Опубликовано в журнале "«Заработная плата. Расчеты, учет, налоги» с вкладкой «Документы и комментарии»" №2 год - 2020
А. В. Полетаев
По сложившейся практике, каждый новый год приносит целый ряд изменений в сфере налогообложения. Не стал исключением и 2020 г.
Изменения в Расчете по страховым взносам
Новая форма Расчета по страховым взносам (далее по тексту – Расчет) утверждена приказом ФНС России от 18 сентября 2019 г. № ММВ-7-11/470 и подлежит применению начиная с отчета за первый квартал 2020 г.
Среди принятых изменений:
1) в разделе 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» введена новая строка 001 «Тип плательщика (код)», по которой отражается значение «1» в случае, если выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в последние 3 месяца расчетного (отчетного) периода были начислены, и значение «2» – если выплаты в течение последнего квартала начислены не были.
Таким образом, с 2020 г. нулевой Расчет по взносам предусматривает заполнение только титульного листа, раздела 1 с указанием «Тип плательщика» со значением «2» без приложений и раздела 3 с нулями и прочерками (см. также письмо Минфина России от 9 октября 2019 г. № 03-15-05/77364);
2) строка 030 подразделов 1.1 и 1.2 поименована как «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации», а строка 040 – «Сумма, не подлежащая обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и международными договорами». Тем самым в очередной раз указано на необходимость отражения в Расчете по взносам всех командировочных расходов, сумм оплаты проезда в отпуска и иных освобождаемых от обложения взносами выплат и вознаграждений. В разделах (подразделах), касающихся дополнительных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование, изменено наименование соответственно строк 020 и 030;
3) подразделы 1.1 и 1.2 дополнены строкой 045 «Сумма расходов, принимаемая к вычету в соответствии с п. 8 ст. 421 Налогового кодекса Российской Федерации», по которой отражаются суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанных в подп. 1–12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, и некоторым другим договорам, указанным в п. 8 ст. 421 НК РФ. Если расходы по указанным договорам не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету (и отражаются по строке 045 Расчета) в процентах от суммы начисленного дохода, что предусмотрено п. 9 ст. 421 НК РФ.
До 2020 г. такие расходы совсем не отражались в Расчете по страховым взносам, но на их величину занижались показатели по строке 030;
4) в подразделе 1.3.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в п. 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации» исключена строка «Основание заполнения», в которой до 2019 г. отражалась информация о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на основании специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест или же одновременно на основании спецоценки и аттестации рабочих мест. С 2019 г. применение итогов аттестации рабочих мест не допускается;
5) в приложении 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разделу 1 введена строка 001, по которой отражается код тарифа плательщика;
6) из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» исключены строки «Номер корректировки», «Расчетный (отчетный) период (код)», «Календарный год», «Номер», «Дата», «Признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования/обязательного медицинского страхования/обязательного социального страхования». Введена строка 010 «Признак аннулирования сведений о застрахованном лице».
Новые правила представления отчетности по страховым взносам
В соответствии с положениями Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ дополнен критерием для наделения организацией своих обособленных подразделений полномочиями по начислению и выплатам вознаграждений в пользу физических лиц.
В частности, с 1 января 2020 г. плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).
То есть с 2020 г. наделить соответствующими полномочиями плательщик может только те обособленные подразделения, которым открыт счет в банке.
Соответственно, с 2020 г. отдельный Расчет по взносам необходимо формировать и представлять по месту нахождения тех обособленных подразделений, которым открыты счета в банке и которые производят начисление и выплату вознаграждений физическим лицам (пп. 7 и 11 ст. 431 НК РФ).
Порядок представления расчетов по страховым взносам головными организациями за обособленные подразделения в рамках обязательного социального страхования разъяснен в письме ФСС России от 13 декабря 2019 г. № 02-0905/05-03-32443.
В соответствии с новой редакцией п. 10 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты в электронной форме в соответствии с требованиями п. 10 ст. 431 НК РФ.
Указанные положения ст. 431 НК РФ необходимо применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 г., то есть к представленным плательщиками страховых взносов расчетам по страховым взносам начиная с отчетного периода за первый квартал 2020 г. (см. письмо ФНС России от 23 октября 2019 г. № БС-4-11/21726).
С 2021 г. преду смотрено включение в Расчет по страховым взносам информации о средней списочной численности работников с отменой соответствующего отдельного отчета, представляемого в налоговые органы. Это установлено Федеральным законом от 28 января 2020 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Электронные трудовые книжки.
Новая персонифицированная отчетность
С 2020 г. в рамках индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предусматривается открытие специального раздела лицевого счета – «Сведения о трудовой деятельности». Соответствующие изменения определены Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ.
В данном разделе подлежат отражению следующие данные:
1) место работы:
– наименование страхователя, сведения об изменении наименования страхователя, основание изменения его наименования (реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих изменение наименования страхователя);
– регистрационный номер страхователя;
2) сведения о выполняемой работе и периодах работы:
– сведения о приеме на работу с указанием (при наличии) структурного подразделения страхователя, в которое принят работник;
– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
– сведения о переводах на другую постоянную работу;
– сведения об увольнении, основаниях и о причинах прекращения трудовых отношений;
– реквизиты приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;
3) информация о подаче зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со ст. 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
Соответствующие данные заносятся в лицевые счета застрахованных лиц на основании представляемой работодателями новой персонифицированной отчетности – форма № СЗВ-ТД «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица», утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда от 25 декабря 2019 г. № 730п.
Указанные сведения представляются в следующие сроки:
1) с 1 января 2020 г. – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи приема на работу, перевода или увольнения. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 г. у данного страхователя. При этом постановлением № 730п уточнено, что представлению подлежит последнее (по состоянию на 1 января 2020 г.) кадровое мероприятие.
При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, подлежащих отражению в форме СЗВ-ТД, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 г. у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 г.;
2) с 1 января 2021 г.:
– в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом соответствующего заявления – не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;
– в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.
В случае если численность работающих лиц за предшествующий отчетный период (месяц) составляет 25 и более лиц, сведения необходимо представлять в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период – месяц составляет менее 25 лиц.
Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.
За непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений страхователь или его должностное лицо привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом согласно рассматриваемому в настоящее время законопроекту ответственность будет предусмотрена частью 1.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения должностных лиц без взимания какого-либо денежного штрафа. При этом принимать решение по указанной статье вправе трудовая инспекция, а не Пенсионный фонд РФ. Фонд наделяется полномочиями направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредставлении страхователем в установленный срок либо представлении им неполных и (или) недостоверных сведений, в течение 5 рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.
Новая форма персонифицированной отчетности
Как отмечалось ранее, новая форма № СЗВ-ТД утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25 декабря 2019 г. № 730п.
Форма представляется только в том случае, если у соответствующего сотрудника имеются события, в связи с которыми отчет должен быть представлен в территориальные органы Пенсионного фонда. Таким образом, «нулевая» форма СЗВ-ТД представлению не подлежит.
В графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении» указываются следующие мероприятия:
– «ПРИЕМ» – прием на работу (службу);
– «ПЕРЕВОД» – перевод на другую работу;
– «ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ» – изменения наименования страхователя;
– «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)» – установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации; заполняется с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т. п.);
– «УВОЛЬНЕНИЕ» – увольнение с работы;
– «ЗАПРЕТ ЗАНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ (ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)» – лишение права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В графе «Трудовая функция (должность, профессия, специальность, квалификация, конкретный вид поручаемой работы), структурное подразделение» подраздела «Наименование» указываются наименование должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы и наименование структурного подразделения (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор).
Записи о наименовании трудовой функции (должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, конкретном виде поручаемой работы) производятся в соответствии со штатным расписанием работодателя.
В случае если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками или соответствующими положениям профессиональных стандартов или реестров соответствующих
должностей.
Для государственных и муниципальных служащих также указывается код должности по соответствующему реестру должностей.
Запись об установлении (присвоении) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации вносится с указанием разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т. п.).
Если в соответствии с приговором суда осужденный и не отбывший наказание работник лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать (какой деятельностью лишен права заниматься).
В графе «Код выполняемой функции (при наличии)» (будет заполняться с 1 января 2021 г. (при наличии) указывается соответствующий код, состоящий из семи цифро-буквенных знаков в формате «ХХ. ХХХ–Х-Х», где:
– первые пять цифровых знаков, разделенные точкой, – это код наименования вида профессиональной деятельности (раздел I профессионального стандарта), содержащего обобщенную трудовую функцию, к которой относится выполняемая работником работа по должности (профессии), специальности (раздел III профессионального стандарта);
– последние два цифро-буквенных знака (раздел II профессионального стандарта) – буквенный знак кода обобщенной трудовой функции и цифровой знак – уровень квалификации, к которому относится данная обобщенная трудовая функция.
В случае если требуется отменить запись в ранее представленных страхователем сведениях о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, страхователем представляется форма СЗВ-ТД, заполненная в полном соответствии с первоначальными сведениями, которые требуется отменить, при этом в графе «Признак отмены записи сведений о приеме, переводе, увольнении» проставляется знак «X».
В случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения.
Если за время работы зарегистрированного лица наименование страхователя изменяется, то об этом отдельной строкой в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении» раздела «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» указывается «Переименование». В графе «Дата (число, месяц, год) приема, перевода, увольнения» указывается дата, с которой произошло изменение наименования страхователя, в формате «ДД.ММ. ГГГГ».
Новые положения трудового законодательства, связанные с переходом на электронные трудовые книжки
Начиная с 2020 г. при приеме на работу работники могут предъявлять трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (новая редакция ст. 65 ТК РФ).
Исключение составляют случаи, если трудовой договор заключается впервые.
Сведения о трудовой деятельности формируются в порядке, установленном ст. 66.1 ТК РФ. В частности, работодатель обязан формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представлять ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная ТК РФ, а также иным федеральным законом информация.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности вместе с трудовой книжкой или взамен ее. Сведения о трудовой деятельности могут использоваться также для исчисления трудового стажа работника, внесения записей в его трудовую книжку (в случаях если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом на работника ведется трудовая книжка) и осуществления других целей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, вправе получать сведения о трудовой деятельности в следующем порядке:
– у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) в бумажном виде, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя);
– в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг в бумажном виде, заверенные надлежащим образом;
– в Пенсионном фонде Российской Федерации в бумажном виде, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
– с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Планируется, что работодатель будет выдавать сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, которая в ближайшее время должна быть утверждена Минтрудом России. В свою очередь, форму для выдачи через пенсионные структуры, МФЦ и через госуслуги должен определить Пенсионный фонд Российской Федерации.
Работодатель обязан предоставить работнику сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя способом, указанным в заявлении работника, поданном в письменной форме или направленном в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя:
– в период работы не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления;
– при увольнении в день прекращения трудового договора.
Сведения могут быть выданы в бумажном виде и заверены надлежащим образом, или же в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).
Исключение составляют случаи, если на работника ведется трудовая книжка.
В таком случае работодатель не обязан по требованию работника выдавать ему сведения о трудовой деятельности.
В случае выявления работником неверной или неполной информации в сведениях о трудовой деятельности, представленных работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации, работодатель по письменному заявлению работника обязан исправить или дополнить сведения о трудовой деятельности и представить их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В целях реализации новых положений работодатели в течение 2020 г. должны спланировать, организовать и осуществить следующие мероприятия (ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ):
1) принятие или изменение локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
2) подготовка и обсуждение с уполномоченными в установленном порядке представителями работников изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ;
3) обеспечение технической готовности к представлению сведений о трудовой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;
4) уведомление по 30 июня 2020 г. включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления, сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
Каждый работник по 31 декабря 2020 г. включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки или о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Особо необходимо учитывать, что в случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку.
Работнику, подавшему письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ.
За работником, воспользовавшимся своим правом на дальнейшее ведение работодателем трудовой книжки, это право сохраняется при последующем трудоустройстве к другим работодателям.
Работник, подавший письменное заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю письменное заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. При этом обратный порядок – от предоставления сведений о трудовой деятельности в электронном виде перейти на ведение трудовой книжки в бумажном виде – действующим законодательством не оговорен.
Лица, не имевшие возможности до 31 декабря 2020 г. включительно подать работодателю одно из предусмотренных письменных заявлений, вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве, соответствующее письменное заявление. К таким лицам, в частности, относятся:
1) работники, которые по состоянию на 31 декабря 2020 г. не исполняли свои трудовые обязанности и ранее не подали одно из письменных заявлений, но за ними в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы, в том числе на период:
– временной нетрудоспособности;
– отпуска;
– отстранения от работы в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) лица, имеющие стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 г. не состоявшие в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавшие одно из письменных заявлений.
Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 г., осуществляется исключительно в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ. По таким сотрудникам возможность оформления и ведения трудовой книжки в бумажном виде не предусмотрена.