Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №1 год - 2020
Федорова Е.А.,
доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ
ГрищенкоЮ.И.,
кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ
ХрустоваЛ.Е.,
кандидат экономических наук, ассистент Департамента корпоративных финансов
и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ
ДеминИ.С.,
доктор экономических наук, профессор Департамента анализа данных, принятия решений
и финансовых технологий Финансового университета при Правительстве РФ
Аннотация. Теоретические основы влияния нефинансовой деятельности компании на ее стоимостные показатели заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако в России до сих пор отсутствует строгая нормативно-правовая регламентация порядка раскрытия нефинансовой информации, что приводит к различному представлению эмитентов о содержании и форме публикаций данных сведений. В сложившихся условиях возникает потребность определения степени раскрытия нефинансовой информации российскими эмитентами. Для рассмотрения в рамках исследования было взято отдельное направление корпоративной социальной ответственности – внешняя социальная ответственность бизнеса. Целью представленного исследования является выявление уровня раскрытия информации о внешней ответственности бизнеса в публичных годовых отчетах российских эмитентов. Для достижения цели исследования авторами была применена методология текстового анализа, основанная на построении авторского «мешка слов». Эмпирическую основу составили годовые отчеты 69 крупнейших российских компаний за период с 2009 по 2018 г. Полученные результаты позволили составить рейтинг российских компаний по степени раскрытия информации о внешней социальной ответственности.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в 2019 г.
Труды отечественных и западных авторов демонстрируют высокую степень заинтересованности научного сообщества и бизнеса в исследовании проблем раскрытия эмитентами нефинансовой информации. К категории «нефинансовая информация» можно отнести сведения о корпоративной социальной ответственности, экологической ответственности, благотворительности, степени инновационности и другую информацию.
В научной литературе первые упоминания о концепции корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) можно встретить в середине прошлого века. Подход КСО был впервые представлен в работе Г.Р. Боуэна «Социальная ответственность предпринимателя» (1953) [1], где он раскрывает влияние корпоративной социальной ответственности на бизнес, возможность предоставления социальных и экономических выгод для общества посредством осознания социальных целей при принятии решений. Данное исследование стало основополагающим среди литературы о корпоративной социальной ответственности, заложив фундамент последующих трудов и получив дальнейшее развитие в рамках разнообразных направлений исследования [2].
Концепция корпоративной социальной ответственности получила широкое распространение в контексте управленческих исследований, несмотря на то что ее содержание и понятийный аппарат до сих пор не имеют конкретного определения, и даже сам термин «социальная ответственность» приобретает различный смысл в работах отдельных авторов. Тем не менее, большинство ученых сходятся во мнении о необходимости рассмотрения нефинансовых сведений о компании в процессе определения ее стоимостных характеристик, а также управленческих бизнес-стратегий [3]. Закономерным продолжением данного утверждения выступает вопрос о том, какой круг сведений, касающихся КСО, и в какой форме он должен публично освещаться компаниями для обеспечения должного уровня информированности потенциальных инвесторов и акционеров. Наибольшее внимание концепции КСО и проблеме раскрытия нефинансовой информации уделяется в развитых западных странах [4].
Вопросы развития института нефинансовой отчетности рассматриваются также в трудах отечественных авторов [5–7]. Первоначально интерес ученых был сосредоточен на проблемах качества корпоративного управления и социальной ответственности, однако в последние годы российские компании все чаще вынуждены выполнять более широкий круг социальных обязанностей. Появляются новые направления, характеризующие нефинансовую деятельность компании, к числу которых можно отнести экологическую ответственность, инновационность, благотворительную и спонсорскую деятельность. Это побуждает компании устанавливать основы и принципы целостного подхода к раскрытию публичной нефинансовой информации.
В настоящий момент основной формой отчетности эмитента, раскрывающей информацию о его деятельности, является годовой отчет. Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) закрепляет порядок, форму, сроки и механизм раскрытия информации эмитентами о выпуске ценных бумаг. Указанное Положение регламентирует прежде всего раскрытие финансовой информации. В дополнение, при составлении нефинансовой отчетности эмитентам рекомендуется придерживаться Кодекса корпоративного управления (утв. письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463). Однако большинство российских компаний ограничиваются публикацией годовых отчетов, выборочно раскрывая в них некоторую нефинансовую информацию. Только крупнейшие эмитенты дополнительно публикуют нефинансовые документы.
За рубежом имеется более широкая практика регламентации раскрытия нефинансовой информации. Примером международных стандартов социально ориентированного и экологического управления является Руководство по отчетности в области устойчивого развития, разработанное в 2000 г. Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative – GRI). Согласно данному руководству, компаниям рекомендуется внедрять в оценку своей деятельности специальные показатели (экономические, операционные, экологические, социальные) и раскрывать информацию о достигнутых результатах. Стандарты GRI признаны наиболее распространенными и применяемыми на практике как за рубежом, так и в России. Помимо указанных стандартов можно также выделить Международный стандарт интегрированной отчетности, серию стандартов АА 1000 и ряд других нормативных правовых документов, разработанных ведущими мировыми организациями. Дополняют систему регулирования нефинансовой отчетности за рубежом частные стандарты – корпоративные документы, разработанные отдельными компаниями для установления наиболее эффективных, с их точки зрения, границ раскрытия информации.
С учетом отсутствия строгой регламентации раскрытия нефинансовой информации в России возникает потребность в определении степени ее освещения в публичной отчетности российских эмитентов по направлениям концепции КСО для дальнейшего анализа взаимосвязи данного показателя с финансовыми результатами деятельности компании.
Целью представленного исследования является выявление уровня раскрытия информации о внешней ответственности бизнеса в публичных годовых отчетах российских эмитентов.
Авторы отталкиваются от идеи о том, что с точки зрения структуры социальных инвестиций, связанных с реализацией на практике концепции КСО организации, они могут быть разделены на инвестиции, направленные на внутреннюю и внешнюю среду. Группировка инвестиций, направленных на внешнюю среду (внешняя социальная ответственность бизнеса), представлена на рис. 1.
Для оценки степени раскрытия российскими компаниями нефинансовой информации о внешней социальной ответственности бизнеса авторами был произведен анализ содержания годовых отчетов эмитентов с использованием методологии текстового анализа. Текстовый анализ нефинансовой отчетности эмитентов осуществлялся с использованием словаря регулярных выражений (авторского «мешка слов»), составленного путем экспертной обработки словаря международных стандартов GRI.
Учитывая существующие тенденции информационного наполнения годовых отчетов российских компаний, повышения ценности информации для инвесторов при подготовке годового отчета, компания может как ограничиваться минимальными требованиями, установленными Кодексом корпоративного управления, так и предоставлять больший объем информации, следуя принципам открытого ведения бизнеса, нацеленного на рост доверия со стороны инвесторов и кредиторов.
По результатам исследования, проведенного аудиторско-консалтинговой компанией PwC (рис. 2), большинство эмитентов приводят свою отчетность в соответствие с требованиями унифицированных стандартов. Стандарты GRI в 2018 г. являлись ориентиром для формирования нефинансовой отчетности как зарубежных (73% опрошенных), так и российских (62% опрошенных) компаний.
В связи с тем что стандарты GRI являются ориентиром для формирования отчетности об устойчивом развитии крупнейших зарубежных и российских компаний, мы полагаем, что целесообразно за основу в создании авторского «мешка слов» взять словарь терминов зарубежных стандартов социальной отчетности.
Словарь стандартов GRI в рамках представленного исследования был адаптирован к анализу российской отчетности путем исключения терминов, не характеризующих внешнюю социальную ответственность бизнеса, путем обработки используемых понятий на предмет корректности перевода и его применимости в русскоязычных годовых отчетах, путем дополнения исходного словаря синонимами и синонимичными конструкциями.
Кроме указанных корректировок, в исследовании в части внешней ответственности бизнеса не рассматривалась сфера содействия окружающей среде. Данное направление было исключено из анализа в силу высокой степени его отраслевой специфики. Компании, работающие в разных отраслях, имеют особенности воздействия на окружающую среду и компенсируют его различным образом. В связи с этим составить универсальный словарь терминов, характеризующих сферу содействия окружающей среде, не представляется возможным.
Выдержка из итогового словаря, характеризующего внешнюю социальную ответственность бизнеса, представлена в табл. 1.
В словарь терминов, характеризующих внешнюю социальную ответственность бизнеса (за исключением сферы содействия окружающей среде), вошли понятия, отражающие результат вовлеченности компании в решение социально значимых проблем на местах: комплексное развитие региона присутствия; вложение средств в развитие системы здравоохранения, культуры, спорта; реализация крупных социальных проектов; предотвращение чрезвычайных ситуаций; лоббирование интересов различных политических групп.
Необходимо отметить, что для каждого термина в словаре были подобраны соответствующие словоформы – все варианты написания (формы склонения) данного термина, которые могут встретиться в годовой отчетности.
Эмпирическая база исследования включала годовые отчеты 69 российских компаний за 10 лет, входящих в ТОП-100 компаний по капитализации. Для определения степени раскрытия информации о внешней социальной ответственности бизнеса нами была подсчитана частотность упоминания терминов, вошедших в словарь, в отчетах компаний за период с 2009 по 2018 г.
В результате исследования была выявлена статистика по упоминанию отобранных терминов в отчетах российских эмитентов. На рис. 3 представлены термины, вошедшие в авторский словарь и имеющие наибольшую частотность повторений за период 10 лет. Наиболее часто упоминаемыми терминами во всех отчетах являются: «наука» (4641 повторение в анализируемом периоде), «спорт» (2054 повторения), «социальная политика» (1659 повторений), «благотворительность» (1075 повторений), «социальная программа» (874 повторения), «чрезвычайная ситуация» (771 повторение), «благотворительный фонд» (687 повторений).
Исходя из полученных сведений можно выдвинуть предположение о ключевых направлениях внешней социальной ответственности бизнеса – спонсорство и благотворительная деятельность и взаимодействие с местным сообществом и властью, – направленных на решение проблем в сфере науки, образования, спорта, социальной политики, а также на готовность участия в кризисных ситуациях.
На основании рассчитанной частотности упоминания терминов был составлен рейтинг российских компаний по степени раскрытия информации о внешней социальной ответственности бизнеса. Авторы отталкивались от предположения о том, что, чем больше информации раскрывается эмитентом в отчетности, тем чаще повторяются отобранные для словаря термины в тексте годового отчета.
В табл. 2 представлены результаты проведенного исследования – рейтинг эмитентов по степени раскрытия информации о внешней социальной ответственности бизнеса (за исключением сферы содействия окружающей среде) за период с 2016 по 2018 г.
Рейтинг составлен по результатам 2018 г.
По данным табл. 2 видно, что некоторые компании демонстрировали стабильно высокие показатели и позитивную динамику на протяжении последних трех лет, например ФСК ЕЭС, РусГидро, Сбербанк. Также отметим, что в целом наблюдался рост показателей по сравнению с 2016 или 2017 г. Так, для компании ФСК ЕЭС в 2016 г. при анализе текста отчета было выявлено лишь 23 совпадения, а уже в 2017 и 2018 гг. это количество резко возросло до 98 и 118 соответственно, что позволило компании выйти на первое место данного рейтинга.
Целая группа компаний из года в год оказывается в списке худших компаний по раскрытию нефинансовой информации. У некоторых компаний из числа худших в рейтинге показатели снижались. Так, у компаний Славнефть-Ярославль-нефтеоргсинтез и Иркутскэнерго частотность упоминания терминов за 2018 г. снизилась до 1.
Полученные результаты позволяют предположить, что крупнейшие компании, имея широкие ресурсы для сферы содействия внешней среде, стремятся более полно раскрыть информацию о своей внешней социальной ответственности для увеличения собственной инвестиционной привлекательности с позиции потенциальных инвесторов.
Компании же, имеющие слабые возможности в части усиления внешней социальной ответственности, не просто не раскрывают информацию, но и демонстрируют стремление к полной изоляции данной категории информации от внешних пользователей.
В целом можно отметить, что в настоящий момент в условиях отсутствия обязательного регулирования российские компании не склонны раскрывать дополнительную информацию о своей деятельности, что, с одной стороны, приводит к неполноте информации на финансовом рынке, а с другой стороны – не позволяет компаниям использовать все доступные драйверы роста стоимости компании.
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о необходимости осуществления регулярной оценки качества раскрытия информации отечественными эмитентами. При этом ключевым ориентиром могут выступать международные стандарты социальной ответственности GRI, адаптированные под потребности российского бизнеса, а также Кодекс корпоративного управления, рекомендованный Банком России.
Полученные результаты выявили также потребность в совершенствовании российской нормативно-правовой базы, регламентирующей публикацию нефинансовой информации. Очевидно, что определившаяся и неоднократно обоснованная взаимосвязь между раскрытием нефинансовых сведений и рыночными показателями компании в условиях отсутствия строгого регулирования дает возможность манипулирования путем публикации только положительных аспектов деятельности компании. Данная проблема может быть решена лишь установлением строгих правил раскрытия информации, в том числе касающейся внешней социальной ответственности бизнеса.
Литература
1. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. – N.Y.: Harper & Brothers, 1953. – 276 p.
2. Kumar A. et al. Evaluating sustainable drivers for social responsibility in the context of readymade garments supply chain // Journal of Cleaner Production. – 2019. – Pp. 119–231.
3. Crane A. et al. (ed.). The Oxford handbook of corporate social responsibility. – Oxford University Press on Demand, 2008. – 608 p.
4. Austin J., Seitanidi M. Creating value in non-profit-business collaborations: New thinking and practice. – San-Francisco: Jossey-Bass, 2014. – 320 p.
5. Благов Ю.Е., Петрова-Савченко А.А. Нефинансовая отчетность: раскрытие информации о выполнении обязательств // Экономическая наука современной России. – 2012. – № 2 (57). – С. 130–135.
6. Мелихов В.А., Ахманова С.И. Оценка перспектив представления когерентно-интегрированной отчетности и раскрытия нефинансовой информации агропромышленными холдингами // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 9. – С. 122–125.
7. Турилин И.С. Развитие институционализации отчетности и раскрытия нефинансовой информации // Вестник Рос. экон. ун-та имени Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2019. – № 1 (25). – С. 25–34.