Верификация инсорсинговых операций в системе эндогенного учетно-аналитического пространства унитарного предприятия



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2017


Баженов А.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
финансов и сервиса Владимирского государственного университета
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
г. Владимир


Мизиковский И.Е.,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой
бухгалтерского учета Национального исследовательского
Нижегородского государственного университета
имени Н.И. Лобачевского


Предметом исследования являются инсорсинговые учетные процессы, направленные на точную и своевременную верификацию семантики содержания счетов бухгалтерского учета при отражении унитарным предприятием фактов хозяйственной жизни в целях обеспечения достоверности внешней бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также снижения потерь внутренней добавленной стоимости его центров ответственности. Предложена уточненная и обновленная методика формирования рабочего плана счетов унитарного предприятия, применение которой позволяет значительно повысить качество управленческой бухгалтерии.


Как известно, формирование достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности во многом предопределяется объективной необходимостью, а также возможностью экономического субъекта генерировать в системе бухгалтерского учета потоки финансовой информации, обеспечивающие, во-первых, сохранность принадлежащих ему активов и использование их по назначению, а во-вторых, рост эффективности деятельности.


В этой связи специфическим свойством эндогенного учетно-аналитического процесса и инсорсинговых операций с использованием эндогенных трансфертных счетов, по мнению авторов, может являться точная и своевременная верификация семантики содержания счетов бухгалтерского учета при отражении унитарным предприятием фактов хозяйственной жизни в целях обеспечения достоверности внешней бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Это утверждение теоретически можно экстраполировать на все экономические субъекты, но вместе с тем с определенной долей уверенности можно утверждать, что только унитарные предприятия, созданные публично-правовыми образованиями, обеспечивают решение вопросов безопасности Российской Федерации и важнейших социальных задач. Кроме того, деятельность унитарных предприятий обеспечивает бюджеты разных уровней дополнительными доходами от использования государственного (муниципального) имущества [1].


Следует также отметить весьма важный факт, связанный со спецификой деятельности унитарных предприятий, поскольку последние в глазах потребителей позиционируются как гаранты качества реализуемых товаров (работ, услуг) и являются, как правило, основой региональной и муниципальной экономик; при этом в большинстве случаев соблюдаются все предписания регулятора в сфере экономики и финансов, в отличие от субъектов предпринимательства иных организационно-правовых форм.


Эти обстоятельства обусловливают дополнительное и пристальное внимание к тому, как формируется итоговая финансовая информация этих субъектов предпринимательской деятельности и насколько она обеспечивает транспарентность ведения их хозяйственной деятельности [17]. Кроме того, по мнению авторов, сложная ткань хозяйственных процессов на современном этапе нуждается в глубоком переосмыслении и решительном отказе от «точечных», ситуационнонаправленных решений.


Именно поэтому хозяйственная деятельность унитарных предприятий является во многом зависимой от собственника, который в режиме постоянного мониторинга в соответствии с подп. 11 и 12 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 октября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарномупредприятию имущества, утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение» [10].


Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 161-ФЗ «бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором» [1; 7].


Как видно, действующее законодательство устанавливает механизмы регулирования деятельности унитарных предприятий посредством формирования в отношении их специфической контрольной среды [16; 20].


Реализация требований, установленных в [1], может быть осуществлена, по мнению авторов, посредством системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, организованной и осуществляемой в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. № 402-ФЗ [2]. Так, в соответствии с п. 3 приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н [5] под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
а) эффективность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, а также сохранность активов [15];
б) достоверность и прозрачность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности [11];
в) соблюдение действующего законодательства при совершении фактов хозяйственной жизни и их последующей регистрации в системе бухгалтерского учета [5; 9; 12; 13; 19].


При этом унитарное предприятие должно рассматривать вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

  • возникновения и существования: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности унитарного предприятия;
  • полноты: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете [14];
  • прав и обязательств: имущество, имущественные права и обязательства унитарного предприятия, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • оценки и распределения: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
  • представления и раскрытия: данные бухгалтерского учета унитарного предприятия корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности [5; 8].


Авторы считают, что вышеприведенные допущения могут быть реализованы в бухгалтерском учете унитарного предприятия также посредством использования эндогенных трансфертных счетов, обеспечивающих формирование внутренней информации о запасах и затратах унитарного предприятия и ее передачу между центрами ответственности и системой внутреннего контроля унитарного предприятия в целях подтверждения их экономической обоснованности, целесообразности и документального оформления (верификации).


В развитие данной проблемы авторы предлагают под экономически обоснованными затратами понимать расходы унитарного предприятия, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 [3] и обусловливающие получение экономических выгод (доходов) в соответствии с заключенными договорами, требованиями действующего законодательства или обычаями делового оборота, независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций [18]. Под целесообразностью затрат понимается необходимость конкретного вида затрат для унитарного предприятия в целях реализации специальной правоспособности, предусмотренной в его уставе, а именно затраты, соответствующие предмету и целям деятельности унитарного предприятия. Под документальным оформлением понимается соответствие первичных учетных документов требованиям ст. 9 [2].


Процесс передачи эндогенной информации из системы бухгалтерского учета (от центров ответственности) в систему внутреннего контроля через эндогенный трансфертный бессальдовый синтетический счет предлагается организовать следующим образом.


1. Внести изменения в приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. [4] относительно счета 78 «Расчеты с внутренними подразделениями» в части субсчета 78-2 «Расчеты с системой внутреннего контроля» с представлением информации в табл. 1.



2. После завершения регистрации всех фактов хозяйственной жизни по определенному центру ответственности за отчетный месяц формируется информация для передачи в систему внутреннего контроля в разрезе номенклатуры статей затрат и ответственных лиц на основании внутреннего авизо центра ответственности за подписью ответственных лиц за передачу сгенерированной информации. Далее система внутреннего контроля унитарного предприятия, приняв информацию от определенного центра ответственности, осуществляет экспертизу представленной информации и всех сопутствующих первичных учетных документов, связанных с ее формированием; анализирует ее и оценивает на предмет экономической обоснованности, целесообразности и документального оформления в сроки, установленные в Положении о системе внутреннего контроля унитарного предприятия.


3. В момент наступления предельного срока, установленного в Положении о системе внутреннего контроля, последняя на основании авизо системы внутреннего контроля передает подтвержденные запасы и затраты для отражения на счетах бухгалтерского учета для закрытия или на счетах по дальнейшему использованию материальных ценностей или затрат, а неподтвержденные затраты передаются в систему бухгалтерского учета для отражения по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с целью последующей идентификации лиц, ответственных за тот или иной факт хозяйственной жизни, или списания на прочие расходы. В результате субсчет бухгалтерского учета 78-2 «Расчеты с системой внутреннего контроля» сальдо по завершении передачи информации не имеет.


Вместе с тем, если на конец отчетного периода передача информации из системы внутреннего контроля в систему бухгалтерского учета не завершена в соответствии с установленными сроками такой передачи, то полученные запасы и затраты остаются учтенными по дебету субсчета 78-2 «Расчеты с системой внутреннего контроля» с отражением по строке 1260 «Прочие оборотные активы» бухгалтерского баланса и могут быть информационным объектом для собственника для принятия текущих и перспективных организационно-управленческих решений.


Схематично генерация потоков финансовой информации посредством эндогенного трансфертного счета представлена на рис. 1.



При этом к субсчету 78-2 «Расчеты с системой внутреннего контроля» счета 78 «Расчеты с внутренними подразделениями» авторы предлагают открывать следующие субсчета третьего порядка:
78-2-1 «Расчеты с центрами ответственности управления материальными запасами»;
78-2-2 «Расчеты с центрами ответственности – структурными подразделениями основного производства»;
78-2-3 «Расчеты с управленческими центрами ответственности»;
78-2-4 «Расчеты со сбытовыми центрами ответственности»;
78-2-5 «Расчеты с непроизводственными центрами ответственности»;
78-2-6 «Расчеты с центрами ответственности, обслуживающими процесс основного производства».


По дебету счета 78-2-1 «Расчеты с центрами ответственности управления материальными запасами» отражаются переданные затраты по заготовлению материальных ценностей в систему внутреннего контроля для анализа обоснованности, целесообразности и документального оформления расходов и последующего принятия управленческих решений по ним на основании авизо определенного центра ответственности управления материальными запасами в корреспонденции с кредитом учета материальных ценностей и затрат по их заготовлению и приобретению. По кредиту счета 78-2-1 «Расчеты с центрами ответственности управления материальными запасами» отражаются принятые и подтвержденные системой внутреннего контроля затраты по заготовлению материальных ценностей в корреспонденции с дебетом счетов затрат для закрытия или счетов по дальнейшему их использованию на основании авизо системы внутреннего контроля. Непринятые и неподтвержденные затраты по заготовлению материальных ценностей отражаются по кредиту счета 78-2-1 «Расчеты с центрами ответственности управления материальными запасами» в корреспонденции с дебетом счетов материальных ценностей и затрат по их заготовлению и приобретению на отдельный субсчет «Непринятые и неподтвержденные затраты по заготовлению материальных ценностей» с последующим отнесением в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».


Аналогичное содержание субсчетов третьего порядка авторы предлагают и в отношении счетов 78-2-2 «Расчеты с центрами ответственности – структурными подразделениями основного производства», 78-2-3 «Расчеты с управленческими центрами ответственности», 78-2-4 «Расчеты со сбытовыми центрами ответственности», 78-2-5 «Расчеты с непроизводственными центрами ответственности» и 78-2-6 «Расчеты с центрами ответственности, обслуживающими процесс основного производства».


П р и м е р. За отчетный месяц (сентябрь) по счету 26 «Общехозяйственные расходы» отражены и зарегистрированы 16 ноября в полном объеме факты хозяйственной жизни на общую сумму в размере 1000 тыс. руб. В этот же день данные затраты были переданы с оправдательными документами в систему внутреннего контроля в целях подтверждения их экономической обоснованности, целесообразности и документального оформления. Система внутреннего контроля унитарного предприятия в срок, установленный в Положении о системе внутреннего контроля и равный 20 дням, проанализировала принятые затраты и выявила следующее:
– в целом затраты, связанные с управлением унитарного предприятия, экономически обоснованы, целесообразны и документально оформлены, за исключением:
– 56 тыс. руб. (затраты подотчетных лиц по авансовым отчетам, документы которых не содержат всех обязательных реквизитов при приобретении товарно-материальных ценностей у лиц, работающих без применения контрольно-кассовой техники);
– 97 тыс. руб. (затраты подотчетных лиц по авансовым отчетам при приобретении товаров, работ, услуг от контрагентов, исключенных на момент сделки из Единого государственного реестра налогоплательщиков) (ЕГРН).


После возврата подтвержденных и принятых затрат, а также неподтвержденных и непринятых затрат 6 декабря система бухгалтерского учета полученные затраты принимает к закрытию, а также к обособленному учету непринятых и неподтвержденных расходов для идентификации лиц, ответственных за тот или иной факт хозяйственной жизни, или списания на прочие расходы.


В этом случае бухгалтерские записи в журнале хозяйственных операций с использованием эндогенного трансфертного счета будут следующими (табл. 2).



Как видно из табл. 2, данная организация бухгалтерского учета, по мнению авторов, во-первых, гармонично встраивается в концепцию бережливого производства, направленного на повышение конкурентоспособности бизнеса и предусматривающего «отбраковку» немотивированных затрат, относящихся к потерям на всех стадиях производства и реализации продукции (работ, услуг) [6], а вовторых, направлена на повышение эффективности оценки затрат унитарного предприятия с целью экономической обоснованности, целесообразности и документального оформления произведенных расходов в рамках отдельных центров ответственности унитарного предприятия.


ВЫВОДЫ
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы.


1. Действующее законодательство устанавливает механизмы регулирования деятельности унитарных предприятий посредством формирования в отношении их специфической контрольной среды. В связи с этим унитарное предприятие должно рассматривать возможные искажения учетной информации о фактах хозяйственной жизни, допуская следующие обстоятельства: возникновения и существования, полноты, прав и обязательств, оценки и распределения, представления и раскрытия.


2. Вышеприведенные допущения могут быть реализованы в бухгалтерском учете унитарного предприятия посредством использования эндогенного трансфертного синтетического бессальдового счета, обеспечивающего формирование внутренней информации о запасах и затратах унитарного предприятия и ее передачу между центрами ответственности и системой внутреннего контроля унитарного предприятия в целях подтверждения их экономической обоснованности, целесообразности и документального оформления.


3. Организация бухгалтерского учета с использованием эндогенных трансфертных счетов гармонично встраивается в концепцию бережливого производства и направлена прежде всего на повышение эффективности оценки затрат унитарного предприятия в целом и его центров ответственности в частности.


Литература
1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: [федеральный закон: принят Гос. Думой 11 октября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 29.07.2017)] [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 30.08.2017).
2. О бухгалтерском учете: [федеральный закон: принят Гос. Думой 22 ноября 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017)] [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 30.08.2017).
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: [приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015)] [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 30.08.2017).
4. Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансового-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: [приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010)] [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (дата обращения: 30.08.2017).
5. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
6. ГОСТ Р 56020-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2015. – 20 с.
7. Баженов А.А., Царькова Л.С. Аудит налогообложения хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской деятельности // Налоги и налогообложение. – 2013. –
№ 1. – C. 41–49. DOI: 10.7256/1812-8688.2013.01.4.
8. Баженов А.А. Актуальные проблемы налогообложения и бухгалтерского учета: новации теории и практики: монография / А.А. Баженов; Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Владим. гос. ун-т». – Владимир: Транзит-Икс, 2013. – 163 с.
9. Баженов А.А. Проблема обеспечения тождественности расчетов между организацией и налоговым органом // Налоги и налогообложение. – 2013. – № 7. – C. 504–511. DOI: 10.7256/1812-8688.2013.7.9134.
10. Баженов А.А. Учет интересов пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарных предприятий // Финансовое право и управление. – 2016. – № 2. – C. 129–137. DOI: 10.7256/2310-0508.2016.2.17791.
11. Баженов А.А., Гудков А.С. Тест: Знаете ли вы правила формирования бухгалтерской отчетности? // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). – 2009. – № 1. – С. 30–31.
12. Баженов А.А., Мизиковский И.Е. Резервирование предстоящих расходов как эффективный инструмент организации учетно-финансовой информации унитарного предприятия // Финансовый менеджмент. – 2016. – № 3. – С. 111–120.
13. Баженов А.А., Полякова Н.Н. Недобросовестное формирование показателей прибыли в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 4. – C. 636–642. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.4.9070.
14. Баженов А.А., Черникова Е.В. Общегосударственные проблемы неформальных взаимодействий в сфере оплаты труда // Национальная безопасность / nota bene. – 2014. –
№ 3. – C. 516–522. DOI: 10.7256/2073-8560.2013.3.7746.
15. Баженов А.А., Чернятьева В.Г. Методологические основы оценки бизнеса // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 1. – C. 108–116.
16. Баженов А.А. Бухгалтерский управленческий учет в унитарных предприятиях: учеб. пособие / А.А. Баженов, И.Е. Мизиковский. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016.
17. Мизиковский И.Е., Баженов А.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как инструмент обеспечения транспарентности ведения хозяйственной деятельности экономических субъектов // Учет. Анализ. Аудит. – 2016. – № 2. – С. 69–77.
18. Мизиковский И.Е., Баженов А.А. Проблемы применения метода экономически обоснованных расходов (тарифов) при ценообразовании в электроэнергетике // Финансовый менеджмент. – 2016. – № 2. – С. 101–107.
19. Мизиковский И.Е., Баженов А.А. Структурирование учета использования предметов труда в унитарном предприятии // Управленческий учет. – 2016. – № 5. – С. 50–56.
20. Мизиковский И.Е. Формирование учетно-контрольного пространства организаций государственного (муниципального) сектора экономики: теоретико-методологический аспект: монография / И.Е. Мизиковский, Т.С. Маслова, Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская, А.А. Баженов. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016.

17.01.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста