Концептуальные основы государственного экономико-административного учета в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №10 год - 2011


Варакса Н.Г.,
к. э. н., доцент кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»,
ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»


В статье автор рассматривает ведение экономико-административного учета в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы.


Информационная учетно-налоговая макросистема включает в себя значимые составляющие – экономико-административным учетом, анализом и контролем, эффективность применения которых, главным образом, отражается на эффективности работы комплексной информационной учетно-налоговой макросистемы.


Рассмотрим каждую составляющую информационной учетно-налоговой макросистемы более подробно.


Государственный учет распространен в органах государственной власти под разными наименованиями. Регистрация актов гражданского состояния, кадастровый учет земли и недвижимости, учет выданных лицензий, учет входящих и исходящих документов, учет виз исполнителей в процессах документооборота, учет и вычисление показателей результативности и эффективности в системе бюджетирования, ориентированной на результат, персональный учет населения, учет адресных льгот – это небольшая часть перечня систем государственного
учета.



Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта № 16.740.11.0098 от 2 сентября 2010 г. по проблеме «Гармонизация международных и отечественных информационных потоков учетно-налоговых систем».



С ведением того или иного вида учета связано выполнение большинства государственных функций, в том числе оказание всех государственных услуг. Выявление общих свойств деятельности по ведению учета, стандартизация правил ее осуществления и внедрение общих принципов регулирования учета дают возможность собирать информацию для нужд государственного управления с гораздо меньшими рисками для граждан, а также хранить и использовать эту информацию с меньшими затратами и более оперативно. Интересы граждан требуют сделать деятельность по ведению государственного учета (сбору и хранению данных государства) официальной, осуществляемой по известным общественным правилам и влекущей правовые последствия в соответствии с законом [1].


Органы государственной власти имеют право осуществлять сбор и хранение информации только в целях обеспечения возможности реализации гражданами и юридическими лицами установленных законом прав и обязанностей, а также в целях осуществления установленных законом государственных функций. Без официального публичного информирования о видах сбора и хранения информации государством и о целях этой деятельности нельзя говорить о прозрачности и подконтрольности государства.


Ведением экономико-административного учета признается любая деятельность органов государственной власти по сбору и хранению определенного состава данных об идентифицируемых лицах, объектах и/или явлениях, систематически осуществляемая определенным лицом или группой лиц либо самостоятельно, либо путем прямого уполномочивания или обязывания иных лиц. При этом деятельность по ведению экономико-административного учета может осуществляться только на основании закона и в рамках полномочий, предоставляемых законом органам государственной власти. При обосновании необходимости ведения экономико-административного учета должно быть предоставлено сравнение общественных выгод от ведения учета с прямыми затратами и косвенными издержками его осуществления и отказа от его осуществления.


Таким образом, экономико-административным учетом является учет (систематическая деятельность по сбору и хранению определенного состава данных об идентифицируемых лицах, объектах и/или явлениях различной природы), организатором которого выступают органы исполнительной, законодательной, судебной и финансовой власти в лице ЦБ РФ. Поэтому экономико-административный учет является одним из важных информационных механизмов системы государственного регулирования и управления.


Находящаяся в распоряжении государства информация используется для определения, защиты или ограничения прав и свобод граждан, и, тем самым, достоверность, оперативность и регламентация сбора этой информации оказывают существенное влияние на качество государственного управления. Экономико-административный учет в рамках информационной учетноналоговой макросистемы ведут федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. ЦБ РФ осуществляет экономико-административный учет с помощью  Департамента бухгалтерского учета и отчетности. Департамент накапливает и анализирует сведения по отчетности в банковской системе. Эти данные создают основу аналитической деятельности в отношении всей банковской системы. Компоненты экономико-административного учета рассмотрены на рис. 1.



Концептуальные основы государственного экономико-административного учета представлены на рис. 2.



На рис. 3 представлена схема ведения экономико-административного учета в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы.



Рассмотрим виды учетных операций в органах исполнительной власти на примере Федерального казначейства (рис. 4).



Таким образом, каждый орган исполнительной власти имеет свои департаменты, управления и отделы, занимающиеся организацией учета путем реализации упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии их финансовых и нефинансовых активов и обязательств; составлением отчетности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ. Ведение экономико-административного учета  представительными органами власти представлено на рис. 5.



Финансовый департамент Счетной палаты организует финансовое обеспечение деятельности Счетной палаты РФ в рамках федерального закона о федеральном бюджете РФ на соответствующий год и т. д. Финансово-экономические управления аппарата Совета Федерации и Государственной Думы РФ организуют и координируют экономическую работу представительных органов, анализируют и обобщают материалы их деятельности.


Данные экономико-административного учета используются при проведении экономико-административного анализа. Экономико-административный анализ представляет комплексный анализ социальных, финансовых, экономических закономерностей на основе исследования соответствующих фактов макроэкономической среды. Цель, задачи и принципы экономико-административного анализа представлены на рис. 6.



Таким образом, экономико-административный учет – это система организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленная на решение конкретных задач государственного управления. Экономико-административный учет позволяет формировать финансовую и налоговую отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства, формировать данные, ориентированные на принятие рациональных управленческих решений в интересах общества и государства в целом [2].


Предметом экономико-административного анализа являются хозяйственные процессы, протекающие на макроуровне, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности органов государственного управления, эффективность деятельности которых отражается в системе показателей плана, экономико-административного учета и отчетности. В этом состоит взаимосвязь экономико-административного анализа, учета и отчетности внутри информационной учетно-налоговой макросистемы.


Итак, экономико-административный анализ в рамках информационной учетно-налоговой макросистемы представляет собой анализ, проводимый органами законодательной, исполнительной, судебной и финансовой власти в целях разработки и принятия эффективных государственных управленческих решений. Экономико-административный анализ осуществляется Министерством финансов РФ и его федеральными службами, Министерством экономического развития РФ и его федеральными службами, ЦБ РФ, Федеральным собранием РФ, в частности Советом Федерации и Государственной Думой, Счетной палатой РФ и т. д.


Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти,  осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Минфину РФ подотчетны следующие ведомства: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.


Рассмотрим аналитическую деятельность органов исполнительной власти.


Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения деятельности Счетной палаты осуществляет оценку бюджетного процесса на различных стадиях с использованием инструментов макроэкономического анализа, анализ проблем системы планирования деятельности Счетной палаты, использования результатов научных исследований в практической деятельности Счетной палаты и деятельности Экспертно-консультативного совета при председателе палаты и т. д.


Итак, аналитическая деятельность руководителей и специалистов органов государственной власти имеет ряд особенностей по сравнению с другими сферами управления. В государственных органах анализ сориентирован на создание наиболее благоприятных условий для страны в целом.


Литература
1. Варакса Н.Г. Методика налогового прогнозирования поступлений по отрасли «сельское хозяйство» // Экономические и гуманитарные науки. – 2011. – № 7.
2. Варакса Н.Г. Модель информационной учетно-налоговой систе мы // Экономические и гуманитарные науки. – 2010. – № 10.

24.10.2017

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста