Налоговый потенциал как инструмент роста доходов бюджета г. Москвы



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №4 год - 2017


Чигракова Н.М.,
аспирантка Московского городского университета управления
Правительства Москвы, бухгалтер группы компаний «Террафинанс»


Налоговые поступления выступают основой формирования доходной части региональных бюджетов, в связи с чем особый интерес вызывают вопросы оценки этих доходов, их пределов и возможности увеличения. Величина налоговых доходов неразрывно связана с налоговым потенциалом региона, проблема определения сущности и управления которого является важной задачей как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье исследован налоговый потенциал как фактор финансовой самостоятельности региона. Проведена оценка налогового потенциала региона на примере г. Москвы. Предложены концептуальные направления
развития налогового потенциала региона.


Основой финансовой системы государства является государственный бюджет. В условиях бюджетного федерализма в бюджетной системе обязательным является сочетание высокой роли федерального бюджета и высокой степени финансовой самостоятельности территориальных бюджетов [1].


Самостоятельность бюджетов является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации, закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Финансовая самостоятельность региона служит инструментом решения региональных проблем, поскольку целенаправленное и эффективное использование финансов региона способно оказать позитивное воздействие на развитие конкретной территории.


Налоговый потенциал является основным из факторов финансовой самостоятельности регионов, так как основная часть доходов бюджета состоит из налоговых поступлений.


Оценка налогового потенциала региона как фактора финансовой самостоятельности является актуальной темой для исследования в условиях современной экономики. В Послании Федеральному Собранию на 2017 год Президент РФ обозначил необходимость реформирования налоговой системы в целях обеспечения устойчивого бюджета и государственных финансов. Основная задача заключается в повышении уровня самостоятельности региональных бюджетов и снижении уровня межбюджетных трансфертов.


По данным Федерального казначейства, в 2016 г. среди 85 субъектов РФ 29 субъектов завершили 2016 г. с профицитом своих консолидированных бюджетов (сумма профицита составила 189,0 млрд руб.). Однако основная часть этого профицита (61,2%) пришлась на бюджет г. Москвы, профицит которого составил 115,6 млрд руб. [2].


При этом лидером среди регионов по уровню дефицита бюджета стал г. Санкт-Петербург. Рейтинг регионов с максимальным объемом профицита и дефицита представлен в табл. 1.



Город Москва является крупнейшим регионом России по уровню доходов бюджета. Несмотря на то что за 2015 и 2016 гг. бюджет г. Москвы исполнен с профицитом, важно отметить, что согласно законам г. Москвы о бюджете г. Москвы на протяжении нескольких лет бюджет планируется с дефицитом.


Уровень дефицита, заложенный законами о бюджете г. Москвы, представлен в табл. 2.


По результатам анализа данных о запланированных объемах дефицита бюджета г. Москвы можно сделать вывод, что планируемый дефицит бюджета растет.



Таким образом, исследование налогового потенциала региона как фактора финансовой самостоятельности является актуальным в целях повышения финансовой устойчивости консолидированного бюджета региона.


Проблема определения сущности налогового потенциала, а также вопросы его оценки давно являются предметом научных дискуссий. В отечественной и зарубежной науке существует достаточно большое количество работ, в которых содержатся разные подходы к определению и раскрытию сущности данной экономической категории.


Теоретические и практические аспекты сущности налогового потенциала с разной степенью полноты рассматривались в трудах М.Р. Дзагоевой, Л.И. Гончаренко, Н.В. Кашиной, А.С. Каратаева, Т.Ю. Васильевой, М.В. Васильевой, Л.Л. Игониной, Д.В. Власова.


После проведения анализа научных взглядов на сущность категории налогового потенциала нами было сформулировано определение категории «налоговый потенциал»: налоговый потенциал является экономической категорией, характеризующей возможный уровень налоговых поступлений, которые возможно мобилизовать в бюджет посредством эффективной налоговой политики в определенных социально-экономических условиях, присущих разным регионам (территориям).


Исследование налогового потенциала как экономической категории требует оценки и определения его суммовой величины. Оценка величины налогового потенциала позволяет выявить скрытые резервы и пути увеличения налоговых поступлений в бюджет.


Анализ зарубежного опыта показал, что основной моделью оценки налогового потенциала заграницей является метод оценки на основе репрезентативной системы. Оценка налогового потенциала методом репрезентативной налоговой системы состоит из оценок налогового потенциала по отдельным налогам и налоговым группам.


В Российской Федерации данная методика оценки налогового потенциала закреплена постановлением Правительства от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» в целях расчета уровня бюджетной обеспеченности регионов.


Однако различен метод оценки налогового потенциала по каждому из налогов. Налоговый потенциал по налогу для репрезентативной системы оценки рассчитывается по формуле



где  налоговый потенциал субъекта РФ;
 налоговая база  налога в прогнозном году;
 средняя репрезентативная налоговая ставка по  налогу в целом по региону.


Средняя репрезентативная ставка рассчитывается по формуле



где  суммарный прогноз доходов по  налогу в бюджет;
 – суммарная налоговая база  налога субъекта РФ в прогнозном году.


Налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов для целей расчета индекса бюджетной обеспеченности рассчитывается по формуле



где  прогноз поступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по  му налогу;


 показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов за 2 года до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года (H – текущий год).


Отечественная модель оценки является достаточно трудоемкой, в связи с чем оценка налогового потенциала региона проводилась с использованием зарубежной модели оценки. Для сопоставимости данных оценка была проведена также другими методами оценки: фактическим методом и методом с использованием ВРП. Результаты оценки приведены в табл. 3.



Из приведенных данных видно, что наибольшее значение достигнуто при оценке фактическим методом, что обусловлено включением в расчет сумм задолженностей по налогам и сбором, в то время как в других методах используются только поступления налогов и сборов.


По результатам оценки налогового потенциала г. Москвы следует отметить наличие незначительных резервов роста налогового потенциала региона в действующих социально-экономических условиях и системе налогообложения.


Также была проанализирована структура налоговых доходов в целях выявления резервов роста по налоговому потенциалу отдельных налогов, а также анализ влияния изменений налогового законодательства на налоговые поступления.


Результаты анализа приведены в табл. 4.



Основной рост в абсолютной величине за 2016 г. произошел за счет роста поступлений по налогу на прибыль.


По налогу на доходы физических лиц темп роста составил 7,7%, что соответствует прогнозной величине темпа роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2016 г. (7,1%). Таким образом, уровень доходов по НДФЛ вырос пропорционально росту налоговой базы по налогу.


Рост акцизов обусловлен индексацией налоговых ставок в 2016 г.


Существенный рост имеется по налогу на имущество физических лиц, что обусловлено переходом к расчету налоговой базы по кадастровой стоимости. При этом доля налоговых поступлений по налогу в общей сумме налоговых доходов изменилась крайне несущественно – с 0,33 до 0,47%.


Рост налога на имущество организаций незначительный при расширении перечня объектов, в отношении которых налог исчисляется по кадастровой стоимости. По налогу на имущество организаций был проведен дополнительный анализ поступлений за 2015 г., который показал, что бюджет недополучает по налогу 45,36% вследствие применения льгот.


За 2015 г. доля налога, поступившая по объектам исходя из кадастровой стоимости, составила 33,65% поступлений по налогу.


Важным фактом является введение в НК РФ ст. 381.1, согласно которой налоговая льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 1 января 2013 г., утратит силу, если не будет принята законодательством субъекта. По данным Федерального казначейства, на сегодняшний день регионы не стремятся вводить поправки в региональное законодательство.


Таким образом, эффективность введения льготы по региональному налогу на федеральном уровне будет передана на региональный уровень как инструмент самостоятельного регулирования налоговых доходов субъектами РФ.


Поступления по транспортному налогу организаций остались без изменений. Стоит отметить, что с 2014 г. по транспортному налогу для организаций действует система повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей, однако существенных изменений по поступлениям не произошло. За 2015 г. в связи с применением коэффициентов дополнительно в бюджет поступило только 275 млн руб.


Поступления по транспортному налогу физических лиц в 2016 г. снизились по сравнению с поступлениями 2015 г., основной причиной являются недостаточное налоговое администрирование налога, трудности в обмене данными с органами ГИБДД.


Земельный налог также не является основным источником доходов бюджета, так как более 50% налога недополучено бюджетом по причине применения льгот.


В результате проведенной оценки и анализа рост налогового потенциала возможно обеспечить путем анализа налогового потенциала неформального сектора экономики и анализа эффективности применения налоговых льгот.


Подходя к вопросу исследования налогового потенциала неформального сектора экономики, следует отметить, что Правительством РФ ведется большая работа по повышению эффективности налогового администрирования, направленная на легализацию доходов и повышение налоговых поступлений.


Среди основных направлений можно выделить:
– общий переход к системе «открытые данные», включающей введение Единого реестра о фактах деятельности юридических лиц;
– усиление налогового контроля путем введения реестров «массовых учредителей», проверка «массовых адресов регистрации» на достоверность сведений в ЕГРЮЛ;
– переход к онлайн-кассам как инструменту контроля за оборотом выручки организаций.


В условиях усиления налогового администрирования при действующей системе налогообложения, при выявлении путей роста налогового потенциала актуальным является вопрос реформирования налоговой системы и анализа скрытых резервов действующей системы налогообложения.


Одним из основных направлений повышения уровня налогового потенциала является реформирование системы налогообложения РФ в области налогообложения доходов физических лиц. Реформирование НДФЛ является актуальным для г. Москвы, так как НДФЛ является источником налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта и занимает основную долю налоговых доходов.


Однако, по нашему мнению, доходы населения региона имеют большой налоговый потенциал, приходящийся на неформальный сектор экономики. На сегодняшний день актуальным является налогообложение самозанятого населения.


Реформирование налоговой системы налогообложения в целях легализации самозанятого населения прозвучало в основных задачах в Послании Президента РФ Федеральному Собранию на 2017 год.


На сегодняшний день отсутствует инструмент взаимодействия налоговых органов и самозанятого населения, поскольку привлечение к ответственности по статье «Ведение деятельности без постановки на учет» в большинстве случаев неприменимо.


Между тем существует достаточное количество интернет-ресурсов, которые объединяют самозанятое население, помогая ему размещать информацию о своих услугах, генерируют самозанятое население по отраслям деятельности. Наиболее известные из них: Авито.ру, Автор.ру, youdo, Ремонтник и пр.


По данным компании ePayments, количество веб-мастеров и фрилансеров, зарабатывающих в Интернете, в 2014–2016 гг. увеличилось в 3,3 раза. На YouDo.com объем спроса на услуги весной 2016 г. составлял 279 млн руб., а осенью – уже 1,023 млрд. Суммарная стоимость размещенных через платформу услуг выросла на 700%. По прогнозам, в 2017 г. она увеличится еще в 3 раза – до 7,5 млрд руб. [4].


В большинстве случаев организации, которые создали подобные интернетресурсы, имеют иностранные капиталы; за регистрацию на сайтах и оказание услуг через них владельцы ресурсов берут комиссии, предлагают ряд платных услуг за продвижение.


Таким образом, целевые налогоплательщики платят процент от своего дохода подобным ресурсам, в то время как, создав подобные ресурсы на региональном уровне (подобие Портала Госуслуг), возможно было организовать систему налогообложения для самозанятого населения посредством комиссий от доходов с внедрением системы контроля за налогоплательщиком, создав для него условия, направленные на легализацию его доходов.


В век технического прогресса и высокой роли Интернета в жизни людей необходимо переходить на новый уровень и быть готовыми к контролю за получением дохода налогоплательщиками через Интернет. Налоговая система России нуждается в реформировании в целях соответствия современному уровню развития общества и совершенствованию налогового администрирования и контроля.


Литература
1. Полушкина Т.М. Обеспечение финансовой самостоятельности региональных бюджетов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: uecs.ru/uecs-80-802015/item/3678-2015-08-28-06-58-36 (дата обращения: 17.04.2017).
2. Дефицит бюджета в регионах РФ // Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) [Электронный ресурс]. URL: icss.ru/ekonomicheskaya-politika/byudzhet-i-nalogi/deficzit-byudzheta-v-regionax-rf (дата обращения: 17.04.2017).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Березина Е. Сам себе хозяин//Российская газета. Федеральный выпуск – № 7136 (268) [Электронный ресурс]. URL: rg.ru/2016/11/24/na-rossijskom-rynke-trudavyrosladolia-samozaniatyh-grazhdan.html (дата обращения: 17.04.2017).

13.12.2022

Также по этой теме: