Пособия по социальному страхованию в 2019 году с учетом новых правил исчисления и размеров пособий (Продолжение. Нач. в № 1/2019 г.)




А. Н. Беляев


Напомним, что пособия по социальному страхованию исчисляются в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:
– Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Федеральный закон № 255-ФЗ);
– постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции изменений и дополнений, далее по тексту – Положение о порядке расчета пособий).


При назначении пособий на детей также следует руководствоваться положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и приказа Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции изменений и дополнений).


В 2019 г. при исчислении пособий необходимо учесть отдельные аспекты, которые и легли в основу данной статьи.


Новые размеры пособий на детей с 1 февраля 2019 года
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособия на детей подлежат ежегодной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Размеры индексации определяются исходя из установленного данным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции.


С учетом указанных индексаций суммы пособий гражданам, имеющим детей, в соответствующие периоды составляют (составляли) значения, которые представлены в таблице:




В 2018 г. индексация пособий была предусмотрена с 1 февраля 2019 г. в размере 2,5% с учетом фактического уровня инфляции за истекший год (см. постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 74).


Согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации первоначально на 2019 г. была запланирована индексация пособий на 3,4%. При этом окончательное решение о размере индексации принято в январе 2019 г. после определения величины инфляции по итогам 2018 г., которая фактически составила 4,3%. Именно на указанный размер пособия были проиндексированы с 1 февраля 2019 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 32.


Проиндексирована также величина пособия на погребение. Значение данного пособия по периодам:
– с 1 января 2009 г. – 4000 руб.;
– с 1 января 2011 г. – 4260 руб.;
– с 1 января 2012 г. – 4515 руб. 60 коп.;
– с 1 января 2013 г. – 4763 руб. 96 коп.;
– с 1 января 2014 г. – 5002 руб. 16 коп.;
– с 1 января 2015 г. – 5277 руб. 28 коп.;
– с 1 февраля 2016 г. индексация данного пособия не предусматривалась;
– с 1 февраля 2017 г. – 5562 руб. 25 коп.;
– с 1 февраля 2018 г. – 5701 руб. 31 коп.;
– с 1 февраля 2019 г. – 5946 руб. 47 коп.


В местностях, где предусмотрены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, приведенные значения пособий увеличиваются на значение районного коэффициента (коэффициента).


Исключение составляет применяемый с 1 января 2010 г. максимальный размер пособия по уходу за ребенком – он един для всех работодателей и на значение районного коэффициента не корректируется.


Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое может быть назначено лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т. д.), с учетом районного коэффициента составлял (составляет):
– с 1 января 2010 г. – 8241 руб. 64 коп.;
– с 1 января 2011 г. – 8777 руб. 35 коп.;
– с 1 января 2012 г. – 9303 руб. 99 коп.;
– с 1 января 2013 г. – 9815 руб. 71 коп.;
– с 1 января 2014 г. – 10 306 руб. 50 коп.;
– с 1 января 2015 г. – 10 873 руб. 36 коп.;
– с 1 февраля 2016 г. – 11 634 руб. 50 коп.;
– с 1 февраля 2017 г. – 12 262 руб. 76 коп.;
– с 1 февраля 2018 г. – 12 569 руб. 33 коп.;
– с 1 февраля 2019 г. – 13 109 руб. 81 коп.


Новая максимальная сумма пособия по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
С 8 апреля 2013 г. суммы выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности в связи с имевшим место несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием ограничены из расчета не более определенной величины в целом за календарный месяц. Соответствующие изменения в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 36-ФЗ.


В частности, максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках рассматриваемого вида обязательного страхования.


В свою очередь, размер дневного пособия не может превышать значения, которое определяется путем деления максимального размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность.


В 2017 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составлял (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 417-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов») 72 290,4 руб.


Из расчета данной величины максимальная сумма дневного пособия в рамках рассматриваемого вида социального страхования составляла:
– для календарного месяца в 31 календарный день – 9327 руб. 79 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/31);
– для календарного месяца в 30 календарных дней –9638 руб. 72 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/30);
– для календарного месяца в 28 календарных дней – 10 327 руб. 20 коп. ((72 290 руб. 40 коп. × 4)/28).


Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» принятый порядок индексации пособий был уточнен.


Отныне согласно п. 12 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 72 290 руб. 40 коп. При этом данная величина подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.


С 1 февраля 2018 г. коэффициент индексации составил 1,025 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 74). В 2019 г. размер указанной выплаты увеличен на 4,3% (постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 32).


Применительно к соответствующим годам максимальная величина пособия составляет (составляла):



Электронный «больничный»
В соответствии с применяемой с 1 июля 2017 г. новой редакцией п. 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумаге или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.


Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Таким образом, для оформления листка нетрудоспособности в электронном виде необходимо письменное согласие работника; чтобы медицинская организация оформляла больничные листы в электронном виде; чтобы работодатель являлся участником системы информационного взаимодействия по обмену сведениями.


Как отмечено в письме ФСС России от 11 августа 2017 г. № 02-09-11/22-0513462, обязанность работодателя участвовать в формировании электронного листка нетрудоспособности законом не установлена. Соответственно, в случае технической неготовности работодателя к формированию электронного листка нетрудоспособности медицинская организация вправе заменить сформированный электронный листок нетрудоспособности на «больничный», оформленный на бумаге.


При всем этом в дальнейшем позиция ФСС России по рассматриваемому вопросу ужесточилась.


Исходя из разъяснений, приведенных в письме от 29 ноября 2017 г. № 0211-09/22-03-4326П, право выбора формы листка нетрудоспособности остается за застрахованным лицом – по его желанию может быть выдан листок нетрудоспособности как на бумаге, так и с письменного согласия сформирован в форме электронного документа.


Работодатель после получения информации от работника о номере листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа, должен представить сведения по страховому случаю в ФСС России в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, в том числе сведения по расчету пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1567 «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа» передача информации организациями может осуществляться с использованием информационных систем, применяемых ими для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого ФСС России на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия, а также с использованием Личного кабинета, размещаемого на официальном сайте ФСС России в сети «Интернет».


Достоверность информации, размещаемой в системе «Соцстрах», должна подтверждаться посредством использования усиленной квалификационной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».


Согласно п. 13 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1567 Правил организации-страхователи должны представлять информацию для формирования электронного «больничного» с учетом сроков, установленных для назначения и выплаты страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Имеются в виду положения п. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ о необходимости назначения пособий в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами.


По мнению Роструда, высказанному в письме от 1 декабря 2017 г. № ТЗ/615103-5, при предъявлении застрахованным лицом листка нетрудоспособности, в том числе в форме электронного документа, в соответствии со ст. 22 и 183 ТК РФ у работодателя возникает обязанность по выплате работнику (в том числе надомнику) пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. За нарушение требований трудового законодательства работодатель несет ответственность, предусмотренную КоАП РФ.


Таким образом, на сегодняшний день требование о применении электронных «больничных» со стороны ФСС России и трудовой инспекции ужесточены.


В случае отказа работодателя от назначения пособия на основании обращения работника со ссылкой на оформленный «больничный» в электронном виде, возможно привлечение к ответственности за нарушение положений трудового законодательства.


Чтобы работник мог получить пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности, оформленного в электронном виде, помимо технической готовности медицинской организации, работодатель тоже должен иметь техническую возможность принять и обработать сформированный электронный листок нетрудоспособности.


При этом страхователю необходимо проинформировать своих работников о готовности к формированию электронных листков нетрудоспособности. Также работник имеет право самостоятельно уточнить у кадровой или бухгалтерской службы своего работодателя о возможности принятия к оплате электронных листков нетрудоспособности.


В случае технической неготовности работодателя к формированию электронных листков нетрудоспособности, его работникам выдаются листки нетрудоспособности на бумаге.


Если медицинская организация уже по желанию пациента сформировала электронный листок нетрудоспособности, то в целях реализации прав своих работников на своевременное получение пособий работодатель имеет возможность скачать на официальном сайте Фонда социального страхования Российской Федерации (cabinets.fss.ru/eln.html) бесплатное программное обеспечение АРМ «Подготовка расчетов для ФСС» и с его помощью получить электронный листок нетрудоспособности.


Кроме того, работодатели, использующие программные продукты фирмы «1 С», Парус, СБИС, Контур, Компас, имеют возможность работы с электронным листками нетрудоспособности.


Работнику следует сообщить номер электронного листка нетрудоспособности своему работодателю, который со своей стороны запрашивает «больничный» в информационной системе ФСС России. Для этого используется номер «больничного» и СНИЛС работника.


После этого необходимо заполнить сведения о работнике, работодателе, о стаже и заработке и направить их в ЕИИС «Соцстрах» с квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера, руководителя и самого работодателя – юридического лица.


В случае утраты листка нетрудоспособности сотрудники могут уточнить сведения о своих электронных листках нетрудоспособности и информацию о сумме назначенного им пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с использованием Личного кабинета получателей услуг, расположенного в сети «Интернет» по адресу: lk.fss.ru/recipient/.


Для входа в Личный кабинет получателей услуг используются логин и пароль, необходимый для входа на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).


Для застрахованных граждан, чьи работодатели находятся в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта «Прямые выплаты», в Личном кабинете также есть информация о расчете пособия по листку нетрудоспособности территориальным органом ФСС России и сведения о его выплате.


Электронные листки нетрудоспособности являются документом, имеющим юридическую силу, и в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 86-ФЗ формируются и хранятся в информационной системе Фонда социального страхования Российской Федерации «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах». Таким образом, работодателю нет необходимости распечатывать и хранить у себя копию электронного листка нетрудоспособности.


Период неявки на осмотр включается в оплачиваемые дни
Согласно п. 2 части 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ одним из оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.


При этом действующим законодательством не предусмотрено исключение периода неявки на врачебный осмотр из общего периода освобождения от работы. На это со ссылкой на положения Федерального закона № 255-ФЗ и Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н) указано в письме ФСС России от 29 декабря 2017 г. № 02-03-11/22-03-32521.


Частью 2 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что при наличии указанного основания пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов.


В соответствии с указанной нормой исключение дней неявки из периода временной нетрудоспособности (исходя из данных таблицы «Освобождение от работы» листка нетрудоспособности) не позволит реализовать право гражданина на назначение и выплату ему пособия по временной нетрудоспособности.


Таким образом, если гражданин при очередном врачебном осмотре признан нетрудоспособным, период неявки должен включаться в общий период освобождения от работы с проставлением кода «24», даты неявки и подписи лечащего врача. Соответственно, приходящиеся на такие периоды любые календарные дни оплате в виде пособия подлежат.


В части суммы оплаты пособия необходимо учитывать право организации на принятие решения о неснижении размера пособия в случае наличия у работника уважительных причин неявки на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.


Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 9 декабря 2011 г. № ВАС-14379/11, если причины неявки работника на очередной осмотр врача были признаны созданной в организации комиссией уважительными, оснований к переоценке данных решений у ФСС России не имеется.


Необходимо также учитывать, что положения п. 2 части 1 ст. 8 Федерального закона № 255-ФЗ не содержат предписания о том, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр влечет снижение размера пособия по временной нетрудоспособности со дня, когда было допущено нарушение, и на весь период нетрудоспособности. Если у работника не было уважительных причин для пропуска явки на врачебный осмотр, то на последующие дни периода временной нетрудоспособности это никак повлиять не должно (при условии посещения врача в установленные даты). Это следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 14379/11.


06.09.2023

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста