Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2011
Дресвянников В.А.,
д. э. н., профессор кафедры
«Менеджмент» ГОУ ВПО
«Всероссийский заочный
финансово-экономический
институт» (филиал в г. Пензе)
Лосева О.В.,
канд. пед. наук, доцент
кафедры «Статистика» ГОУ
ВПО «Всероссийский заочный
финансово-экономический
институт» (филиал в г. Пензе)
Концепция управления интеллектуальным капиталом (ИК) возникла как отклик учёных на требования современного общественного развития, связанные с переходом к экономике знаний. Она утверждает следующее.
1. Человек с его интеллектуальными, духовными способностями, возможностью творческой деятельности, направленной на непрерывное создание нового, становится ключевым экономическим ресурсом. Человеческий потенциал рассматривается как неисчерпаемый источник социально-экономического развития, а эффект синергии от взаимодействия человека с техникой и технологиями является не только энергетическим, но и интеллектуальным.
2. Информация, знания, продуктивные культура и отношения, являясь нематериальными, неосязаемыми активами, гораздо больше, чем материальные активы, определяют эффективность деятельности социально-экономической системы (СЭС), будь то работник, организация или страна. Динамический рост количества информации и знаний без создания системы управления ими может привести к информационной катастрофе как особому виду стихийного бедствия, последствия которого сопоставимы с природно-экологическими катаклизмами.
Следовательно, необходима разработка соответствующей теории и методологии, учитывающих специфику объектов управления.
3. Приоритетным становится не текущее состояние социально-экономических систем, а стратегические перспективы их стабильной жизнедеятельности и возможность непрерывного совершенствования, управляемого радикального развития. Эти перспективы определяются не удачным геополитическим положением страны, её природными ресурсами, накопленным материальным капиталом, текущим высоким уровнем жизни людей, а количеством и качеством интеллектуального капитала и отдельных его составляющих.
В этой связи вызывают интерес исследования шведского ученого Лейфа Эдвинссона (Leif Edvinsson) «Национальный интеллектуальный капитал: сравнение 40 стран» («NationalIntellectualCapital: а comparisonof 40 countries»), направленные на анализ вклада ИК наций в их благосостояние и развитие, основные положения которых представлены в статье Йоджана Шарма «Рейтинг 40 стран по интеллектуальному капиталу» («Intellectual capital ‘ranking’ of 40 countries»).
В исследованиях отмечено, что в нестабильных условиях мировой среды важным оказывается вопрос стабильности существования и процветания стран в будущем.
«Страна может быть богатой сегодня, но что с ней будет завтра?» – задаёт Л. Эдвинссон вопрос и далее отвечает, что только формирование ИК обеспечивает будущую конкурентоспособность страны, её готовность к устойчивому росту, в основе которого качество и инновации. При этом он указывает на важность культурной составляющей ИК, и в частности открытости и доступности образования и информационной среды, готовности брать на себя инновационные риски и способности к постоянному развитию.
В то же время в исследовании отмечено, что управление ИК является всё еще новой для большинства стран областью и что его измерение представляет собой значительную трудность. По мнению Л. Эдвинссона, наибольших успехов здесь добились Финляндия, Швеция и Швейцария. Он указывает: «Северные страны имеют самую высокую степень национального ИК, что означает, что они будут успешными и в будущем» [цитируется по 1]. При этом, базируясь на результатах 15 лет исследований, он указывает, что те страны, которые существенно продвинулись в этот период в социально-экономическом развитии, вкладывали значительные инвестиции в человеческий капитал.
Как известно, существует общепринятая структура ИК, которую предложил Юбер Сент Онж, а впоследствии уточнили К. Э. Свейби, Л. Эдвинссон, Т. Стюарт: Интеллектуальный капитал = Человеческий капитал + Структурный капитал.
В свою очередь: Структурный капитал = Рыночный капитал + Организационный капитал.
Организационный капитал = Операционный капитал (или Капитал процессов) + Инновационный капитал (или Капитал возобновления и развития).
Не раскрывая содержания каждой структурной составляющей ИК, рассмотрим их вклад в развитие СЭС (рис. 1).
Наработанный СЭС операционный капитал обеспечивает стабильность и эффективность её текущей жизнедеятельности в сочетании с имеющимся рыночным капиталом.
