Маркетинг за рубежом


Для изучения текущей ценовой ситуации, а также для исследования влияния на нее потенциальных государственных инициатив, инфляционных процессов и ряда других факторов, возникает необходимость в использовании адекватных инструментов анализа цен. В то же время на российском рынке практика ценового анализа, за исключением деятельности Госкомстата РФ, практически полностью ограничивается расчетом средних цен. В этой связи особенный интерес вызывают работы иностранных авторов, которые посвящены методикам, проблемам и задачам ценового анализа лекарственных средств (ЛС).

Среди российских специалистов по маркетингу и менеджменту Япония чаще всего ассоциируется с оригинальными системами управления качеством, технологичностью производств и, естественно, японской системой корпоративного управления. Такие ассоциации вполне логичны, если учесть, что именно этими достижениями и знаменита Япония. Вместе с тем розничная торговля этой страны также заслуживает изучения. Среди индустриально развитых партнеров Япония отличалась своей системой распределения в целом и структурой розничной торговли в частности.

Япония является одной из немногих стран, о жизни которой мы часто судим по просмотренным фильмам и рассказам редких очевидцев, посетивших ее. Для многих из нас японцы — люди, сдержанные при общении, проводящие свое время в созидательном коллективном труде, а выходные — за чайной церемонией. Пожалуй, это было справедливо до недавнего времени. Лопнувшая в начале 90-х гг. экономика «мыльного пузыря» погребла под собой эти стереотипы эпохи «бэби-бума» (после окончания Второй мировой войны начался период быстрого увеличения рождаемости — «бэби-бум»). До 80-х годов материальное положение японцев было прямо пропорционально тому упорству, которое они проявляли, работая в офисах и сборочных цехах предприятий. На первом месте у японских работодателей стояли работники, а уже затем — клиенты. Увольнение сотрудника ложилось позорным пятном на увольняющего. В период экономической нестабильности это стало негативно отражаться на финансовом положении предприятии, которое было недостаточно мобильным в отношении сокращения издержек, связанных с снижения персонала. Это, в свою очередь, привело к банкротству некоторых промышленных гигантов.

Радостно заметить, что в России вот уже 12 лет существует первая независимая вузовская кафедра маркетинга при Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова [1]. Аналогичные кафедры маркетинга созданы при МГИМО (У) и Московском и Санкт Петербургском государственных университетах, в других учебных заведениях, которые вот уже несколько лет готовят специалистов по специальности 06.15.00 «Маркетинг». В ведущих учебных заведениях страны введены программы подготовки менеджеров по маркетингу на уровне Мастера делового администрирования (МВА). По специальности  08.00.05 «Экономика и управление отраслями народного хозяйства» происходит подготовка специалистов по маркетингу на уровне аспирантуры [2]. Президентская программа переподготовки кадров для народного хозяйства РФ предусматривает переподготовку менеджеров по специализации «управление маркетингом».

 

«Пока весь остальной мир только говорил о маркетинге, японцы претворяли его в жизнь». Таким высказыванием Питера Друкера Пол Хербиг начинает свою книгу «Маркетинг в японском стиле» [4, p.1] . Национальным особенностям практики маркетинга уделено немало внимания как на страницах отдельных книг, так и в многочисленных публикациях самых авторитетных изданий. Данная работа представляет собой еще одну попытку рассмотреть особенности японского маркетинга, базирующегося, по мнению автора, на трех ключевых элементах — безусловном приоритете потребителя, информационных технологиях и предпринимательском духе, стимулирующем творчество.

Экомода возникла параллельно с движением «зеленых» как специфическое течение технологии потребления благополучных классов населения, связанное с их потребностью в экологически чистых товарах и услугах. Экорынок прошел все стадии: от чистого рынка продавца, где спрос превалировал над предложением, а норма прибыли была непомерно высока, до рынка покупателя с его несовершенной конкуренцией и формирующимся элитарным спросом. Этот рынок существует параллельно с рынком традиционных товаров и услуг и образует как бы некий новый параллельный мир, осваивающий все пространство старого мира.


Яндекс.Метрика