Современное состояние развития рынка мобильных услуг в Узбекистане



Опубликовано в журнале "Маркетинг в России и за рубежом" №6 год - 2015


Махкамов Б.Ш.,
cоискатель Ташкентского государственного технического университета


В статье исследуются современное состояние и тенденции развития рынка мобильных услуг в Узбекистане. Также рассматривается и анализируется деятельность основных сотовых операторов, таких как Beeline Uzbekistan, Ucell, Perfectum Mobile, Uzmobile и UMS, имеющих свою позицию на рынке.


Сотовая связь в Узбекистане практически является ровесницей независимости, потому что в августе 1991 г. при непосредственном учредительстве Министерства связи и при поддержке Правительства Республики Узбекистан было создано совместное узбекско-американское предприятие по предоставлению услуг сотовой связи – компания «Уздунробита». На тот момент это было первое предприятие сотовой связи не только в Узбекистане, но и вообще в Центральной Азии и одно из первых среди стран СНГ.


Первым мобильным стандартом, в котором работал тогда еще единственный сотовый оператор в Узбекистане, был аналоговый стандарт NMT 450.


Первые годы сотовая связь была очень дорогой и недоступной широким массам. Так, по состоянию на 1 января 1994 г. в республике насчитывалось всего 224 абонента сотовой связи, а в течение 1995 г. это число возросло до 823.


Тем не менее рынок сотовой связи является наиболее быстроразвивающимся, поэтому если в середине 90-х годов прошлого столетия сотовая связь была доступна лишь узкому кругу потребителей в наиболее крупных городах, то постепенно стоимость услуг сотовых операторов снизилась до того уровня, когда все более широкие слои населения могли позволить себе мобильную связь.


Основными двигателями прогресса в продвижении сотовой связи являются совершенствование технологий и развитие конкуренции. К 1996 г. сеть СП «Уздунробита» была развернута не только в Ташкенте, но и в других крупных городах республики: в Ургенче, Самарканде, Бухаре и Карши.


Только либерализация данного сегмента рынка телекоммуникаций и появление на рынке новых конкурентов значительно снизили тарифы и для привлечения большего числа абонентов вынудили всех участников рынка внедрять новые виды услуг.


Был максимально упрощен вход на рынок сотовой связи новых инвесторов. Были созданы благоприятные инвестиционные условия для входящих на рынок иностранных инвесторов, установлены налоговые льготы, предоставляемые операторам в течение первых пяти лет их деятельности, а также очень доступная стоимость лицензирования.


В течение 1996 г. на рынке сотовой связи Узбекистана появилось сразу пять новых операторов: МТС-Узбекистан (ИП «Уздунробита»), ООО Unitel (торговая марка «Билайн»), СП RWC (торговая марка Perfectum Mobile), ИП ООО Coscom (торговая марка Uсell) и филиал Uzmobile АК «Узбектелеком», которые с 1997 г. приступили к коммерческой эксплуатации своих сотовых сетей.


Рост числа операторов не замедлил сказаться и на росте числа абонентов.


Тарифы на предоставление услуг были снижены в несколько раз.


Сегодня страна входит в первую десятку стран мира по индексу развития
мобильной связи. Общее количество абонентов, пользующихся услугами сотовой связи в Узбекистане, увеличилось по отношению к 2000 г. в 240 раз и составляет свыше 24 млн.


Сотовая связь сегодня является наиболее конкурентной отраслью рынка связи Узбекистана. Услуги мобильной связи предоставляются в стандартах CDMA-450, CDMA 2000 1X, GSM-900, GSM-1800. В настоящее время операторами мобильной связи активно внедряются дополнительные услуги для пользователей.


Рынок сотовых операторов Узбекистана на сегодняшний день представлен такими компаниями, как Beeline Uzbekistan, Ucell, Perfectum Mobile, Uzmobile и UMS. На старом-новом игроке UMS, у которого недавно был второй выход на рынок страны, мы остановимся чуть позже. Несмотря на общее дело, у каждой компании свое позиционирование на рынке. Рассмотрим их более детально.


Beeline Uzbekistan. Число абонентов мобильной связи Beeline Uzbekistan по итогам декабря 2013 г. составило 10,518 млн. А рост числа абонентских договоров за год – 324 000, или 3%. Средний счет на одного абонента мобильной связи за месяц в четвертом квартале 2014 г. вырос на 3% – до 5,5 долл.


Инвестиционные затраты Beeline в Узбекистане на покупку основных фондов, оборудования и технологий за 2013 г. составили 227 млн долл.


За три квартала 2014 г. показатели изменились. А именно: абонентская база Beeline в Узбекистане в июле–сентябре расширилась до 10,529 млн человек. Рост числа абонентских договоров за год достиг 201 000 (+2%). Средний счет на одного абонента мобильной связи за месяц составил 6 долл. При этом общаться жители Узбекистана стали гораздо больше: в среднем 568 минут в месяц по сравнению с 504 год назад. За 9 месяцев 2014 г. Beeline вложил в развитие сетей 51 млн долл.


В начале сентября Beeline объявил о запуске мобильной сети четвертого поколения, работающей по протоколу LTE. Сейчас сеть 4G охватывает центральные районы Ташкента. В планах Beeline на ближайший год – расширение покрытия в столице и по всей территории Узбекистана. Подключение к сети четвертого поколения доступно на тарифном плане Status Platinum 4G. За 1200 долл. в месяц абонент получает безлимитный доступ в Интернет на скорости до 4 Мбит/с в центре Ташкента и безлимитный Интернет по всей стране в сетях 2G и 3G.


Beeline активно участвует в общественной жизни страны. Подтверждением этому являются проекты, инициированные и поддержанные оператором.


Сайт компании отражает необходимую для абонентов информацию, он яркий, лаконичный, рубрики расположены удобно. Каждый из тарифных планов имеет свои особенности и привилегии. Также на сайте представлено описание сервиса Beeline Status. На каждом из тарифов есть свои привилегии, скидки и бонусы.


Для представителей бизнеса существует большой пакет услуг мобильной связи, связи для офиса, конвергенция мобильной и фиксированной связи. Также Beeline предлагает застройщикам, инвесторам, управляющим компаниям услугу создания современной телекоммуникационной среды для бизнес-центров, гостиниц, жилых комплексов и других объектов недвижимости. В общий пакет услуг также входят проводной Интернет, фиксированная связь.


Ucell. Абонентская база компании Ucell составила на конец 2013 г. 8,469 млн человек против 9,475 млн годом ранее. Таким образом, за 2013 г. отток абонентов Ucell составил 979 тыс. человек.


По итогам первого полугодия 2014 г. прибыль выросла на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составила 1,686 млрд шведских крон (примерно 246,163 млн долл.). Среднее количество минут по итогам второго квартала 2014 г. не изменилось по сравнению с апрелем–июнем 2013 г. и составляет 310 минут в месяц. За первые полгода 2014 г. количество абонентов Ucell составляло 8,41 млн человек против 8,178 млн человек в январе–марте 2013 г. Таким образом, рост абонентов увеличился на 2,8%.


С 1 декабря 2014 г. в Узбекистане мобильный оператор Ucell запустил услуги связи четвертого поколения 4G. Компания запустила два вида 4G-предложений для абонентов.


Ucell активно участвует в общественной жизни страны. К примеру, компания выступила спонсором конкурса-викторины на тему Конституции, генеральным спонсором акций ИКТ-недели 2012.


Perfectum Mobile. Со 2 июня 2014 г. компания Perfectum Mobile начала коммерческое внедрение высокоскоростной передачи данных сети EV-DO Rev, а в Ташкенте – аналога сети 3G, предоставляемой операторами GSM. Скорость передачи данных зависит от количества интернет-пользователей, местонахождения абонента, плотности городской застройки, рельефа местности, времени суток.


Интересен тот факт, что на просторах Интернета нет актуальных данных о количестве абонентов этого оператора, о среднем счете абонентов, социальных акциях и других показателях.


Для частных клиентов предоставлены 14 тарифов. Корпоративные абоненты могут обслуживаться только на тарифных планах категории Business и VIP. Абонентская плата на тарифных планах у этого мобильного оператора бывает разной – за один день либо за месяц.


Некоторые тарифы предполагают посекундную тарификацию, но в то же время на многих тарифах входящие звонки являются платными. Услуги связи этого оператора абонентами признаны высококачественными.


Uzmobile. Uzmobile является торговой маркой акционерной компании «Узбектелеком», а услуги мобильной связи стандарта CDMA-450 оказывает специализированный филиал компании Uzmobile.


В целях увеличения зоны охвата беспроводной сетью по стандарту CDMA-450 в 2013 г. были произведены работы по установке 140 базовых станций, в результате чего зона охвата мобильной связью стандарта CDMA-450 достигла 71% населенных пунктов в Республике. За 2013 г. рост абонентской базы Uzmobile составил 195%.


На сегодняшний день Uzmobile обслуживает более 800 сельских врачебных пунктов и около 500 сельских детских садов.


С 2011 г. осуществлено массовое переключение абонентов сельских телефонных станций на сеть CDMA-450. По поручению Правительства Республики Узбекистан начато строительство объектов под две базовые станции на перевале Камчик для обеспечения бесперебойной связи вдоль всей трассы.


Развертывание сети национального оператора мобильной связи Uzmobile запланировано на 2014–2017 гг.


UMS. У кого-то возрождение «феникса» МТС вызывает трепетные чувства, а кого-то оставляет равнодушным. Но тем не менее открытие офиса UMS было замечено на всех фронтах.


Департамент по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы» сообщает, что данные о количестве зарегистрированных абонентов и динамике абонентской базы пока не раскрываются, но прирост абонентов на сегодняшний день удовлетворяет компанию UMS. Решение о расширении тарифных планов будет приниматься UMS на основе анализа динамики абонентской базы. Компания UMS предоставляет возможность широкого выбора абонентских номеров из представленной номерной емкости. Как правило, предоставление «красивых» номеров является премиальной услугой, которая не может оказываться на тех же условиях, что и предоставление обычных номеров.


В заключение можно сделать вывод о том, что 1 января 2014 г. численность населения Узбекистана составила 30 488,6 тыс. человек, а количество пользователей услуг мобильной связи – около 20 млн человек. Это значит, что уровень проникновения мобильной связи в Узбекистане составляет 65,4%.


Каждая компания имеет свои особенности, плюсы, минусы и свой запас козырей. У каждого оператора есть как сторонники, так и противники. Но стоит отметить, что мобильные операторы привлекают абонентов весьма своеобразно и иногда даже креативно. «Ловят» большого и малого пользователя на интересные акции, бонусы и скидки. Однако некоторые компании не всегда стремятся к прозрачности и открытости.


Исходя из приведенных цифр, видно, что лидирует Beeline, за ним следует Ucell.


А остальные «куски пирога» делят между собой Perfectum Mobile, Uzmobile и UMS.


Данный рынок представляет большое игровое поле. Как будет меняться ситуация и грядут ли рокировки на этом поле, покажет время.


Используемые источники
1. Ратынский М.В. Основы сотовой связи / под ред. Д.Б. Зимина. – М.: Радио и связь, 2009. – 274 с.
2. Кузовкова Т.А. Прогнозирование объемов услуг связи на основе модульного принципа метода управляемого прогноза. – М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2011.
3. Махкамов Б.Ш. Инновационное развитие услуг мобильной связи в Узбекистане. – Ташкент: Экономика и образование (Иктисодиёт ва таълим) // 2009. – № 6. – С. 142–146.
4. Махкамов Б.Ш. Особенности развития рынка мобильных услуг в Узбекистане // Журнал налогоплательщика (г. Ташкент). – 2010. – № 2 (24). – С. 33–34.
5. Отчет Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан за I полугодие 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: ccitt.uz
6. МахкамовБ.Ш. Problems of formation of insurance mechanism of information risks. Межд. конференция, 8–9 октября 2013, Гунадарма, Вест-Ява, Индонезия.
7. beeline.uz, perfectum.uz, ucell.uz, uzmobile.uz, ums.uz


26.05.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста