Оценка новых видов рисков в финансовом менеджменте



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2015


Шестакова Е.В.,
кандидат юридических наук, генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»



Бизнес-отношения не стоят на месте, одни компании терпят фиаско, другие, наоборот, в условиях кризиса вырываются в лидеры. Но, чтобы преуспеть, необходимо чувствовать последние тенденции, успешно ориентироваться в последних тенденциях и выстраивать концепцию развития компании в соответствии с последними рисками.


Современные риски холдинговых структур
Многие российские компании выстраивают свою структуру по типу холдинговых структур. Долгое время холдинговая структура позволяла успешно перераспределять финансовые потоки в низконалоговые юрисдикции, использовать защиту конечного бенефициара в офшорах. Однако в последнее время вопрос перераспределения денежных средств за рубеж и оставления части прибыли за рубежом требует более детальной проработки и решения, поскольку с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» существуют риски дополнительного налогообложения:
– 20% для юридических лиц;
– 13% для физических лиц.


Контролирующим лицом иностранной организации признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет либо более 25%, либо более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50%.


То есть разработан так называемый механизм репатриации прибыли. Целью данного Закона было «создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций».


Однако группы компаний, образующие холдинговую структуру, в настоящее время сталкиваются со следующими рисками:
– дополнительное обложение страховыми взносами;
– необходимость подачи дополнительных сведений в налоговый орган;
– раскрытие информации о конечном бенефициаре.


Каким образом нивелировать данные риски?


Необходимо разработать и использовать стратегию, позволяющую не попасть холдингу под ограничения контролируемых иностранных компаний.


1. В связи с наличием в законодательстве ограничений участия в иностранных организациях, компании могут предусмотреть снижение доли участия, например, до 24% в отношении физических и юридических лиц.


2. Вторым вариантом, который является более рискованным с налоговой точки зрения, является регистрация компаний в тех юрисдикциях, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения и которые неохотно предоставляют информацию о бенефициарах.


3. Третьим вариантом, который является наиболее предпочтительным с точки зрения государства, является возврат капиталов и регистрация компании в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба уже зафиксировала ряд подобных случаев реорганизации компаний.


4. Уход от российского резидентства также позволяет минимизировать риски доначисления налогов. В частности, необходимо исключить критерии, определенные в ст. 246.2 НК РФ, например орган управления должен быть расположен на территории иностранного государства. Для этого достаточно, чтобы большинство заседаний совета директоров были выездными, а исполнительный орган не осуществлял свою деятельность в отношении организации из Российской Федерации. Также целесообразно назначить руководителей, которые будут осуществлять свою деятельность не в России, а за рубежом, при этом использование «номинальных директоров» в законе никак не регулируется.


Таким образом, необходимо разработать и реализовать стратегию развития холдинга с целью минимизации рисков контролируемых иностранных компаний и доначисления налогов.


Однако, безусловно, холдинги в условиях кризиса сталкиваются и с другой проблемой – потерей управляемости, усугублением ситуации с корпоративными спорами и конфликтами, а также в части распределения и расходования финансов.


Причинами потери контроля над финансами являются:
– общая неблагоприятная экономическая ситуация;
– увеличение тенденций «борьбы за власть» между топ-менеджерами холдинга;
– нехватка денежных средств на расчетных счетах;
– наличие подразделений, которые требуют дополнительного финансирования за счет займов у более успешных подразделений, которые приносят основную прибыль холдинговой структуре;
– снижение рентабельности продаж.


Проблему распределения и расходования финансов в холдинговой структуре в условиях кризиса можно решить следующим образом.


1. Необходимо установить контроль над расходованием средств, что можно сделать либо путем централизации, либо путем децентрализации казначейских функций.


Централизованное казначейство характеризуется жесткой централизацией финансового управления в головной организации. Как правило, в этом случае дочерние компании лишены права проведения платежей. Все платежи проводит головная организация. При таком подходе полностью исключаются несанкционированные платежи дочек, а головная компания может распоряжаться всеми финансовыми средствами холдинга. Но нагрузка на специалистов головной компании возрастает, а самостоятельность и динамичность дочерних компаний снижаются.


Поэтому подобный вариант подходит только для не очень крупных холдингов.


Децентрализованное казначейство предполагает самостоятельность в финансовом управлении всех дочерних предприятий холдинга. В этом случае головная организация периодически (один раз в месяц, квартал) собирает информацию по движению денежных средств и остаткам в дочках.


При таком подходе холдинг теряет свои преимущества по использованию внутренних резервов оптимизации и сильно зависит от квалификации управленческого персонала дочерних компаний. Поэтому указанный вариант подходит для холдингов, состоящих из крупных, независимых компаний и с грамотно выстроенной надежной структурой управления.


2. Надлежит пересмотреть финансовый центр холдинга.


На практике распространены холдинги с одним или несколькими финансовыми центрами.
Формирование финансового центра может осуществляться в основном месте ведения бизнеса. Мировые финансовые центры – Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др. До Первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон. После Первой мировой войны ведущий мировой финансовый центр переместился в США. С 1960-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было ослаблено, так как возникли новые центры – в Западной Европе и Японии.


Формирование финансового центра в месте, наиболее благоприятном для ведения бизнеса, позволит получить дополнительное кредитование, избежать санкций, повысить имидж бизнес-корпорации и выйти на новый уровень.


3. Необходимо формировать центры ответственности.


Многие холдинговые структуры не формируют и специально не организовывают центры ответственности, однако организация подобных центров позволит четко организовать процесс финансирования, закупок и распределения прибыли.


Центры ответственности принято классифицировать по тем критериям, которые применяются для оценки эффективности деятельности соответствующих подразделений:
1) центр доходов (подразделение, специализирующееся именно на извлечении дохода, например, отдел продаж; критерий эффективности – получаемый доход);
2) центр расходов (подразделение, деятельность которого не предусматривает самостоятельного извлечения дохода, например производственный цех; критерий эффективности – объем и качество работ);
3) центр прибыли (хозрасчетное подразделение, самостоятельно отвечающие как за свои доходы, так и за свои расходы; критерий эффективности – полученная прибыль);
4) центр инвестиций (иначе – венчур-центр, в частности головная холдинговая компания является центром инвестиций; критерий эффективности – рентабельность инвестиций).


К рискам во время кризиса можно отнести и риск потери управляемости холдингом, когда каждый топ-менеджер захочет «оттянуть одеяло на себя» и образовать собственную компанию на базе холдинговой единицы. Реально существующие холдинги почти никогда не имеют идеальной древовидной структуры. Напротив, дочерние подразделения реального холдинга нередко связаны сложнейшей сетью отношений взаимного владения, во многих из них имеются доли миноритарных акционеров, независимых от холдинга, и т.д. Причинами этого обычно являются разного рода исторические события и тактические соображения, но иногда – и корыстные интересы менеджеров, не заинтересованных в прозрачности холдинга или в установлении эффективного контроля владельцев над своей деятельностью.


Такая запутанная структура владения чревата потерей управляемости и конфликтами внутри холдинга. Для снижения рисков можно рекомендовать:
1) реорганизацию холдинга с целью защиты инвестиций;
2) установление в каждой бизнес-единице контроля мажоритарных акционеров;
3) максимальную прозрачность и простоту в построении холдинговой структуры.


Еще одним риском холдингов является риск снижения доходов учредителей и акционеров.


Конечно, данный риск может быть несущественным для большинства работников, поскольку никак не связан с их собственной заработной платой. Вместе с тем, именно данный риск представляет наибольший интерес для большинства учредителей и акционеров.


С 2015 г. повышена ставка НДФЛ по доходам в виде дивидендов. Раньше в ст. 224 НК РФ был специальный п. 4 (ставка по дивидендам установлена в размере 9%). Теперь он утратил силу, в связи с чем налогообложение дивидендов физических лиц осуществляется по общей ставке 13%. В отношении таких доходов налоговые вычеты не применяются. Соответствующие изменения внесены в гл. 23 НК РФ. В этой связи снижение данного риска возможно, например, путем реорганизации холдинговой структуры. Так, если компания Германии владеет 10% и более уставного или складочного капитала российской организации (выплачивающей дивиденды) и эта доля составляет не менее чем 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях, то применяется ставка налога 5%.


Также возможно перечисление дивидендов в другую компанию. Для российских компаний – получателей дивидендов, которые отвечают определенным критериям, ставка налога по таким доходам составляет 0%.


Ставка 0% действует, если получатель дивидендов на день принятия решения о выплате дивидендов владеет на праве собственности (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ):
– 50% и более вкладов (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации;
либо
– депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, сумма которых соответствует не менее 50% общей суммы выплачиваемых дивидендов.


При этом период владения должен составлять не менее 365 календарных дней и быть непрерывным в течение этого срока.


Еще одним вариантом предоставления денежных средств учредителю является заем с последующим зачетом встречных обязательств. Проценты по договору займа относятся к доходам заимодавца (п. 1 ст. 346.15, п. 6 ст. 250 НК РФ). Соответствующие доходы учитываются в целях налогообложения на момент фактического поступления средств в уплату процентов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Заем может быть предоставлен только в безналичной форме. Предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора займа между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).


Таким образом, следует обратить внимание, что в 2015 г. появились новые риски для холдингов, такие как риск доначисления налогов контролируемым иностранным компаниям, увеличение ставки налогообложения НДФЛ с дивидендов. Кроме того, усилились внутрикорпоративные риски, риски, связанные с расходованием денежных средств.


Риски финансирования компаний в условиях высокой ключевой ставки
Еще одной важной проблемой является проблема получения доступных кредитов и займов на развитие, для целей повышения капитализации, открытия новых направлений бизнеса.


Длительное удержание высокой ключевой ставки однозначно не стимулирует развитие новых производств. По высокой ставке можно перекредитоваться на короткий промежуток времени – до тех пор, пока не спадет паника и рынки не вернутся к привычным процентным уровням. Но развивать бизнес при такой стоимости денег возможно только в случае полного перекладывания на покупателя своих возросших затрат, т.е. постоянно повышая стоимость продукции. Это вызывает инфляцию. Сегодня банки, предлагая кредиты под 20–25%, фактически поставили крест на развитии новых бизнес-направлений и реализации новых проектов, на которые у компаний не хватает собственных средств.


Каким образом справиться с подобным риском?


Многие компании поняли положительный эффект от финансирования за рубежом. Например, использование европейских юрисдикций позволяет получить кредиты под libor +2%.


Однако в условиях кризиса европейские банки отказываются от совместных проектов и кредитования.


В этой связи многие компании обращают внимание на Восток, например продают долю на рынке китайским компаниям, выходят на IPO.


Развитию предпринимательства будет способствовать внесение изменений в методику расчета субсидий. Поскольку процентная ставка по кредитам зависит от ключевой ставки ЦБ РФ, то и размер субсидий по уплате процентов должен исчисляться от нее, а не от ставки рефинансирования. В этой связи получение субсидий всегда оценивалось бизнесом с точки зрения выгоды.


К сожалению, при отсутствии денежных средств многие компании вынуждены переходить на неденежные расчеты, например, бартер.


Договор мены (бартерный обмен, бартер, мена) – вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берет на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).


Под бартером или бартерным обменом понимают такой договор мены, при котором происходит переход права собственности на объекты договора между его сторонами без использования средств платежа (например, денег). Обычно бартерный обмен понимают как обмен правом собственности на вещи; товарами, услугами с участием юридических лиц.


Использование собственных ресурсов позволит пережить кризис.


Кроме того, возможно реализовать основные средства, нематериальные активы для получения собственных средств для финансирования проектов.


Но в целом высокая ключевая ставка снижает бизнес-активность, и многим компаниям в условиях кризиса приходится «заморозить» различные перспективные проекты.


Риск повышения налоговой нагрузки
В настоящее время наблюдаются две разновекторные тенденции: введение моратория на повышение налогов и налоговые проверки.


В частности, в ряде регионов введены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, с 2016 г. вступает в силу мораторий на проведение различного рода плановых проверок малого бизнеса. Однако существует и противоположная тенденция: повышение налогового бремени.


Повышение налогового бремени выражается в введении новых налогов, таких как торговый сбор. Согласно ст. 410 НК РФ торговый сбор устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).


Кроме того, в 2015 г. многие компании и индивидуальные предприниматели ощутили на себе значительное повышение налога на имущество и земельного налога, что произошло в связи с переоценкой кадастровой стоимости земли.


На практике можно привести примеры, когда компании, занимающиеся сельским хозяйством, например, поставкой травы для кроликов, уплачивали земельный налог в прошлом году в размере 75 000 руб., а в 2015 г. вынуждены уплачивать 3 млн руб. земельного налога. При этом землю, находящуюся в собственности, продать также невозможно, поскольку она не будет приносить прибыли, сопоставимой с налоговым бременем.


В этой связи многие компании пытаются снизить налоговое бремя путем налоговой оптимизации.


Существует несколько подходов к налоговой оптимизации.


I. Использование низконалоговых и офшорных юрисдикций.


Под офшорными зонами обычно подразумеваются территории государств или их части, в пределах которых действуют особые безналоговые режимы деятельности компаний. При этом компании, зарегистрированные в офшорных зонах, могут пользоваться своим офшорным статусом только при условии неосуществления своей деятельности на территории страны, которая их зарегистрировала.


Наиболее известными офшорными юрисдикциями являются: БВО (BVI), Сейшелы, Белиз, Доминика, Панама, Невис. Эти страны часто называются «классическими офшорами».


Однако подобные юрисдикции используют совместно с европейскими юрисдикциями, поскольку перевод денежных средств в подобные юрисдикции чреват валютными рисками или рисками налоговых проверок.


В низконалоговых зонах, в отличие от офшорных, предусмотрены требования о сдаче отчетности, и зачастую – требования о прохождении аудита. Вместе с тем, компании при соблюдении определенных условий также могут пользоваться существенными налоговыми льготами. Со стороны правительств этих стран контроль за деятельностью компаний более жесткий, чем в классических офшорных юрисдикциях, а реестр директоров и акционеров является, как правило, открытым. Однако имидж компаний, зарегистрированных в этих юрисдикциях, существенно выше, чем у компаний из классических офшорных юрисдикций.


К низконалоговым юрисдикциям относятся Кипр, Гонконг, Великобритания, Дания, Швеция и некоторые другие.


Подобный подход используют компании, имеющие международные контракты и постоянную прибыль.


II. Договорной подход.


Широко известны следующие схемы оптимизации налогообложения при помощи посредников:


1. Взаимосвязанные компании заключают договор комиссии. Комитентом является иностранная фирма (из страны, с которой Россия заключила соглашение об избежании двойного налогообложения), которая, в свою очередь, перекладывает налоговые обязательства на офшорную компанию. У российской же компании налогом облагается только минимальное комиссионное вознаграждение.


2. Компания достигает отсрочки уплаты НДС с помощью заключения вместо договоров купли-продажи агентских договоров.


3. Торговая организация, применяющая «упрощенку» (комиссионер) вместо договора-купли продажи, заключает с поставщиком (комитентом) договор комиссии. Тем самым она показывает в составе выручки лишь комиссионное вознаграждение, что позволяет облагать единым налогом лишь прибыль, а также дольше оставаться в пределах законодательно установленного лимита по выручке.


4. Комитент передает продукцию комиссионеру для реализации с минимальной наценкой. При этом сумма комиссионного вознаграждения устанавливается максимальная. Это выгодно холдингу, так как комиссионер применяет упрощенную систему налогообложения.


Данный подход может использоваться практически во всех компаниях и может применяться ко всем видам договоров: например, при сдаче в аренду имущества можно переложить уплату налогов на арендатора, при продаже программного обеспечения структурным подразделениям холдинга можно использовать льготную ставку по НДС.


III. Использование льгот в налогообложении.


Оптимальным подходом в налоговом планировании является использование льгот в налогообложении.


Например, вводятся с 2016 г. льготы в отношении индивидуальных предпринимателей.


Льготы применяются и в отношении движимого имущества, которое было поставлено на учет после 2013 г.


Существуют льготы и в отношении экспортного НДС, по отношению к экспортным операциям применяется 0% НДС.


IV. Использование особых экономических зон.


В России можно также применять преимущества ОЭЗ.


Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.


Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5–10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
– имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
– указанное имущество находится на территории зоны;
– имущество фактически используется на территории зоны.


Также преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.


На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5–10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.


Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.


В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статьей 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011–2019 гг. для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.


В свободной экономической зоне могут устанавливаться прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны до 49 лет.


Также расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.


Риски, связанные с введением санкций
От санкций пострадали не только иностранные компании, но и многие российские. Связано это с невозможностью получения доступных кредитов и займов, невозможностью реализации своей продукции, особенно если говорить о продукции двойного налогообложения. Проблемы возникли и у перевозчиков продуктов питания, ведь санкционные продукты питания стали попросту уничтожаться на границе РФ.


Однако мнение российских компаний в отношении рисков неоднозначно.



Каким образом можно снизить риски, связанные с санкциями?


Существует несколько способов.


1. Признание санкций форс-мажором.
При признании санкций форс-мажором возможно избежать административных санкций, снизить риски штрафов и возмещения убытков контрагентам.


Долгое время санкции не признавались форс-мажором. Однако недавно Минфин России высказался, что санкции все-таки могут быть признаны форсмажором. Введение иностранным государством ограничительных и запретительных мер может быть признано ТПП России форс-мажорными обстоятельствами, освобождающими от административной ответственности (письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).


2. Разработка стратегии дальнейшего развития компании.
Приведем примеры некоторых стратегий:
– отказ от дальнейшего развития;
– замена поддерживающей организации, поставщиков на российских;
– переход на российский аналог;
– использование аналога из другой страны, взаимодействие с восточными партнерами, например Китаем;
– разработка собственных новых товаров и услуг.


Для многих компаний затруднительной задачей является задача смены поставщика. Для того чтобы сменить поставщика или покупателя, часто необходимо провести маркетинговое исследование, посмотреть, какие товары-заменители имеются на рынке, кто заинтересован в покупке товаров.


Также можно подумать над организацией компании в иностранной юрисдикции, которая относительно лояльно подходит к санкциям.


Сегодня российские компании также ищут альтернативные пути финансирования, например вместо поставок немецкого оборудования прибегают к поставкам китайских станков и оборудования, аналогичная ситуация складывается и в отношении финансирования.


Многие боятся дефолта и кредитных рисков, которые могут возникнуть по уже существующим кредитам. Кредитный риск, рожденный из санкций, – риск массовых дефолтов по внешним долгам. Причина – запрет доступа крупнейших российских заемщиков к рефинансированию на международных рынках капитала. Но с подобным риском в некоторых случаях бороться не нужно, поскольку банк вряд ли будет объявлять дефолт, рискуя потерять деньги, и в настоящее время такая практика отсутствует. Поэтому не так страшны риски санкций, как их рисуют…


Усиление влияния нефинансовых рисков
В последнее время нефинансовые риски имеют даже большее значение, чем финансовые. Нефинансовые риски (Non-financial risks) – риски, при которых мерой ущерба или выгоды служит не только прямое влияние на прибыль/издержки и стоимость акций, но и воздействие на репутацию компании и развитие ее человеческого капитала, а также на общую социально-политическую ситуацию в регионе и стране в целом. К нефинансовым рискам относятся политические, социальные, репутационные, экологические риски, риски государственного регулирования и корпоративного управления и др.


Чтобы было понятно, какова роль этих рисков, приведем конкретные примеры.


П р и м е р 1
Инвестор вложил 1 млн долл. в строительство, однако строительство было осуществлено с нарушениями. В результате объект не был принят госкомиссией и не может приносить прибыль.


Одновременно компания имеет лицензию на недропользование. Но при разработке карьера была осуществлена незаконная вырубка леса, в результате наложен штраф 500 000 руб.


Как можно было эти риски избежать?
1. Продумать все негативные последствия.
2. Рассчитать возможные штрафы и пени.


П р и м е р 2
Компания несвоевременно выплачивала заработную плату, между топ-менеджерами возникали конфликты. В результате возникла забастовка, которая обошлась компании в 700 000 руб.


Как можно было избежать подобных проблем?


Во-первых, необходимо планировать доходы и расходы, а также риски.


Во-вторых, нужно разработать механизм управления корпоративными конфликтами, такой механизм, как и практика отказа от забастовок могут быть прописаны в коллективном договоре.


В-третьих, сегодня за рубежом распространены социально-корпоративные технологии.


К социально-корпоративным технологиям также относятся:
1) разработка внутрифирменного механизма мотивации труда. Технология предусматривает, в частности, такие промежуточные звенья, как:
- создание мотивирующей модели оплаты труда;
- создание обучающей системы для работников предприятия;
- создание системы внутрифирменных источников инвестирования и т.д.;
2) разработка внутрифирменного механизма мотивации социальной деятельности работников предприятия. В свою очередь, эта технология предусматривает:
- институциональное оформление корпоративной идеи;
- создание системы поиска и обновления стратегических целей корпорации;
3) корпоративное образование.


П р и м е р 3
Компания заключила договор поставки, но комплектующие не были доставлены поставщиком вовремя. В результате в компании была ситуация простоя, когда была выплачена заработная плата в размере 1 200 000 руб.; кроме того, покупатель предъявил санкции в размере 200 000 руб.


Каким образом можно было предусмотреть подобные риски?


Во-первых, необходимо тщательно выбирать контрагентов.


Во-вторых, необходимо иметь альтернативных контрагентов, к которым всегда можно обратиться в случае рисков неосуществления поставок.


Но как можно снизить подобные риски в целом?


Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е.:
– определение потенциальных зон риска;
– выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
– прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.


На основе рисков необходимо оценить их финансовую оценку.


Суть статистических методов оценки риска заключается в определении вероятности возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д.


Аналитические методы позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов.


Ну и самый простой вариант – планировать риски и оценивать факт наступления рисков в денежном эквиваленте.


Также существуют риски, которые сложно оценить и снизить их негативное влияние.


К таким рискам относятся, например, санкции.


Например, обозреватель журнала «Взлет» Александр Велович обращает внимание на то, что дальнейшие санкции западных стран в отношении авиационной промышленности России вряд ли стоит рассматривать лишь в контексте компании «Гражданские самолеты Сухого».


Если санкции действительно распространятся на сферу гражданской авиации, просто встанет весь воздушный транспорт России, предупреждает эксперт.


«90 процентов пассажиропотока в России перевозится на самолетах Boeing и Airbus. Если уж совсем все будет плохо, то введением санкций западные страны могут просто воспрепятствовать эксплуатации всего авиационного парка российских авиакомпаний», – объясняет Велович.


Широкоизвестная компания Shell не смогла просчитать все риски, связанные с работой в Нигерии. Компания оказалась втянутой в настоящую войну между правительственными войсками и племенами, требовавшими свою долю при освоении нефтяных богатств на территории их проживания.


В 2003 г. компания вынуждена была свернуть добычу нефти на части добывающих мощностей. Из-за взрыва нефтепровода в 2005 г. объем нефтедобычи сократился на 180 тыс. баррелей в день и компания не выполнила свои обязательства перед клиентами. В начале 2006 г. после нападения повстанцев из «Движения за освобождение дельты Нигера» Shell заявила о своем уходе из страны.


Таким образом, не всех рисков можно избежать, не все болезни можно вылечить...


Но можно рекомендовать следующее:


Во-первых, необходимо все риски просчитывать заранее в денежном эквиваленте.


Во-вторых, те риски, которые нельзя просчитать, нужно взвесить еще более детально, поскольку они могут негативно отразиться на всей деятельности компании.


В-третьих, если риски нельзя оценить в рублях, это не значит, что их нет, и необходимо риски привязать к любой денежной оценке.


В заключение нужно отметить, что с развитием цивилизации, бизнес-отношений, обострением политической ситуации возникают все новые и новые риски.


Но важно то, как их преодолеть, какие методы использовать для того, чтобы снизить негативное влияние обстоятельств и выйти из любой ситуации победителем.


Литература
1. wikipedia.ru
2. inosmi.ru/
3. lenta.ru
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

12.04.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста