Контролируемые иностранные компании



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2015


Нефедова Т.Н.,
руководитель службы внутреннего аудита
международного холдинга


С целью борьбы с «налоговыми структурами» и практикой, которая направлена на размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли за рубеж, законодатели разработали и приняли ряд законодательных (нормативных) документов. Некоторые документы – пока еще в виде проектов, но на сегодняшний момент уже внесены существенные изменения. Изменения являются для российского законодательства новинкой и достаточно объемны, поэтому более детальное рассмотрение с комментариями будет представлено вашему вниманию в следующем номере.


Для выявления общей тенденции по внесенным и планируемым изменениям необходимо начать с обзора нормативных документов, которые направлены на деофшоризацию российской экономики.


1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».


В данном документе, в разделе 5.5 «Деофшоризация национальной экономики», обозначены основные мероприятия и сроки, в которые должны быть разработаны соответствующие правовые документы. В целом запланированные мероприятия реализованы в части разработки документов и вступления их в законную силу. Во исполнение указанного нормативного документа приняты и разработаны документы, приведенные ниже в п. 2–6.


2. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».


Данный документ вступает в силу с 01.01.2015 и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.


В Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, которые включают:
- механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (далее по тексту – КИК);
- определение налогового резидентства организаций (обратите внимание: вводится понятие непосредственно налогового, а не юридического резиденства для компаний);
- институт бенефициарного собственника;
-недвижимость РФ: налогообложение при «косвенной» продаже недвижимости, находящейся на территории РФ, и раскрытие информации в случае, если недвижимостью РФ владеет (является собственником) компания не резидент РФ (т.е. иностранная компания).


Федеральный закон предусматривает переходный период (до 01.01.2017), в который установлены некоторые «послабления». Так как указанный документ содержит концептуально новый подход к налогообложению, то рассмотрим его более детально в следующем номере журнала.


3. Законопроект № 613077-6 «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья» (налоговая амнистия).


Данный документ является только законопроектом и его дальнейшая судьб» пока четко не определена.


В указанном проекте определен специальный порядок возврата в Россию денежных средств, размещенных на счетах в зарубежных банках, а также порядок декларирования имущества, объектов интеллектуальной деятельности, долей и акций в иностранных компаниях и структурах (в том числе трастах). Законопроект не разграничивает ситуации, каким образом имущество было получено в собственность и почему оно должно было быть задекларировано, а лишь называет его тайно хранимым (п. 2.1 ст. 1). Также указано, что легализация является исключительной разовой акцией с освобождением от ответственности по отдельным преступлениям, административным правонарушениям, предусмотренным федеральными законами Российской Федерации, и с признанием государством прав на имущественные объекты легализации. В налоговый орган подается декларация о доходах, подлежащих легализации, с указанием соответствующей информации и предоставлением указанных в законопроекте документов. Денежные средства (финансовый капитал) субъекта легализации считаются легализованными с даты акта о легализации доходов.


Частично льготный порядок (в части налогообложения) уже закреплен в Федеральном законе от 24.11.2014 № 376-ФЗ.


4. Налоговая взаимопомощь
4.1. Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» (начало действия документа с 16.11.2014).


Помощь по налоговым делам состоит в обмене информацией (включая проведение одновременных проверок и участие в налоговых проверках за границей), помощи по взиманию налогов и направлении документов.


К данной Конвенции присоединились уже 70 стран, в том числе Испания, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Великобритания, а также Швейцария и Кипр (последние подписали, но еще не ратифицировали Конвенцию). А также Британские Виргинские острова (БВО сами не подписывали Конвенцию, однако Великобритания, под суверенитетом которой они находятся, распространила на них действие Конвенции).


Присоединение России к Конвенции расширит возможности ФНС России получать налоговую информацию у зарубежных контролирующих органов.
В Конвенции закреплены три вида обмена информацией между странами:
А. Обмен по запросу
В этом случае одно государство запрашивает у другого государства информацию относительно отдельных лиц или операций.
В. Инициативный (спонтанный) обмен


В этом случае одно государство по собственной инициативе направляет другому государству информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это (другое) государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.


С. Автоматический обмен


Такой режим обмена предполагает ежегодный автоматический обмен информацией между странами, когда информацию собирают финансовые учреждения (предположительно финансовыми учреждениями будут выступать банки), приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж. Россия в 2017 г. еще не будет готова к формированию и передаче информации в автоматическом режиме и России нет в списке стран, которые первыми проведут автоматический обмен уже в конце 2017 г. Однако это вопрос времени, и Россия уже подтвердила готовность инвестировать необходимые ресурсы в подготовку к автоматическому обмену информацией.


Обмен информацией осуществляется и на сегодняшний день, например в договорах об избежании двойного налогообложения, российские налоговые органы в соответствии с порядком обмена информацией могут получить не просто информацию о том, существует ли и уплачивает ли налоги зарубежный контрагент российского налогоплательщика, но и о том, какая у него численность персонала, есть ли у него офис, отражены ли конкретные хозяйственные операции в его учете, от кого получены денежные средства, перечисленные затем в РФ. Поэтому ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам приводит к расширению возможностей налоговой инспекции РФ (и не только со странами, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения) и новым ресурсам и инструментам по получению информации.


4.2. Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам» (начало действия документа 27.08.2014). Одобрено Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства об обмене информацией по налоговым делам.


Типовое соглашение является основой для заключения соглашений с иностранными странами, в первую очередь с офшорами, с которыми у России нет соглашений об избежании двойного налогообложения.


Согласно данному документу компетентные органы сторон соглашения оказывают содействие друг другу посредством обмена информацией, которая может считаться существенной для налогового администрирования и соблюдения законодательства государств. При этом соглашение распространяется на налоги любого вида или наименования, взимаемые от имени государств – сторон соглашения. Также предусмотрена возможность проведения представителями налоговых органов одного государства контрольных мероприятий в другом государстве либо присутствия этих представителей на проверках.


В типовом соглашении указан перечень сведений, указываемых в международном запросе налогового органа, а также источники информации, которая находится в распоряжении банков, других финансовых организаций и любого лица, действующего на правах агента или доверенного лица, включая номинальных держателей и доверительных управляющих. Плюс к этому открытой для налоговиков другого государства является информация о собственниках компаний, товариществ, трастов, фондов и других лиц.


5. Проект федерального закона № 599495-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Госдуму 08.09.2014).


Планируется дополнить Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей новыми положениями, в том числе представлять помимо остальных необходимых документов данные контролирующих лиц учредителей – резидентов РФ. Создаваемому юридическому лицу будет отказано в госрегистрации, если оно не представит такие данные.


6. Уголовная ответственность и расширение полномочий


6.1. Проект федерального закона № 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (21.10.2014 Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект).


Данный документ предусматривает общую тенденцию, направленную на деофшоризацию и борьбу с уклонением от налогообложения.


Проект предусматривает:
во-первых, возможность конфискации у юридических лиц, в том числе банковских учреждений, имущества, которое используется в целях пособничества организации в уклонении от уплаты налогов;
во-вторых, дополнить квалифицирующие признаки за уклонение от уплаты налогов:
– организованной группой лиц;
– с использованием подставных компаний;
– с сокрытием или искажением информации в отношении контролируемых иностранных компаний или контролируемых сделок.


Увеличены санкции с четырех до шести лет лишения свободы.


Обратите внимание, что изменения в части определения «крупного размера» и «особо крупного размера» изменений не планируется.


Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.


6.2 Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»


Следователь может возбудить уголовное дело и без выявления недоплаты налога в рамках налоговой проверки. Статья 144 УПК РФ дополняется новой частью, описывающей новую процедуру возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Для налоговых преступлений устанавливается общий порядок возбуждения уголовных дел. Кроме того, по уголовным делам о налоговых преступлениях органами дознания теперь могут производиться неотложные следственные действия. Также установлено новое основание для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях – сообщение о преступлении, поступившее из органов дознания.


С учетом новых правил возбуждение уголовных дел может стать механизмом принудительного взыскания вне рамок регулирования налогового законодательства РФ.


Какое взаимодействие следственных и налоговых органов предусматривает закон?


Следователь направляет полученные сведения о преступлении в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик.


Налоговый орган рассматривает полученные материалы 15 суток и направляет следователю один из трех ответов:
– подтвердить нарушение, если проверка за спорный период уже проводилась;
– проинформировать о проводимой в настоящее время проверке;
– указать на отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.


Но закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.


Цель изменений в законодательстве:
1) борьба с уклонением от налогообложения при перемещении прибыли за рубеж; налогообложение в РФ прибыли, которая получена иностранными компаниями, контролируемыми российскими компаниями и физическими лицами;
2) увеличение осведомленности (информированности) контролирующих органов путем:
– обмена информацией в налоговых целях с другими государствами;
– получения информации непосредственно от налогоплательщиков организаций и физических лиц РФ об открытых и зарегистрированных компаниях за границей.


В следующем номере рассмотрим более подробно изменения в налогообложении и дополнения, внесенные в первую и вторую части Налогового кодекса РФ в части контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Данные изменения принесли немало «сюрпризов» для налогоплательщиков, и, чтобы не возникло негативных ситуаций, необходимо детально разобраться и проанализировать влияние новшеств в целом на компанию или бизнес.


Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».
2. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3. Законопроект № 613077-6 «О неотложных мерах в связи с налоговой амнистией и стимулированием возврата в Российскую Федерацию денежных средств из оффшорных территорий и иных государств ближнего и дальнего зарубежья».
4. Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».
5. Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 «О заключении соглашений об обмене информацией по налоговым делам».
6. Проект федерального закона № 599495-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
7. Проект федерального закона № 599584-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

17.08.2021

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста