Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №6 год - 2013
Нифаева О.В.,
к. э. н., доцент кафедры экономики и менеджмента
Брянского государственного технического университета
Наличие какой-либо главенствующей идеологии в нашей стране недопустимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В то же время отсутствие общей, объединяющей разных людей идеи приводит к утрате обществом способности к консолидации в трудные времена, росту угрозы политической и социальной нестабильности, индивидуализации массового сознания, девальвации традиционных национальных ценностей.
Более того, деидеологизация имеет негативные экономические последствия, отражающиеся прежде всего на менталитете, моделях поведения, ценностях и характере деловой активности менеджеров и предпринимателей [1, с. 165]. На мой взгляд, характер предпринимательской деятельности во многом определяется уровнем патриотизма и национальной идентичности в деловой среде. При этом национальную идентичность можно определить как представление личности о причастности той или иной стране, нации, а следовательно, и тем образцам поведения, которые разделяются людьми, проживающими в данной стране.
Патриотизм с экономической точки зрения означает преданность экономическим интересам родной страны при совершении любых хозяйственных сделок.
Проблема деидеологизации в российском обществе
Резкое падение ценностей патриотизма и национальной идентичности произошло в России в начале 1990-х гг.
Отказ от коммунистической идеологии привёл к идеологическому вакууму и неопределённости в массовом сознании, роль России на мировой геополитической арене стремительно падала. Всё это имело крайне противоречивые последствия, особенно если учесть, что как раз с 1990-х гг. началось становление нового предпринимательского слоя России. В результате изначально в отечественной деловой среде патриотические ценности уступили место ценностям материальным. П.Н. Беспаленко указывает, что «вышли во взрослую жизнь поколения, воспитанные в ситуации “идеологического вакуума”, не знающие иных ценностей и идеалов, кроме индивидуального благополучия и потребительского достатка, слабо идентифицирующие себя с Россией и её культурой, а свои интересы – с общенациональными» [2, с. 4]. Возникает вопрос: как может существовать страна, которую населяют безразличные к её судьбе космополиты, особенно если это основные экономические субъекты – предприниматели и менеджеры?(1)
Влияние уровня патриотизма на социально-экономическое положение России
Немногие реально осознают значимость патриотизма для социально-экономического развития.
Хотя именно в отсутствии или низком уровне патриотизма кроются причины многих социально-экономических проблем. По выражению Н.А. Бердяева, русские – одни из немногих этносов, в ком чувство патриотизма развито очень слабо: «Немцы, англичане, французы – шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство» [3, с. 8]. Ещё раз: патриотизм кажется ценностью, которая имеет мало общего с предпринимательством и экономикой. Однако без него усилия отдельных индивидов не имеют значения. Только патриотизм позволяет людям, преследующим разные интересы, смотреть в одну сторону, в сторону безопасности и процветания родной страны. Л.И. Абалкин считал, что экономическое и духовное возрождение общества возможно только при «реанимации национального самосознания», отказа от «самоуничижения», постоянного переписывания истории и «вульгарного евроцентризма», заискивания, подобострастия перед Западом [4, с. 154, 156].
Такие проблемы, как социальный цинизм, вывоз капитала за рубеж, хранение бюджетных средств на счетах иностранных банков, вложение их в рисковые зарубежные ценные бумаги, эмиграция по различным причинам, прежде всего материальным, в том числе «утечка мозгов», разворовывание природных ресурсов, особенно на границах государства, трепет перед отдыхом за рубежом и импортными товарами при наличии качественных отечественных аналогов, проживание и обучение «элиты» и её потомства за границей на случай национализации, уголовного преследования, ориентация крупного бизнеса на выкачивание ренты из природных ресурсов без взгляда в будущее, продолжающаяся распродажа (дробление) государственной собственности под предлогом развития конкуренции, пренебрежение национальными интересами в макроэкономической и внешней политике, шпионаж в пользу других стран и многие другие проблемы имеют одну общую причину – отсутствие патриотизма.
Простой пример в доказательство этого утверждения – малоэффективная борьба с коррупцией на всех уровнях управления. Ни ужесточение наказаний, ни повышение оплаты труда чиновников и представителей других профессий, чьи доходы существенно возросли в последнее время, не заставило их относиться к своей работе добросовестно, не уменьшило желание урвать лишний кусок у другого. Напротив, их аппетиты, кажется, только увеличились. Корень проблемы в том, что сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит. Российская коррупция – проблема не только экономическая и уголовная, но и нравственная [5, с. 181]. Корень этой проблемы – в отсутствии патриотизма у так называемой элиты общества, в том числе у крупных предпринимателей и управленцев.
В.А. Мау приводит данные социологических опросов: около 70% россиян с доходом выше среднего хотят, чтобы их дети учились и работали за границей, более трети – чтобы дети уехали из России на постоянное местожительство. Это – крайне опасное явление не только с демографической точки зрения. Речь скорее идёт о нежелании менять что-либо в своей стране, равнодушии к её судьбе, так как гораздо проще и дешевле покинуть её [6, с. 16].
(1) И государственные служащие. – Ред.
Возрождение патриотизма в обществе способно не только решить многие проблемы, угрожающие национальной безопасности, но и вернуть уважение к нашей стране всего мирового сообщества, создать условия для процветания России в будущем. К человеку, который не уважает самого себя, относятся в лучшем случае несерьёзно. Стране, граждане которой потеряли веру в неё, никогда не добиться весомых результатов в социально-экономическом развитии и внешней политике.
К сожалению, патриотизм – одно из тех качеств человека, которое нуждается в постоянной поддержке государства, особенно в трудные периоды истории. Поэтому так важно, чтобы государственная социально-экономическая и информационная политика затрагивала вопросы активизации патриотических настроений в российском обществе, особенно в деловой среде. Патриотизм должен стать высшей ценностью предпринимательского слоя и всего российского народа, объединяющим началом, вершиной системы ценностных ориентаций каждого из нас.
Повышение уровня патриотизма в российском обществе
Возрождение потенциала для построения новой национальной идеи должно быть основано на развитии человеческого капитала, повышении уровня жизни населения, формировании многочисленного среднего класса как основы общества, борьбе с бедностью, так как без материального базиса существование нации невозможно. В обществе, где сосуществуют огромные богатства и крайняя бедность, единения никогда не будет. Ведь национальная идея и идентичность подразумевают, что граждане страны соизмеряют свои интересы с общественными, вместо отдельных потребительских «я» массовой культуры превалирует коллективное «мы», а богатый по определению не будет отождествлять себя с бедным, и наоборот.
Что же может объединить граждан России? Сегодня, по данным социологических опросов, жители нашей страны отвечают следующим образом: образ жизни (47% опрошенных), обычаи, народные традиции (20%), государство, в котором мы живём, и общий язык (33%) [7, с. 12]. По сути, лишь треть населения понимает, что именно единство государства – фактор, объединяющий нас как граждан великой России. Согласно некоторым опросам патриотами хотят быть только половина российских студентов (а ведь это будущие предприниматели, менеджеры, другие работники) [8, с. 31]. В большинстве же своём молодёжь, движимая удовлетворением индивидуальных, потребительских, а не коллективных, общественных, национальных потребностей, не сможет построить успешное будущее страны. Молодые россияне считают, что им не обязательно быть патриотами, потому что этого не наблюдается в поведении элиты, тех, кто должен подавать пример обществу [9, с. 38].
Почти треть опрошенных Т.Ю. Кирилиной (27,9%) не задумываются над будущим страны, предпочитают заниматься личными делами, более половины респондентов (62,1%) готовы переехать в другую страну ради материального благополучия [8, с. 35].
Непредсказуемые последствия могут иметь постепенный рост «мягких» националистических настроений и снижение доли тех, кто считает Россию общим домом для всех народов, её населяющих. Особенно опасны такие настроения в молодёжной среде. «Россию для русских» в жёстком варианте видят почти четверть молодых людей, в мягком –44% [10, с. 100]. В российском обществе высока степень дезинтеграции, рассогласованности групповых интересов, образов жизни, социально-групповой автономности [11, с. 11]. Поэтому сложно говорить о какой-либо национальной идентичности и самоопределении. Положение усугубляется тем, что Россия является многонациональным государством и всегда находилась в прямом и переносном смысле между Востоком и Западом, тогда как однородные национальные государства обычно легче справляются с глобальными вызовами [12, с. 49].
История показывает, что с помощью силовых методов заставить уважать свою страну и её гражданами, и гражданами других стран – долго и дорого. Формирование новой российской идеи, самоопределение россиян как граждан великой державы должны происходить эволюционным путём. И здесь необходимо на полную мощность использовать потенциал системы образования и средств массовой информации с целью восстановления социального доверия, пропаганды постматериалистических ценностей, среди которых особое место занимают «представления об общем благе, межрелигиозная и межэтническая толерантность и социальная справедливость». Это послужит не только формированию российской идентичности, но и дальнейшему социальноэкономическому развитию и вхождению России в лидирующую группу постиндустриальных и высокоразвитых стран [13, с. 23].
Так как ст. 13 Конституции России запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной, усилия СМИ и социальной рекламы должны быть направлены на создание новой российской системы ценностей, нового образа гражданина России, основанных на богатой истории и культуре, талантливых людях, огромных национальных богатствах (которые нужно беречь и рационально использовать), дружбе и уважении многочисленных народов, населяющих нашу страну [10, с. 102]. Проблемы (помимо чисто экономических, перечисленных ранее) низкого уровня рождаемости, призыва на военную службу, потребительского отношения к природным богатствам, желания большой группы людей переехать за границу при первой возможности, незнания собственной истории и культуры молодым поколением, шпионажа в пользу других стран угрожают национальной целостности и безопасности страны, обостряют проблему элементарного выживания нации в новых жёстких условиях мировой конкуренции. Необходимость национального самоопределения становится ещё острее в условиях глобализации, сопровождающейся размыванием национальных границ, излишним космополитизмом [14, с. 82].
В СМИ необходимо демонстрировать, что Россия – сильное государство, открывающее массу возможностей для тех, кто хочет учиться и работать на благо своей семьи и Родины. Следует формировать образ нового россиянина, трудолюбивого, ответственного, честного, образованного, физически здорового, преисполненного гордости за свою страну [1; 15]. Л.И. Абалкин писал: «Великие дела требуют и великой энергии. В стране следует сформировать и постоянно поддерживать всеми информационными средствами духовный подъём, нацеленный на обновление экономики и создание комфортных условий жизни для россиян» [4, с. 157].
В связи с этим в национальном масштабе можно было бы провести кампанию, например, под названием «Города России» или «Мой город – моя страна». Суть её в том, чтобы каждый день на федеральных телеканалах демонстрировать сюжет о каком-либо городе России с исторической и культурной справкой о нём, например, во время празднования дня этого города. Это позволит людям больше узнать о своей стране, поднять дух патриотизма. Отечественному телевидению и радио требуется также больше передач, рассказывающих об истории, культуре, науке, образовании, выдающихся гражданах России. При этом должна чётко прослеживаться связь между высоким уровнем патриотизма и соответствующими уровнем качества жизни и состоянием экономики страны. В качестве историко-культурной основы таких передач и сюжетов должны использоваться примеры из жизни выдающихся российских предпринимателей, учёных, государственных и общественных деятелей (С. Витте, П. Столыпин, В. Варгин, П. Третьяков, Д. Менделеев, Н. Путилов и другие).
М.Г. Делягин предлагает ввести 50%-ную квоту на трансляцию по радио и показ по телевидению российских и советских песен, кинофильмов, а также более активно размещать госзаказы на производство патриотически ориентированных продуктов СМИ, как это делало американское правительство в годы Великой депрессии в отношении Голливуда [16, с. 500].
Внести соответствующие коррективы необходимо и в учебные программы высшего профессионального образования. Если в школах уже внедрено преподавание патриотически ориентированных дисциплин, например, связанных с изучением истории и культуры родного края, то в вузах патриотическому воспитанию уделяется крайне мало внимания. Между тем, как писал Н. Мордвинов, глава Вольного экономического общества России в первой половине ХIХ в., «надобно стараться, чтобы образцы словесности, обыкновенное учение истории, самые зрелища и другие забавы твердили потомкам об их отечестве, чтобы воспоминание о славных подвигах предков, о счастливых и бедственных переменах, испытанных Россией, слились с первыми свежими понятиями и чувствованиями детскими» [17, с. 17].
В новых образовательных стандартах должна быть предусмотрена возможность формирования общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с патриотическими аспектами тех или иных учебных курсов. Из дисциплин экономического профиля можно привести такие примеры, как «Основы глобализации», «Мировая экономика», «Внешнеэкономическая деятельность», «История экономических учений», не говоря уже о курсах истории, философии и культурологии. Учение о рефлексах, опыты поведенческой экономики, экономической психологии, феномен социального доказательства показывают, что если людям достаточно часто демонстрировать какиелибо модели поведения как реально существующие, то рано или поздно они становятся реальностью. Поэтому средства массовой информации, кино, музыка и театр, а также система образования должны, наконец, в полной мере выполнить свою важнейшую миссию – воспитать грамотного, интеллектуально и культурно развитого менеджера, предпринимателя, гражданина России, в жизни которого дом, Родина, долг, ответственность, национальная безопасность занимают главное место.
* * *
Финансовые кризисы, социальное расслоение, военные конфликты на границах России и другие проблемы отодвинули на второй план не менее важную проблему излишнего космополитизма, преклонения перед чужим образом жизни, слепого перенимания чужого опыта, одним словом, утраты национальной идентичности. В средствах массовой информации стало модно шутить над нашей национальной принадлежностью, во многих людях развился комплекс национальной неполноценности, и они всё чаще оглядываются на опыт других стран, забывая о тех научных, культурных и социальноэкономических достижениях, которые наша страна подарила миру.
На проблему падения уровня патриотизма в российском обществе можно было бы не обращать внимания, если бы патриотизм не имел самого прямого отношения к экономике страны. В данной статье мы попытались доказать, что патриотизм ещё и экономическая категория, определяющая мотивы поведения таких субъектов экономических отношений, как предприниматели, менеджеры, а также госслужащие всех уровней управления и ветвей власти и, конечно, простые люди. В этом смысле следует говорить о понятии «национальная экономическая ответственность», основанном на расширении трактовки термина «корпоративная социальная ответственность» и понимании патриотизма как экономической категории. Дело в том, что в России слово «корпоративный» имеет негативную коннотацию, ассоциируется с такими явлениями, как клановость, группизм, социальная разобщённость. Это разделяет общество на классы, группы, у каждой из которых своя «корпоративная» ответственность, никак не связанная с интересами других групп и родной страны. Однако экономический субъект – это и менеджер, и бизнесмен, и чиновник, и простой человек. Групповой морали не должно быть, напротив, должна быть общая политическая, экономическая, социальная, то есть национальная мораль и ответственность для всех. При этом психология экономического поведения во многом определяется уровнем патриотизма, а значит, способностью и желанием учитывать национальные интересы при разработке социально-экономической политики государства, лояльностью к отечественным товаропроизводителям, желанием учиться и работать в родной стране. В связи с этим необходимо в ближайшее время начать комплексную программу реализации мероприятий государственной информационной и социальноэкономической политики, направленных на повышение уровня патриотических настроений в обществе и включающих, прежде всего, совершенствование образовательных стандартов и программ и социальную рекламу, пропагандирующую достижения России в области науки, искусства, спорта, внешней политики, представляющую Россию как страну равных возможностей, воспитывающую любовь к Родине и бережное отношение к её богатствам, уважение и толерантность к другим людям.
Литература
1. Нифаева О.В., Нехамкин А.Н. Социальная реклама на службе модернизации // ЭКО – Всероссийский экономический журнал. – 2013. – № 4. – С. 158–171.
2. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения: автореф. дис. … докт. полит. наук. – Ростов-н/Д, 2009.
3. Бердяев Н. Судьба России. – М.: Философское общество СССР, 1990.
4. Летенко А., Абалкин Л.И. Россия: осмысление судьбы // Вопросы экономики. – 2012. – № 8. – С. 153–158.
5. Малинин Е.Д. Социальная ответственность предпринимателей и экономические реформы в России // ЭКО. – 2000. – № 10. – С. 177–189.
6. Мау В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2012 года // Вопросы экономики. – 2013. – № 2. – С. 4–23.
7. Степанов Е. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. – М.: Вест-Консалтинг, 2006.
8. Кирилина Т.Ю. Становление социологии морали: социолого-исторический анализ: автореф. дис…докт. социолог. наук. – М., 2009. – 43 с.
9. Кротов Д.В. Социальный капитал российской молодёжи: автореф. дис. … докт. социолог. наук. – Ростов-н/Д, 2009.
10. Нифаева О.В., Нехамкин А.Н. Система социальной рекламы в Российской Федерации: механизмы и направления развития. – Брянск: БГТУ, 2012.
11. Гуськов И.А. Социальная зависимость в российском обществе: социологический анализ: автореф. дис. … докт. социолог. наук. – Ростов-н/Д, 2008. – 42 с.
12. Понарина Н.Н. Феномен глобализации и перспективы общественного прогресса: социально-философский анализ: автореф. дис. … докт. филос. наук. – Краснодар, 2009.
13. Магомедов М.Г. Социальное доверие в российском обществе: социологический анализ: автореф. дис. … докт. социолог. наук. – Ростов-н/Д, 2009.
14. Санина А. Формирование государственной идентичности: социально-управленческий аспект // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 7. – С. 81–90.
15. Нифаева О.В., Нехамкин А.Н. Социальная реклама как фактор экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 5. – С. 48–55.
16. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. – М.: Вече, 2008. – 528 с.
17. Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демографии // Вопросы экономики. – 2006. – № 12. – С. 4–19.