Роберт Оуэн

Страницы: 1
Роберт Оуэн
 
Помогите найти про него чё нибудь
 
Прямиком в библиотеку (самую обычную)!!! Роберт Оуэн - выдающийся социалист-утопист, отличается не только своей удивительной судьбой, но и тем, что свои "утопичные" идеи воплотил в жизнь (правда неполностью). Про него много книг было издано в Советское время, думаю в книжных магазинах найти будет сложно, потому и отправляю в библиотеку.
 
посмотри на сайтах, где книги секонд хэнд продаются, а также на развалах, где люди свою библиотеку распродают, они там друг друга знают, что надо, смогут найти.
 
книжеки типа "Роберт Оуэн. Избранные сочинения в двух томах" в инете отсутствуют как класс. лучшее из того, что неашёл: http://gallery.economicus.ru/cgi-ise/gallery/g_framen.pl?type=in&search=owen
 
Роберт Оуэн - социалист-утопист

[pic] Роберт Оуэн (1771-1858)Роберт Оуэн - выдающийся английский социалист-утопист. Оуэн родился в
мелкобуржуазной семье. С десятилетнего возраста самостоятельно зарабатывал
себе средства к существованию. К двадцати годам он был уже директором
фабрики. С 1800 Оуэн управлял в качестве совладельца крупным текстильным
предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность Оуэна в Нью-Ланарке
принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. Оуэн ввел на
фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10,5 часов,
создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей и рабочих, провел ряд
мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 Оуэн выступил с
проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал
для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 Оуэн составил
докладную записку парламентской комиссии, в которой выдвинул идею трудовой
коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились
социальные идеи Оуэна: он пришел к убеждению о необходимости радикальной
перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и
коллективного труда. Будущее “рациональное” общество Оуэн представлял себе в виде
свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин,
включающих не более 3 тысяч человек. Главный вид занятий в общине -
земледелие; но Оуэн был против отделения промышленного труда от
сельскохозяйственного (община организует у себя также и промышленное
производство). При общности владения и общем труде не может быть не
эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в
соответствии с потребностями. Считая, вслед за французскими материалистами
18 в.,
что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей
человека, Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек.
Правильное воспитание и здоровая Среда научат его чувствовать и мыслить
рационально, искоренят в нем эгоистичные привычки. Суды, тюрьмы, наказания
станут не нужны. Оуэн был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее
преимущества неизбежно вызовут стремление к организации других. Стремясь
показать практическую осуществимость и преимущества трудовых коммун, Оуэн
отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах
общности владения. Однако все опыты Оуэна в США послужили лишь
доказательством утопичности его планов. После ряда неудач Оуэн вернулся в
Англию, где принял активное участие в кооперативном и профессиональном
движении. Одновременно с реорганизацией обращения Оуэн пропагандировал широко
задуманную утопичную реорганизацию производства, также в качестве
мероприятия для мирного перехода к социалистическому строю. Оуэн
предполагал, что профессиональные организации рабочих могут взять в свои
руки соответственные отрасли промышленности и организовать в них
производство на кооперативных началах, не прибегая ни к каким
насильственным мерам. В 1834 был организован “Великий национальный
объединенный союз производств”, поставивший себе задачей осуществление
этого оуэнского плана. Капиталистическая действительность разбила утопичные
надежды Оуэна. Ряд организованных предпринимателей локаутов, а также
неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации “Великого
союзы” в том же 1834. Неудача “Великого союза” была началом заката оуэнизма. Осуждая
политическую борьбу рабочего класса, Оуэн и большинство его сторонников
остались в стороне от мощного классового движения английского пролетариата
- чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги Оуэна
велики. Сорок лет проповедовал Оуэн идеи социализма. Всю сознательную
жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное
законодательство, за улучшение условий труда. Оуэн - единственный из
великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной,
утопичной теории, привлечь самих рабочих к делу социалистического
преобразования общества.

Роберт Оуэн
Owen, Robert
(1771–1858), английский теоретик социализма и промышленник.
Родился 14 мая
1771 в Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной
школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде
(графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в
Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 он был
назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот
рабочих.
В 1794 стал
совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компани» в Манчестере, а в 1799
вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке,
близ Глазго.
Оуэн улучшил
условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для
рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их
детей.
В 1813 он
опубликовал памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании
человеческого характера (New View of Society; or Essays on the Principle of the
Formation of the Human Character), в котором нашли отражение некоторые его
идеи.
В 1814, выкупив
доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли,
среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Суть неустанно
пропагандировавшейся доктрины Оуэна заключалась в следующем: характер человека
формируется обстоятельствами и социальным окружением, поэтому люди не несут
ответственности за свои поступки. Их следует обучать и смягчать их нравы, как
можно раньше начинать прививать им правила должного поведения. Экономические
взгляды Оуэна выводились из принципа, в соответствии с которым труд –
общепризнанное естественное благо.
Экономический
кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения
безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные
взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 он сумел
создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании.
За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана)
трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн
представлял в виде свободной федерации небольших социалистических
самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде.
Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.
Остаток жизни
Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и
занялся популяризацией своего учения; после неудачи американского опыта Оуэн
создавал «внутренние колонии», крупнейшей из которых явилась просуществовавшая
с 1839 по 1845 «Гармония-Холл». Его активная деятельность помогла консолидации
кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более
гуманного трудового законодательства. Основные взгляды Оуэна получили отражение
в работах Новый взгляд на общество... (A New View of Society.., 1813), Книга нового нравственного мира (Book of the New
Moral World, 1836–1844), а также в автобиографии
(1857).
Умер Оуэн в Ньютауне
17 ноября 1858.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/
Страницы: 1