Управление налоговыми рисками корпорации



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №5 год - 2015


Малых Н.И.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
общественного сектора факультета государственного управления
экономикой ИГСУ Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации


ПродановаН.А.,
доктор экономических наук, профессор кафедры
бухгалтерского учета РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье освещаются вопросы управления налоговыми рисками корпорации. Авторы отмечают, что обеспечить нормальное функционирование корпорации в нестабильной социально-экономической среде и качественное управление финансовыми ресурсами финансовые менеджеры могут лишь при наличии разработанной ими концепции управления налогами. В работе рассматриваются направления анализа влияния налогообложения на результаты деятельности корпорации, элементы и виды налогового планирования.


В современных экономических условиях при осуществлении хозяйственной деятельности существенное значение имеет порядок налогообложения, поэтому необходимо изучать налоговые последствия управленческих решений и управлять налоговыми рисками. Обеспечить нормальное функционирование корпорации в нестабильной социально-экономической среде и качественное управление финансовыми ресурсами финансовые менеджеры могут лишь при наличии разработанной ими концепции управления налогами.


Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [2].


Оптимальное создание системы налогового учета является основной задачей при формировании учетной политики для целей налогообложения.


Учетная политика, которая выбрана организацией, оказывает достаточно сильное влияние на величину показателей финансового состояния, показателей себестоимости, прибыли, налогов на прибыль и др. Следовательно, если грамотно подходить к составлению учетной политики, можно добиться повышения эффективности деятельности организации в целом, а также оптимизировать налогообложение.


В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщик исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета [1]. У налоговых органов именно учетная политика вызывает повышенный интерес при проведении проверок. Снижение требовательности при формировании и оформлении учетной политики, а также исполнение ее отдельных элементов могут повлечь за собой достаточно существенные финансовые санкции [3].


Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Если учетная политика составлена достоверно для целей налогового учета, то это повлияет на корректное исчисление налога на прибыль, на минимизацию налоговых платежей организации и на повышение рентабельности капитала. Естественно, выбранные способы и методы налогового учета приобретают особую значимость, в связи с тем что предприятия и организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил исчисления налогов.


Порядок разработки учетной политики для целей налогового учета напрямую зависит от особенностей деятельности организации. Исходя из этого лица, которые разрабатывают учетную политику, должны показать наиболее значимые вопросы, необходимые для более полного раскрытия, а также те вопросы, которые нужно опустить. Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогового учета указан в п. 12 ст. 167 гл. 21 НК РФ.


Единой методики составления учетной политики для целей налогового учета нет. Следовательно, ее положения каждая организация вправе разрабатывать самостоятельно. Но при этом самостоятельно разрабатывать свой метод учета нельзя, так как правила для всех налогоплательщиков должны быть одинаковыми. В этом состоит принципиальное отличие налоговой учетной политики от бухгалтерской.


Элементы, необходимые при отражении в учетной политике для целей налогообложения [4]:
– порядок формирования налоговой базы по каждому налогу;
– порядок раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых налогами;
– порядок раздельного учета операций, облагаемых налогами по разным ставкам;
– порядок ведения налогового учета по каждому налогу (формы регистров налогового учета, регистры бухгалтерского учета, открытие аналитических счетов и др.);
– используемые методы расчетов при определении налоговой базы;
– используемые методы оценки соответствующих активов и обязательств;
– порядок формирования создаваемых резервов;
– порядок формирования сумм задолженности по расчетам с бюджетом по каждому налогу.


Выделяют следующие направления анализа влияния налогообложения на результаты деятельности корпорации:
– перераспределение налогового бремени между продавцом и покупателем;
– расчет налогов при выборе варианта инвестиционного проекта, так как они увеличивают сумму необходимых вложений и могут сделать неэффективным вариант инвестиций, выбранный в качестве эффективного, но без учета влияния налогообложения;
– планирование налоговых платежей, их влияние на потоки денежных средств корпорации.


В результате появилась новая управленческая деятельность – налоговый менеджмент.


Налоговый менеджмент – совокупность приемов и методов организации налоговых отношений с целью обеспечения формирования доходной части бюджета и влияния налогов на развитие производства и социальной сферы.


Следует также учитывать влияние налогообложения на управление корпорацией через категорию налогового риска в целях обеспечения безопасности корпорации.


Налоговый риск – это вид хозяйственного риска, возникающий при взаимодействии двух субъектов (государства и налогоплательщика) при формировании государственного бюджета. Цель государства – собрать налоги, являющиеся основной статьей доходов бюджета, а корпорации – стремиться к минимизации сумм налоговых платежей как законными, так и незаконными способами.


В результате возникает конфликт интересов двух сторон. Решением данного конфликта со стороны государства является установление разумного налогового бремени, а со стороны налогоплательщика – своевременная и полная уплата в бюджет налоговых платежей.


Налоговые риски подразделяются:
1) на налоговые риски государства;
2) налоговые риски плательщика.


В данной статье остановимся на налоговых рисках налогоплательщика. Любое решение хозяйствующего субъекта в области налогообложения может привести к одной из следующих ситуаций:
1) уплата излишних налоговых платежей (в том числе и пени) либо экономия на налоговых платежах по сравнению с выбранным вариантом налогообложения. Это может произойти в результате изменения условий, согласно которым принималось решение, т.е. изменением состояния финансово-хозяйственной среды. Возникновение данного риска в значительной степени зависит от состояния действующего законодательства (бухгалтерского, налогового и т.д.);
2) начисление штрафных санкций налоговыми органами вследствие нарушения порядка исчисления налога, срока сдачи налоговой декларации, а также невыполнения предприятием других требований налогового законодательства. Неуплата налогов может происходить по следующим причинам:
– целенаправленный уход от налогов. В этом случае, чем больше величина скрытой налоговой базы, тем больше риск применения норм ответственности: от финансовой до уголовной;
– ошибки в учете объектов налогообложения и в расчете сумм налогов у законопослушных налогоплательщиков. В случае занижения налоговой базы возможно применение штрафных санкций. В случае завышения налоговой базы налогоплательщиком начисляются излишние суммы налоговых платежей, что косвенно влияет на занижение других налоговых платежей (например, завышение налога на имущество корпорации приводит к занижению налога на прибыль), а также отвлекает оборотные средства корпорации;
– несвоевременное внесение платежей в бюджет, в том числе в связи с отсутствием свободных денежных средств у налогоплательщика.


Налоговый риск – это возможное отклонение фактической величины налоговых платежей от тех налоговых платежей, в расчете на которые принималось решение, связанное с налогообложением и возникающее вследствие неопределенности среды деятельности предприятия. Данное отклонение – это либо экономия, либо финансовые потери.


У корпорации нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы, поскольку она не может по своему усмотрению изменять налоговое или какое-либо иное законодательство. Но необходимо своевременно отслеживать влияние этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам.


Налоговая политика корпорации учитывает в первую очередь особенности деятельности и динамику развития. Именно поэтому важно понимать, каким образом каждый налог влияет на показатели финансового состояния корпорации, т.е. владеть объективным анализом налогов.


Прогнозирование налоговых отчислений на микроуровне предусмотрено при составлении бизнес-плана предприятия. Неверный или недостаточный учет налогового фактора может не только привести к неблагоприятным финансовым последствиям, но даже вызвать банкротство корпорации. В то же время применение в корпорации налогового планирования может обеспечить не только сохранение капитала корпорации, но и возможность финансирования новых инвестиций.


Важнейшим способом управления налоговыми потоками является налоговое планирование. Особенность налогового планирования заключается в том, что корпорация имеет возможность воздействовать только на часть факторов (на внутренние факторы), способствующих снижению налогового риска; на другую часть факторов (внешние факторы) корпорация не может оказывать влияние.


Налоговое планирование – целенаправленная деятельность корпорации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства в целях уменьшения налоговых платежей в бюджет, а также сумм пени за несвоевременную уплату налогов и сумм штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.


Налоговое планирование состоит из следующих элементов: планирование,
финансовая деятельность, хозяйственная деятельность, оптимизация налоговых платежей.


Под планированием понимается прежде всего принятие подготовленных управленческих решений.


Под финансовой деятельностью предприятия следует понимать управление денежными потоками, структурой капитала и ликвидностью корпорации с точки зрения максимизации ее рыночной стоимости.


Под хозяйственной деятельностью следует понимать подготовку и продвижение на рынок товаров (работ, услуг) с целью получения максимальной прибыли.


Под оптимизацией налоговых платежей следует понимать увеличение финансовых результатов при экономии налоговых затрат, а также недопущение больших темпов роста налоговых затрат по сравнению с темпами роста выручки.


Налоговое планирование базируется на анализе текущего законодательства, принципиальной позиции фискальных органов по вопросам налогообложения, перспективном законодательстве для предотвращения в будущем дополнительных затрат в случае принятия тех или иных законов.


Рассмотрим виды налогового планирования:


Стратегическое налоговое планирование включает: выбор места регистрации корпорации, ее местонахождения, юрисдикции, организационно-правовой формы и видов деятельности; определение соучредителей, формирование внутренней организационной структуры фирмы.


Текущее налоговое планирование – это выбор учетной политики корпорации, расчетное планирование налоговых платежей, непосредственное применение схем их оптимизации.


Классическое налоговое планирование – это планирование правильной и своевременной уплаты налогов, организации правильного налогового учета, внутреннего контроля и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках определенной законом и своевременной уплаты налогов.


Классическое налоговое планирование предусматривает уменьшение налоговой нагрузки путем планирования налоговых платежей, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов и покупку ценных бумаг. Классическое налоговое планирование осуществляется с помощью консультаций, анализа, оценки и соответствующего принятия решения. Его целью являются корректное выполнение налоговых обязательств перед бюджетом, своевременная и полная уплата налогов. Само классическое налоговое планирование заключается в формировании финансовых средств для уплаты налогов и привязке конкретных налоговых платежей к установленным налоговым законодательством срокам уплаты налогов (налоговому календарю).


Оптимизационное налоговое планирование – это уменьшение размера налоговых обязательств с помощью целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, которые включают полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных средств и приемов.


Оптимизационное налоговое планирование предусматривает вид экономической деятельности, в рамках которой осуществляется реализация таких соглашений, по которым возможны: использование альтернативных форм расчетов (бартер, векселя, переуступка требований), реорганизация корпорации, изменение оформления реальных товарно-денежных потоков и т.д. Таким образом, оптимизационное налоговое планирование – это выбор между различными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности корпорации и размещения ее активов с целью достижения наиболее низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Оптимизационное налоговое планирование допускает качественно иной подход к организации бизнеса. К обычным критериям построения бизнеса (получение прибыли, ликвидность, повышение стоимости активов) необходимо прибавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. В основе оптимизационного налогового планирования лежит максимальное использование всех определенных законом налоговых льгот.


Целью его является деятельность в рамках закона, которая позволяет получить наибольшее соотношение прибыли и налоговых затрат налогоплательщика.


Минимизационное налоговое планирование – это планирование с применением противозаконных схем и методов с целью уменьшения налоговых платежей.


У корпорации нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы, так как она не может изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Но необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчета с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и т.д. Могут быть рекомендованы следующие меры, способствующие снижению налогового риска [5]:
1) мероприятия по снижению налогового риска непосредственно в корпорации:
– организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;
– повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;
– регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;
– разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики корпорации;
– управление выполнением налоговых обязательств;
– учет налогового риска при инвестировании;
– создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве самострахования;
– применение способа переплаты;
– мониторинг налоговых ошибок (периодическое выявление и исправление ошибок);
2) систематическая работа с налоговыми органами:
– обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;
– снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;
– проведение сверок по состоянию расчетов по налогам;
3) работа с контрагентами:
– экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых корпорацией с контрагентами;
– раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.


Подводя итог вышесказанному, отметим, что с развитием рыночных отношений в России возросло влияние налоговых рисков на экономическую безопасность корпорации, поэтому целенаправленная работа по снижению отрицательных последствий налоговых рисков является одним из приоритетных направлений деятельности, способствующим сохранению безопасности корпорации.


Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая (с изм. на 30.12.2012).
2. Ермишина О.Ф. Современные подходы к формированию учетной политики для целей налогового учета // Все для бухгалтера. – 2012. – № 5.
3. Борисова О.В., Малых Н.И., Грищенко Ю.И., Овешникова Л.В. Корпоративные финансы. – М.: Юрайт, 2014. – 651 с.
4. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций. – 2013: в целях бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. – М.: Проспект, 2013.
5. Шевелев А.Е., Шевелева Е.В. Риски в бухгалтерском учете: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2007.

01.02.2022

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста