Средний заработок. Правила исчисления от «А» до «Я» (Продолжение, начало в ЗП № 3–6/2018).




А.Н. Беляев


К расчету среднего заработка работники бухгалтерских служб прибегают при определении сумм заработной платы за время предоставленных работникам ежегодных оплачиваемых и учебных отпусков, за время нахождения сотрудников в служебных командировках, в случае оплаты периода временной нетрудоспособности, исчисления размеров возмещения ущерба и в других случаях, когда за штатными работниками сохраняется средний заработок, или же выплаты в пользу физических лиц основываются на средней заработной плате.


Случаи выплаты среднего заработка определяются положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), иных федеральных законов, постановлениями Правительства Российской Федерации, отраслевыми и иными соглашениями, коллективными договорами (соглашениями).


В каждом конкретном случае средний заработок определяется в соответствии с нормативным актом, регулирующим порядок его исчисления.


В соответствии с п. 1 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение об исчислении среднего заработка), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922, его нормы применяются для всех случаев определения размера среднего заработка, предусмотренных ТК РФ.


Наряду с этим необходимо учитывать, что некоторые случаи сохранения за работниками и (или) выплаты им среднего заработка предусмотрены не Трудовым кодексом, а отдельными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или другими нормативными правовыми актами. Если исчисление средней заработной платы в таких случаях увязано с наличествующими между сторонами трудовыми отношениями, расчет среднего заработка также должен осуществляться в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об исчислении среднего заработка. Обусловлено это тем, что согласно ТК РФ нормы трудового законодательства могут содержаться и в других законодательных и нормативных правовых актах, и в данном случае нормы ТК РФ подлежат применению в полном объеме. Иной порядок исчисления среднего заработка может быть закреплен в самих нормативных правовых актах.


Однако на сегодняшний день таких актов не принято.


Одним из главных принципов расчета среднего заработка является его исчисление исходя из заработной платы работника, на которую он имел право в течение установленного расчетного периода. При этом заработок сотрудника может в ходе расчетного периода меняться, и в основном в большую сторону в связи с его повышением. В связи с этим и в целях защиты законных прав сотрудников предусматривается индексация средней заработной платы, в ходе которой она приводится в актуальное состояние исходя из текущего уровня заработка.


При всем этом следует учитывать, что индексации подлежит только тот средний заработок, который рассчитывается по правилам ст. 139 ТК РФ. Имеются в виду случаи исчисления средней заработной платы для оплаты отпуска, расчета компенсации за отпуск, при исчислении среднего заработка за период служебной командировки, при определении суммы выходного пособия и т. д.


Правила индексации среднего заработка в случаях, установленных трудовым законодательством, определены в пп. 16 и 17 Положения об исчислении среднего заработка.


Основания для индексации среднего заработка
Как следует из п. 16 Положения об исчислении среднего заработка, основанием для повышения (далее по тексту – индексации) средней заработной платы является повышение в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения работников.


Если только повышаются суммы основной заработной платы работников, выплачиваемой в виде окладов (должностных окладов), тарифных ставок, денежного вознаграждения, речь может идти об увеличении среднего заработка в установленном порядке. В случае когда заработок работников повышается посредством установления дополнительных выплат и (или) путем увеличения дополнительных выплат, средняя заработная плата не индексируется.


Не является основанием для индексации среднего заработка также индивидуальное повышение заработной платы сотруднику, включая случаи повышения установленного ему оклада, должностного оклада, тарифной ставки, установления нового тарифного разряда, перевода на другую работу и т. п.


В целях применения положений п. 16 Положения в качестве основания для индексации среднего заработка необходимо рассматривать как повышение окладов (должностных окладов), тарифных ставок, денежного вознаграждения как в целом по организации, так и работников филиала и даже работников отдельно взятого структурного подразделения. При этом если повышаются оклады работников структурного подразделения, то индексироваться должен средний заработок сотрудников именно данного структурного подразделения.


Если под филиалом следует понимать отдельно взятую структуру организации, которая считается таковым согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и уставным документам организации, то структурным подразделением можно считать любую структуру организации, выделенную в качестве отдельного подразделения утвержденным в установленном порядке штатным расписанием.


Имеется в виду типовая форма № Т-3 «Штатное расписание», утвержденная постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо другой принятый в организации на этот счет документ.


Как, в частности, указано в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т. д.


Возникает закономерный вопрос, должен ли индексироваться средний заработок в ситуации, когда с определенной календарной даты были повышены оклады (должностные оклады), тарифные ставки не всех работников организации.


В частности, если, например, штатным расписанием предусмотрено структурное подразделение из 10 человек, и с 1 января 2018 г. восьми или девяти работникам оклады были повышены, а одному или двум сотрудникам – нет, то может ли идти речь об индексации средней заработной платы работников данного структурного подразделения с 1 января 2018 г.?


Если дословно процитировать п. 16 Положения, то средний заработок работников увеличивается «при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения». Предложения «при повышении … тарифных ставок, окладов, должностных окладов… всех работников» данная норма не содержит. Вместе с тем необходимо понимать, что согласно ст. 130 и 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включено в основные государственные гарантии по оплате труда работников, а индексация заработной платы должна осуществляться в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.


Это означает, что если работодатель принимает решение именно об увеличении окладов (должностных окладов), тарифных ставок, то такое решение должно коснуться всех без исключения работников организации или ее отдельно взятого структурного подразделения. Именно этим объясняется общераспространенная точка зрения, согласно которой индексировать средний заработок можно только в случае, если оклады (должностные оклады), тарифные ставки всех без исключения работников организации (структурного подразделения) были повышены. Данная позиция подтверждается некоторыми письмами Минтруда России (см., в частности, письмо от 18 августа 2015 г. № 14-1/В-623).


Наряду с этим нельзя приведенную точку зрения считать как некую догму.


На практике могут быть случаи, когда оклады по некоторым должностям не повышаются в связи с необходимостью проведения реорганизационных мероприятий, в связи с внедрением новых систем заработной платы, по причине пересмотра системы нормирования и т. д. Возможны и недочеты в работе, когда повышения не коснулись вакантных должностей. Не проводить индексацию среднего заработка прочих работников в таких ситуациях представляется неправомерным. Хотя принимать решение о повышении средней заработной платы придется каждому из работодателей индивидуально.


Более обоснованной представляется позиция, согласно которой в качестве основания для индексации средней заработной платы может рассматриваться издание письменного приказа под примерным наименованием «О повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения работников организации».


И если про какую-то должность в данном случае забудут, этот факт никоим образом не должен сказаться на необходимости проведения индексации среднего заработка.


Конечно же, при этом подразумевается, что оклады (должностные оклады) были повышены большинству (за редким исключением) работников.


Варианты индексации среднего заработка
С ноября 2009 г. порядок индексации среднего заработка зависит от того, было ли повышение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения сопряжено с изменением перечня ежемесячных выплат к суммам основной заработной платы и (или) их размеров.


При «классическом» варианте индексации среднего заработка, если только повышаются суммы основной заработной платы, коэффициенты индексации определяются делением вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения на ранее установленные данные величины.


Пример 1
Допустим, что согласно изданному приказу в организации с 1 января 2018 г. повышены оклады (должностные оклады), тарифные ставки работников в 1,2 раза.


У одного из работников величина должностного оклада до 1 января 2018 г. составляла 12 000 руб., с 1 января 2018 г. – 14 400 руб.


При индексации среднего заработка применению подлежит коэффициент индексации, равный 1,2 (14 400 руб./12 000 руб.).


Если у работника в течение расчетного периода оклад (должностной оклад), тарифная ставка изменялись более одного раза, необходимо определять несколько коэффициентов индексации (по числу раз изменения основного заработка). При этом нет разницы, увеличивались оклад (должностной оклад), тарифная ставка только лишь в связи с индексацией заработной платы или же по причине индивидуального повышения заработка, перехода на другую должность, повышения тарифного разряда или др. Как указано в п. 16 Положения об исчислении среднего заработка, коэффициенты индексации рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.


Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что с 1 марта 2017 г. должностной оклад работника был увеличен в 1,1 раза (с 9000 руб. до 9900 руб.) в связи с индексацией заработной платы сотрудников организации, а с 1 сентября 2017 г. был увеличен с 9900 руб. до 12 000 руб. в связи с переводом на другую должность.


В данном случае при индексации учитываемых при исчислении среднего заработка выплат необходимо будет рассчитывать следующие коэффициенты индексации:
1) коэффициент индексации, применяемый к выплатам, начисленным с 1 января по 31 марта 2017 г. – 1,6 (14 400 руб./9000 руб.);
2) коэффициент индексации, применяемый к выплатам, начисленным с 1 марта по 31 августа 2017 г., – 1,45 (14 400 руб./9900 руб.);
3) коэффициент индексации, применяемый к выплатам, начисленным с 1 сентября по 31 декабря 2017 г., – 1,2 (14 400 руб./12 000 руб.).


Коэффициент индексации рекомендуется определять с двумя значениями после запятой.


В случае когда повышение тарифных ставок, окладов (должностного оклада), денежного вознаграждения сопряжено с изменением перечня ежемесячных выплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению и (или) их размеров, необходимо определять «сводные» коэффициенты индексации. Они рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения и ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты к ним. В таких случаях коэффициент
индексации определяется по следующей формуле: К = Новый оклад + Новые ежемесячные выплаты к новому окладу Прежний оклад + Прежние ежемесячные выплаты к прежнему окладу
.

Частным случаем индексации среднего заработка с применением «сводного» коэффициента является переход организации на новую систему заработной платы.


Пример 3
Предположим, что организация с 1 января 2018 г. переходит на новую систему заработной платы. При этом данное мероприятие сопряжено с повышением ранее установленных работникам организации должностных окладов и тарифных ставок, и одновременно с этим с пересмотром состава осуществляемых ежемесячных выплат и (или) их размеров.


Поскольку должностные оклады (тарифные ставки) работников повышаются, то в приведенной ситуации необходимо индексировать средний заработок работников.


Заработок одного из работников до 1 января 2018 г. складывался из следующих выплат:
– должностной оклад – 8000 руб.;
– доплата за выслугу лет – 800 руб. (10% должностного оклада);
– доплата за работу в особых условиях – 1600 руб. (20% должностного оклада).


С 1 января 2018 г. заработок данного работника складывается из следующих выплат:
– должностной оклад – 10 200 руб.;
– доплата за выслугу лет – 1020 руб. (10% должностного оклада).


В данном случае коэффициент индексации учитываемых в расчетном периоде выплат составит 1,08 ((10 200 руб. + 1020 руб.)/(8000 руб. + 800 руб. + 1600 руб.)).


При определении «сводного» коэффициента индексации в расчет должны приниматься дополнительные выплаты, установленные в фиксированном размере (проценты, кратность) к окладу (должностному окладу), тарифной ставке работника. На это указано в абзаце 6 п. 16 Положения об исчислении среднего заработка.


Какие выплаты подлежат индексации
Индексации подлежат не все выплаты, которые согласно ст. 139 ТК РФ и Положению об исчислении среднего заработка учитываются при расчете среднего заработка.


Наряду с тарифными ставками, окладами (должностными окладами) и денежным вознаграждением повышению подлежат только те выплаты, которые были установлены к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам, денежному вознаграждению) в фиксированном значении процентов и (или) в фиксированном размере кратности.


Выплаты, начисленные в абсолютных размерах, индексироваться при исчислении среднего заработка не могут. Не индексируются также выплаты, установленные в соответствии с принятыми в организации коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, а также согласно положениям индивидуальных трудовых договоров к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению не в фиксированном (конкретном) размере, а в диапазоне значений (например, от 50 до 70%, в размере от одного до трех окладов и т. п.).


Поскольку согласно приведенным правилам одни выплаты индексироваться могут, а другие – нет, то фактически при индексации среднего заработка необходимо рассчитывать два значения – величину среднего дневного (среднего часового) заработка в части индексируемых и неиндексируемых выплат.


Пример 4
Предположим, что заработная плата работников организации слагается из ежемесячно выплачиваемых должностных окладов, доплат за работу в особом режиме в размере 25% должностного оклада и премий в размере двух должностных окладов.


Должностные оклады работников подлежат индексации в любом случае. Так как выплачиваемые доплата и премия установлены в фиксированном значении процентов и (или) кратности по отношению к должностному окладу, то и они подлежат повышению при индексации среднего заработка.


Те выплаты, которые при начислении заработной платы были установлены в абсолютных значениях, индексации не подлежат.


Пример 5
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что премия выплачивается в абсолютном значении согласно ежемесячно издаваемым приказам руководителя организации. В частности, суммы начисленной в расчетном периоде премии составляли 3500, 3200, 2340 руб. и т. п.


В данном случае начисленные в расчетном периоде премии увеличению при индексации средней заработной платы не подлежат.


Рассмотренное правило в полной мере касается выплат, установленных от иных показателей, отличных от тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения. Это касается как сумм основной заработной платы, выплачиваемой в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в виде комиссионного и иного подобного вознаграждения, так и дополнительных выплат (премий в процентах от выручки и т. п.).


Не учитываются при индексации также выплаты, установленные к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам, денежному вознаграждению) не в конкретном значении процентов и (или) кратности, а в диапазоне данных значений.


Пример 6
Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что заработная плата работников организации складывается из ежемесячно выплачиваемых должностных окладов, доплат за работу в особом режиме в размере от 10 до 25% должностного оклада, а также премий в размере от 2 до 4 должностных окладов. Конкретные размеры доплаты и премии определяются приказом руководителя организации.


В данном случае при индексации могут учитываться только должностные оклады работников. Доплата и премия при индексации в соответствии с п. 16 Положения об исчислении среднего заработка не учитываются.


Как следует из писем Минздравсоцразвития России от 26 июня 2008 г. № 2337-17, Минтруда России от 18 августа 2015 г. № 14-1/В-623, установленные к окладу в диапазоне значений (проценты, кратность) выплаты – это выплаты, установленные, например, в размере от 10 до 50% должностного оклада, до 100% оклада, до двух окладов и т. д.


Тот факт, установлены те или иные выплаты в конкретном значении или в диапазоне значений, необходимо определять на основании принятых в организации коллективных договоров, локальных нормативных актов, а также согласно заключенным с работниками индивидуальным трудовым договорам. Если данные документы содержат положения о том, что какая-либо компенсационная, стимулирующая, социальная и (или) иная выплата устанавливаются в диапазоне значений, а конкретный размер определяется работодателем, она при индексации среднего заработка учитываться не должна.


Зависимость порядка индексации среднего заработка от периода повышения основной заработной платы
Согласно части первой п. 16 Положения об исчислении среднего заработка порядок индексации среднего заработка, зависит от того, пришлось повышение окладов (должностных окладов), тарифных ставок, денежного вознаграждения на расчетный период, на время после расчетного периода или же непосредственно на период события, связанного с расчетом среднего заработка.


В первом случае на коэффициент индексации увеличиваются учитываемые при расчете среднего заработка выплаты, во втором и третьем случаях – суммы среднего заработка. Опять же учитываемые выплаты должны разграничиваться на те, которые подлежат (оклады, а также выплаты в процентах или кратности от окладов) индексации и которые не подлежат. Аналогично и подлежащие корректировке суммы среднего заработка должны делиться на те, которые исчислены из выплат, подлежащих индексации, и выплат, которые индексации не подлежат.


Индексация среднего заработка при повышении заработной платы в расчетном периоде
Если повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов, денежного вознаграждения) пришлось на расчетный период, то индексация средней заработной платы заключается в повышении на соответствующий коэффициент тех учитываемых выплат, которые пришлись на расчетный период до даты повышения.


В случае когда отдельные выплаты при индексации не учитываются, они включаются в состав учитываемых согласно фактически начисленным суммам. В рассматриваемой ситуации считать отдельно среднедневной и (или) среднечасовой заработок в части подлежащих и не подлежащих индексации выплат необходимости нет.


Пример 7
Предположим, что работнику организации с 19 января 2018 г. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.


Ежемесячная заработная плата работника складывается из оклада, доплаты за работу в режиме ненормированного рабочего дня в размере 10% оклада и премий, выплачиваемых в фиксированном (твердом) размере согласно приказу по организации.


До апреля 2017 г. оклад одного из работников составлял 8500 руб. С 1 апреля 2017 г. оклады работников на основании приказа руководителя были увеличены в 1,2 раза, и оклад данного сотрудника составил 10 200 руб. Премии данному работнику до апреля 2017 г. выплачивались ежемесячно в размере 4500 руб., после апреля 2017 г. – 6700 руб.


Коллективным договором и (или) действующими в организации локальными нормативными актами применение при расчете среднего заработка специального расчетного периода не предусмотрено. В связи с этим отпускные должны быть выплачены из расчета среднего заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих январю 2018 г., а именно за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. включительно.


Указанный расчетный период отработан полностью, а сумма учитываемой за этот период заработной платы составила 202 830 руб. (10 200 руб. × 9 мес. + (10 200 руб. × 10%) × 9 мес. + 6700 руб. × 9 мес. + 8500 руб. × 3 мес. + (8500 руб. × 10% × 3 мес.) + 4500 руб. × 3 мес.).


Величина среднего заработка без учета индексации выплат, начисленных до 1 апреля 2017 г., составит 16 152 руб. 56 коп. (202 830 руб./12 мес./29,3 × 28 календарных дней отпуска).


Согласно нормам п. 16 Положения при индексации средней заработной платы не должны учитываться начисленные до 1 апреля 2017 г. суммы премии, так как они ежемесячно выплачивались в фиксированном абсолютном значении. Следовательно, учитываемые за расчетный период выплаты составят 208 440 руб., в том числе:
– за период с 1 января 2017 г. по 31 марта 2017 г. – 47 160 руб. ((8500 руб. × 3 мес. + (8500 руб. × 10%) × 3 мес.) × 1,2 + 4500 руб. × 3 мес.);
– за период с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. – 161 280 руб. ((10 200 руб. × 9 мес. + (10 200 руб. × 10% х 9 мес.) + 6700 руб. × 9 мес.)).


Величина среднего дневного заработка для оплаты отпуска составит 592 руб. 83 коп. (208 440 руб./12 мес./29,3), а сумма среднего заработка за отпуск – 16 599 руб. 24 коп. (592 руб. 83 коп. × 28 календарных дней отпуска).


Если в расчетном периоде тарифные ставки (оклады, должностные оклады, денежное вознаграждение) повышались более одного раза, то индексация должна производиться ступенчато в течение расчетного периода.


Пример 8
Воспользуемся условиями примера 7 и предположим, что оклады работников повышались дважды – с 1 апреля 2017 г. в 1,2 раза и с 1 декабря 2017 г. в 1,1 раза.


Величина оклада до 1 апреля 2017 г. составлял 8500 руб., с 1 апреля 2017 г. – 10 200 руб., с 1 декабря 2017 г. – 11 220 руб.


Премии до 1 апреля 2017 г. выплачивались ежемесячно в размере 4500 руб., в период с апреля по ноябрь включительно – ежемесячно в размере 6700 руб., и в декабре 2017 – 7200 руб.


Расчетный период отработан работником полностью.
При повышении среднего заработка должны применяться следующие коэффициенты индексации:
– по отношению к выплатам, начисленным до 1 апреля 2017 г., – 1,32 (11 220 руб./8500 руб.);
– по отношению к выплатам, начисленным за период с 1 апреля по 30 ноября 2017 г. – 1,1 (11 220 руб./10 200 руб.).


