Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №2 год - 2007
д-р. экон. наук,г. Алматы, Казахстан
Главной задачей ближайших лет президент Казахстана назвал повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. Республика осуществляет «Стратегию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». Согласно этой стратегии основу конкурентоспособности экономики должен составить высокотехнологичный сектор промышленности. (В Казахстане он практически отсутствует: в последние годы (с 2003 г.) суммарное производство наукоемкой продукции составляло около 1% в структуре ВВП. Это – капля в ведре воды). Ключевое значение в формировании такой инфраструктуры имеют технологические инновации. Й. Шумпетер [1] в 1911 г. выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития является инновационная деятельность предпринимателя. Предпринимательская деятельность – не должность и даже не профессия, а уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок. Постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста служит предприниматель. При этом инновации предполагают также организационные, управленческие и маркетинговые новеллы; нахождение новых рынков, новых источников снабжения; финансовые нововведения и новое сочетание ресурсов.
Само развитие представляет собой циклический (его также называют волновым) процесс структурных изменений. Нормой рыночной экономики является динамическое неравновесие, вызванное деятельностью предпринимателя, а источником прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но и радикальная смена выпускаемого изделия или инновации. В этом, собственно, и состоит значение инновации.
Инновации проявляют себя и имеют место в следующих случаях:
1.) создание нового блага или качества;
2.) внедрение нового, в его основе не обязательно лежит научное открытие, оно может заключаться также в новом способе использования соответствующего товара;
3.) освоение нового рынка сбыта;
4.) получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
5.) организационные преобразования (реформа, модернизация, реорганизация).
В любом случае инновация представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения какой-либо потребности. Инновационная деятельность придает динамический, волновой, непрерывный характер процессу развития экономики: сначала они открывают новые возможности для расширения, затем разрушают сложившуюся систему, обусловливая ее переход из одного состояния в другое. Этот переход коррелирует с флуктуациями в динамике экономических показателей. Й. Шумпетер считает, что длинноволновые колебания экономической конъюнктуры связаны с кластеризацией нововведений. Эта идея получила теоретическое развитие в работах многих ученых и практическое подтверждение.
В 1987 г. для объяснения национальных различий в уровне технологического развития К. Фримен предложил понятие национальной инновационной системы. В современной теории национальная инновационная система (НИС) определяется как совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая – это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии [4]. Таким образом, эффективность инновационного развития экономики зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных экономических агентов (международных корпораций, фирм, научных организаций, вузов) в отдельности, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами (такими как ценности, нормы, право). Переход от линейного (по цепочке «наука – производство – потребление») к системному описанию инновационного процесса на практике ознаменовал собой переоценку детерминантов экономического роста, фокусируя внимание на институтах и взаимосвязях.
Еще одна принципиальная характеристика НИС – центральная роль предприятий в инновационном процессе. Наука может продуцировать знания и даже стимулировать спрос на них, предлагая новые, ранее неизвестные технологии, овладение которыми обеспечивает усиление конкурентных позиций предприятий, однако именно предприятия практически реализуют инновации, их продвижение к потребителям и формирование обратных связей. С этих позиций и следует подходить к оценке состояния сферы науки и инноваций и обоснованию системных решений по ее модернизации в направлениях, адекватных потребностям рыночной экономики. Только комплексный подход к реструктуризации национальной инновационной системы по схеме «институты – механизмы – политика» позволит преодолеть диспропорции, которые стали тормозом на пути инновационного развития казахстанской экономики.
Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что в развитых странах инновации являются главным двигателем прогресса. Интеллектуальная собственность, защита прав, регулирование передачи прав и коммерциализации являются базовой производственной сферой и главным объектом внимания. Общество проникается пониманием: если возникает проблема, то за еу решением следует обращаться в науку. Способные к правовой охране ноу-хау патентуются и лицензируются. Главной стала проблема информационного неравенства. Без еу решения невозможно сократить разрыв в социально-экономическом развитии между странами. (Разрыв, по моему мнению, будет расширяться).
Разработка инноваций – задача научно-технической сферы. В развитых странах появилась новая профессия – инновационный менеджер. Появились новые формы организации экономики знаний. Новые (научные и производственные) организации строятся в соответствии с проблемой, еу содержанием, а не дисциплиной. Они отличаются разнообразием типовых структур, вовлеченных в производство знаний, широко контактирующих между собой. Налаживаемые при решении проблемы связи быстро появляются и исчезают. Система производства и распространения знаний растут по числу связей экспоненциально.
Новая система организации отличается от традиционной. Традиционная имеет чуткое разделение труда: лаборатория – посредник – потребитель знания. Рынок знаний организует посредник. Новая система устроена иначе: потребитель знания участвует в его создании. Рынок знаний заменяется рынком услуг. Понятие «общество знаний» лучше соответствует новой форме организации [3, с. 14].
В настоящее время мировое сообщество переходит на качественно новый этап развития, идут глубинная реформа всех видов экономической деятельности. Коммуникации, информатика невероятно быстро вторгаются в традиционные сферы услуг и производства, кардинально меняют экономическую базу создания стоимости. Это обусловлено копированием и распространением научной интеллектуальной собственности (НИС). НИС, а не природные ресурсы, обеспечивает эффективность экономики. Повышение эффективности, высокая скорость и гибкость производства – лишь некоторые следствия внедрения передовых информационных технологий. Несмотря на то что осознание перемен произошло повсеместно, далеко не все страны последовали новой парадигме развития. В результате в настоящее время мир разделяется на два яруса (так называемый digital divide), и передовые страны отрываются от остальных за счет бурного развития новых отраслей. Последствия такого разделения катастрофичны для стран «второго яруса» (снижение уровня экономической прибыли предприятий, отсталость социального развития и ослабление политических позиций).
Для Казахстана встает вопрос: как избежать попадания во «второй ярус» и сократить разрыв в развитии. Основной вариант решения проблемы – построение мощной национальной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое внедрение новых информационных технологий во всех сферах экономики и управления. Главными становятся человек, образование, наука, нравственные и культурные ценности. Для Казахстана очень важно перейти от сырьевого к инновационному типу развития экономики, требующему мощного научно-технического потенциала в сочетании с высокообразованным человеческим капиталом. Вспомним нашу новейшую историю: высокие темпы экономического роста в годы «семилеток» и «пятилеток» до 1970-х годов поддерживались ускоренной технологической модернизацией. СССР внедрял самые современные зарубежные технологии (обычно без разрешения и платежей, что было возможно в условиях изоляции, ведь страна не вступала в международные соглашения в сфере прав интеллектуальной собственности), поддерживал собственные разработки.
В настоящее время годовой оборот на глобальном рынке технологий превышает автомобильный в два раза. Лидируют на нем США, Япония, затем идут страны ЕС. Россия и Казахстан в основную группу не входят, но это не значит, что у Казахстана нет будущего. Республика придерживается стратегии «догоняющего развития», которая дала положительные результаты в Бразилии, Индии, Китае, Чили. У Казахстана есть все необходимое, чтобы не стать сырьевым придатком развитых государств: природные, человеческие ресурсы, образовательная система, наука. Поэтому сокращение разрыва в информационном, технологическом неравенстве – вопрос времени.
Казахстанский рынок рабочей силы характеризуется избытком неквалифицированной рабочей силы и нехваткой высококвалифицированных кадров для отдельных отраслей. Сложившееся противоречие сохранится и в будущем. Эта проблема должна решаться за счет реформы образования. Корни бедности и богатства кроются в доступе к информации и новым технологиям.
Велико влияние глобализации. Современные рынки развиваются в направлении формирования единого экономического пространства, где главными действующими лицами являются корпорации. Достижения стран или корпораций определяются не только наличием научно-технического потенциала, но и инновационной активностью в сочетании с искусной внешней политикой. Например, Япония успешно защищает от иностранной конкуренции отечественное производство, расширяет при этом экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.
Интернационализация деятельности казахстанских компаний характерна, главным образом, для сырьевых монополистов. В настоящее время прорабатывается свыше десятка проектов создания транснациональных ФПГ с участием предприятий России, Белоруссии и Казахстана (многопрофильные группы). Реализуется программа создания ФПГ в атомной энергетике (будут участвовать Россия, Украина и Казахстан). В сфере авиационной техники заключено соглашение между Россией и Украиной, а в металлургии между Россией, Казахстаном и Украиной. АО «Евразия», образованное в 1994 г. крупнейшими машиностроительными заводами России и Узбекистана, преобразуется в ФПГ с участием финансовых структур, а также промышленных и коммерческих структур Казахстана и Киргизии. Намечается также расширение российской ФПГ «Сокол» за счет привлечения предприятий Казахстана и Киргизии.
Процесс трансформации отечественных компаний в транснациональные происходит очень медленно. В условиях вхождения в мировое пространство Казахстан вынужден адаптироваться в тактических приемах и стратегии осуществления торговой политики. Кризис неплатежей в СНГ в середине 1990-х годов сказывается и в настоящее время, он задержал формирование экспортных производств. Но и после преодоления кризиса изменений в структуре экспорта не произошло. Внутренний спрос часто удовлетворяется по остаточному принципу. Экономика подвержена падениям мировых цен. Высока технологическая зависимость от стран, поставляющих наукоемкую продукцию, она способствует завозу устаревших видов оборудования, машин. Нет глубоких стадий переработки невозобновляемых сырьевых ресурсов, что не способствует оседанию добавочной стоимости. Структура экспорта имеет «нефтяную» тенденцию, а в импорте преобладают готовая продукция и продовольствие. Экспорт не оказывает положительного воздействия на оптимизацию отраслевой структуры, которая имеет тенденцию к «утяжелению», а национальная экономика остается сырьевым придатком мирового хозяйства. Импорт не является средством насыщения внутреннего рынка, но он и не стал средством стимулирования или поддержки вывоза. Либерализация экспорта способствовала достижению открытости народного хозяйства внешнему миру, которая намного выше, чем у развитых стран.
Большое влияние на инновационную деятельность в Казахстане оказывает охрана прав интеллектуальной собственности. Республики СНГ учредили Евразийское патентное ведомство. В настоящее время членами Евразийской патентной организации являются девять государств – Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Российская Федерация, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Армения и Молдавия. С 1996 г. Евразийское патентное ведомство стало принимать евразийские заявки на изобретения. В 1996 г. поступило 118 заявок, из них 41 – из государств - участников конвенции.
В Казахстане действует четыре важнейшие международные конвенции по правовой охране объектов промышленной собственности: конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации (РСТ) и Мадридское соглашение о регистрации знаков. Распространение указанных конвенций на Казахстан означает, что в республике действует принятая в большинстве стран мира система охраны объектов промышленной собственности. Важнейший принцип этой системы, провозглашенный Парижской конвенцией, – принцип национального режима для иностранных заявителей, означающий, что Казахстан обеспечивает заявителям из других стран - участниц конвенций такую же охрану промышленной собственности, какая предоставляется собственным гражданам.
По мнению И. Бойко, для формирования инновационной экономики необходимо изменить структуру национального производства, повысить степень участия страны в международном разделении труда, осваивать новые рынки [5]. Подготовка высококвалифицированных менеджеров, создание сети профессиональных региональных команд, оценка специфики национальной экономики с точки зрения еу инновационных особенностей и перспектив являются наиболее важными задачами инновационной политики Казахстана на современном этапе.
Казахстан имеет задел инновационных проектов, направленных на создание и расширение наукоемких производств, пользующихся результатами законченных научных разработок. Основой создания новых технологий, в том числе и для базовых отраслей промышленности, являются результаты фундаментальных исследований.
В целях совершенствования системы государственного управления в сфере индустриально-инновационного развития и создания благоприятных условий для обеспечения экономического роста в республике создан ряд структур (последняя – АО «Фонд устойчивого развития «Казына»); специальные экономические зоны («Парк информационных технологий», «Морской порт «Актау»). Вносятся изменения и дополнения в законодательные акты. Разрабатываются стратегии и программы развития и совершенствования, глядящие вперед на 5–10 лет.
Хороший пример инновационного развития республики – развитие информационной инфраструктуры. Оно осуществляется в рамках «Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан». Национальная информационная инфраструктура (НИИ) включает компоненты:
1) информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
2) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие НИИ, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
3) средства информационного взаимодействия граждан и организаций, их доступа к информационным ресурсам на основе информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Создание и развитие НИИ Республики Казахстан является частью процесса формирования глобальной информационной инфраструктуры (Global Information Infrastructure – GII), реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем. Программа начинает глубокие преобразования в двух базовых секторах:
– государственном – построение электронного Правительства (е-правительства) как единого организма с обширной и гибкой базой данных, системой коммуникаций, средствами анализа и принятия решений;
– коммерческом – полномасштабное внедрение электронной коммерции (е-коммерции), позволяющей максимально использовать новые возможности внутреннего и глобального рынков при обеспечении безопасности и надежности бизнеса.
Данная Программа исходит из того, что развитие НИИ обеспечивается в основном за счет рыночных механизмов, когда частные структуры в целях получения прибыли создают различные информационные продукты и технологии. Действия государственных органов направлены на решение вопросов в следующих ключевых областях:
– создание прозрачной, справедливой нормативной базы, способствующей развитию НИИ;
– обеспечение универсального доступа к НИИ населения, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и органов госуправления. В общем виде универсальный доступ – это возможность любого субъекта в любой момент в любом месте обратиться к любым информационным ресурсам НИИ;
– обеспечение информационной безопасности субъектов и защита информационных ресурсов НИИ;
– информационное обеспечение государственных органов с целью повышения эффективности и согласованности принимаемых решений;
– повышение уровня образования населения за счет поддержки создания электронных учебных учреждений и библиотек;
– развитие электронной коммерции;
– участие в проектах, требующих больших первоначальных затрат или не приносящих прибыли в короткие сроки.
Программа в основном рассматривает технологические и организационные аспекты формирования НИИ. Сайт электронного Правительства Казахстана действует с весны 2006 г. Вопросы, относящиеся к сфере массовой информации, включая получение, представление (публикацию) и распространение массовой информации, регулируются законодательством о средствах массовой информации и о государственных секретах. Вопросы интеллектуальной собственности регулируются законодательством об авторских и смежных правах.
ЛИТЕРАТУРА
1. |
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982. |
2. |
Клинов В.Г. Научно-технический прогресс и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства // Проблемы прогнозирования. 2003. №1. С. 118–135. |
3. |
Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономика. 2003. №3. |
4. |
Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики»//Вопросы экономики. 2003. №3. |
5. |
Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики, 2003, № 2. |
6. |
Курс экономической теории Под ред. М.Н.Чепурина. Киров: Изд. «АСА», 1995 г. С. 351. |