Размещена статья: Особенности взаимоотношений ОГПУ–НКВД и творческой интеллигенции в процессе формирования правовой системы и ценностных приоритетов советского общества

В условиях формирования идеологии советского человека важно было контролировать любые формы общения интеллигенции с народом. Политическая цензура в России исторически обычно шла рука об руку с Министерством внутренних дел, затем ЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД и т. п. Анализ документов Отдела идеологии и пропаганды позволил выявить категорию служебных записок с их специальными оговорками: «направляется в порядке информации», где содержатся сообщения о «неправильном поведении», о «недопустимых высказываниях» и т. п. конкретного, как правило, известного деятеля литературы и искусства в различных обстоятельствах (во время публичного выступления, зарубежных гастролей, квартирной вечеринки приятелей и др.). Как правило, задачей сотрудников был сбор не просто объективной информации, необходима была информация компрометирующая. Сотрудники НКВД вели регулярное наблюдение за мастерами эстрады, актерами, поэтами даже во время официальных публичных выступлений. Персоной для наблюдения чаще всего становился художник, чье творчество и поведение выбивались из общепринятых в советской официальной культуре(1). Художнику вменялось в обязанность быть «помощником партии в воспитании трудящихся масс», и потому на подобных мероприятиях, собиравших, как правило, большие залы слушателей, он не должен был допускать «идеологически вредные высказывания» или реплики, которые могли быть так истолкованы.


Продолжение доступно по ссылке
10.08.2018
Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста