Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №3 год - 2011
Тихомирова О.Г.,
к. э. н., доцент,
Санкт-Петербургский государственный университет
информационных технологий, механикии оптики
(НИУ «ИТМО»), доцент кафедры менеджмента
Глобализация явилась причиной промышленной реструктуризации предпринимательских структур, то есть коренной перестройки и мирового промышленного рынка и перераспределения сил в международной конкуренции.
Отличительными чертами промышленной реструктуризации современных предпринимательских структур являются рост роли аутсорсинга, построение сетевых структур, специализация на ключевых сферах деятельности, концентрация на росте профессионализма, тенденция к оптимизации управленческих расходов и сокращение персонала, сопровождающиеся ростом числа заключённых альянсов, договоров стратегического партнёрства, слияний и поглощений и других форм сотрудничества и кооперации.
В процесс глобальной промышленной реструктуризации оказываются вовлечёнными все предпринимательские структуры, независимо от размера и сферы деятельности – крупные (LSE’s), численностью 250 и более человек (500 и более для США), малые и средние (SME’s), численностью 10–49 и 50–249 работников соответственно, и микрокомпании, численностью 1–9 человек(1).
Очевидно, что основная по стоимости часть заключаемых договоров международного сотрудничества приходится на крупные предпринимательские структуры.
Однако малые и средние предпринимательские структуры, обладающие передовыми технологиями, уникальными нематериальными активами, развитой сбытовой сетью, знаниями в области производства и реализации нишевого продукта, становятся полноправными членами транснациональных союзов и объединений, что позволяет им добиться расширения рынков сбыта, экономить издержки за счёт эффекта масштаба и получить дополнительную прибыль от продажи или передачи в аренду своих технологий. В первую очередь, естественно, это касается небольших предпринимательских структур, занятых в высокотехнологичных областях, обладающих знаниями или производящих инновационный продукт.
(1) Классификация в соответствии с общепринятой классификацией EuroStat и OECD. По законодательству РФ к микропредприятиям относятся предприятия численностью 1–15 человек, к малым – 16–100 человек, к средним – 101–250 человек, к крупным – более 250 человек.
Создание глобальных бизнес-сетей способствует консолидации и интеграции в отраслях, способствуя организации объединений различного рода – альянсов, кластеров.
Транснациональные предпринимательские структуры при входе на новые рынки стараются снизить расходы на освоение посредством сотрудничества или приобретения местных фирм, являющихся более компетентными на данном рынке. Таким образом, малые и средние предпринимательские структуры имеют реальный шанс стать членами реальных или виртуальных бизнес-сетей.
Кроме того, малые и средние предпринимательские структуры могут эффективно использовать сильные бренды и большие объёмы поставок крупных компаний (подобное взаимодействие характерно в сфере фармацевтики и информационных технологий).
Малые и средние высокотехнологичные предпринимательские структуры часто обладают уникальными знаниями, разработками и технологиями, которые могут быть эффективно применены в сотрудничестве с крупными компаниями (это распространено в сфере биотехнологий). Крупные предпринимательские структуры не могут обладать знаниями абсолютно во всех областях своей деятельности, разработка и производство инноваций требуют постоянного взаимного обучения. Оно оказывается более эффективным при сотрудничестве и взаимодействии, в том числе и на международном уровне.
Часть малых и средних предпринимательских структур (например, в сфере услуг, торговле, частные медицинские учреждения, рестораны) по-прежнему ориентируется прежде всего на внутренний рынок. Однако предпринимательские структуры, работающие в динамичных отраслях, всё больше стремятся к объединению и партнёрству с крупными компаниями. В России, по данным Росстата, среди причин, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса, 61% приходится на недостаточный внутренний спрос, 44% – на несовершенство налоговой политики и высокие налоги, 47% – на недостаток финансовых средств, 66% – на неопределённость экономической ситуации и 12% – на недостаточный объём внешнего спроса. Каждая из этих проблем может быть решена в том числе и усилением взаимодействия и сотрудничества с крупными компаниями, позволяющим достичь производственной и инновационной синергии [4].
По данным Евростата, в период 1992–2008 гг. в США 97% экспорта приходилось на малый и средний бизнес, в Японии – 54%. При этом доля дохода от участия в международных альянсах малых и средних предприятий в США составляет 13% (39%, если рассматривать только производственную отрасль) [3]. В странах Евросоюза лидирующее положение занимают Турция (14,4%), Бельгия (12,7%) (рис. 1) [3].
Большая часть международной кооперации осуществляется между предпринимательскими структурами внутри ЕС (77%), особенно это касается микропредприятий.
Около 5% приходится на США и Канаду, 9% – на компании стран Азии, 4% – на страны Европы, не являющиеся членами Евросоюза [3].
Основными формами международного сотрудничества между крупными, малыми и средними предприятиями, наиболее распространёнными в настоящее время, являются:
- экспорт;
- импорт;
- прямые иностранные инвестиции;
- технологическая и техническая кооперация;
- субконтрактные подряды.
Распределение доли участия малых и средних предпринимательских структур в различных формах международного сотрудничества в Европе по состоянию на 2009 г. приведены на рис. 2 [3].
Рассмотрим перспективы участия малого и среднего бизнеса в международном сотрудничестве по отраслям промышленности.
Наибольшее число международных альянсов с участием малого и среднего бизнеса приходится на бизнес-консалтинг, компьютерные технологии, финансовый сектор, программное обеспечение и фармацевтику.
В области производства программного обеспечения (софта) создание альянсов необходимо для выживания и развития предпринимательских структур, так как создание программного продукта носит нишевый характер, требует специальных знаний множества специалистов и постоянных инноваций, совершенного технического оснащения. В результате высокой скорости технологических изменений производители компьютеров и электроники стремятся к созданию союзов, включая в них мелких производителей софта, являющихся более гибкими и близкими к потребителям.
К основным целям создания международных альянсов, включающих малые и средние предпринимательские структуры в области программного обеспечения, относятся получение необходимых лицензий, обмен знаниями и технологиями, маркетинг и непосредственно производство. Наиболее задействованы в этой сфере малые предприятия Японии, США [1, c. 19].
В фармацевтической отрасли альянсы направлены на совместное проведение исследований и клинических испытаний, лицензирование и продвижение. Они являются основой бизнеса. Основной целью создания альянсов являются распределение рисков, финансирование исследования, производства и дистрибуция лекарственных средств, трансфер знаний и технологий. Более 90% сделок с малыми предпринимательскими структурами приходится на США, их крупные партнёры происходят из Японии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции, России [1, с. 21].
Отрасль телекоммуникаций также лидер в создании альянсов с участием малого и среднего бизнеса. Объединение компаний стало необходимым условием выживания, так как глобализация и развитие средств коммуникаций привели к стиранию информационных границ и возникновению потребности в широком спектре услуг связи и обмена информацией на международном уровне. Крупные компании приобретают или заключают альянсы с местными небольшими телекоммуникационными компаниями, операторами связи и фирмами, обеспечивающими техническую поддержку.
Оптовая торговля. Многие мелкие производители имеют уникальный продукт, но не имеют возможности для его продвижения и реализации. Поэтому они заключают договор с крупными розничными сетями. Однако с середины 1990-х гг. цели объединения в сфере торговли вышли за рамки маркетинга. Так, крупные розничные сети становятся эксклюзивными дистрибьюторами производителей, которые разрабатывают и производят продукцию под собственным брендом по более низким ценам Финансовый сектор. Крупные банки, страховые компании объединяются с местными небольшими структурами, образуя совместные предприятия и совместно предоставляя услуги различного спектра, включая страхование, брокерские услуги, инвестиции и финансирование девелоперских проектов.
В целом большая часть международных альянсов между малыми и крупными предпринимательскими структурами приходится на торговлю (80%), горную и горнодобывающую отрасль (76%), производство (74%), исследования и НИОКР (70%) [3].
Участие предпринимательских структур малого и среднего бизнеса в международных кластерах, альянсах и других объединениях позволяет осуществлять эффективный трансфер технологий и знаний, осуществление НИОКР, производство инноваций, обмен опытом в области управления и развития, что в конечном счёте сказывается на росте и развитии отраслей в целом.
Глобальная реструктуризация предпринимательских структур осуществляется по двум основным направлениям:
1) переорганизация процессов и передача части производственных и иных процессов на аутсорсинг;
2) усиление специализации в чётко определённом сегменте рынка и по ключевым видам деятельности.
Усиление конкуренции в 1990-х гг. привело предпринимательские структуры к необходимости организационной реструктуризации с целью усиления производственной синергии. Многие конгломераты, основанные на объединении не связанных между собой предпринимательских структур единым бизнес-процессом или технологией, стали реорганизовываться в узко специализированные альянсы. Так, например, в финской Nokia в 1992 г. было принято ключевое стратегическое решение о концентрации на телекоммуникационном бизнесе, и в течение 1990-х гг. постепенно были проданы непрофильные подразделения, что позволило Nokia стать ведущим мировым производителем мобильных телефонов и телекоммуникационных систем [5].
По мере усиления специализации, взаимодействия и взаимозависимости как на региональном уровне, так и на международном, а также роста числа инновационных продуктов малые и средние предпринимательские структуры всё больше вовлекаются в организацию транснациональных кластеров и инновационных бизнес-сетей, предоставляющих им широкие возможности для развития. Неизбежный рост издержек и усиление давления конкуренции на международном уровне негативно сказываются на менее конкурентоспособных малых и средних предпринимательских структурах.
Существенную роль в развитии глобальных инновационных бизнес-сетей играют информационные технологии, и в частности Интернет. Внедрение информационных платформ онлайнового бизнеса (e-commerce), например business-to-business (В2В) или электронной торговли business-to-customer (B2C), существенно снижает транзакционные издержки, связанные с поиском и взаимодействием с контрагентами, однако в то же время могут вывести за пределы сделок те фирмы, которые не имеют доступа к данным техническим средствам(1). В свою очередь, развитие интернет-торговли и бизнеса требует соответствующего программного обеспечения, средств защиты информации и технической поддержки. Тут малые и средние предпринимательские структуры становятся незаменимыми для крупных компаний.
Создание инновационных бизнес-сетей может осуществляться в различных организационных формах – неформальных (личные отношения между руководителями предпринимательских структур) и формальных организаций на основе членства. Таковы торговые соглашения и альянсы, торговые палаты, ассоциации, промышленные объединения, а также популярные в последнее время кластеры. По данным Евростата, большая часть инноваций, осуществляемых малыми и средними компаниями, приходится на предпринимательские структуры, участвующие в различных международных альянсах и объединениях [3].
Процесс формирования кластеров – это пространственная и информационная концентрация взаимосвязанных предпринимательских структур, научных и исследовательских центров, поставщиков ресурсов, дистрибьюторов, торговых ассоциаций в рамках одной отрасли или сферы деятельности вне зависимости от размеров.
Отличительная особенность кластеров – пространственная близость независимых структур, позволяющая им достигать производственного синергетического эффекта за счёт снижения транзакционных издержек, увеличения скорости и эффективности решения поставленных задач, быстрого доступа к информации и к инновациям в области технологии и управления.
Формирование отраслевых кластеров является приоритетной политикой в инновационном и экономическом развитии многих регионов России. Так, например, «новая экономическая платформа» Омской области, заявленная в ноябре 2010 г., заключается в привлечении крупных инвесторов и запуске крупных производств, а также формировании четырёх отраслевых кластеров – кремниевого, нефтехимического, лесопромышленного и агропромышленного на основе объединения уже имеющихся и вновь строящихся заводов и промышленных объектов [6].
(1) 65% международного сотрудничества осуществляется посредством электронной коммерции (EuroStat).
К аналогичным процессам относятся формирование нанотехнологического кластера в Дубне [11], кластера лёгкой промышленности на юго-западе России [9], биотехнологического кластера в Томске [10], микроэлектронного в Зеленограде [8]; автомобильного (производителей автокомпонентов), фармацевтического кластеров, инновационно-технологического кластера машиностроения и металлообработки, медицинского и экологического приборостроения, информационных технологий, полимерного, кластера электроники, приборостроения и средств связей в Санкт-Петербурге [12].
Процесс создания кластеров по отраслевому признаку является необходимым, но недостаточным условием для эффективного взаимодействия и вовлечения в глобальные экономические процессы всех предпринимательских структур. Пространственно-географическая близость даёт возможность для производственной синергии, но не всегда подразумевает инновационное взаимодействие и синергию знаний. Поэтому все большее значение имеют инновационные кластеры, объединённые информационным пространством и взаимодействием и ориентированные на производство и синергию инноваций и знаний, например иннопарки (в частности, масштабный проект Сколково или иннопарк в Димитровграде), индустриальные и технопарки, например индустриальные парки «Шексна» [7], «Марьино». И, конечно, малые и средние предпринимательские структуры нуждаются в полномасштабной поддержке государства посредством организации и стимулирования международных связей и промышленной кооперации, предоставления государственных заказов, создания бизнес-инкубаторов, финансовой и налоговой поддержки
Среди факторов, инициирующих глобальную промышленную реструктуризацию предпринимательских структур и создание альянсов между крупным и малым бизнесом, можно назвать:
1. Экономические факторы: стремление снизить транзакционные издержки, быстрый и дешёвый доступ на рынок, экономическая интеграция.
2. Усиление конкурентных позиций за счёт доступа к таким нематериальным активам местных небольших компаний, как знание рынка и близость к потребителям.
3. Совершенствование сбытовой сети.
4. Совершенствование системы поставок(1).
5. Снижение издержек и поиск более привлекательного с точки зрения стоимости рабочей силы региона.
6. Оптимизация налоговых выплат.
7. Финансирование НИОКР: небольшие предпринимательские структуры могут эффективно вести на исследования в сфере высоких технологий, биотехнологий в обмен на финансирование текущих или будущих проектов, софинансирование, а также выполнение проектов для более крупных компаний.
8. Развитие информационных технологий, и в частности Интернета, позволяющих наглядно представлять свою продукцию, облегчающих и значительно удешевляющих коммуникации между предпринимательскими структурами. Глобальная коммуникационная сеть способствует повышению согласованности и ритмичности деятельности предпринимательских структур, удалённых друг от друга в пространстве, повышая эффективность взаимодействия в совместной работе.
9. Распределение рисков в сфере НИОКР. Исследования и разработка инновационного продукта часто носят рисковый характер; сотрудничество и кооперация в области НИОКР позволяют существенно снизить риски и повысить эффект от масштаба и области применения результатов НИОКР.
10. Снижение жизненного цикла продукции в результате высокой скорости развития технологий и изменения предпочтений потребителей. Например, в сфере разработки программного обеспечения небольшие предпринимательские структуры быстрее вносят необходимые изменения и адаптируют продукт под изменившиеся потребности рынка. В сфере фармацевтики всё больше передаются на аутсорсинг предварительные исследования и клинические испытания препаратов, дабы ускорить вывод на рынок нового продукта.
(1) Приоритетным фактором вступления в международные альянсы для крупного бизнеса является именно близость потребителей и рынков сбыта, в то время как для малых и средних компаний это близость контрагентов, которым они оказывают услуги или выполняют какие-либо работы по субподряду.
Таким образом, в современных условиях все предпринимательские структуры вовлечены в единый процесс глобальной промышленной реструктуризации, которая может обеспечить максимальную эффективность и устойчивость развития всем элементам инновационных бизнес-сетей. Особую актуальность создание международных альянсов имеет для развития российских малых и средних предприятий в рамках государственной программы поддержки малого предпринимательства как основы национальной экономики.
Литература
1. Sakai K. Global Industrial Restructuring: Implications for Small Firms // OECD Science, Technology and Industry Working Papers. – 2002. – № 4.
2. Kang N., Johansson S. Cross-Border Mergers and Acquisitions: Their Role in Industrial Globalisation // OECD Science, Technology and Industry Working Papers. – 2000. – № 1.
3. epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home.
4. gsk.ru.
5. nokia.com/about-nokia/company.
6. omskinform.ru/main.php?id=1&nid=35963.
7. investrussia2010.com/parks.
8. zelenograd.ru/news/4716/.
9. rustm.net/catalog/article/285.html.
10. strategia.tomsk.ru/publications-584.html.
11. dubna.ru/34/2935.html.
12. partneriat-spb.ru.