Концептуальные основы анализа финансового состояния в системе корпоративного менеджмента: теория и практика



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №3 год - 2017


Губанов Р.С.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики,
менеджмента и маркетинга Рязанского института (филиала) Московского
политехнического университета, старший научный сотрудник Центра
отраслевой экономики Федерального государственного бюджетного
учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт»


В статье рассматриваются цели, задачи, организационные условия проведения анализа финансового состояния на уровне корпораций. Исследуется категориальный аппарат концептуальных основ анализа финансового состояния.Анализируются различные методики расчета финансовых коэффициентов с учетом существующих стандартов их значений, разработанных в развитых странах. Определяется характер влияния результатов финансового состояния корпораций на стабилизацию и дальнейшее развитие экономики России.


Анализ финансового состояния – это сложившийся в современном мире бизнеса атрибут оптимизации экономических отношений, формируемых в рамках инновационного развития предпринимательства, необходимый для оценки текущего состояния платежеспособности компании, перспективного планирования стратегии финансовой устойчивости ее функционирования, анализа финансовой независимости от внешних контрагентов и являющийся инструментом привлечения средств инвесторов для достижения главных стратегических ориентиров.


Корпоративный менеджмент обладает всеми необходимыми стратегическими возможностями рационального управления финансовыми ресурсами. Последние, как известно, обладают свойством ограниченного использования в силу дефицита денег в обращении и редкости материально-технических, товарных и производственных ресурсов. Однако ффективность корпоративного менеджмента может быть определена только при наличии организованной в компании системы анализа финансового состояния как главного индикатора ее платежеспособности и финансовой независимости.


Анализ финансового состояния в современной системе корпоративного управления являет собой уникальную стадию общего финансового анализа хозяйствующего субъекта, который эволюционно формировался в силу специфических условий развития экономики нашей страны.


В начале XX в. финансовый анализ сформировался как элемент финансового менеджмента, основной упор в котором делался прежде всего на законодательных аспектах налогообложения, формировании новых фирм и различных типах ценных бумаг, выпускаемых для привлечения капитала.


К концу 50-х годов XX в. сформировался современный финансовый менеджмент, когда в корпорациях возникла потребность в теоретическом обосновании финансовых решений [9].


В XXI в. российская практика финансового анализа реализуется под влиянием зарубежных теорий. Например, широко применяется модифицированная с учетом фактора затрат финансовых затруднений теория Модильяни–Миллера.


Данная гипотеза в области финансового анализа утверждает, что [3]:
– наличие определенной доли заемного капитала идет на пользу фирме;
– чрезмерное использование заемного капитала приносит фирме вред;
– для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заемного капитала.


Вполне очевидно, что все эти принципы финансового анализа характерны не только для фирмы как хозяйственной единицы, специализирующейся на извлечении прибыли из организованного бизнеса, но и для современных корпораций, создаваемых не только в целях коммерциализации результатов новых проектов, но и для достижения интегрального эффекта, который складывается из бюджетных и социальных выгод.


По нашему мнению, корпорация – система экономико-правовых отношений, закрепленная в форме частного института взаимодействия бизнеса и государства в условиях нестабильности рынка и неопределенности экономического развития. Ее функционирование нацелено на экономические и социальные эффекты, несмотря на подверженность значительному числу финансовых потерь в свете высокой конкуренции и неопределенности рынка сбыта продукции, работ и услуг. Это предопределяет роль постоянного мониторинга и анализа финансового состояния в корпоративном механизме хозяйствования.


Исследования позволяют утверждать, что финансовый анализ является наиболее важным элементом финансового менеджмента и аудита. Современная финансовая среда бизнеса использует методы финансового анализа для принятия управленческих решений по оптимизации своих интересов. В системе корпоративного менеджмента собственники анализируют финансовое состояние для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы; кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам; менеджеры осуществляют ряд аналогичных процедур для принятия обоснованных управленческих решений по улучшению финансового состояния организации.


Важно исследовать категориальный аппарат, определяющий роль и сущность анализа финансового состояния, в связи с чем обратимся к взглядам российских экономистов.


По мнению Т.У. Турманидзе, финансовый анализ – это метод оценки и прогнозирования финансового состояния организации на основе его бухгалтерской отчетности [10].


По мнению В.Р. Веснина, финансовое состояние контролируется с помощью бюджета или сметы. Объектами изучения здесь являются надежность источников денежных средств и обоснованность предстоящих расходов [4].


Ученые и экономисты предлагают различные методики финансового анализа. Но поскольку детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения, то логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры, для которой характерны экспресс-анализ финансового состояния и детализированный анализ финансового состояния.


Целью экспресс-анализа финансового состояния корпорации является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта.


Детализированный анализ финансового состояния позволяет получить подробную характеристику имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в отчетном периоде, а также имеющихся возможностей развития субъекта на перспективу [2].


Эффективные решения корпоративного менеджмента базируются на достоверности результатов анализа финансового состояния, которые целесообразно подвергнуть сравнению в динамике за ряд прошлых периодов с плановыми значениями и со стандартами финансовых коэффициентов, утвержденными в развитых странах (табл. 1).




Обращает на себя внимание коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, так как это значимый сегмент финансового анализа, сигнализирующий о наличии или отсутствии риска неплатежей. В мировой практике принято данный коэффициент поддерживать на уровне 1. Это позволит оптимизировать расчеты с внешними контрагентами корпорации, предупреждая риск сомнительной задолженности дебиторов.


Результаты анализа финансового состояния позволяют выявить уязвимые места в деятельности корпорации, требующие особого внимания. Нередко оказывается достаточным обнаружить эти места, чтобы разработать мероприятия по их ликвидации [13; 15].


Е.Е. Румянцева [8] выделяет 10 основных финансовых коэффициентов, представляющих большой интерес для пользователей финансовой информации среди отечественных и зарубежных контрагентов. Данные коэффициенты способны сигнализировать о степени финансовой зависимости хозяйствующего субъекта от внешних кредиторов.


При несоблюдении нормативных значений, что можно выявить по результатам анализа финансового состояния, степень зависимости от внешних кредиторов организации усиливается, а финансовое положение ухудшается.


Действительно, стремясь решить конкретные вопросы и получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители компаний все чаще начинают прибегать к помощи финансового анализа. При этом они, как правило, уже не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала и причинах их изменения, типах финансирования тех или иных видов деятельности.


Общий анализ и планирование имущества и финансового состояния корпорации предполагают общую оценку [7]:
– активов и источников их финансирования;
– величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала;
– источников дополнительного финансирования;
– системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.


С помощью анализа финансового состояния изучаются тенденции изменения экономических и финансовых показателей в системе корпоративного менеджмента за определенный период. Важно отметить, что посредством данного вида анализа обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются и прогнозируются существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, выявляются внутренние резервы, разрабатывается экономическая стратегия развития организации [10].


На рис. 1 приведены основные целевые установки при проведении анализа финансового состояния в условиях корпоративного менеджмента.



В системе корпоративного менеджмента также важно выделить направления и показатели экспресс-анализа, реализуемого в современных условиях (табл. 2).




На практике чаще всего применяются две группы методов анализа финансового состояния: методы, дисконтирующие денежные потоки (сложные методы), и методы, не учитывающие факторы дисконтирования (упрощенные методы) [12].


Однако независимо от используемого метода основной упор на этапе финансового анализа должен делаться на количественной оценке различных аспектов экономической деятельности корпорации.


С нашей точки зрения, финансовые коэффициенты, подробно исследуемые учеными Т.М. Безбородовой, М.О. Хохловым и др. [2], и сгруппированные в табл. 2, следует дополнить, так как большинство решений, принимаемых по результатам финансового анализа, базируется на показателях прибыльности корпорации и инвестиционной оценки.


По мнению М.В. Романовского, О.В. Врублевской [11], инвестиции – это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода (прибыли) или достижения иного полезного эффекта.


Поэтому в число обязательных финансовых коэффициентов, которые должны фигурировать наряду с коэффициентами финансового состояния хозяйствующего субъекта, важно включить прибыльность корпорации и дисконтированные критерии оценки эффективности инвестиций.


Несмотря на то что прибыльность – относительный критерий в системе финансовых результатов корпорации, тем не менее прибыль как абсолютный критерий финансового анализа позволит определить результативность корпоративного управления за анализируемый период.


Пример графического оформления результатов анализа динамики прибыли (финансового результата) в деятельности корпорации иллюстрирует тенденцию дифференциации по годам анализируемого периода (рис. 2).



В начале анализируемого периода прибыль составляла 563 тыс. руб., затем, в 2012 г., наблюдался устойчивый рост данного экономического показателя. Однако в 2013 г. прибыль сократилась на 597 тыс. руб., или на 71% относительно 2012 г. Это явилось следствием влияния финансовых последствий кризиса на экономику корпорации. В 2016 г. финансовая деятельность оживилась, в результате чего корпоративная прибыль возросла до 605 тыс. руб., что характеризует достижение устойчивого роста.