Инновационный капитал обеспечивает совершенствование и развитие СЭС, он направляет её в будущее. Роль человеческого интеллектуального капитала, являющегося ключевым в этой структуре, двояка: он должен, с одной стороны, обеспечить эффективность использования в текущей деятельности операционного и рыночного капитала, а с другой стороны, создать инновационный капитал для стратегического развития.
Возникает проблема – как обеспечивать единство этих двух сторон одного целого?
Вторая проблема заключается в том, как с меньшими рисками и наибольшей эффективностью трансформировать инновационный капитал в рыночный и операционный капитал следующего уровня развития (рис. 2).
Общепринятое решение этих проблем заключается в выделении двух категорий людей, одна из которых будет занята в традиционной, а другая в инновационной деятельности. Например, для производственного предприятия это работники, занятые в серийном и опытном (научно-исследовательском) производстве. На уровне страны это трудовые ресурсы производственного сектора экономики и сектора образования и науки.
Вариант решения, в большей степени отвечающий условиям общества знаний, заключается в формировании человека нового типа – человека знаний, интеллектуально гибкого, способного к постоянному обучению, познанию и изменениям. Такой подход дополняет общепринятый и делает СЭС гораздо динамичнее и эффективнее. В то же время он требует введения новой структуры ИК и соответственно методов его оценки.
Нами предлагается подход к структуризации ИК, основой которого являются различные виды интеллектуального капитала человека: а) ИК восприятия; б) эмоциональный ИК; в) ИК мышления; г) креативный (творческий) ИК; д) социокультурный ИК; е) экономический (предпринимательский) ИК.
ИК восприятия отражает интеллектуальные способности и интеллектуальные наработки человека, связанные с получением и хранением информации о реальном мире.
Эмоциональный ИК – это способности к эмоциональному познанию и переживанию реальной действительности, умение формировать свой эмоциональный мир и управлять им.
ИК мышления составляют способности к различного рода ментальным операциям по переработке информации, методы и приёмы, образующие технологию этой переработки, умение управлять ею.
Креативный ИК представляют способности и умения идентификации проблем, нестандартного видения и понимания реального мира, преобразования воспринятой и систематизированной информации в новые представления и модели для последующего его преобразования. Наличие креативного ИК позволяет не только адаптироваться к реальному миру, но и изменять его.
Социокультурный ИК – это способности к социальному взаимодействию, умение формировать «продуктивную» культуру, управлять своим социальным статусом и ролью.
Экономический ИК – это способности, стремления (мотивы) и умения к хозяйственной деятельности, к извлечению практической пользы и выгоды, созданию благосостояния. Он завершает «интеллектуальную цепочку ценностей», позволяет трансформировать интеллектуальный капитал в материальный и финансовый, создаёт возможности для инвестирования в развитие интеллектуального капитала.
Представленная структура ИК человека может быть применена к СЭС более высоких уровней иерархии – группе людей, организации, региону, стране.
Рассмотрим это положение для организации как СЭС:
1. ИК восприятия – это способности и умения организации воспринимать ее внешнюю и внутреннею среду, представлять полученную информацию в определённом виде и форме, организовать её хранение и передачу. В состав ИК восприятия входит и сама формализованная информация, являющаяся релевантной на момент оценки.
К интеллектуальному капиталу восприятия также относится система сбора маркетинговой информации, исполнителями которой являются службы маркетинга и внутрифирменного аудита.
Важнейшей частью ИК восприятия являются информационно-коммуникационные системы и технологии.
2. Эмоциональный ИК – это способности и умения организации создавать свой внутренний эстетический мир, эмоциональную ауру, реагировать на эмоциональные всплески внешней среды. Он включает также доминирующие в организации эмоциональные состояния, эмоциональные реакции и поведение людей с присущей для данной организации модальностью, интенсивностью, насыщенностью. Видимой составляющей эмоционального интеллекта организации являются внешние артефакты – решения в оформлении интерьера, стиль одежды сотрудников, их реакции на события, носящие эмоциональную окраску, особенности индивидуальных стилей руководителей. Наличие в организации эмоциональных лидеров увеличивает эмоциональный ИК.
3. ИК мышления – это способности и умения организации на основе полученной информации строить систему технико-экономических, финансовых, социальных моделей, определять логику своей хозяйственной деятельности, систематизировать, упорядочивать, регламентировать её. В его основе – отработанная система принятия управленческих, экономических, технических решений, включающая методологию, математический инструментарий, программное обеспечение.
Работники, которых можно отнести к высоким профессионалам в соответствующей функциональной области деятельности организации, также включаются в состав ИК мышления организации.
4. Креативный ИК реализуется через творческую интеллектуальную организационную деятельность и определяет научно-исследовательские способности и умения организации, способности создавать новые знания в контексте деятельности организации.
Носителями креативного интеллекта являются подразделения НИОКР, аналитические службы организации, творческие группы. Потенциал креативного ИК организации составляет весь её персонал, обладающий индивидуальным креативным интеллектом.
В состав креативного интеллекта входят методологии творческой деятельности, соответствующее технологическое обеспечение и, безусловно, сами результаты креативной интеллектуальной деятельности – интеллектуальные продукты.
5. Организация обладает социокультурным ИК, если она имеет и выполняет концепцию социально-этического маркетинга, социальные подходы и методы в управлении своей хозяйственной деятельностью и поведением в окружающей среде. Способности и умения управлять различными видами культуры организации (производственной, управленческой, социальных отношений и поведения) также входят в структуру социокультурного ИК организации. В него включаются и сами наработанные отношения, правила и нормы поведения, дающие положительный эффект. К социокультурному ИК относятся особый статус, признание и признательность со стороны субъектов маркетинговой среды организации, образующие ее имидж.
6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) ИК – это экономическая квинтэссенция предыдущих видов ИК организации. Он включает способности и умения организации к осознанию себя в экономическом пространстве, к целевому использованию названных интеллектуальных подсистем и других активов, к инновационному предпринимательству. Он включает профессиональные знания и опыт, наработанные сотрудниками организации, и конкурентные преимущества, которыми она обладает.
Экономический ИК – это и организационная мотивация, направленная на получение требуемого конечного результата с преодолением рисков и противодействующих факторов среды.
Экономический ИК в конечном счёте определяет результат деятельности организации как хозяйствующего субъекта, способность выживания, совершенствования и развития в конкурентной рыночной среде.
В состав видового ИК так или иначе входят:
– специфические интеллектуальные способности и умения организации;
– социально-психологические и экономические отношения, статус, принципы, правила, нормы, эталоны;
– наработанная методология и методика, технология интеллектуальной деятельности и соответствующие средства труда;
– результаты интеллектуальной деятельности – формализованные информация и знания;
– люди (группы людей, команды), которые создают вклад в формирование и развитие составляющих интеллектуального капитала.
Представленная структура ИК направлена на обеспечение постоянного совершенствования СЭС, основу которого составляет социокультурный ИК, дающий духовную базу и мировоззрение совместной продуктивной развивающей деятельности, устремленной в будущее. При этом социокультурный ИК создаёт эталоны, определяющие направление и рамки для формирования и использования других видов ИК СЭС. В значительной степени он связан с эмоциональным ИК, являясь для него особой «питательной» средой.
ИК восприятия, эмоциональный ИК и ИК мышления, взаимодействуя, обеспечивают текущую деятельность СЭС, а также дают возможность формирования и использования креативного ИК, который устремлён в будущее.
Экономический ИК воплощает творческие идеи (новации) в реальность, переводя СЭС на новый уровень развития.
Предложенная структура интеллектуального капитала социально-экономической системы имеет существенные особенности, отличающие её от традиционной структуры:
1. В её основу положена социально-психологическая структура личности человека.
2. В таком виде она проявляет себя на различных иерархических уровнях общества – работник, группа, организация, регион, страна, что позволяет определить отношения и связи между ними.
3. Она направлена на постоянное совершенствование и развитие СЭС.
4. Оценка интеллектуального капитала, имеющего представленную структуру, является в значительной мере не финансовой, а социально-психологической, не обобщенно-стоимостной, а дифференцированной. Это даёт основание для избирательного, «тонкого» управления развитием СЭС.
Литература
1. Yojana Sharma. GLOBAL: Intellectual capital ‘ranking’ of 40 countries. URL: russianelectronics.ru/leader-r/pechat/31949/. 19 December 2010 (дата обращения 04.03.11).
2. Дресвянников В. А. Управление интеллектуальным капиталом организации. – М: АМИ, ИНИМ РАО, Изд. Элит, 2009.