Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №2 год - 2017
Панова Е.А.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель
кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова
Гусейнова З.А.,
кандидат экономических наук, доцент
кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова
В статье рассмотрены ведущие рейтинги вузов, на которые опираются абитуриенты. Проанализированы основные критерии при выборе вуза на примере экономических вузов. Изучены тенденции на рынке труда и проанализирована позиция РЭУ им. Г.В. Плеханова среди основных конкурентов по программам обучения бакалавров и магистров.
Выбор вуза для абитуриентов и их родителей является одним из наиболее важных этапов в жизни, поэтому при выборе учитывается множество факторов.
Одним из таких факторов является место вуза в рейтингах.
Существует множество рейтингов, оценивающих вузы по ряду критериев.
Однако большинство абитуриентов используют только наиболее известные рейтинги, представленные далее. Для выявления конкурентов среди экономических вузов и оценки их с точки зрения абитуриентов предложена методика проведения обзора ведущих рейтингов образовательных программ и вузов.
Рассмотрим предложенную методику на примере выявления конкурентов для РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Методика включает три этапа.
Этап I. Обзор открытых печатных источников и интернет-сайтов ведущих рейтинговых агентств и организаций, а также статей и публикаций ведущих печатных изданий
Для выявления основных конкурентов в настоящем проекте были взяты результаты голосов участников крупнейших интернет-опросов и официальные результаты наиболее престижных ежегодных конкурсов, проводимых такими весомыми организациями в России, как «Эксперт РА», Интерфакс, Минобрнауки России, Благотворительный фонд В. Потанина, в направлении «Лучшие вузы России» [3; 4].
Этап II. Сбор и систематизация полученной информации Изучая рейтинги вузов, представленных официальными и неофициальными источниками, для возможности проведения сравнительного анализа основных образовательных программ (далее – ООП) Университета и ключевых конкурентов рассмотрены экономические вузы, а также вузы, предлагающие ООП по направлениям Экономика, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, Финансы и пр., связанные с вышеназванными направлениями, расположенные в г. Москве. Анализ данных из открытых источников позволил выявить следующее.
1. Согласно данным рейтинга агентства «Эксперт РА» «100 лучших вузов России 2016», РЭУ им. Г.В. Плеханова находится на 25-м месте, при этом ряд вузов, имеющих образовательные программы схожей направленности, находятся на более высоких позициях, например: МГУ им. М.В. Ломоносова – 1-е место; НИУ ВШЭ – 6-е место; МГИМО – 7-е место; РАНХиГС при Президенте РФ – 12-е место; Финансовый университет – 14-е место; РУДН – 21-е место; РЭУ им. Г.В. Плеханова – 25-е место.
2. Рейтинг «Лучшие вузы по востребованности выпускников» за 2016 г. по версии того же источника, из первой двадцатки (20) вузов следует отметить следующие позиции: МГУ им. М.В. Ломоносова – 2-е место; НИУ ВШЭ – 7-е место; Финансовый университет – 9-е место; РАНХиГС при Президенте РФ – 11-е место; МГИМО – 13-е место; РЭУ им. Г.В. Плеханова – 16-е место.
3. Минобрнауки России совместно с НИУ ВШЭ составили свой рейтинг российских вузов. В десятке лучших вузов места распределились следующим образом: МГИМО – 1-е место; НИУ ВШЭ – 5-е место; МГУ им. М.В. Ломоносова – 6-е место; РЭУ им. Г.В. Плеханова – 9-е место; РАНХиГС при Президенте РФ – 10-е место.
4. По результатам рейтингования вузов Благотворительным фондом В. Потанина
в 2016 г. из 75 вузов места распределились следующим образом: НИУ ВШЭ – 1-е место; МГИМО – 10-е место; МГУ им. М.В. Ломоносова – 19-е место; Финансовый университет – 41-е место; РУДН – 52–53-е место; РЭУ им. Г.В. Плеханова – 58-е место.
5. По результатам рейтинга «Топ-десять экономических вузов России 2016», представленным на сайте «EDUNEWS.ru – Все для поступающих», вузы расположены следующим образом: МГУ им. М.В. Ломоносова – 1-е место; МГИМО – 2-е место; НИУ ВШЭ – 4-е место; Финансовый университет – 5-е место; РЭУ им. Г.В. Плеханова – 6-е место; РАНХиГС при Президенте РФ – 8-е место.
6. По версии «Студенческого вестника» vusyinfo.ru «Список лучших экономических вузов России» выглядит следующим образом:
– Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
– Московский государственный институт международных отношений;
– Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
– Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова;
– Финансовый университет при Правительстве РФ;
– Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
7. «Superjob для студентов» представил рейтинг вузов России на 2016 г. по уровню заработных плат молодых специалистов 2010–2015 гг. выпуска, работающих в сфере экономики и финансов. Согласно данному рейтингу наиболее высокооплачиваемыми выпускниками, работающими в сфере финансов и экономики, являются выпускники следующих вузов:
– РАНХиГС при Президенте РФ – 90 000 руб.;
– НИУ ВШЭ – 90 000 руб.;
– МГИМО – 88 000 руб.;
– РЭУ им. Г.В. Плеханова – 84 000 руб.;
– Финансовый университет – 80 000 руб.;
– Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ) – 79 000 руб.;
– МГУ им. М.В. Ломоносова – 79 000 руб.
Этап III. Определение и ранжирование ключевых конкурентов Университета Проведя сравнительный анализ основных рейтингов вузов в России, выделим основных конкурентов РЭУ им. Г.В. Плеханова (далее – Университет) и проведем их ранжирование в соответствии с занимаемыми позициями в рейтингах следующим образом:
1) МГУ им. М.В. Ломоносова;
2) НИУ ВШЭ;
3) МГИМО;
4) Финансовый университет;
5) РАНХиГС;
6) РЭУ им. Г.В. Плеханова;
7) РУДН.
Далее выявим основных конкурентов по бакалавриату. Исследование конкурентоспособности Университета по сравнению с основными конкурентами по программам бакалавров на основе изучения ведущих рейтингов, а также аналитических статей и данных приемной комиссии Университета выявило, что основными вузами-конкурентами для Университета являются Финансовый университет при Правительстве РФ; НИУ ВШЭ; МГУ им. М.В. Ломоносова; РУДН;
МГИМО; ВАВТ.
Для оценки конкурентоспособности используем следующие критерии: образование, общежитие, трудоустройство, общественная жизнь, удобный сайт. Для проведения экспертной оценки выбрана шкала от 0 до 5 баллов, где 0 – наихудшее значение по показателю, 5 – наилучшее значение по показателю конкурентоспособности. Для большего понимания использования 5-балльной шкалы: критерий «образование» предполагает, что 5 баллов присваивается экспертами на основании полученных из разных источников отзывов студентов, работодателей, родителей, данных рейтингов и это означает высокое качество образования, в то же время оценка в 0 баллов означает наихудшее впечатление о качестве образования, которая выставляется экспертами на основании данных из тех же источников (на основании негативных откликов и низких позиций в рейтингах).
Другой пример: критерий «общежитие»: 0 баллов выставляется экспертами в случае, если у вуза общежитие отсутствует, в то время как 5 баллов означает наличие большого количества мест в общежитии, удобное его месторасположение и положительное впечатление о комфортности проживания, наличии хорошей мебели, дополнительных услуг и пр., которое можно получить из отзывов от проживающих в общежитии студентов.
Критерий «трудоустройство»: 0 баллов давалось тем вузам, которые имеют проблемы с трудоустройством выпускников, отсутствует помощь в трудоустройстве со стороны вуза. В то же время 5 баллов по этому критерию присваивалось экспертами в случае, если имелась информация о подборе работы со стороны вуза для выпускников, а также были отзывы о выходе выпускника на работу, соответствующую его желаниям и представлениям в течение небольшого периода (до одного года). Критерий «общественная жизнь»: 0 баллов – это отсутствие информации о мероприятиях для студентов, 5 баллов – информация о насыщенной студенческой жизни. Критерий «удобный сайт»: 0 баллов присваивался экспертами при отсутствии сайта, в то же время 5 баллов присваивалось при высоких оценках сайтов по параметрам: удобная навигация, наполненность информацией, быстрый доступ к нужным для абитуриентов разделам. Результаты общей оценки предложенных критериев представлены в табл. 1.
На основе полученных данных представлен многоугольник конкурентоспособности, наглядно показывающий положение Университета по представленным критериям (рис. 1).
Год основания вуза также является важным критерием для выбора для абитуриентов (особенно родителей). По данному критерию РЭУ им. Г.В. Плеханова является лидером среди экономических вузов:
• РЭУ им. Г.В. Плеханова, год основания 1907 г.;
• НИУ ВШЭ, год основания 1992 г.;
• МГИМО, год основания 1944 г.;
• РАНХиГС, год основания 1977 г.;
• Финансовый университет при Правительстве РФ, год основания 1919 г.
По количеству бюджетных мест по ключевому для РЭУ им Г.В. Плеханова направлению «Экономика» лидирует Финансовый университет, далее идет ВШЭ, а в середине находится РЭУ им Г.В. Плеханова, что говорит о довольно хорошем положении.
Одним из критериев отбора вузов-конкурентов были ведущие рейтинги по образованию, данные рейтинги учитывают в том числе и число различных наград, полученных студентами. Решение кейсовых заданий дает практические навыки студентам, о нехватке которых многие из них отмечают. Проведя анализ наград в чемпионатах по решению кейсов по данным аналитических порталов 1rre.ru/, ucheba.ru, а также на основе изучения данных в социальных сетях было выявлено, что за период с 2013 по 2015 г. число наград, полученных студентами РЭУ им. Г.В. Плеханова, сократилось, что могло сказаться на месте в рейтинге и, как следствие, на решении абитуриентов при выборе вуза.
При проведении анализа образовательных программ (ОП) Университета были учтены такие показатели, как спрос со стороны абитуриентов на направление и тенденции на рынке труда.
В результате проведенного исследования выявлены ключевые направления подготовки, которые пользуются популярностью и востребованы в текущий момент, программы, которые можно назвать актуальными на будущий период и программы, не пользующиеся популярностью.
Количество ОП по подготовке бакалавров в РЭУ им. Г.В. Плеханова и вузах-конкурентах:
• РЭУ им. Г.В. Плеханова: 22 направления и 49 профилей [12];
• Финансовый университет: 12 направлений и 31 программа [13];
• НИУ ВШЭ: 9 направлений и 34 программы [10];
• МГУ: 70 направлений и 78 программ [9];
• РУДН: 66 направлений и 164 программы [11];
• МГИМО: 12 направлений и 20 программ [8];
• ВАВТ: 3 направления и 6 профилей [5].
Таким образом, по количеству программ и направлений Университет находится в числе лидеров.
Отметим, что, согласно данным рейтинга ОП, реализуемых на факультетах Университета, лидирующие места занимают профильные для вуза экономические направления. В укрупненном разрезе следует выделить: экономические направления; гуманитарные направления; технические направления.
На основе мониторинга сайтов, опросов абитуриентов и данных управления приемной комиссии Университета была проанализирована востребованность (спрос) на ОП по направлению «Экономика».
В результате исследования выявлено, что наибольшим спросом в настоящее время пользуются следующие профили обучения: «Финансы и кредит», «Мировая экономика» и «Бухучет». Далее по популярности идут «Экономика на предприятии» и «Налоги».
Таким образом, при выборе вузов, дающих, по мнению абитуриентов, наиболее сильное и качественное образование, следующие образовательные программы были отмечены как наиболее качественные в РЭУ им. Г.В. Плеханова: «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Бухучет», «Анализ и аудит», «Математические методы в экономике», «Корпоративные финансы».
Несмотря на статус экономического Университета, тенденции последних лет показывают увеличение числа заявлений на технические направления по программам бакалавриата.
Следует отметить тот факт, что желания абитуриентов по поступлению на ОП в период с 2015 по 2016 г. изменились. Так, произошло существенное сокращение желающих подать заявление на следующие направления: Политология, Торговое дело.
Небольшое снижение отмечается по направлению «Экономика». При этом отметим повышение спроса на направления: Информационная безопасность, Экономическая безопасность, Технология продукции и организация общественного питания.
Наименьшим спросом в целом за последние годы пользуются такие направления подготовки бакалавров, как «Технологические машины и оборудование», «Дизайн», «Политология», «Технология продукции и организация общественного питания», «Прикладная математика и информатика», «Психология», «Прикладная информатика», «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». С помощью проведенных экспертных оценок была составлена матрица, отражающая расположение основных программ РЭУ им. Г.В. Плеханова по критериям востребованности (популярности) образовательных программ со стороны абитуриентов, а также тенденций и перспектив развития профессий (табл. 2).
Оценка тенденций популярности перспективных профессий проводилась на основании изучения данных Атласа профессий Сколково, а также данных аналитических статей по данной тематике и мнений экспертов, в качестве которых выступили сотрудники управления приемной комиссии РЭУ им. Г.В. Плеханова, работодатели, члены профессиональных сообществ, сотрудники факультетов, сотрудники кафедры маркетинга Университета. В результате выделено два варианта для оценки спроса в будущем: ожидается повышение спроса на профессию и происходит постепенное снижение спроса в связи с насыщенностью рынка, инновациями и внедрением компьютерных технологий, замещающих ручной труд.
Путем анкетирования респондентов сотрудниками приемной комиссии были выделены основные тенденции спроса со стороны абитуриентов.
С учетом ожидания изменения спроса на профессии в связи с экономическими изменениями, инновационным прогрессом и тенденциями спроса со стороны абитуриентов выделим следующие направления, на которых стоит сконцентрировать основное внимание: Прикладная математика и информатика;
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
Прикладная информатика; Информационная безопасность; Реклама и связи с общественностью; Экономика; Менеджмент; Бизнес-информатика; Государственное и муниципальное управление.
Рассматривая основные для экономического вуза направления «Экономика» и «Менеджмент», выделим, что наиболее востребованы в направлении «Экономика» такие профили, как «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Бизнес-статистика и аналитика», «Корпоративные финансы», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
По направлению «Менеджмент» выделим такие профили как: «Менеджмент организации», «Управление инновациями и инвестициями», «Управление проектами», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве», «Менеджмент спортивной индустрии».
Исследование вузов по подготовке бакалавров к новым профессиям позволило выделить основные вузы, дающие необходимое образование для профессий будущего в сфере финансов и менеджмента.
В табл. 3 представлены наиболее востребованные специалисты и вузы, в которых можно получить соответствующее образование.
Таким образом, укреплению позиций РЭУ способствуют направления «Менеджмент» (профили «Менеджмент организации» и «Управление инновациями и инвестициями»), «Экономика» (профиль «Финансы и кредит»), так как указанные профили предоставляют знания, необходимые для профессий, на которые повышается спрос.
Кроме того, для укрепления позиций по востребованности выпускников для работы в сфере менеджмента стоит обратить внимание на факультет маркетинга: направление подготовки «Менеджмент», профиль «Маркетинг», факультет «Международная школа бизнеса»; направление подготовки «Менеджмент», профиль «Маркетинг», факультет бизнеса; направление «Менеджмент», программа «Бренд-менеджмент товаров и услуг класса люкс», программа «Бренд-менеджмент потребительских товаров и услуг», программа «Международный маркетинг». Указанные направления и программы дают знания, необходимые для работы в востребованных сферах.
Для оценки направлений по критерию «рейтинг» были использованы данные сайта moeobrazovanie.ru. Рейтинг по направлениям выставлялся на основе представленных на сайте данных по оценкам направлений выпускниками и студентами, обучающимися в РЭУ им. Г.В. Плеханова по указанным направлениям.
Проанализировав бакалавриат, рассмотрим положение Университета по программам магистратуры.
Среди пользующихся наибольшим спросом направлений в магистратуре по-прежнему «Менеджмент» и «Экономика», но при этом растет спрос на узкие, специализированные программы или имеющие дополнительные опции, например по иностранным языкам.
Среди популярных в вузах Москвы магистерских программ – программы двойного магистерского диплома с ведущими университетами Европы. Растет количество полностью англоязычных магистерских программ и в российских вузах; многие курсы, входящие в программы, читаются на английском языке. Появились так называемые целевые программы, т.е. реализующиеся в партнерстве с ведущими российскими компаниями, например: ГК «Ростехнологии», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпромбанк».
В этой связи особую практическую значимость приобретает мониторинг ООП магистратуры организаций высшего образования, проведение которого является условием для анализа и распространения лучших практик и механизмов использования открытых данных по мероприятиям, проводимым на федеральном уровне для поддержки и внедрения инноваций в системе высшего образования.
Для возможности реализации мониторинга ООП магистратуры организаций высшего образования экспертной группой разработан алгоритм исследования конкурентоспособности ООП магистратуры вуза, в основу которого положены принципы бенчмаркинга.
Представленный алгоритм исследования включает три блока.
1. Разработка факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры вуза На основе заявленной вузами информации по ООП магистратуры в открытых информационных источниках (официальные сайты образовательных организаций в сети Интернет) выделено 33 фактора конкурентных преимуществ ООП магистратуры вуза. Выявленные факторы конкурентных преимуществ систематизированы в четыре группы факторов: образование, интернационализация, трудоустройство и наука.
2. Разработка методики оценки факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры вуза (табл. 4)
В рамках вышеназванной методики экспертами предложены:
• критерии оценки факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры вуза (табл. 5);
• система оценки критериев конкурентных преимуществ ООП магистратуры.
По результатам ранжирования итоговых баллов выявляются ведущие конкуренты.
По результатам ранжирования групп факторов в рамках отдельно взятых вузов выявляются наиболее сильные и слабые группы факторов самого вуза и его конкурентов. Таким образом, определяются конкуренты по отдельным группам факторов.
Далее проводится анализ сопоставления значений, полученных по критерию «наличие» и критерию «представление в рекламно-информационных материалах» ООП магистратуры вуза, результаты которого создают условия для изучения подходов к обеспечению усиления конкурентоспособности магистратуры вуза. Для удобства представления данные анализа рекомендовано внести в матрицу (табл. 6).
3. Оценка факторов конкурентных преимуществ РЭУ им. Г.В. Плеханова и ключевых конкурентов
Экспертным методом с привлечением сотрудников факультетов, кафедр, управления приемной комиссии Университета, на основании информации официальных интернет-сайтов вузов и внутренней документации Университета произведена оценка факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры Университета и основных конкурентов [8–14].
Ранжирование вузов по оценкам групп факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры представлено на рис. 2.
Проведен сравнительный анализ факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры вуза и заявленных факторов конкурентных преимуществ ООП магистратуры Университета и вузов-конкурентов. Результаты анализа заносятся в сводную матрицу заявленных факторов конкурентоспособности ООП магистратуры Университета и вузов-конкурентов.
Таким образом, наиболее конкурентоспособным вузом по группе факторов «Образование», согласно экспертной оценке, выступил РЭУ им. Г.В. Плеханова, демонстрируя 90% наличия от заявленных факторов данной группы вузами в целом.
Конкуренты – РУДН, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Финансовый университет, МГУ и МГИМО имеют 50, 50, 50, 40, 40 и 40% факторов конкурентоспособности по группе «Образование» соответственно.
По группе факторов «Интернационализация» наибольшее значение принадлежит МГИМО, в данном вузе «Интернационализация» составляет 86%, наименьшее значение по данной группе факторов принадлежит МГУ – 21%. Значение РЭУ им. Г.В. Плеханова по данной группе факторов составляет 78%, что демонстрирует следующую за лидером в данном направлении позицию: Финансовый университет и РУДН – по 71%, НИУ ВШЭ – 64%, РАНХиГС – 57%.
По группе факторов «Трудоустройство» лидируют сразу несколько вузов, имеющих самые высокие позиции: Финансовый университет, РАНХиГС и МГУ – по 83%; МГИМО и РУДН – по 67%; наименьшее значение по группе «Трудоустройство» принадлежит РЭУ им. Г.В. Плеханова – 50%.
По группе «Наука» боVльшая часть вузов, в том числе и Университет, занимают одинаковые позиции – по 33% от заявленных по данной группе факторов в целом.
Однако есть вузы, демонстрирующие нулевой показатель в данном направлении, к ним относятся МГИМО и РАНХиГС. Подобное «отставание» может быть обусловлено низкой мотивацией заявленных вузами факторов для абитуриентов.
Для лучшей визуализации и восприятия результаты исследования конкурентных преимуществ ООП магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова заносятся в матрицу соотношения наличия заявленных Университетом факторов конкурентоспособности ООП магистратуры и их представления в рекламно-информационных материалах.
Таким образом, можно сделать вывод, что Университет имеет хорошую конкурентную позицию по ООП бакалавров и магистров. Кроме того, в число преимуществ Университета для абитуриентов стоит отнести: удобное расположение вуза, большое число творческих мероприятий для студентов (РЭУ является лидером по творческой деятельности), история (первый экономический вуз), международная аккредитация многих программ, большое количество программ, сотрудничество с международными университетами и компаниями.
Рассматривая магистратуру, сделан вывод о введении возможности получения магистрами гранта на научные исследования, а также о предоставлении возможности публикации магистров в журналах Web of Science Russia и списка ВАК РФ.
Однако фактор «наука» для абитуриентов редко выступает мотивационным. В этой связи рекомендации носят, скорее, желательный характер.
Исследование показало, что перспективными станут такие направления подготовки, как: Менеджмент в IT, Маркетинг в IT, Информационные технологии в экономике, Информационные технологии в государственном управлении, Брокер в сфере страхования, Риск-менеджмент, Экономика репутации, Оценка интеллектуальной собственности, Архитектура информационных систем.
Таким образом, акцент необходимо сделать на разработке программ по работе с нематериальными активами (так как нематериальные активы выходят на первый план внимания во многих компаниях, что объясняется влиянием нематериальных активов на стоимость компании [1]) и развитии программ на стыке информационных технологий и экономических наук.
Используемые источники
1. Панова Е.А. Ребрендинг как один из инструментов повышения конкурентоспособности компании на рынке // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – Т. 7. – Вып. 2.
2. Рейтинг вузов Благотворительного фонда В. Потанина 2015–2016 [Электронный ресурс]. URL: fondpotanin.ru
3. Сто лучших вузов России 2016. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. URL: raexpert.ru/rankingtable/university/2016/main
4. Топ-десятка экономических вузов России 2016. EDUNEWS. Все для поступающих[Электронный ресурс]. URL: edunews.ru/universities-base/spisok/ekonomicheskie.html
5. Всероссийская академия внешней торговли [Электронный ресурс]. URL: vavt.ru
6. Официальный портал информационного агентства России ТАСС [Электронный ресурс]. URL: tass.ru/obschestvo/2658247
7. Официальный сайт МГИМО [Электронный ресурс]. URL: mgimo.ru
8. Сайт Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: msu.ru
9. Сайт НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: hse.ru
10. Сайт Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. URL: rudn.ru
11. Сайт Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. URL: rea.ru
12. Сайт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: ranepa.ru
13. Сайт Финансового университета [Электронный ресурс]. URL: fa.ru
14. World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: timeshighereducation.com