Помимо прибыли важно постоянно оценивать динамику ликвидности, которую можно идентифицировать посредством выявления способности покрытия активами корпорации ее наиболее срочных обязательств.


В этой связи отметим, что ликвидность является характеристикой степени трансформации активов корпорации в денежные средства, служащие источником платежа по финансовым обязательствам перед различными контрагентами. Чем выше степень ликвидности активов, тем выше платежеспособность фирмы и более бесперебойно работает капитал, необходимый для текущего и долгосрочного финансирования.


В ходе оценки и анализа ликвидности фирмы необходимо производить расчет и сравнение следующих показателей (табл. 3).




 

В соответствии с данными табл. 3 ряд экономических показателей в системе корпоративного менеджмента имеет первостепенное значение для целей управления текущей ликвидностью.


Например, важно своевременно распознать по данным финансовой отчетности текущие обязательства должника и принять меры для их погашения. В этой связи отметим, что размер данных обязательств учитывает сумму займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств.


Большую роль для оценки ликвидности играет влияние макроэкономического окружения на ее финансово-экономическую деятельность. Можно полагать, что ряд факторов прямого воздействия усиливают колебания фактических финансовых показателей корпорации в сравнении с планом: остатков наличных денежных средств, размеров дебиторской задолженности, уровня окупаемости
инвестированного капитала.


Стабилизация и дальнейшее развитие экономики России невозможны без кардинального улучшения финансового состояния корпораций с учетом создания благоприятных условий для повышения деловой активности.


При этом важную роль играют и финансовый потенциал каждой корпорации, способность ее противостоять внешним шокам и угрозам, возможность повышения доли денежных средств в структуре активов, а следовательно, увеличения ликвидности.


Рассмотрим еще одну методику анализа финансового состояния, широко используемую в практике корпоративного управления на современном этапе. Речь идет о спектр-балльной методике А.Н. Салова и В.Г. Маслова (табл. 4).



Методика, изложенная в трудах В.Н. Незамайкина, И.Л. Юрзиновой и др. [14], как и большинство отечественных методик, основана на анализе групп финансовых коэффициентов и предполагает проведение анализа путем сравнения расчетных значений с установленными (нормативными) величинами. Для определения суммы баллов по каждому фактору используется система деления значений по зонам удаленности от оптимального уровня.


Расчетные величины финансовых коэффициентов сравниваются с рекомендуемыми величинами, играющими роль пороговых нормативов; в зависимости от попадания расчетного значения в ту или иную зону ему присваивается количество баллов, установленное для этой зоны.


Таким образом, финансовое состояние в разрезе оценки эффективности корпоративного менеджмента обладает множеством различных критериев. Главная задача финансового менеджера состоит в выборе наиболее оптимального инструментария анализа финансового состояния в целях регулирования прибыли корпорации для достижения миссии, цели и стратегических ориентиров бизнеса в современных условиях хозяйствования.


Литература
1. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // СПС «ГАРАНТ».
2. Безбородова Т.М., Лыба А.И., Хохлов М.О. Информационное обеспечение финансового анализа // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2009. – № 8.
3. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т.: пер. с англ. / под ред. В.В. Ковалева. – СПб.: Экономическая школа, 1997.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 616 с.
5. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: учеб.-справ. пособие. – М.: ИД ФБКПРЕСС. – 2001. – 496 с.
6. Микитухо А.А. Аналитические показатели ликвидности и платежеспособности в системе финансового анализа банкротства фирмы // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–2. – С. 309–313.
7. Осипова Т.Ю. Финансовый менеджмент хозяйствующего субъекта (на примере организаций) // Проблемы учета и финансов. – 2011. – № 1. – С. 31–40.
8. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – VI. – 826 с.
9. Толкачёва Н.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Н.А. Толкачёва, Т.И. Мельникова. – М.–Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 228 с.
10. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 с.
11. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для бакалавров / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт; 2014. – 714 с.
12. Финансовый менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. Н.И. Берзона и Т.В. Тепловой. – М.: КНОРУС, 2013. – 656 с.
13. Финансовый менеджмент: учебник / Д.А. Ендовицкий, Н.Ф. Щербакова, А.Н. Исаенко и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, профессора Д.А. Ендовицкого. – М.: Рид Групп, 2011. – 800 с.
14. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015. – 467 с. – (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
15. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с.

13.09.2022

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста