Стратегический налоговый менеджмент в малом предпринимательстве: макро-, мезо- и микроуровень



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2018


Филобокова Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор кафедры инновационного
предпринимательства ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана»


ЕприкянО.А.,
магистрант кафедры инновационного предпринимательства
ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана»


Малое предпринимательство представляет собой реальную, открытую, активную, динамичную систему, представленную малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, выступающую субъектом и объектом стратегического управления в интересах формирования конкурентной среды национальной экономики и повышения уровня ее конкурентоспособности. Достижение заявленной целевой установки предопределяет разработку и внедрение в практику хозяйствования системы стратегического налогового менеджмента, организацию и методическое обеспечение которого предлагается рассматривать по трем уровням: макро-, мезо- и микроуровню. Целевым установкам, механизму и инструментарию стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве на макро-, мезо- и микроуровне посвящена данная статья.


Развитие малого предпринимательства и повышение его конкурентоспособности – приоритетная задача, закрепленная Правительством РФ, что обусловлено:
– во-первых, тем, что как малое, так и среднее предпринимательство создают дополнительные рабочие места, снижая тем самым уровень социальной напряженности и безработицы;
– во-вторых, субъекты малого предпринимательства являются налогоплательщиками, обеспечивающими определенные налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
– в-третьих, субъекты малого предпринимательства выступают поддерживающим инструментом для крупного бизнеса, оказывая специализированные услуги по аутсорсингу;
– в-четвертых, они вносят определенный вклад в создание инновационных продуктов в сфере высоких технологий, адаптируют инновационные решения;
– и др.


В целом же на малое предпринимательство возложена задача по формированию конкурентной среды в национальной экономике Российской Федерации.


Критерии признания субъектов малого и среднего предпринимательства, актуальные на начало 2018 г., представлены в табл. 1.



У большинства стран с развитой рыночной экономикой вклад малого предпринимательства в формирование ВВП страны составляет более 40, 50% и даже 60%, в то время как в России – около 22% (рис. 1).


Доля экономически активного населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве, в России также уступает уровню значений данного индикатора других стран (рис. 2).


За последнее время количество субъектов малого предпринимательства в России выросло, что сопряжено с сокращением количества средних предприятий из-за изменения критериев признания субъектов малого и среднего предпринимательства (доход малого и среднего предприятия был увеличен в 2 раза), которые ранее были установлены постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».


Динамика малых предприятий за 2008–2016 гг. представлена на рис. 3.



Новое позиционирование государственной политики сформулировано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.: «Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного – блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге» [4].


Малое предпринимательство представляет собой реальную, открытую, активную, динамичную систему макро- и мезоуровня, представленную малыми предприятиями, микропредприятями и индивидуальными предпринимателями (микроуровень системы или ее составные элементы), выступающую субъектом и объектом стратегического управления в интересах формирования конкурентной среды национальной экономики и повышения уровня ее конкурентоспособности [5]. Стратегический налоговый менеджмент должен быть органично встроен в общую систему стратегического управления социально-экономического развития страны, малого предпринимательства, отдельного субъекта, признаваемого субъектом малого предпринимательства, при этом предлагается его дифференцировать по трем уровням:
– макроуровень;
– мезоуровень;
– микроуровень (рис. 4).



Дифференциация стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве по трем уровням предопределяет соответствующую идентификацию целей, механизма, инструментария (табл. 2).



Стратегический налоговый менеджмент в малом предпринимательстве на макроуровне имеет своей целевой установкой развитие (повышение емкости) налогового потенциала системы, под которым предлагается рассматривать финансово-экономическую категорию, в которой экономическая составляющая определяет потребности системы для достижения поставленных целей, а финансовая составляющая – возможности, формируемые экономическим потенциалом и императивами нормативно-правовой базы, регулирующей налогообложение. Налоговый потенциал является результатом специфических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками, в интересах формирования государственных финансовых ресурсов. В силу этого емкость налогового потенциала – один из индикаторов состояния и уровня развития национальной экономики.


Налоговый потенциал системы «Малое предпринимательство» – это функция четырех переменных:



где НБ – налоговая база; СР – средняя ставка налогообложения; ЛПН – льготы и преференции налогового законодательства; ПФУ – преференции финансового (бухгалтерского) учета.


Стратегическое управление этими переменными на макроуровне достигается реализацией ряда последовательно выполняемых итераций (рис. 5).



Функционирование малого предпринимательства рассматривается прежде всего на региональном уровне, поскольку оно выступает одной из ведущих подсистем региональной экономики и его развитие осуществляется с учетом особенностей того или иного территориально-локализованного пространства.


Налоговое администрирование развития малого предпринимательства на мезоуровне представляется менее действенным относительно макроуровня, и целевые установки стратегического налогового менеджмента данного уровня должны быть ориентированы прежде всего на наиболее эффективное использование уже имеющегося налогового потенциала системы. По заключению авторов, особое место в стратегическом налоговом менеджменте малого предпринимательства на мезоуровне должно принадлежать организации системы налогового контроля, методологической и методической работе (рис. 6).



Стратегический налоговый менеджмент в малом предпринимательстве на мезоуровне необходимо представить мерами управляющего воздействия по совершенствованию системы налогового контроля и методологической работы по сопровождению субъектов малого предпринимательства [7]. Такой подход направлен на сокращение административно-директивного регулирования малого предпринимательства и трансформацию отношений бизнеса и государства на философию общего дела, на партнерство и равноправный диалог. Становление и развитие института налогового консалтинга в малом предпринимательстве – одна из проблем стратегического налогового менеджмента, требующих разрешения (табл. 3).



Микроуровень стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве рассматривает в качестве своей целевой установки снижение налоговой нагрузки, обеспечиваемое разработкой и реализацией налоговой политики посредством использования адаптированного инструментария планирования и анализа.


Для того чтобы разработать процедуры, приемы и методы стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве на микроуровне, следует учитывать такие отличительные особенности предпринимательства в малых организационно-экономических формах хозяйствования, как соединение функций собственника и исполнительного руководства, что обеспечивает гибкость хозяйствующих субъектов, оперативность принятия решений, в том числе и в области налогообложения, что достаточно актуально в условиях вариабельности подходов и систем [8].


Субъекты малого предпринимательства имеют возможность применять как общий, так и специальные режимы налогообложения, целесообразность применения одного из которых – содержание налоговой политики.


Стратегический налоговый менеджмент – прерогатива крупного бизнеса, но не малого, и причинами сложившейся ситуации следует признать:
– низкий уровень подготовленности собственников и руководителей малых предприятий к разработке стратегических решений;
– недостаточность опыта и знаний в области стратегического налогового менеджмента;
– недостаток времени для принятия стратегических решений из-за производственной загруженности;
– отсутствие достаточного штата работников, включая специалистов в области финансового и налогового менеджмента.


Для разработки и введения в практику хозяйствования субъектов малого предпринимательства стратегического налогового менеджмента необходимо понимание собственниками и руководством результативности стратегических решений и их управления.


Даная проблематика имеет место не только в России, но и за рубежом, при этом следует отметить, что в нашей стране отсутствует культура или примерный план стратегического налогового менеджмента.


Формирование и внедрение в практику хозяйствования субъектов малого предпринимательства стратегического налогового менеджмента является системным процессом, объективно назревшим и требующим решения.


Значительная часть субъектов малого предпринимательства отмечает, что сложность содержания и формирования налоговой отчетности, изменения в налоговом законодательстве – серьезная ситуация, создающая проблемы для развития малого предпринимательства (например, отчетность по уплате НДФЛ, по платежам ПФР предприниматели сдают вместо одного раза в год – 4 раза, что влечет трудоемкость учетной работы и сопряжено с дополнительными расходами).


Представляется, что для решения существующих проблем необходим переход от фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей, что способствует развитию малого предпринимательства и стимулированию его инвестиционной активности.


Совершенствование налогового законодательства путем его упрощения, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок позволило бы увеличить поток налоговых поступлений в связи с отсутствием необходимости поиска обходных путей и, как следствие, снижения числа уклоняющихся от налогов [9]. Дальнейшие такие преобразования следует рассматривать в качестве мер управляющего воздействия стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве.


Малое предпринимательство – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Он формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса.


Для стимулирования формирования и внедрения стратегического налогового менеджмента в малом предпринимательстве представляется необходимым решение следующих задач:
– разработка простых и понятных методов стратегического налогового менеджмента;
– разработка методических подходов к стратегическому анализу внешней и внутренней среды, позволяющих не только оценивать сильные, слабые стороны, преимущества и угрозы, но и оценивать налоговый потенциал системы, налоговые поступления в бюджеты всех уровней и вариабельность налоговой нагрузки.


Стратегический налоговый менеджмент в малом предпринимательстве – составной элемент общей системы стратегического управления предпринимательством в малых организационно-экономических формах хозяйствования, но при этом имеют место отличительные особенности в составе субъектов, объектов управления, методических подходов, механизмов и инструментария. Действенный стратегический налоговый менеджмент представляется возможным только в условиях адаптированности приемов, методов, механизмов и инструментария по уровням управления – макро-, мезо- и микроуровню.


Литература
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: gks.ru (дата обращения: 13.11.2015).
2. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 15.11.2015).
3. Сайт РБК «Миллиарды молодым» [Электронный ресурс]. URL: rbc.ru/economics/21/09/2015/560000df9a7947342aa88b1f (дата обращения: 21.09.2015).
4. Сайт «НИСИПП» Хандриков И.Н. Итоги 2016 для малого и среднего предпринимательства (МСП) [Электронный ресурс]. URL: nisse.ru/about/experts/?ELEMENT_ID=4899&mode=opinions&ARTICLE_ID=131345 (дата обращения: 11.01.2016).
5. Корпорация МСП [Электронный ресурс]. URL: corpmsp.ru/guarantee/ (дата обращения: 21.09.2015).
6. Правительство России [Электронный ресурс]. URL: government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 21.09.2015).
7. Сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: rbc.ru/economics/20/07/2016/5784a50b9a794760487cda6b (дата обращения: 21.09.2015).
8. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. – 3-е изд. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Петрова. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
9. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий / пер. с англ. Ф. Аналоуи, А. Карами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 400 с.
10. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Александр Остервальдер, Ив Пинье; пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.
11. Ицхак Калдерон Адизес. Управление жизненным циклом корпорации: пер. с англ. В. Кузина – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 512 с.
12. Гассман О., Франкенбергер К. Бизнес-модели 55 лучших шаблонов: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 388 с.
13. Семёнычев Ф. Стандартизованная работа. Метод построения идеального бизнеса. – М.: Анимедиа, 2016. – 218 с.
14. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнеспроцессов: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 274 с.
15. Горохова Н.А., Кирина Л.С. Налоговый менеджмент в организациях. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
16. Кирина Л.С., Назарова Н.А. Налоговый менеджмент в организациях: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 280 с.
17. Широков Б.М. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

16.05.2023

Также по этой теме: