Выбор потребителя – высококачественная фототехника



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2012


Стеценко Ю.В.,
директор по коммуникациям Международного
института маркетинговых исследований «ГфК-Русь»


Компания GfK1 провела глобальное исследование рынка фототехники, показавшее следующие результаты.


В мире спрос на фотопродукцию стабилен. В первой половине 2012 г. рост продаж фотоаппаратов составил 17%. Особенно большой рост наблюдался в Турции, на Ближнем Востоке, в Африке, а также в Азии и Латинской Америке. Цифровые фотокамеры – основная товарная группа на рынке фототехники.


Во всем мире наблюдается снижение объемов продаж этой категории, особенно в Северной Америке. В то же время продажи в стоимостном выражении остаются стабильными. Это означает, что потребители все чаще покупают продукцию более высокого качества. Так, во всех странах был зафиксирован рост цен на уровне 8%.


По прогнозам GfK, в 2012 г. во всем мире будет продано140 млн фотокамер. Небольшое снижение количества проданных камер по сравнению с прошлым годом связано со стагнацией объемов продаж компактных камер.


Тем не менее статистика производства Японской ассоциации фотопроизводителей CIPA (Camera & Imaging Products Association) подтверждает общемировой рост в 3% за первые шесть месяцев этого года. В основном это связано с ростом продаж фотокамер со сменными объективами на 41%. Данные по производству компактных фотоаппаратов остаются относительно стабильными по сравнению с предыдущим годом. Причина в том, что в первые шесть месяцев наблюдался спад производства и, по всей вероятности, продавались товары со складов, которые в настоящее время снова пополнены. Статистика CIPA также сообщает о 23%-ном росте продаж сменных  объективов, что коррелирует с аналогичным ростом продаж, зафиксированным GfK.


Фотосъемка на мобильный телефон расширяет число покупателей
Смартфоны и телефоны с ограниченным набором функций смартфонов сильно влияют на спрос на  цифровые фотоаппараты. Мобильные телефоны не могут рассматриваться в качестве замены или конкурентов фотокамерам, зато они способствуют интересу к фотографии и таким образом расширяют круг потенциальных потребителей. Для продаж цифровых камер в будущем есть большой потенциал, и уже сейчас растет спрос на фотоаппараты более высокого качества.


В мире отмечается рост продаж мобильных телефонов с фотокамерой на 16%; четкая тенденция – рост смартфонов. В Западной Европе такого роста, как в мире в целом, не наблюдается, но перераспределение очевидно.



(1) GfK – одна из ведущих компаний мира на рынке маркетинговых исследований. 11 000 экспертов GfK ежедневно работают над тем, чтобы понять, как люди живут, о чем думают и что покупают более чем на 100 рынках по всему миру.



Все большее число покупателей выбирают смартфоны вместо телефонов с несколькими продвинутыми функциями, которые предоставляют все же меньше возможностей, чем смартфоны. В целом это ведет к росту рынка в стоимостном выражении. В Японии тенденции в продажах телефонов с фотоаппаратом в апреле-июне были негативными, но продажи фотоаппаратов оставались стабильными.


В некоторых ценовых категориях возможность фотосъемки мобильным телефоном снижает продажи компактных камер, но приводит к значительному расширению целевых аудиторий, таких  как потенциально заинтересованные фотографы.


Больше всех за зеркальный фотоаппарат платят китайцы
Особенно интересная ситуация на рынке цифровых фотоаппаратов сложилась в Китае, втором после Северной Америки рынке цифровых фотокамер. В Китае влияние мобильных телефонов гораздо сильнее, чем в других регионах мира, потому что в результате конкуренции на местном уровне средняя цена смартфонов там значительно ниже цен на цифровые фотоаппараты. Даже по сравнению со среднемировыми ценами цены в Китае значительно ниже. Вот почему очень  немногие китайцы решают приобрести компактный цифровой фотоаппарат.


Тем не менее в Китае особенно отчетливо можно видеть, что потребитель готов купить более качественный продукт. Жители «Срединного царства» тратят на покупку цифровой фотокамеры на 22% больше, чем в остальном мире. Это особенно ярко проявляется на примере компактных камер со сменной оптикой и зеркальных фотоаппаратов. В Китае зеркальные фотокамеры имеют долю до 18%, а в Японии, для сравнения, их доля составляет 10%, во всем мире (за исключением Северной Америки) – 12%. Это означает, что один из двух юаней, потраченных китайскими потребителями на покупку фотоаппарата, тратится на зеркальные фотоаппараты. С долей 51% от общего объема рынка фототехники в июле зеркальные фотоаппараты в Китае непобедимы. Для сравнения, их доля в Японии составляет 29%.


Дорогие модели приобретают все большее значение
Во всем мире компактные камеры без сменных объективов пострадали под влиянием мобильных телефонов. На этом рынке был зарегистрирован двузначный спад продаж. Положительным моментом является то, что в стоимостном выражении тенденция в продажах стабильна. Это объясняется тем, что в ценовой группе до 150 евро наблюдается спад на 16% в штуках, в то время как продажи фотоаппаратов с 10-кратным и большим зумом выросли на 27%. В секторе продуктов с ультразумом в целом был зарегистрирован рост на 21%. Ценовая группа, где продажи падают быстрее всего, – это группа 50–100 евро, в то время как ценовая групп более чем в 150 евро приобретает все большее значение во всем мире. Также продолжается рост популярности камер со сменными объективами. В 66 странах мира за первые шесть месяцев этого года было зафиксирован 16%-ный рост. Это означает 6%-ный рост для рынка зеркальных фотокамер, в то время как для компактных камер со сменной оптикой – плюс целых 50%. Текущие тенденции на рынке дорогостоящей продукции на рынке как камер со сменными объективами, так и компактных камер со сменной оптикой ведут к росту стоимости. Это стимулируется аксессуарами, спрос на которые также растет. Например, анализ рынка Германии показывает, что около 75% всех цифровых камер продаются в комплекте со сменными объективами, а также что 50% всех объективов продается вместе с фотоаппаратами.


На подходе фотоаппараты с функциями телефонов
Функционал компактных фотокамер с точки зрения технических приложений существенно расширяется: вопросы подключения, обмена данными и характеристик приобретают решающее значение. На выставке photokina, которая проходила в Кельне 18 сентября 2012 г., производители представили продукты, оснащенные Wi-Fi, быстрой передачей данных и системой распределения Android. Это означает, что до сих пор наиболее важный дифференцирующий признак между фотоаппаратами и мобильными телефонами с функцией фотосъемки, – т. е. проблема подключения и обмена данными, – теряет свою актуальность. Новое поколение фотокамер приобретает многие функции смартфонов, включая приложения и сенсорный экран, но основной акцент останется на качестве неподвижных и движущихся изображений, которые делают их более интересными для целевых аудиторий пользователей телефонов с возможностью фотосъемки и продвинутых фотографов.

22.01.2018

Также по этой теме: