Проблемы и перспективы введения торгового сбора в городе Москве



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2015


Грищенко А.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового
менеджмента МГУУ Правительства Москвы, главный редактор
журнала «Некоммерческие организации в России»,
аттестованный аудитор Минфина России


Чигракова Н.М.,
аспирант МГУУ Правительства Москвы, бухгалтер ООО «Террафинанс»


Внесение изменений в налоговое законодательство всегда привлекает особое внимание налогоплательщиков. В конце 2014 г. в Налоговый кодекс РФ добавили новую главу, которая регламентирует порядок взимания торгового сбора. Для плательщиков торгового сбора на территории г. Москвы уже утверждены ставки. Введение торгового сбора вызвало резкую реакцию предпринимателей и представителей торговых сетей. В статье проведен анализ положений новой главы Налогового кодекса РФ о торговом сборе, выявлены основные проблемы, с которыми могут столкнуться будущие плательщики торгового сбора.


Кризисные явления в экономике не лучшим образом отразились на отрасли торговли г. Москвы. Существенно сократились обороты розничной торговли при возросших стоимости аренды и закупочных цен на импортные товары. По данным Мосгорстата, оборот розничной торговли в г. Москве за период январь–март 2015 г. снизился на 7,8%(1) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Кроме того, в отдельно взятых сегментах уровень снижения оборотов достигает 30%, а иногда делает бизнес абсолютно нерентабельным, что приводит к вынужденному прекращению деятельности.


В условиях сложной экономической ситуации в конце 2014 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Настоящим законом в Налоговый кодекс РФ была введена гл. 33 «Торговый сбор». Введение торгового сбора вызвало много споров и недовольство со стороны предпринимателей и представителей крупных торговых сетей (ритейлеров). «Законопроект разрабатывался в тайне от предпринимательского сообщества, не обсуждался широко с экспертами в области налоговой политики, не проходил оценки регулирующего воздействия, он принимался в сильной спешке», – отметили в Ассоциации компаний розничной торговли, которая объединяет крупнейшие российские торговые сети, включая «Магнит», X5 RetailGroup, «Ашан», «Дикси» и Metro(2).


Для начала стоит отметить причину, которая способствовала введению торгового сбора. В ноябре 2014 г. Президент РФ Путин пояснил(3), что идея ввести муниципальные сборы возникла у Правительства Москвы из-за того, что крупные ритейлеры в г. Москве занижают налоговую базу. В этом сообщении особое внимание стоит уделить тому факту, что речь шла о недостаточном уровне налоговых поступлений в бюджет г. Москвы от крупных торговых сетей.


На первоначальном этапе торговый сбор планируют ввести в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако на данный момент торговый сбор введен только на территории г. Москвы Законом города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» и будет применяться с 1 июля 2015 г. (далее – Закон города Москвы № 62) В г. Санкт-Петербурге решили отложить этот вопрос как минимум до 2016 г.


Уже сейчас можно определить ряд проблем, связанных со столь стремительным принятием поправок в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ). Далее мы рассмотрим основные проблемы и оценим перспективы введения торгового сбора на территории г. Москвы.


Для анализа основных проблем введения торгового сбора познакомим читателей с содержанием гл. 33 НК РФ, которая регламентирует введение торгового сбора в г. Москве, и отдельными положениями Закона города Москвы № 62.


Необходимо отметить, что согласно ст. 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (в данном случае на территории г. Москвы) с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.



(1) Розничная торговля и общественное питание: оперативная информация // Мосгорстат: moscow.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/moscow/ru/statistics/enterprises/trade/
(2) «Акорт обратился к президенту» // Retailer.RU Ежедневные коммуникации: retailer.ru/item/id/107620/
(3) Путин объяснил причину введения новых торговых сборов // Интернет-версия журнала Forbes: forbes.ru/news/273667-putin-obyasnil-prichinu-vvedeniya-novykh-torgovykh-sborov



В Законе города Москвы № 62 предусмотрены освобождения: от сбора освобождается продажа товаров через торговые автоматы, на ярмарках и торговля через объекты стационарной и нестационарной торговых сетей, расположенные на территории розничных рынков, а также торговля в госучреждениях.


От уплаты торгового сбора освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Кроме того, Закон города Москвы № 62 освобождает от уплаты торгового сбора организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения.


Объектом обложения торговли сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности хотя бы один раз в течение квартала.


На сегодняшний день торговый сбор введен только для одного вида предпринимательской деятельности – торговли.


Для целей торгового сбора под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанной с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады. Стоит обратить внимание, что в данном Законе не уточняется, какими именно товарами должны торговать те, кто подпадает под действие торгового сбора. Это означает, что
торговым сбором будет облагаться торговля любыми товарами. Более того, уже сейчас стоит вопрос о возможной отмене торгового сбора для торговли социально значимыми товарами. Но между тем сам перечень товаров, которые относятся к социально значимым, не утвержден.


К торговой деятельности согласно НК РФ относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.


Необходимо отметить, что в гл. 33 НК РФ есть определение торговли. Однако она не дает ответ на вопрос, что такое товарные склады.


Безусловно, эти понятия знакомы плательщикам ЕНВД и индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, в гл. 26.3 и 26.5 НК РФ есть их определения. Но в гл. 33 НК РФ они не нашли отражения.


Соответственно, если неизвестно, что понимается под тем или иным объектом торговли, то и невозможно определить, с какой величины и по какой ставке платить торговый сбор.


Особое внимание заслуживает вид торговли через склады. Во-первых, такого определения в НК РФ не содержится. Во-вторых, возникают трудности с определением ставки торгового сбора по этому виду торговли. Дело в том, что ставка устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала. А площадь торгового зала для целей торгового сбора определяется так же, как и для патентной системы налогообложения.


Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.


Таким образом, к площади торгового зала не относится, в частности, площадь помещений для хранения товара, в которых не производится обслуживание покупателей. А торговых залов, где бы обслуживались покупатели и производились расчеты с ними, у складов вообще нет. В связи с этим возникает вопрос, как рассчитать торговый сбор. Вероятно, законодатели хотели взимать торговый сбор исходя из площади самого склада. А в результате получилось, что невозможно администрировать торговый сбор с тех, кто торгует со складов.


В Законе города Москвы № 62 ставка торгового сбора при торговле со склада не установлена. Так что пока взимать торговый сбор с этого вида торговли не предполагается.


Организации и ИП, которые ведут торговую деятельность, должны будут встать на учет в ИФНС как плательщики торгового сбора и сниматься с учета в качестве таковых.


Для этого в ИФНС нужно подать уведомление, в котором следует указать информацию об объекте обложения торговым сбором. Подать это уведомление в ИФНС нужно не позднее 5 рабочих дней с первого дня, когда началось использование объекта для ведения торговли. Если речь идет о розничной торговле, то это день открытия магазина, павильона и т.п.


Если на момент введения торгового сбора на территории торговая деятельность уже ведется, то уведомление в ИФНС надо будет представить не позднее 5 рабочих дней с начала квартала, с которого введен торговый сбор. Так, в г. Москве сбор будет введен с 1 июля 2015 г. и уведомление в ИФНС надо подать не позднее 7 июля 2015 г. (4 и 5 июля – выходные дни).


Подать уведомление о постановке на учет или о снятии с учета как плательщика торгового сбора нужно в ИФНС:
– по месту нахождения объекта недвижимого имущества, если торговая деятельность ведется через такой объект;
– или по месту нахождения организации/месту жительства ИП – в иных случаях. Вероятно, это когда индивидуальный предприниматель ведет развозную или разносную торговлю. Но в таком случае может получиться, что уведомление будет подано в ИФНС, которая этот сбор не контролирует. Например, ИП состоит на учете в ИФНС в Московской области, а торгует в г. Москве. Это значит, что уведомление необходимо подать в ИФНС Московской области. Но тогда получается: налоговые органы г. Москвы не уведомлены о том, что у них появился новый плательщик торгового сбора. В связи с этим, скорее всего, ИФНС по месту учета организации/ИП (ИФНС Московской области) будет сообщать в ИФНС по месту ведения деятельности (ИФНС г. Москвы) о плательщике торгового сбора. Однако на сегодняшний день обмен информацией между инспекциями внутри одного субъекта неотлажен в полной мере, поэтому при обмене информацией между органами ФНС разных субъектов могут возникнуть сложности. Вполне вероятно, что самим налогоплательщикам придется представлять уведомление о подтверждении статуса плательщика торгового сбора в ИФНС по месту учета.


В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности находятся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.


Главой 33 НК РФ прямо предусмотрено, что органы местного самоуправления/органы власти г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя должны определить орган, который будет собирать, обрабатывать и передавать в налоговый орган сведения об используемых торговых объектах, расположенных на территории города, где введен торговый сбор. В г. Москве таким органом будет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.


Задача этого органа – выявлять объекты обложения торговым сбором, о которых:
– сами плательщики не уведомили налоговые органы и, как следствие, не встали на учет;
– или в случае, когда плательщики представили налоговым органам уведомление, но указали в нем недостоверные сведения.


Налоговая ответственность за непостановку на учет в качестве плательщика торгового сбора п. 2 ст. 116 НК РФ предусмотрена в виде штрафа в размере 10% доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.


Также для должностных лиц возможен и административный штраф от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.3 КоАП РФ). Кроме того, если не подать уведомление, то налогоплательщик потеряет право на уменьшение налогов на сумму торгового сбора. Это прямо предусмотрено принятым Законом.


Срок уплаты торгового сбора в г. Москве производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода. То есть в первый раз сбор потребуется уплатить не позже 26 октября 2015 г. (перенос с воскресенья). Обязанность отчитываться по торговому сбору в НК РФ не предусмотрена.


В связи с введением торгового сбора в НК РФ были внесены другие поправки, которые касаются учета сумм уплаченного торгового сбора.


Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, могут уменьшить НДФЛ, исчисленный по итогам года по ставке 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом году. Однако из текста Закона города Москвы № 62 следует, что если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в г. Москве), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя.


Плательщики налога на прибыль на сумму уплаченного торгового сбора будут уменьшать сумму авансового платежа, исчисленного по итогам отчетных периодов, и сумму налога, исчисленного по итогам года.


Если сумма торгового сбора перекроет сумму исчисленного за отчетный период авансового платежа по налогу на прибыль, тогда на оставшуюся сумму сбора (плюс еще на сумму сбора за следующий квартал) можно будет уменьшить авансовый платеж за следующий отчетный период или налог за год.


При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) возникает несколько проблемных вопросов. Следует отметить, что плательщики УСН «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1» ст. 346.21 НК РФ (страховым взносам, пособиям по болезни, платежам работодателя по договорам добровольного страхования в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности), могут уменьшать авансовый платеж (налог), исчисленный по итогам отчетного (налогового) периода «по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности», на сумму сбора, уплаченного в течение этого отчетного (налогового) периода.


Во-первых, на основании п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налог уменьшают только налогоплательщики с объектом налогообложения «доходы». Они могут уменьшить налог при УСН на страховые взносы, на больничные, на платежи работодателя по договорам добровольного страхования в пользу работников на случай их болезни, но не более чем на 50%. Но поскольку есть словосочетание «в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1», то возникает вопрос, распространяется ли 50%-ное ограничение и на торговый сбор.


А.И. Косолапов, начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, дал разъяснение(1) по этому вопросу: «Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», сначала исчисленный авансовый платеж (налог) уменьшают на поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ выплаты, в частности на страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС, на выплаченные работникам больничные, но не более чем на 50%. А потом оставшаяся сумма налога уменьшается на всю сумму уплаченного торгового сбора (вплоть до нулевой суммы налога). То есть 50%-ное ограничение не применяется».


При этом стоит помнить, что вычет торгового сбора возможен только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).


Во-вторых, как быть налогоплательщикам с объектом «доходы минус расходы»? Ведь они поименованные в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ суммы взносов и больничных включают в расходы, а не уменьшают на них налог.


А.И. Косолапов дал разъяснение(2) по этому вопросу: «Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы за вычетом расходов», вправе уменьшить налоговую базу при УСН на сумму уплаченного торгового сбора на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, из которого следует, что налогоплательщик уменьшает доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах»



(1) Шаронова Е.А. Знакомьтесь: новый местный сбор – торговый (комментарий к Федеральному закону от 29.11.2014 № 382-ФЗ). – М.: Главная книга, 2015. – № 3 // КонсультантПлюс. (2) Там же.



В-третьих, на сумму торгового сбора можно уменьшать только налог, исчисленный по итогам отчетного (налогового) периода «по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности», однако, как разъяснил Минфин России, на сумму торгового сбора можно уменьшить налог при УСН, исчисленный по всем видам деятельности «упрощенца».


Таким образом, получается, что плательщики УСН с объектом «доходы минус расходы» оказались в самом невыгодном положении при введении торгового сбора, в отличие от других случаев они могут только уменьшить сумму доходов, а не итоговою сумму исчисленного налога.


Ставки по торговому сбору на территории г. Москвы установлены Законом города Москвы № 62 и зависят от вида торговой деятельности и месторасположения объекта торговли (табл. 1).



Стоит отметить, что ставки торгового сбора имеют достаточно широкую дифференциацию. Ставки сбора для объектов стационарной и нестационарной торговли разные. Таким образом, торговый сбор в г. Москве зависит от местоположения объекта и его площади. К примеру, магазин в ЦАО будет платить торговый сбор в сумме, превышающей в 2 раза его аналог в остальных районах старой Москвы, и примерно в 3 раза больше, чем на вновь присоединенных к городу территориях.


Торговая деятельность в г. Москве в большинстве своем сосредоточена в специализированных торговых центрах и торгово-развлекательных центрах.


Так, крупнейший в г. Москве торговый центр «Авиатор» на Ходынском поле имеет 227 000 кв. м торговых площадей. Вторым торговым центром в рейтинге торговых площадей идет «Мега Белая Дача» – 183 000 кв. м торговых площадей.


Важно отметить, что большинство крупнейших торговых центров г. Москвы сосредоточено за МКАД и находится в Московской области. В результате получается, что торговая деятельность в ряде крупнейших торговых центров не подпадет под торговый сбор (табл. 2).



Следует отметить, что один из крупных торговых центров г. Москвы «Европейский» благодаря своему расположению на границе с ЦАО попал под категорию более низкой ставки торгового сбора. Однако в условиях кризиса торговый сбор даже не по максимальной ставке может служить увеличением налоговой нагрузки. Проблема в том, что арендная плата в ТЦ «Европейский», как и во многих других торговых центрах столицы, зависит от курса валюты и в связи с обесценением рубля арендная плата существенно возросла, при этом проходимость клиентов в ТЦ значительно снизилась в феврале–марте 2015 г. В результате некоторые компании съехали еще в декабре, перед ростом арендной платы; многие сейчас на этапе выхода из ТЦ или продажи бизнеса по причине убыточности магазинов. Получается, что на организации, которые сейчас находятся в трудном положении и убыточны, лягут дополнительное налоговое бремя и дополнительный сбор.


Абсолютно другой подход к ценообразованию по аренде в Центральном детском магазине, где арендную плату установили как процент от оборота, который варьируется от 12 до 20.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что при разработке Закона города Москвы № 62 и ставок торгового сбора не были учтены различные факторы, влияющие на рентабельность бизнеса.


Кроме того, хочется обратить внимание на разделение ставок по шкале «до 50 кв. м» и «после 50 кв. м». При этом «после 50 кв. м» установлена льготная ставка в 50 руб. за 1 кв. м. Изначально введение торгового сбора было ориентировано на крупных торговых ритейлеров, однако при установлении таких ставок получается, что крупный, средний и малый бизнес будут платить торговый сбор по одним и тем же ставкам в зависимости от площади.


Существенной проблемой введения торгового сбора является то, что доля уплаченного торгового сбора в выручке малого бизнеса может быть весьма существенной, при том, что та же сумма торгового сбора для крупного сетевого ритейла будет несущественной в общем объеме выручки.


Таким образом, именно малый бизнес в первую очередь ощутит повышение налоговой нагрузки.


Анализ показал, что одним из путей решения данной проблемы могло бы быть установление необлагаемого минимума торговых площадей.


Шкала ставок торгового сбора может выглядеть следующим образом:
– до 50 кв. м – не облагается;
– свыше 50 кв. м – 200 кв. м по действующим ставкам до 50 кв. м;
– свыше 200 кв. м – по 50 руб. за кв. м.


Реализация данного предложения позволила бы снизить налоговую нагрузку на малый бизнес г. Москвы, при этом сохранив минимальный размер ставки сбора после определенного порога.


Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015) // КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
3. Грищенко А.В., Чигракова Н.М. Проблема оценки налогового потенциала города Москвы методом валового регионального продукта // Финансовый менеджмент. – 2014. – № 3. – С. 62–68.
4. Шаронова Е.А. Знакомьтесь: новый местный сбор – торговый (комментарий к Федеральному закону от 29.11.2014 № 382-ФЗ). – М.: Главная книга. 2015. – № 3.

23.11.2021

Также по этой теме: