Опубликовано в журнале "Советник юриста" №1 год - 2014
Давыденко Александр Викторович,
инспектор службы охраны
Центра специального назначения
вневедомственной охраны
МВД России, кандидат юридических наук
В статье рассматривается проблема предупреждения преступности несовершеннолетних правонарушителей, анализируются особенности их уголовной ответственности.
Преступность несовершеннолетних, как и проблемы ее предупреждения, всегда вызывала повышенное внимание. Молодое поколение является резервом социального развития, а нарушения уголовного закона несовершеннолетними свидетельствуют о недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Распространенность преступлений среди лиц 14–18-летнего возраста, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности.
На сегодняшний день преступность среди несовершеннолетних приобретает качественно новые черты и выходит на более высокий уровень общественной опасности [7]. В 2010–2011 гг. каждое 18-е (5,5%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их участии, в 2012 г. – каждое 20-е (5,1%) [11]. В 2011 г. несовершеннолетними и при их участии было совершено 71,9 тыс. преступлений, из которых 27,6 тыс. относятся к категории тяжких и особо тяжких; в 2012 г. – 64,3 тыс. и 14,5 тыс. соответственно [11]. При этом снижение криминальной активности несовершеннолетних за последние три года обусловлено скорее уменьшением их количества среди граждан Российской Федерации, чем повышением правосознания.
В результате проведенного нами исследования установлено, что в структуре преступности несовершеннолетних наиболее распространенными являются грабежи (18%), разбойные нападения (14%), а также причинение умышленного тяжкого вреда здоровью (13%) и убийства (9%) [11]. В места лишения свободы в 2012 году судами направлено около 2,5 тыс. подростков [12, c. 23–26].
Сегодня в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание в виде лишения свободы 2154 несовершеннолетних осужденных. Из них за кражу – 19,6% от общего числа осужденных; грабеж – 19,8%; разбой – 14,1%; убийство – 9,1%; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – 11,6%; изнасилование – 8,5%, за совершение прочих преступлений – 17,3% от общего числа осужденных.
Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы 96% воспитанников.
Значительная часть из них воспитывались в неполных семьях (49%); сиротами или лицами, лишенными родительского попечения, являются 19,2% осужденных.
Каждый четвертый несовершеннолетний осужденный не поддерживает социально-полезные связи с семьей. Многие родственники также не поддерживают с ними отношений: на краткосрочные свидания родственники не приезжают к 37% воспитанников, на длительные – к 42%. Каждый четвертый осужденный не получает посылок и передач [10].
В последние годы наметилась тенденция к снижению численности несовершеннолетних, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. В 2012 г. по учетам уголовно-исполнительных инспекций прошло 32 735 несовершеннолетних (в 2011 г. – 39 112 человек, в 2010 г. – 47 388 человек).
В первом полугодии 2013 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояли 9704 человека, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не достигших 18-летнего возраста. Основную массу из них составляют условно осужденные – 7847 человек (80,9%), осужденные к обязательным работам – 1197 человек (12,3%) и ограничению свободы – 514 человек (5,3%). Каждый пятый из них был ранее судим, 25% осуждены за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. В 2011 г. совершено 1726 повторных преступлений (уровень повторной преступности составил 4,41% от числа прошедших по учетам уголовно-исполнительных инспекций несовершеннолетних), в 2012 г. – 1157 (3,53%), в течение 6 месяцев 2013 г. – 358 повторных преступлений (1,72%).
Все большее распространение получают случаи совершения общественно опасных деяний, содержащих объективные признаки преступления, лицами в возрасте 12–13 лет, особенно в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью граждан, а также участия указанных лиц в преступлениях террористического характера. По данным официальной статистики, ежегодно в стране выявляется более 120 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем около 50 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста 14 лет, что исключает их уголовную ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации (далее – УК РФ).
Отсутствие сдерживающих факторов и либеральное законодательство, несовершенство законодательной базы в сфере профилактики подростковой преступности приводят к тому, что в последнее время практически во всех регионах страны отмечается рост числа убийств, совершенных подростками, не достигшими 14-летнего возраста. Педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов сходятся во мнении, что дети стали более жестокими и злыми, с каждым годом ситуация становится все хуже.
Одним из средств предупреждения преступности среди несовершеннолетних продолжает оставаться уголовная ответственность. Предпосылкой ее эффективности выступает дифференциация уголовной ответственности на законодательном уровне, которая актуальна в отношении несовершеннолетних ввиду необходимости учета особенностей их личности, обусловленных возрастом. Такая дифференциация должна опираться на научное обоснование возраста уголовной ответственности исходя из способности осознания уголовно-правовых запретов. В настоящее время в связи с отмечающимся омоложением преступности особенно важно исследовать механизмы формирования правосознания несовершеннолетних, обусловливающие с учетом возрастной специфики и сложившихся социальных условий адекватную оценку общественной опасности и запрещенности уголовно наказуемых деяний.
Это позволит целенаправленно воздействовать на таких лиц, четко устанавливать их вину, основание и пределы уголовной ответственности и наказания, обеспечивать их дифференциацию и индивидуализацию в соответствии с задачами и принципами уголовного права.
Важной задачей является анализ вопросов осознания уголовно-правовых запретов несовершеннолетними в зависимости от их возраста на основе учета социально-психологических факторов, обусловленных спецификой возрастного развития, а также их влияния на типовую степень общественной опасности личности и совершенных ими деяний. Это позволит обеспечить обоснованность и единообразие реализации уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Однако в силу формальной определенности уголовного права и индивидуальных социально-психологических особенностей самих несовершеннолетних специфику механизма осознания уголовно-правового запрета, его признаки достаточно сложно отразить в уголовно-правовых нормах. На сегодняшний день законодательно закреплен лишь возраст, основанный на презумпции того, что несовершеннолетние уже могут осознавать общественную опасность тех или иных преступлений (их перечень также определен законодательством) и должны нести уголовную ответственность за совершение преступления. Однако данная возрастная грань является достаточно условной.
По нашему мнению, недостатки уголовного законодательства в этой части могли бы быть сглажены разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации.
Но разъяснения высших судебных инстанций по данным вопросам вызывают справедливую критику ученых как противоречащие основным правовым принципам.
Например, высшими судебными инстанциями не делается разъяснений по вопросам, возникающим у судов при применении законодательства об ответственности несовершеннолетних, связанной с индивидуализацией наказания, в них содержательные аспекты индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних оставлены без должного внимания.
Также отсутствуют указания судам со стороны Верховного Суда Российской Федерации на необходимость учета конкретного возраста несовершеннолетнего правонарушителя при решении вопроса о его наказуемости.
Действующим законодательством предусмотрена возможность содержания в воспитательных колониях не только осужденных несовершеннолетних, но и лиц старше 18 лет, однако не более чем до достижения ими возраста 19 лет. Данное изменение было внесено в Уголовно-испольнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ) Федеральным законом от 22.12.2008 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» [1]. С 1997 г. в УК РФ действовала норма, позволявшая в целях закрепления результатов исправления, для завершения общего образования или профессиональной подготовки оставлять в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года.
Вместе с тем проблема перевода из воспитательной колонии в исправительную колонию лиц, достигших совершеннолетия, стоит весьма остро. Так, по мнению А. Датий, Е. Данилина, И. Сусловой, обязательность перевода 19-летних осужденных влечет за собой нарушение с их стороны правил внутреннего распорядка и даже совершение преступлений, для того чтобы заработать «авторитет», который якобы поможет им адаптироваться к условиям исправительной колонии, т. е. среди взрослых преступников. Дальнейшая жизнь лиц, переведенных из воспитательных колоний в исправительные колонии, все больше становится связанной с преступной средой [9, c. 15, 26]. В этой связи предлагается внести изменения в ст. 74 УИК РФ в части увеличения возраста осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, до окончания срока наказания.
Следует согласиться с мнением Е.А. Антонян о том, что вопрос оставления осужденных в воспитательных колониях является достаточно дискуссионным.
С одной стороны, за последние годы увеличился контингент взрослых осужденных с наиболее стойкой системой ценностей и норм поведения, содержание которых носит явно асоциальный характер. Именно этих лиц администрация исправительных учреждений стала привлекать и широко использовать в качестве актива, способного с помощью принуждения, устрашения самостоятельно решать многие вопросы жизни и быта в данных учреждениях. А с другой – оставление осужденных в воспитательной колонии направлено на то, чтобы закрепить профессиональную подготовку, а следовательно, не попасть в среду взрослых «криминально настроенных» лиц и не пополнить ряды рецидивной преступности [8, c. 10–13].
На наш взгляд, при решении вопроса о целесообразности предлагаемых изменений необходимо принимать во внимание, что увеличение числа осужденных, не являющихся несовершеннолетними (обладающих устойчивой системой ценностей, носящих антисоциальный характер), приведет к созданию условий для усиления их отрицательного влияния на несовершеннолетних осужденных.
В то же время Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [2] в УИК РФ внесены нормы, предусматривающие создание на территории воспитательных колоний изолированных участков, функционирующих в режиме исправительных колоний общего режима для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет (п. 9 ст. 74). Это, с одной стороны, позволяет обеспечить отбывание наказания лицами, достигшими совершеннолетия изолированно от несовершеннолетних, а с другой – не требует их перевода в исправительные колонии.
Каждый третий подросток, освобожденный из воспитательных колоний, совершает преступление вновь и приговаривается к лишению свободы. Доля таких лиц в 2012 г. составила 27% (в 2011 г. – 29%, 2010 г. – 30%). Более 60% всех рецидивных преступлений составляют кражи, грабежи или разбои. Основными причинами совершения повторных преступлений являются проблемы в трудоустройстве после освобождения и попадание в прежнюю асоциальную среду. Почти каждый второй несовершеннолетний, отбывший уголовное наказание в виде лишения свободы, испытал при трудоустройстве серьезные препятствия. Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [4], предусмотрено формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе системы социальной реабилитации несовершеннолетних и граждан, освобожденных из мест лишения свободы и осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, развитие механизмов ювенальной юстиции. Однако до настоящего времени нормативно не закреплен механизм социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы. В частности, порядок этой работы, источники ее финансирования, компетенция государственных органов законодательством не определены.
В силу ч. 5 ст. 181 УИК РФ возраст несовершеннолетних, направляемых к месту жительства в сопровождении родственников, иных лиц либо работника исправительного учреждения, ограничен 16 годами. Вместе с тем анализ практики применения действующего законодательства показывает, что существуют трудности, связанные с отправкой освобожденных несовершеннолетних в возрасте с 16 до 18 лет до места жительства. Например, сопровождение их к месту жительства.
Мы полагаем целесообразным внести изменение в УИК РФ, увеличивающее возраст освобожденных несовершеннолетних, которые направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работников исправительного учреждения, до 18 лет.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Вместе с тем в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не включены учреждения уголовно-исполнительной системы. В целях противодействия преступности несовершеннолетних представляется целесообразным включить в систему профилактики учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные.
По нашему мнению, это позволит усилить эффективность взаимодействия учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повысить уровень защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.04.2013 № 6 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» [5] изменена редакция абз. 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее – Постановление Пленума) [6]. В соответствии с ним судам предписано не применять положения ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ о замене наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы к тем категориям несовершеннолетних осужденных, которым в соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
На наш взгляд, неприменение положений ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ к отдельным категориям несовершеннолетних осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, исключает возможность реального исполнения наказания.
Это обстоятельство не дает возможность привлечения к ответственности за уклонение от отбывания уголовного наказания указанной категории осужденных, повышает риск совершения ими повторных правонарушений и преступлений.
Так, при проведении исследования нами установлено, что в течение четырех месяцев 2013 г. 11 несовершеннолетних осужденных, в отношении которых судом было отказано в замене неотбытой части наказания лишением свободы на основании положений ч. 6 ст. 88 УК РФ, совершили вновь преступления.
Мы полагаем, что вопросы неприменения судами положений ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 5 ст. 53 УК РФ к отдельным категориям несовершеннолетних осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания, нуждаются в дальнейшем правовом регулировании путем внесения изменений в положения Постановления Пленума.
Кроме того, в целях согласования указанных выше положений с ч. 6 ст. 88 УК РФ необходимо, по нашему мнению, ст. 88 УК РФ дополнить примечанием, что положение ч. 6 настоящей статьи в части неназначения несовершеннолетним осужденным наказания в виде лишения свободы не применяется в отношении лиц, злостно уклоняющихся от отбывания наказания в виде обязательных, исправительных работ или ограничения свободы.
Таким образом, исследуемые в статье проблемы актуальны как в теории уголовного права, так и в правоприменительной деятельности.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 22.12.2008 № 261ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52. – Ст. 6216.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 08.12.2003 № 161ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 50. – Ст. 4847.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3127.
4. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение от 17.11.2008 № 1662-р [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
5. Российская Федерация. Верховный Суд. Постановление Пленума от 02.04.2013 № 6 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 2013. – № 74.
6. Российская Федерация. Верховный Суд. Постановление Пленума от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее – постановление Пленума) [Текст] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2011. – № 4. – С. 23.
7. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Доклад «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и проделанной работе по их укреплению за 2012 год» [Текст] // Российская газета. – 2013. – 22 апреля.
8. Антонян Е. А. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних [Текст] / Е. А. Антонян // Уголовно-исполнительное право: экономика, управление. – 2006. – № 6. – С. 10–13.
9. Данилин Е. Гуманизация условий отбывания наказания [Текст] / Е. Данилин, А. Датий, Е. Суслова // ЭЖ–Юрист. – 2012. – № 30. С. 15, 26.
10. Осужденные и содержащиеся под стражей в России (по материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12–18 ноября 2009 г.) / под общ. ред. Ю. И. Калинина, под науч. ред. В. И. Селиверстова. [Текст]. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Юриспруденция, 2012.
11. Состояние преступности в России [Электронный ресурс] / Официальный сайт МВД России / URL mvd. ru/presscenter/statistics/
12. Состояние преступности в России за 2012 год [Текст] / ГИАЦ МВД России, 2013. – С. 23–26.