Величина учитываемых за расчетный период выплат с учетом их индексации в соответствии с Положением составит 222 404 руб., в том числе:
– за период с 1 января по 31 марта 2017 г. – 50 526 руб. ((8500 руб. × 3 мес. + (8500 руб. × 10% × 3 мес.)) × 1,32 + 4500 руб. × 3 мес.);
– за период с 1 апреля по 30 ноября 2017 г. – 152 336 руб. (10 200 руб. × 8 мес.+ (10 200 руб. х 10%)) × 8 мес. × 1,1) + 6700 руб. × 8 мес.);
– за декабрь 2017 г. – 19 542 руб. (11 220 руб. + (11 220 руб. × 10%) + 7200 руб.).


Сумма среднего заработка за отпуск составит 17 711 руб. 35 коп. (222 404 руб./12 мес./29,3 × 28 календарных дней отпуска).


Индексация среднего заработка при повышении заработной платы после расчетного периода, но до расчета среднего заработка
Если повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов, денежного вознаграждения) произошло после расчетного периода, но до начала того события, с которым связано исчисление средней заработной платы, индексация среднего заработка заключается в повышении всей суммы среднего заработка.


Однако в данном случае для реализации правил индексации средней заработной платы необходимо отдельно определить величину среднего дневного (среднего часового) заработка в части подлежащих и не подлежащих повышению выплат.


Пример 9
Воспользуемся условиями примера 7 и предположим, что повышение окладов в 1,2 раза произошло с 1 января 2018 г. Расчетный период отработан полностью.


До января 2018 г. заработная плата сотрудника складывалась из оклада в размере 8500 руб., доплаты за работу в режиме ненормированного рабочего дня в размере 10% оклада и премий, выплачиваемых в фиксированном размере 4500 руб. в месяц.


Сумма учитываемых за расчетный период выплат составила 166 200 руб. (8500 руб. × 12 мес. + (8500 руб. × 10%) × 12 мес. + 4500 руб. × 12 мес.). Из данных выплат должны учитываться при индексации 112 200 руб. (8500 руб. + (8500 руб. × 10%)) × 12 мес.), и не учитываются – 54 000 руб. (4500 руб. × 12 мес.).


Величина среднего дневного заработка в части подлежащих индексации выплат составит 319 руб. 11 коп. (112 200 руб./12 мес./29,3). В свою очередь, сумма среднего заработка за отпуск из расчета исчисленной величины без учета его индексации составит 8935 руб. 08 коп. (319 руб. 11 коп. × 28 календарных дней отпуска), а с учетом индексации – 10 722 руб. 10 коп. (8935 руб. 08 коп. × 1,2).


Аналогично, величина среднего дневного заработка в части не подлежащих индексации выплат составит 153 руб. 58 коп. (54 000 руб./12 мес./29,3), а сумма среднего заработка из расчета данной величины – 4300 руб. 24 коп. (153 руб. 58 коп. × 28 календарных дней отпуска). Индексации данная величина не подлежит.


Всего сумма среднего заработка за отпуск составит 15 022 руб. 34 коп. (10 722 руб. 10 коп. + 4300 руб. 24 коп.).


Индексация среднего заработка при повышении заработной платы в период сохранения среднего заработка
Если повышение тарифных ставок (окладов, должностных окладов, денежного вознаграждения) произошло в период сохранения за работником среднего заработка, индексация заключается в повышении той части среднего заработка, которая приходится на период после увеличения ставок (окладов, должностных окладов, денежного вознаграждения). В данном случае также необходимо отдельно считать средний дневной (средний часовой) заработок в части подлежащих и не подлежащих индексации выплат.


В случае предоставления отпуска, который оплачивается заблаговременно (согласно ст. 136 ТК РФ не позднее чем за три дня до начала), к уже выплаченному среднему заработку необходимо будет произвести соответствующую доплату.


Пример 10
Воспользуемся условиями примера 9 и предположим, что повышение окладов в 1,2 раза произошло с 1 февраля 2018 г. Расчетный период работником отработан полностью.


Отпуск работнику предоставлен продолжительностью 28 календарных дней в период с 19 января 2018 г. по 15 февраля 2018 г. включительно. На период до повышения окладов, то есть с 19 по 31 января 2018 г. приходится 13 календарных дней отпуска, а на период после повышения окладов (с 1 по 15 февраля 2018 г. включительно) – 15 календарных дней отпуска. Индексации подлежит сумма среднего заработка за 15 календарных дней отпуска с 1 по 15 февраля 2018 г., но только в части подлежащих индексации выплат.


Сумма учитываемых за расчетный период выплат составила 166 200 руб. (8500 руб. × 12 мес. + (8500 руб. × 10%) × 12 мес. + 4500 руб. × 12 мес.). При уходе работника в отпуск величина среднего дневного заработка составила 472 руб. 70 коп. (166 200 руб./12 мес./29,3), а сумма среднего заработка за отпуск – 13 235 руб. 60 коп. (472 руб. 70 коп. × 28 календарных дней отпуска).


Поскольку сумма среднего заработка за отпуск уже была выплачена, то при индексации суммы отпускных за 15 дней необходимо произвести доплату к ранее исчисленной сумме.


Из учитываемых выплат индексации подлежат 112 200 руб. (8500 руб. + (8500 руб. × 10%)) × 12 мес. и не подлежат индексации 30 000 руб. (2500 руб. × 12 мес.). Величина среднего дневного заработка в части подлежащих индексации выплат составит 319 руб. 11 коп. (112 200 руб./12 мес./29,3), а сумма среднего заработка за 15 календарных дней отпуска за период с 1 по 15 февраля 2015 г. – 4786 руб. 65 коп. (319 руб. 11 коп. × 15 календарных дней отпуска).


Сумма доплаты за 15 календарных дней отпуска в период с 1 по 15 февраля 2018 г. включительно составит 957 руб. 33 коп. ((4786 руб. 65 коп. × 0,2 или (319 руб. 11 коп. × 1,2 – 318 руб. 03 коп.) × 15 дней отпуска).


При всем этом, в письме Минтруда России от 18 августа 2015 г. № 14-1/В-623 отмечено, что необходимо индексировать всю сумму среднего дневного заработка, которая уже была начислена работнику. То есть не следует делить средний дневной заработок на части исходя из того, подлежат какие-то учитываемые выплаты индексации или не подлежат. Таким образом, сумма среднего заработка может составить 15 882 руб. 72 коп. (472 руб. 70 коп. × 1,2 × 28 календарных дней отпуска), а сумма доплаты – 2647 руб. 12 коп. (15 882 руб. 72 коп. – 13 235 руб. 60 коп.).


Минимальные размеры среднего заработка
Согласно п. 18 Положения об особенностях порядка расчета среднего заработка во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.


Таким образом, величина начисленного работнику среднего заработка не может составлять значение менее определенной величины. Данные правила применимы по отношению к тем лицам, которые полностью отработали норму рабочего времени в расчетном периоде. При этом в данном случае под полностью отработанным расчетным периодом принято понимать и тот период, в котором работник отсутствовал на работе по уважительным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т. п.).


Напомним, что с 1 мая 2018 г. величина минимального размера оплаты труда на федеральном уровне составляет 11 163 руб. в месяц. Таковы положения Федерального закона от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».


Пример 11
Предположим, что работнику организации с 14 мая 2018 г. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.


Величина среднего дневного заработка для оплаты данного отпуска должна быть не менее чем 380 руб. 99 коп. (11 163 руб./29,3).


Пример 12
Работник организации находился в служебной командировке в период
с 21 по 28 мая 2018 г.


Величина среднего дневного заработка за дни командировки должна составить не менее чем 558 руб. 15 коп. (11 163 руб./20 рабочих дней в мае 2018 г. по производственному табелю-календарю).


При всем этом необходимо учитывать, что порядок реализации приведенных положений п. 18 Положения об особенностях порядка расчета среднего заработка до сих пор не был разъяснен уполномоченными органами власти. В связи с этим возможно и иное применение данных норм.

03.05.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста