант кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»
Финансовый контроль в сфере налогообложения, проводимый федеральными органами исполнительной власти, обеспечивает правильное осуществление такого контроля на местах.
Процесс взимания налогов осуществляется путем реализации налоговых обязательств физических и юридических лиц, которые в основном не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения от уплаты налогов.
Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения [1].
Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов — возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги — это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т. е. контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию — образование денежных фондов государства.
Таким образом, с целью пресечения мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейших институтов налогового законодательства — налоговый контроль.
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В зависимости от времени проведения выделяются определенные виды налогового контроля (рис. 1).
Основная цель налогового контроля состоит в борьбе с уклонением от уплаты налогов, сборов, обеспечении устойчивого поступления бюджетных доходов. Необходимые признаки современной системы налогового контроля представлены на рис. 2.
Среди основных направлений совершенствования налогового контроля можно выделить следующие:
– совершенствование налоговой системы, которое положительно сказывается на результатах работы налоговых органов;
– реформирование системы налогового администрирования;
– непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых органов;
– улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, усиление информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками и повышение налоговой культуры населения.
Существенной проблемой осуществления налогового контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных проверок. Следовательно, необходимо разработать комплекс мер, направленных на повышение уровня результативности контрольных мероприятий, на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и др. [2]
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля (рис. 3).
Первостепенной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля (рис. 4).
Наиболее перспективным является увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства. Также одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволят проконтролировать выполнение предприятиями предписаний по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета [3].
Совершенствование каждого из рассмотренных направлений контроля позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. В результате совершенствования работы с кадрами достаточно перспективным может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Литература
1. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В. Г. Пансков. – М. : МЦФЭР, 2004. — 572 с.
2. Попова Л. В. Налоги и налогообложение: конспект лекций для вузов / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, М. М. Петрыкина. — Орел : Орел ГТУ, 2007. — 307 с.
3. Попова Л. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Л. В. Попова, И. А. Дрожжина, М. М. Петрыкина. — Орел : Орел ГТУ, 2006. — 247 с.