Трансформация модели бизнес-процесса предприятия при переходе в процедуру конкурсного производства



Опубликовано в журнале "Управленческий учет" №6 год - 2005


 


аспирант ОрелГТУ

Колоколов М.Ю.,
канд. экон. наук, арбитражный управляющий,
член НП МСРО «Содействие»

С начала проведения в России радикальных экономических реформ 1990-х годов далеко не все предприятия смогли адаптироваться к новым условиям хозяйствования, которые определяет рыночная экономика. Кризис банковской системы, отсутствие инвестиционных вложений, неэффективное управление, взаимные неисполнения обязательств партнерами по бизнесу и другие факторы вызвали падение производства, рост кредиторской задолженности предприятий, рост задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, что, в свою очередь, вызвало несостоятельность многих предприятий.

Проведение демократическим государством рыночных реформ предполагает наличие специализированных институтов рыночной экономики, регулируемых соответствующими областями права. Это антимонопольное законодательство, законодательство о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, налоговое законодательство и законодательство о банкротстве. Особое место в процессе становления рыночных отношений в нашей стране стало принадлежать вопросам банкротства несостоятельных предприятий, организаций и граждан [1, с. 1]. Понятие несостоятельности (банкротства) является комплексным, включающим нормы гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, трудового, административного, уголовного права. Поэтому вопросы правового, экономического и государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных и сложных в социально-экономической и политической жизни Российской Федерации.

Практика банкротств в современной России насчитывает 13 лет. За этот период принято три варианта законов о банкротстве — в 1992, 1998 и 2002 гг. Сравнивая эти документы, можно последовательно проследить трансформацию позиции законодателя в отношении должников и конкурсных кредиторов, государства как крупнейшего кредитора и других участников процедур банкротства [1, с.8].

Закон о банкротстве 1992 г. называли «законом защиты должника» — по нему никого нельзя было реально обанкротить. Закон 1998 г. был «прокредиторским» — он предусматривал довольно простое инициирование процедуры банкротства и фактически прикрывал захват предприятий. Новый закон 2002 г. делает более цивилизованной всю процедуру банкротства, предусматривает больший баланс прав основных участников процесса: должника и кредиторов. В связи с большей открытостью всей процедуры принимаемые в рамках банкротства меры становятся публичными. Закон предусматривает более активное и действенное участие государства в процедурах банкротства.

В последние годы в России отмечается общая тенденция к увеличению количества дел о банкротстве (без учета дел о банкротстве отсутствующих должников). Наибольшее количество дел о банкротстве, находящихся в производстве, связано именно с процедурой конкурсного производства, целью которой является ликвидация юридического лица. Как показывает практика, начальная стадия банкротства — процедура наблюдения переходит в процедуру внешнего управления гораздо реже, чем в конкурсное производство (система процедур банкротства представлена на рисунке 1). Это связано с тем, что процедура внешнего управления требует дополнительных затрат по восстановлению платежеспособности должника, которые подлежат возмещению за счет его имущества. То есть это предполагает риск потери части имущества должника в ущерб интересам кредиторов в случае неудавшейся попытки «реанимировать» предприятие в финансовом отношении. Признание же должника банкротом и открытие конкурсного производства предполагают скорейшую реализацию всего имущественного комплекса существующего на момент завершения процедуры наблюдения. Кроме того, большинство возбуждаемых процедур внешнего управления после своего завершения также переходят в стадию конкурсного производства, так как случаи восстановления платежеспособности предприятия в рамках внешнего управления единичны. Что касается такой процедуры, как финансовое оздоровление, то ее можно охарактеризовать, как исключительно редкое явление в практике банкротства в России к настоящему моменту. Мировое соглашение является одним из оснований для прекращения производства по делу о банкротстве (наряду с восстановлением платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления и другими основаниями). В случае его завершения дело о банкротстве прекращается и предприятие возвращается к обычному режиму функционирования. Поэтому мировое соглашение можно назвать «процедурой банкротства» с определенной долей условности.

Рис. 1. Система процедур банкротства

С точки зрения системного анализа экономическая деятельность предприятий, проходящих процедуры банкротства, как и любая другая деятельность, системна и подчинена достижению определенной цели. Системность деятельности проявляется в том, что она осуществляется по определенному плану или алгоритму. Алгоритмизация любой деятельности является важным средством ее развития. Попытки выявить алгоритм, исследовать его, искать «слабые места», устранять их, т.е. совершенствовать алгоритм, повышают системность деятельности. Для совершенствования алгоритма достижения цели системы необходимо описание данной системы. Получить такое описание позволяет моделирование, представляющее собой процесс построения, использования и совершенствования модели как точного описания системы. Целью модели является получение ответов на целый ряд вопросов. Таким образом, моделирование деятельности предприятий, находящихся на разных стадиях банкротства, позволит наиболее глубоко и детально проанализировать различные аспекты банкротства, а также выявить ряд проблем института банкротства в России и системно подойти к их решению.

Поскольку модель коммерческого предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства (предприятия-банкрота), можно считать производной модели бизнес-процесса предприятия, функционирующего в нормальном режиме, именно сравнительный анализ данных моделей поможет эффективнее достичь вышеуказанной цели моделирования.

Как было уже сказано выше, гражданско-правовой режим банкротства предусматривает четыре основные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Главным отличием последней процедуры (конкурсного производства) от трех других является то, что если каждая из первых трех процедур имеет своей целью сохранение предприятия с восстановлением его платежеспособности, то последняя процедура предполагает непосредственную ликвидацию должника с погашением его долгов. Очевидно, что цели предприятий, проходящих «восстановительные» процедуры, в некоторой степени соотносятся с целями нормально функционирующего предприятия. Законодательство в этом случае определяет некий «льготный режим» в процессе их функционирования. Специфика же ликвидационной процедуры такова, что цели и условия деятельности предприятия в конкурсном производстве коренным образом отличаются от целей и условий деятельности хозяйствующего субъекта вне банкротства. Кроме того, конкурсное производство всегда связано с явлением сложного переплетения интересов многочисленных прямых и косвенных участников данного процесса. Из всего сказанного выше следует, что процесс моделирования деятельности предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства, является актуальным и необходимым для выявления и постановки проблем, сопровождающих данный процесс, а также для поиска путей и способов их решения.

Для построения моделей бизнес-процесса работающего коммерческого предприятия и предприятия, признанного банкротом, применим метод SADT, разработанный Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) в 1973 г. Любая SADT-модель на диаграмме самого верхнего уровня представлена как «черный ящик». На этом этапе рассматриваемая система выделяется из окружающей среды и перечисляются все входы и выходы системы. Выходы системы в данной графической модели соответствуют слову «цель». Изначально при построении SADT-модели определяется точка зрения, с которой рассматриваются система и цель модели. От этой точки зрения будет зависеть определение главного выхода (цели) и построение дальнейшей иерархии диаграмм.

Диаграмма верхнего уровня A-0 бизнес-процесса коммерческого предприятия (рис. 2) показывает, что эта система имеет главной целью получение прибыли, для этого использует средства акционеров и другие инвестиции, функционирует в некоторой среде (рыночная, правовая, социальная среда) и по воле акционеров в условиях компромисса с внешней средой, с помощью коллектива людей, технологического процесса, а также некоторых других инструментов, движется по направлению к главной цели: получению максимально возможной прибыли — рассчитывается с прочими инвесторами по кредитам и займам, платит налоги, отчитывается перед государством.

Рис. 2. Диаграмма А-0: модель «черного ящика» бизнес-процесса коммерческого предприятия

На рисунке 3 изображена верхняя диаграмма SADT-модели коммерческого предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства. Сравнивая модели на уровне «черных ящиков» бизнес-процесса коммерческого предприятия и деятельности предприятия, признанного банкротом, следует отметить несколько принципиальных отличий:

1) точка зрения: SADT-модель бизнес-процесса коммерческого предприятия рассматривается с точки зрения акционеров (участников бизнеса), поэтому главным выходом бизнес-процесса указана «прибыль», а одним из главных управляющих воздействий — воля собственников. В момент, когда предприятие признается банкротом и в отношении него вводится процедура конкурсного производства, данное коммерческое предприятие более не рассматривается правом с позиции приоритета частных интересов собственников предприятия; акционеры (участники бизнеса) теряют большую часть своих прав по управлению предприятием и осуществляют их реализацию только через призму законодательства о банкротстве. Модель коммерческого предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства, имеет смысл строить с точки зрения кредиторов, в числе которых могут быть: государство в лице налоговой службы; работники должника; лица, требования которых вытекают из ответственности за причинение вреда жизни или здоровью; кредитные организации; лица, требования которых основаны на сделках гражданско-правового характера. И основные управляющие воздействия в рамках и формах, определенных законодательством, генерируют, соответственно, кредиторы;

Рис. 3. Диаграмма А-0: модель «черного ящика» коммерческого предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства

2) цели системы: если в условиях нормального функционирования коммерческого предприятия основные его цели — получение прибыли и развитие (для последующего увеличения прибыли), то в ходе конкурсного производства (с точки зрения кредиторов) — удовлетворение требований кредиторов и сопутствующая этому ликвидация коммерческого предприятия. Безусловно, общество в целом заинтересовано в передаче имущественного комплекса предприятия-банкрота эффективному собственнику, способному управлять им с должной степенью рентабельности, и это также можно считать одной из целей конкурсного производства должника, своеобразной миссией данной процедуры (по аналогии с менеджментом). Ведь, очевидно, что общество в целом выиграет от эффективного использования материальной базы банкрота в том же или новом производственном процессе.

Интересно проследить трансформацию целей, императивно определяемых окружающей средой, таких, как отчетность и налоги. Строя модель коммерческого предприятия, мы исходили из того, что без своевременной уплаты налогов и сдачи бухгалтерской, налоговой и прочей отчетности предприятие не сможет получать прибыль, так как по меньшей мере оно будет платить бесконечные штрафы и пени. В случае с предприятием-банкротом отчетность во многом сохраняет свою актуальность, хотя и несколько меняя свой состав. Точно также закон обязывает предприятие, признанное банкротом, начислять в ходе конкурсного производства налоги, но будет в данном случае некорректно ставить одной из целей конкурсного производства начисление и уплату налогов. Дело в том, что начисленные в ходе конкурсного производства налоги являются фактически требованиями кредитора, погашение которых и есть основная цель конкурсного производства. Другой вопрос, что согласно ст. 142 «Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства» Закона о несостоятельности (банкротстве) [3] задолженность по начисленным таким образом налогам не включается в реестр требований кредиторов и подлежит погашению за счет имущества должника, оставшегося после погашения требований кредиторов, включенных в реестр, что практически нереально. Практика российского банкротства, возможно, и знает какой-нибудь один не делающий статистики уникальный случай, когда в ходе конкурсного производства удалось погасить требования кредиторов всех очередей со всеми пенями и штрафами, а затем еще и требования, учитываемые «за реестром»;

3) входы системы: нормально функционирующее коммерческое предприятие имеет на входе бизнес-процесса денежные потоки, идущие из различных источников (средства участников бизнеса, займы и кредиты), которые материализуются внутри системы в виде основных средств, материалов и пр. Коммерческое предприятие, проходящее процедуру конкурсного производства, в общем случае не имеет никаких внешних источников финансирования. Конкурсному управляющему при движении к основной цели приходится работать с тем объемом разнородных активов (обычно не в денежной форме), который сложился к моменту признания должника банкротом;

4) управление: в условиях нормального хозяйствования направление деятельности коммерческого предприятия определяется волей собственников бизнеса и внешней средой. В процедурах банкротства судьбу предприятия определяют в основном кредиторы. При введении в отношении коммерческого предприятия двух основных процедур банкротства: внешнего управления и конкурсного производства, все органы управления должника теряют большую часть своих полномочий. Внешняя же среда является незыблемым ограничивающим и в то же время всеопределяющим фактором, актуальным для любых форм человеческой деятельности. Главные составляющие внешней среды — это правовое поле и рынок.

Банкротство является одной из самых сложных сфер экономической деятельности, затрагивающей сложнейшие вопросы социально-экономического и правового характера, и обычно ассоциируется с некоторым конфликтом интересов. На самом деле банкротство зачастую становится виртуальным «полем боя» интересов целого ряда лиц, относящихся к разным категориям участников экономической жизни. Здесь необходимо вспомнить одно из важнейших понятий системного анализа: перечень заинтересованных лиц. Только максимально учитывая интересы каждого из указанного списка, система может уверенно двигаться в направлении достижения цели. В перечень заинтересованных лиц рекомендуется включать: участников, как активных, т.е. тех, чьи действия потребуются при решении проблемы, так и пассивных — тех, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решения проблемы; в общем случае — лиц, интересы которых любым образом затрагиваются при решении поставленной проблемы. То есть слово «заинтересованный» следует понимать в широком смысле, поскольку в перечень заинтересованных лиц необходимо включить и тех, кто на самом деле не заинтересован в решении проблемы и будет сопротивляться возможным переменам. В нормальной деятельности хозяйствующего субъекта мы рассматриваем перечень заинтересованных лиц, представленный в таблице 1.

Таблица1

Перечень заинтересованных лиц

Заинтересованные лица

Род заинтересованности

Акционеры

Группа лиц, инвестировавших денежные средства в бизнес путем покупки акций, долей и т.д. с целью получить доход на вложенный капитал не ниже среднерыночного

Покупатели и заказчики

Только через удовлетворение их потребности в качественных товарах, услугах и высоком уровне сервиса по приемлемым ценам предприятие может рассчитывать на долю рынка и получение прибыли

Конкуренты

Будут сопротивляться появлению на рынке нового продавца повышением уровня сервиса, понижением цен реализации и проведением различных рекламных и антирекламных кампаний.
Только договорившись с ними путем создания ценового картеля или найдя другой консенсус, можно «спокойно» работать в направлении достижения главной цели

Государство и органы местного самоуправления

С одной стороны, заинтересованные в развитии бизнеса и создающие благоприятные условия для привлечения инвестиций в регион, а с другой стороны, (в лице контролирующих органов) осуществляющие надзор за деятельностью предприятия. Они предъявляют ряд требований по организации работы предприятия, неоднозначное выполнение которых может повлечь за собой отзыв лицензии, разного рода штрафы и т.д.

Банки и другие заимодавцы

Заинтересованы в возврате своих кредитов, займов и процентов; не рассчитавшись с ними, предприятие, скорее всего, будет признано банкротом, либо, в случае залога, останется без имущества. Это группа способна выступить перед общественностью против строительства каких бы то ни было объектов из экологических или других соображений

Люди, живущие в районе расположения предприятия или имеющие к этой территории какое-либо другое отношение

 

Коллектив людей - работников предприятия

Разработанный проект реально воплотить в жизнь только с коллективом людей, дорожащих своими рабочими местами, а это возможно только при установлении соответствующего уровня оплаты труда, благоприятного морального климата, нормального режима работы

 

Любое нормально работающее предприятие имеет подобный вышеприведенному состав перечня заинтересованных лиц (плюс-минус), и, несмотря на внушительное количество представителей данного списка и зачастую разнородность и противоречивость их интересов, баланс вполне возможен хотя бы из чисто психологических соображений: все лица из этого перечня исходят из того, что предприятие нормально функционирует, развитие ситуации и влияние ее на интерес конкретных лиц более-менее прогнозируемы. Очевидно, что большинство представителей вышеприведенного перечня лиц заинтересованы в стабильной и прибыльной работе предприятия.

Совсем другое дело — предприятие в кризисной ситуации и тем более — признанное банкротом. В данной ситуации значительная доля представителей перечня заинтересованных лиц сталкивается с целым рядом проблем: собственники — с потерей бизнеса; работники — с потерей работы и долгом по заработной плате; государство — с потерей налогоплательщика, недоимкой по налогам и дестабилизацией в социальной сфере. Что касается контрагентов должника, то для одних его банкротство может обернуться потерей покупателя, для других — поставщика, и те и другие могут быть кредиторами с риском никогда не вернуть свой долг. Указанная проблематика резко обостряет борьбу интересов, урегулировать которую, удержать ее в правовом русле и найти консенсус призвано в первую очередь законодательство о банкротстве как часть правового поля или окружающей среды предприятия-банкрота. Именно система законодательства обеспечивает четкий алгоритм действий арбитражного управляющего, узнающего в рамках, дозволенных законом, волю кредиторов и действующего с максимально возможным (согласно закону) учетом интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве и соответствующем арбитражном процессе. При составлении перечня заинтересованных лиц не следует забывать об арбитражном управляющем, являющимся ключевой фигурой в процессе банкротства и от надлежащей работы которого зависит достижение цели. Во многом именно арбитражный управляющий формирует мнение кредиторов и арбитражного суда, принимающих принципиальные решения в ходе процедур банкротства.

Важно отметить, что на рисунке 2 среди управляющих дуг не выделено управляющих воздействий арбитражного суда. Арбитражный суд, как и другой суд, относится к влияющим факторам внешней среды, так как является носителем судебной власти — явления правовой среды. В обычной деятельности любой организации нередко встречаются спорные ситуации, решение по которым принимает арбитражный суд, и эти решения будут обязательны для исполнения руководством предприятия независимо от воли собственников и других лиц, точно так же как и решения суда общей юрисдикции или мирового суда. Но эти факты единичны и они «тонут» в общем потоке других воздействий окружающей среды, поэтому судебную систему выработки решений можно было не включать (в целях упрощения) в систему предприятия, вынести ее в окружающую среду, а в систему предприятия «опускать» уже готовые, обязательные к исполнению управляющие воздействия. Дела о несостоятельности граждан и организаций занимают особое место в деятельности арбитражных судов. Это — наиболее сложная с процессуальной и материально-правовой стороны категория судебно-арбитражных дел. В процедурах банкротства в рамках арбитражного процесса арбитражный суд возбуждает дело, утверждает кандидатуру арбитражного управляющего, его вознаграждение, включает в реестр требования кредиторов и является органом, решающим все конфликтные ситуации, возникающие по данному делу о банкротстве коммерческого предприятия; его судебные акты обязательны для всех участников дела и арбитражного процесса по делу о банкротстве. Следует повторить, что арбитражный суд как власть может влиять на процедуры банкротства только через арбитражный процесс — правовой механизм, четко определенный системой права. Поэтому выработку арбитражным судом с помощью арбитражного процесса управляющих воздействий в адрес лиц, участвующих в деле о банкротстве мы отнесли к отдельной функции, входящей в систему предприятия-банкрота, что будет видно при дальнейшей декомпозиции модели.

Наконец, рынок, влияющий на бизнес-процесс нормально функционирующего предприятия через механизм ценообразования (основанный на соотношении спроса и предложения), аналогично влияет и на степень достижения цели предприятием, признанным банкротом. Именно рынок определяет: будет ли им востребовано имущество должника, реализуемое конкурсным управляющим, и если будет, то какова будет его стоимость. Объем выручки от реализации конкурсной массы во многом определяет степень достижения основной цели конкурсного производства;

5) механизмы реализации цели: в модели коммерческого предприятия нами были выделены следующие механизмы: организованный коллектив людей как один из наиважнейших факторов производства; собрание акционеров и инструменты финансового управления как механизмы управления; договорные отношения с разными юридическими и физическими лицами как форма организации работы с поставщиками, подрядчиками, клиентами. Все перечисленные механизмы актуальны и для модели коммерческого предприятия, проходящего процедуру конкурсного производства, с некоторыми корректировками и уточнениями: организованный коллектив людей трансформируется в конкурсного управляющего и лиц, привлекаемых им для осуществления своей деятельности; все остальное можно обозначить как механизмы, предусмотренные системой права. Очевидно, что и договорные отношения, и инструменты финансового управления, к которым были отнесены расчетный счет и касса предприятия, и собрание акционеров относятся к различным правовым (в основном гражданско-правовым) механизмам. Арбитражный процесс и собрание кредиторов также являются гражданско-правовыми механизмами, но с учетом их определяющей значимости при проведении процедуры конкурсного производства они были выделены в рассматриваемой модели в отдельные дуги.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобрышев А.Д., Лебедев Ю.О. Практическое пособие арбитражного управляющего: Науч.-практич. изд. — М.: Проект EuropeAid «Эффективность процедур банкротства», 2004. — 280 с.
2. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
3. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. — 2002. — № 209—210 (02 ноября).

Также по этой теме: